Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 16 марта 2016 г.

В статье рассматриваются принятые в международной практике проведения госзакупок стратегии при приобретении товаров (работ, услуг), анализируются их положительные стороны применительно к национальному регулированию госзакупок.

Приобретение товаров (работ, услуг) (далее – товары) как процесс можно рассматривать с позиции стратегии и тактики.

Выбор стратегии обусловлен тем, что именно необходимо заказчику, покупка товаров (purchasing) или покупка с условием последующего обслуживания (сервисного, гарантийного), оказания сопутствующих услуг (supply management). В первом случае речь идет о приобретении стандартизированных товаров. Заказчику нет необходимости тратить время на длительный выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – поставщик), на переговоры, поэтому и условия, выдвигаемые заказчиком в таком случае, жесткие и определенные (hard negotiation strategy). Во втором случае предполагается создание нового продукта, новой технологии, строительство объектов, приобретение сложного оборудования, где необходимы специфические знания, квалификация и иные характеристики поставщика, а также постпродажное обслуживание, что в ряде случаев предполагает продолжительный период сотрудничества в рамках договорных отношений. В связи с этим и выбор поставщика приобретает особую важность и время на выбор, проведение переговоров затрачивается значительное (compromise or integrative negotiation strategy).