В настоящее время многие промышленные предприятия, управленческий персонал которых серьезно обеспокоен поиском благоприятных перспектив развития бизнеса и улучшением финансового состояния, выделяют в своей структуре торговые подразделения. Зачастую помимо оптовых продаж широкое развитие получает розничная торговля собственной продукцией в специально открываемых магазинах, торговых домах, павильонах. Кроме стационарных торговых точек весьма эффективно работают передвижные точки выездной торговли в Минске. Например, многие мясокомбинаты и молочные заводы имеют для этих целей специализированные автомобили с фирменной символикой на бортах. Наконец, практически каждое предприятие, выпускающее товары народного потребления, имеет возможность их пробной розничной реализации во время различных тематических выставок, ярмарок, презентаций.

Перечислим основные преимущества организации такой торговли:

Таким образом, преимущества организации собственного розничного магазина или отдела очевидны. Вместе с тем это мероприятие может привести и к отрицательным последствиям, которые будут выявлены в ходе аудиторской или налоговой проверки, проведенной в данном подразделении. Речь идет о следующем. Подбирая в розничный магазин кандидатуру бухгалтера, кадровые службы, как правило, отдают предпочтение специалистам, имеющим опыт работы в розничной торговле. Этот опыт будет полезен при налаживании в магазине складского учета и бухгалтерского делопроизводства, формировании системы материальной ответственности, организации инвентаризаций и т.п., однако его наличие может привести к использованию в магазине таких же бухгалтерских и налоговых учетных схем, как в розничной торговле, которые в данном случае совершенно неприемлемы. Имеются в виду схемы, использующие показатель торговой наценки и базирующиеся на соответствующих бухгалтерских счетах (41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на реализацию») и налоговых правилах (исчисление налогооблагаемых баз на основе разницы продажных и покупных цен товаров).