О ХОДЕ ЗИМОВКИ СКОТА И ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ
 ЖИВОТНОВОДСТВА В ХОЗЯЙСТВАХ ВОЛКОВЫССКОГО И КРУГЛЯНСКОГО РАЙОНОВ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
              Кабинета Министров Республики Беларусь
                    19 декабря 1994 г. N 254

===

     Рассмотрев материалы проверки состояния животноводства в зимний
период в  хозяйствах Волковысского и Круглянского  районов и в целом
по  республике,  а  также  заслушав  отчеты председателей исполкомов
указанных  районов  Дубровского  И.Д.  и  Царикова  А.А. и сообщение
заместителя   Министра     сельского     хозяйства и  продовольствия
Зеневича А.В. по    данному   вопросу, Кабинет Министров  Республики
Беларусь  отмечает, что зимовка скота проходит в чрезвычайно сложных
условиях,  вызванных   недостатком  кормов,  других  материальных  и
технических ресурсов, тяжелым экономическим положением хозяйств.
     Обеспеченность скота  кормами в колхозах  и совхозах республики
составляет 81 процент к потребности, что на 10 процентов меньше, чем
в прошлом  году.  На    условную    голову   скота  выделено  только
16,1 центнера кормовых   единиц.   В  281 хозяйстве,  где содержится
705 тыс.условных голов скота, или  16  процентов  общей  численности
их в республике, заготовлено всего лишь 50 процентов и менее нужного
объема  кормов.  Особенно  мало   в  хозяйствах  сочных  кормов  (47
процентов к потребности).
     Несколько лучше  положение дел с кормами  в колхозах и совхозах
Волковысского и Круглянского районов. Здесь на условную голову скота
выделено соответственно по 17,3 и 20,6 центнера кормовых единиц, что
на 7,5 и 30 процентов больше, чем  в среднем по республике, и нет ни
одного хозяйства с обеспеченностью кормами ниже 50 процентов.
     В  то  же  время  руководители  и  специалисты  многих хозяйств
указанных районов в сложной обстановке нынешней зимовки работают без
должного напряжения, допускают  нарушения технологических требований
в процессе   производства  и   заготовок  продукции  животноводства,
ослабили организаторскую  работу с животноводами  непосредственно на
фермах,  не создают  им необходимых  условий для  труда и  отдыха, а
исполкомы  районов  не  принимают   достаточных  мер  к  исправлению
создавшегося  положения.  Хозяйствами   этих  районов  не  полностью
используются возможности  кормовой базы, кормоцехи  в большинстве из
них  не   работают,  приготовление  кормов   не  ведется.  Все   это
сказывается на продуктивности животных.
     Так,  в  хозяйствах  Круглянского  района,  где  кормовая  база
позволяет  достичь суточного  удоя от  коровы 4,5  - 5  килограммов,
фактически  получено по  состоянию на  25 ноября  1994 г. только 3,3
килограмма,  а  в  совхозах   "Шепелевичи",  "Круча",  "Тетерино"  и
колхозах  "Рассвет",  имени  Калинина  -  всего  лишь  по  1,8 - 2,8
килограмма. В  колхозе имени Ленина Волковысского  района, в котором
выделено  на условную  голову скота  19,3 центнера  кормовых единиц,
надаивают только 4,3 килограмма молока в сутки от коровы.
     С углублением зимнестойлового  периода увеличивается отставание
в продуктивности   животноводства.   За   10   месяцев   1994   года
производство   молока  в   республике  снизилось   по  сравнению   с
соответствующим  периодом 1993  года на  1 процент,  в том  числе за
октябрь - на  2 процента и за 25  дней ноября - на 8  процентов, а в
хозяйствах  Волковысского  района  -  соответственно  на  2,  8 и 9,
Круглянского -  на 2, 1  и 8 процентов.  Такая же обстановка  в этих
районах и с производством мяса.  В колхозах и совхозах Волковысского
района  его  произведено  на  21  процент  и  Круглянского  -  на 12
процентов меньше, чем за такой же период прошлого года.
     Созданные  в  специализированных   хозяйствах  Волковысского  и
Круглянского  районов  мощности  по  выращиванию  и откорму крупного
рогатого   скота  используются   всего  лишь   на  40-50  процентов,
продуктивность   животных   на    них   низка.   Сложившаяся   ранее
межхозяйственная  кооперация по  производству говядины  и свинины не
действует, растут затраты кормов на получение единицы продукции.
     Многие  хозяйства  Волковысского  и  Круглянского  районов ищут
выход из создавшегося трудного положения в животноводстве с кормами,
другими  материально-техническими ресурсами  в сокращении  поголовья
скота,  чем  наносят  экономике  республики  значительный  ущерб.  В
хозяйствах Волковысского района  численность крупного рогатого скота
сократилась по сравнению  с 1990 годом на 17  процентов, в том числе
коров - на 12, свиней -  на 19 процентов, в хозяйствах  Круглянского
района - соответственно на 19, 8 и 32 процента.
     Перерабатывающие    предприятия    районов,    используя   свое
монопольное положение, необоснованно завышают стоимость своих услуг,
пренебрегают  интересами   колхозов  и  совхозов   и  несвоевременно
производят  расчеты за  принятую от  них продукцию.  В связи  с этим
хозяйства   вынуждены  строить   собственные  цехи   по  переработке
сельскохозяйственной продукции, в то время как имеющиеся мощности на
государственных предприятиях не загружены.
     Росский   комбикормовый   завод,   находящийся   на  территории
Волковысского   района,   в   настоящее   время   простаивает  из-за
заполненности складских помещений  комбикормами, не находящими сбыта
по причине  высокой их стоимости (в  структуре стоимости этих кормов
платежи  за пользование  банковскими  кредитами  составляют    40-50
процентов). Колхозы и  совхозы же сдали в обмен  на комбикорма этому
заводу из урожая 1994 года только  1,3 тыс.тонн зерна (в 1992 году -
34 и  1993 году - 19  тыс.тонн), а зерно, выделенное  ими для скота,
скармливается без переработки, что крайне неэффективно.
     Кроме  того, вследствие  отсутствия нужного  сырья, и  особенно
сахара и сухого обезжиренного молока, указанный завод не в состоянии
производить полноценные  комбикорма для молодняка  крупного рогатого
скота   и  свиней,   что  отражается   на  работе   животноводческих
комплексов.
     Аналогичная  ситуация со  сдачей зерна  в обмен  на комбикорма,
производством    полноценных   комбикормов    для   животноводческих
комплексов имеет место и в других регионах республики.
     Кабинет   Министров  Республики   Беларусь  подчеркивает,   что
создавшееся  положение с  зимовкой скота  и производством  продукции
животноводства в хозяйствах Волковысского и Круглянского районов и в
большинстве   других  районов   республики  наряду   с  объективными
причинами   во   многом   определяется   снижением   ответственности
руководителей   исполкомов  районов,   хозяйств,  зоотехнических   и
ветеринарных  специалистов,  заведующих  фермами  и  животноводов за
рациональное   использование    кормов,   продуктивность   животных,
воспроизводство и сохранность  молодняка, оздоровление дойного стада
и недопущение  необоснованного  повышения   затрат  на  производство
продукции животноводства.

     Кабинет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1.  Признать  недостаточной  работу  исполкомов Волковысского и
Круглянского  районов  по  проведению  зимовки  скота и производству
продукции животноводства.
     Потребовать  от указанных  исполкомов и  Министерства сельского
хозяйства   и  продовольствия   устранить  отмеченные   в  настоящем
постановлении  недостатки в  организации зимнестойлового  содержания
скота  и  производстве  животноводческой  продукции  и о результатах
принятых мер  доложить Кабинету    Министров   Республики Беларусь к
15 марта 1995 г.

     2.   Министерству   сельского   хозяйства   и   продовольствия,
исполкомам  областей  и  районов,  руководителям  хозяйств, учитывая
чрезвычайно сложную обстановку в животноводстве:
     систематически   рассматривать  вопросы   хода  зимовки  скота,
оперативно   принимать  меры   для  устранения   недостатков  в   ее
организации,  улучшения  использования  и  изыскания  дополнительных
резервов    кормов,   сохранения    численности   животных    и   их
продуктивности,   обеспечения   населения   продуктами   питания   и
перерабатывающей промышленности сырьем;
     взять под особый контроль колхозы и совхозы, где обеспеченность
кормами  составляет менее  50 процентов  к потребности,  максимально
мобилизовать внутренние резервы этих хозяйств на пополнение ресурсов
кормов,  оказать  им  помощь  кормами  со  стороны  других хозяйств,
изыскать  возможность  дополнительного   выделения  отходов  пищевой
промышленности;
     вести   целенаправленную   работу   по   улучшению  финансового
состояния хозяйств, и прежде всего за счет увеличения производства и
реализации продукции животноводства,  снижения издержек производства
и затрат на получение единицы продукции;
     принять  меры  к   улучшению  сохранности  поголовья,  снижению
яловости коров, сокращению непроизводительного молодняка, обеспечить
строгое  соблюдение  санитарного  режима  на  фермах  и охрану их от
инфекционных заболеваний;
     организовать    работу    по     возобновлению    и    развитию
межхозяйственных  связей,  обеспечению  животноводческих  комплексов
кормами и молодняком;
     применять  меры поощрения  к работникам  ферм, руководителям  и
специалистам   хозяйств,   добившимся   увеличения   производства  и
заготовок  продукции  животноводства   по  сравнению  с  достигнутым
уровнем прошлого года.  Строго спрашивать с лиц (вплоть  до снятия с
работы) за нарушения трудовой и технологической дисциплины.

     3.   Установить,   что   руководители   хозяйств,  председатели
исполкомов  районов несут  персональную ответственность  за успешное
проведение  зимовки  скота,  организацию  производства  и реализацию
продукции животноводства в зимнестойловый период 1994/95 года.

     4.   Министерству   сельского   хозяйства   и   продовольствия,
Министерству   финансов   и   облисполкомам   изыскать   возможность
дополнительного   выделения   денежных   средств   для   обеспечения
животноводства  в необходимом  количестве медикаментами,  вакцинами,
дезосредствами, ветеринарными инструментами и оборудованием.

     5.   Министерству   сельского   хозяйства   и   продовольствия,
облисполкомам рассмотреть вопрос об увеличении поставок предприятиям
комбикормовой промышленности  сухого обезжиренного молока,  сахара и
мелассы, с тем чтобы обеспечить производство полноценных комбикормов
для молодняка сельскохозяйственных животных и птицы.

     6.   Министерству   сельского   хозяйства   и   продовольствия,
Министерству    экономики    обеспечить    определение    нормативов
рентабельности    предприятий    комбикормовой    промышленности   и
формирование  цен  на  реализуемые  ими  потребителям  комбикорма  и
кормовые добавки  в зависимости от  соответствия указанной продукции
по  качеству  требованиям  государственных  стандартов и технических
условий.

     7. Просить Национальный банк:

     7.1.  установить порядок,  при котором  взимание с  предприятий
комбикормовой  промышленности процентов  за кредит,  выданный им  на
закупку   зерна  урожая   1994  года   для  выработки   комбикормов,
производится  в  сроки  согласно  представленным этими предприятиями
графикам переработки закупленного зерна;

     7.2. произвести  погашение половины сумм  по процентным ставкам
за пользование кредитами,  выданными предприятиям хлебопродуктов для
расчетов за поставленное хозяйствами  для государственных нужд зерно
урожая  1994 года,  за  счет  фонда льготирования  процентных ставок
Национального банка.

 Премьер-министр
 Республики Беларусь                             М.Чигирь