В статье представлен авторский взгляд на вопросы качества и стоимости аудиторской проверки, ответственности аудиторов и заказчиков, выбора аудиторов и выстраивания отношений с ними, что будет полезно как тем, кто уже давно работает с аудиторами, так и тем, кому впервые придется с ними сотрудничать.

Что такое аудит

В сознании большинства заказчиков аудита и контролирующих органов закрепилась трактовка аудита как налоговой проверки. Как следствие, критерием хорошо проведенной проверки считается отсутствие у аудируемых лиц штрафных санкций со стороны контролирующих органов. Такое понимание аудита обусловлено тем, что заказчики не знают особенностей законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, а аудиторы их об этом не осведомляют.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим данный вид деятельности, предметом аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии финансовых (хозяйственных) операций законодатель­ству. Результатом аудита является мнение аудитора о мере искажений бухгалтерской отчетности, которое позволяет пользователю этой отчетности делать выводы и принимать обоснованные решения. При этом аудитор должен определить уровень ошибки в отчетности, в пределах которой он может выражать свое мнение. Такая предельная ошибка на профессиональном языке аудиторов называется уровнем существенности. Если отчетность содержит искажения в пределах уровня существенности, аудитор высказывает положительное мнение о ее достоверности, если же искажения превышают уровень существенности — аудитор выражает отрицательное мнение. На основе уровня существенности и оценки рисков аудитор рассчитывает величину проверяемой выборки. Результаты выборочной проверки распространяются на всю генеральную совокупность. Таким образом, аудиторская проверка не направлена на обнаружение всех ошибок в учете, а определяет, имеются ли в  отчетности ошибки, превышающие уровень существенности.