Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 13 августа 2015 г.

При проведении внешнеторговых операций следует учитывать территориальный характер юрисдикции государств в этой сфере: никто не может обязать белорусскую сторону соблюдать, например, российские законы (если только он не ведет бизнес непосредственно на территории Российской Федерации), равно как и наоборот. Однако знание законодательства своего внешнеторгового партнера поможет наилучшим образом спланировать проведение внешнеторговой операции и подготовить вариант договора, а также правильно соблюсти все процедуры при ее проведении.

 

Структура и принципы законодательства

В Российской Федерации, как и в Республике Беларусь, принят Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 29.06.2015; далее – ФЗ № 173-ФЗ), аналогичный закон есть и в Республике Беларусь. Однако содержание ФЗ № 173-ФЗ существенно отличается от белорусского аналога. Закон от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 12.07.2013; далее – Закон № 226-З) построен по принципу конституции – минимум норм прямого действия, а лишь общие принципы, которые затем конкретизируются в нормативных правовых актах Национального банка. Следовательно, можно говорить, что основным документом (не в плане юридической силы, а в плане содержания) в данной сфере является не Закон № 226-З, а Правила проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Национального Банка от 30.04.2004 № 72 (в ред. от 24.05.2010). В Российской Федерации ФЗ № 173-ФЗ – это закон прямого действия с минимумом отсылочных норм.