Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 октября 2015 г.

Один из способов увеличения лояльности покупателей, постепенно завоевывающий популярность и в Республике Беларусь, – это торговые карты (сертификаты), дающие право потребителю на определенную скидку при очередной покупке либо на бонус, который может быть потрачен дополнительно. В настоящей статье рассмотрены виды торговых карт (сертификатов) и порядок их предоставления покупателям в Республике Беларусь.

 

В настоящее время отсутствует не только специальное законодательство о торговых картах, но и соответствующее нормативное понятие. Между тем это достаточно важно по причине пересечения торговли и банковской деятельности в некоторых видах карт.

Банковские платежные карточки всегда опосредуют отношения кредита: дебетовые – когда в роли кредитора выступает владелец карт-счета, кредитные – банковского кредита. Однако подобные отношения характерны и для небанковских предоплаченных карт (например, карты метрополитена, РУП «Белтелеком», интернет-провайдеров и т.п.). Бонусные или подарочные торговые карты имеют признаки денежной эмиссии. Вместе с тем граница между торговыми и банковскими картами все же существует и заключается в целях использования: торговая карта – это не финансовый, а маркетинговый инструмент. Пользу, которую извлекает торговая организация от его выпуска, можно измерить лишь косвенным образом через увеличение объема продаж. Плата, взимаемая иногда при распространении таких карт, носит скорее символический характер (близка к себестоимости изготовления) и имеет целью частично покрыть издержки на изготовление бланка, а также подтвердить серьезность намерения приобретателей. Впрочем, существуют некоторые виды подарочных сертификатов, стоимость которых сопоставима с номиналом, но и цель их использования несколько отличается от всех других (это не «подарок приобретателю от заведения», а подарок приобретателя третьему лицу, дающий право на бесплатное приобретение товара).