РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 20 марта 2001 г. № Р-109/2001

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В
ГОРОДЕ МИНСКЕ

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - Председателя Конституционного Суда
Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей
Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой
Э.А., Тиковенко А.Г., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., рассмотрев на
основании статьи 40, части первой статьи 116 Конституции обращение
Минского городского исполнительного комитета по вопросу правового
регулирования размещения наружной рекламы и платы за нее, установил
следующее.
 Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы,
регулируются Законом "О рекламе", постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 572 "Об утверждении
Положения о порядке размещения наружной рекламы" (в дальнейшем -
Положение) и другими актами законодательства.
 В соответствии со статьей 2 Закона "О рекламе" под наружной
рекламой понимаются плакаты, стенды, световые табло и иные
технические средства ее стабильного размещения на определенной
территории.
 Согласно статье 11 этого Закона распространение наружной
рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа
местного управления. За выдачу разрешений на распространение
наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных частью первой
указанной статьи, взимается плата в порядке и размерах,
устанавливаемых соответствующим органом местного управления.
Размещение рекламы на территории любых объектов, в том числе и на
территории историко-культурных, ритуальных и особо охраняемых
природных комплексов, а также определение размера и порядка внесения
платы за распространение этой рекламы осуществляются на основании
договора с собственником либо лицом, уполномоченным на то
собственником (если законом или договором не предусмотрено иное в
отношении этого лица), и при наличии разрешения, предусмотренного
частью второй данной статьи.
 Пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от
22 апреля 1999 г. № 572 "Об утверждении Положения о порядке
размещения наружной рекламы" установлено, что не допускается
вмешательство республиканских органов государственного управления,
местных исполнительных и распорядительных органов, а также иных
юридических и физических лиц в содержание рекламной информации,
размещаемой в качестве наружной рекламы, кроме случаев,
предусмотренных Законом "О рекламе" в части недопущения
распространения ненадлежащей и иной рекламы, в которой имеются
нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе.
 В своем обращении Мингорисполком отметил, что недопущение
вмешательства местных исполнительных и распорядительных органов в
содержание рекламной информации, размещаемой в качестве наружной
рекламы, не соответствует статье 120 Конституции, а также статье 11
Закона "О рекламе", предусматривающей размещение наружной рекламы
лишь при наличии разрешения соответствующего органа местного
управления. По мнению Мингорисполкома, содержащиеся в Конституции и
Законе предписания позволяют органам местного управления определять
и содержание рекламной информации при выдаче (или отказе)
рекламодателю разрешения на размещение наружной рекламы.
 Проанализировав Законы "О местном управлении и самоуправлении в
Республике Беларусь", "О статусе столицы Республики Беларусь -
города Минска" и другие нормативные акты, определяющие компетенцию
республиканских и местных органов государственного управления,
решающих в пределах своих полномочий вопросы размещения наружной
рекламы, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
 1. В соответствии со статьей 120 Конституции местные Советы
депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах
компетенции решают вопросы местного значения исходя из
общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на
соответствующей территории.
 Согласно статье 5 Закона "О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь" местное управление и самоуправление
осуществляются в соответствии с принципом самостоятельности и
независимости Советов, других органов местного самоуправления в
пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни.
 В силу предписаний части первой статьи 48 указанного Закона
создание, размещение, строительство или преобразование экономических
и социальных объектов, использование природных ресурсов на
соответствующей территории, решение иных вопросов хозяйственной,
социальной и культурной деятельности, затрагивающих интересы
населения, осуществляются с согласия исполнительного комитета
(местной администрации).
 Особенности компетенции Минского городского Совета депутатов,
Минского городского исполнительного комитета определяются Законом "О
статусе столицы Республики Беларусь - города Минска". В соответствии
со статьей 2 данного Закона статус города Минска как столицы
Республики Беларусь обусловливает специфику создания объектов
инфраструктуры международного значения, предоставление государством
дополнительных гарантий, связанных с осуществлением городом Минском
функций столицы Республики Беларусь.
 Мингорисполком в целях обеспечения указанных функций наряду с
осуществлением других функций разрабатывает и утверждает проекты
детальных планов, планов регулирования застройки, градостроительные,
строительные и эксплуатационные нормы и правила города Минска
(статья 9 Закона). Мингорсовет в этих же целях утверждает Устав
города Минска, в котором в том числе определяются особенности
градостроительного устройства, Правила благоустройства и содержания
города Минска (статья 10 Закона).
 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22
апреля 1999 г. № 572 ограничены возможности влияния местных
исполнительных и распорядительных органов на содержание рекламной
информации, размещаемой в качестве наружной рекламы. На практике это
сведено к праву местного исполнительного и распорядительного органа
отказать в размещении рекламы, если распространитель ранее
неоднократно размещал ненадлежащую и иную рекламу, в которой имелись
нарушения законодательства (пункт 28 Положения). Согласование
рекламной информации осуществляется в соответствии с пунктом 3
Положения с территориальным органом Министерства предпринимательства
и инвестиций.
 По мнению Конституционного Суда, такой подход не учитывает
должным образом положения Конституции и законов, определяющих
полномочия местных органов управления и самоуправления и их
ответственность за развитие социальной инфраструктуры на
подведомственной им территории. Объекты наружной рекламы являются
активными элементами, формирующими технические и эстетические
качества среды обитания, воздействуют на психологию населения,
поведенческие тенденции, образ жизни, определяют приоритетные
направления экономического развития, в том числе развития местного
производства товаров и сферы услуг. Конституционный Суд считает, что
этим обусловливается необходимость участия местных органов
управления и самоуправления в определении рекламной политики,
содержательной направленности рекламной информации на стадии ее
согласования территориальным органом Министерства
предпринимательства и инвестиций.
 2. Статьей 11 Закона "О рекламе", а также пунктом 6 Положения
не исключается возможность установки технических средств наружной
рекламы на поверхности зданий, строений (крыше, фасадах, стенах),
представляющих собой историко-культурную ценность, а также на
территории зон охраны, регулируемой застройки, охраны природных
окрестностей или охраны культурного слоя. Указанным Положением
предусмотрено, что установка наружной рекламы должна быть
согласована с соответствующим органом архитектурной и
градостроительной деятельности местного исполнительного и
распорядительного органа, а также органом, в оперативном управлении
которого находится данное имущество, тогда как в соответствии с
Законом "Об охране историко-культурного наследия" решение этих
вопросов находится в компетенции Комитета по охране
историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики
Беларусь (статьи 8 и 70).
 Поскольку согласно пункту 13 Положения проведение других, не
предусмотренных им согласований, связанных с размещением наружной
рекламы, не допускается, размещение наружной рекламы на поверхности
зданий, строений (крыше, фасадах, стенах), относящихся к
историко-культурному наследию, либо в зонах их охраны, других зонах
с особым режимом их охраны и использования, фактически
осуществляется без согласия специально уполномоченного на то органа
(местные комитеты архитектурной и градостроительной деятельности
такими органами не являются). Это является нарушением требований
Закона "Об охране историко-культурного наследия" (статьи 8, 50, 51 и
70).
 В связи с изложенным Конституционный Суд считает, что вопросы
согласования размещения наружной рекламы на материальных
историко-культурных ценностях (стенах, крышах, фасадах, зданиях и
строениях) либо в зонах их охраны должны быть решены в Положении в
точном соответствии с требованиями Закона "Об охране
историко-культурного наследия".
 3. Согласно части третьей статьи 11 Закона "О рекламе" за
выдачу разрешений на распространение наружной рекламы взимается
плата в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим органом
местного управления.
 Частью четвертой статьи 11 данного Закона предусмотрена также
возможность взимания платы за распространение наружной рекламы.
Определение размера этой платы и порядка ее внесения осуществляется
на основании договора с собственником или иным уполномоченным им
лицом. При этом в отношении объектов коммунальной собственности от
имени собственника выступает исполнительный и распорядительный
орган, правомочный распоряжаться коммунальной собственностью в
пределах предоставленных ему полномочий (пункт 5 статьи 9 Закона "О
местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь").
 Следовательно, если исходить из предписаний Закона "О рекламе",
необходимо разграничивать вопросы платы за выдачу разрешений на
размещение наружной рекламы и за использование мест размещения
рекламы.
 В этой связи изменение порядка внесения платы за
распространение наружной рекламы, несмотря на обоснованность
предложений Мингорисполкома, возможно только на законодательном
уровне.
 На основании изложенного и руководствуясь статьей 40, частью
первой статьи 116 Конституции, статьями 7, 36, 38, 40 и 40-1 Закона
"О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
решил:
 1. Отметить, что положения Законов "О статусе столицы
Республики Беларусь - города Минска", "О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь" имеют непосредственный
характер действия и обладают приоритетом по отношению к подзаконным
актам в части определения полномочий Минского городского
исполнительного комитета и его ответственности за развитие
социальной инфраструктуры на территории города Минска, включая
решение вопросов, касающихся наружной рекламы.
 2. Предложить Совету Министров Республики Беларусь:
 внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от
22 апреля 1999 г. № 572 "Об утверждении Положения о порядке
размещения наружной рекламы" изменения и дополнения, направленные на
обеспечение в соответствии с законами должного участия местных
исполнительных и распорядительных органов, в частности Минского
городского исполнительного комитета, при согласовании рекламной
информации;
 решить вопрос, касающийся согласования размещения наружной
рекламы на объектах, являющихся историко-культурными ценностями, и в
зонах их охраны, в соответствии с Законом "Об охране
историко-культурного наследия", внеся соответствующие изменения и
дополнения в указанное Положение;
 рассмотреть предложение Мингорисполкома относительно взимания
платы за размещение наружной рекламы с учетом того, что среда
обитания (в частности, городское пространство), формируемая
комплексом составляющих и являющаяся объектом общего пользования
населения, представляет собой коммерческую ценность при выборе места
и способа размещения наружной рекламы, с целью возможного внесения в
Национальное собрание Республики Беларусь законопроекта о
соответствующих изменениях и дополнениях Закона "О рекламе",
ориентированных на учет интересов не только собственников мест
размещения рекламы, но и интересов города Минска в целом в развитии
инфраструктуры, отвечающей его статусу столицы.
 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
 4. Настоящее решение подлежит опубликованию в соответствии с
законодательством.

Председательствующий - Председатель
Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ