ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 5 мая 2000 г. N 137

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК
 (РЕВИЗИЙ) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ,
 УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства юстиции от 30 апреля
 2004 г. № 124 (зарегистрирован в Национальном реестре - №
 8/10978 от 14.05.2004 г.) <W60410978> _

 В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 15
ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию
координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь
и порядка применения ими экономических санкций" (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788)
приказываю:

 1. Утвердить Инструкцию о порядке организации проведения
проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности судов,
учреждений и организаций в системе Министерства юстиции Республики
Беларусь.

 2. Планово-финансовому управлению Министерства (Назарук Л.И.,
Санько Т.Ф.) довести настоящую Инструкцию областным судам,
учреждениям и организациям системы Министерства юстиции.

 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
начальника планово-финансового управления Министерства Федорова Ю.В.

 Министр Г.Н.ВОРОНЦОВ

 СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
 Заместитель Приказ Министерства
 Министра финансов юстиции
 Республики Беларусь Республики Беларусь
 И.И.Заяш 05.05.2000 N 137
 05.05.2000

 ИНСТРУКЦИЯ
 о порядке организации проведения проверок (ревизий)
 финансово-хозяйственной деятельности судов, учреждений и
 организаций в системе Министерства юстиции Республики Беларусь

 Глава 1. Общие положения

 1. Инструкция о порядке организации проведения проверок
(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности судов, учреждений и
организаций в системе Министерства юстиции Республики Беларусь
(далее - Инструкция) разработана во исполнение Указов Президента
Республики Беларусь от 7 июля 1995 г. N 259 "О некоторых мерах по
усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь и контроля за
выполнением налогового законодательства" (Собрание указов Президента
и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N
20, ст.457), от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по
совершенствованию координации деятельности контролирующих органов
Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций"
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N
89, 1/788) и постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от
27 ноября 1995 г. N 642 "Об утверждении Положения о ведомственном
контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,
объединений, организаций и учреждений" (Собрание указов Президента и
постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 33,
ст.813; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2000 г., N 5, 5/2296).

 2. Организация и осуществление проверок (ревизий)
финансово-хозяйственной деятельности судов, областных (городских)
управлений, учреждений и организаций юстиции (далее - учреждения) в
системе Министерства юстиции осуществляются финансовыми
подразделениями соответствующего органа:

 а) планово-финансовое управление Министерства - в областных
(городском) судах, областных (городском) управлениях юстиции, НИИ
проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, Комитете
по авторским и смежным правам;

 б) планово-финансовые отделы (бухгалтерии) областного
(городского) управления юстиции - в непосредственно подчиненных им
районных судах, нотариальных конторах, отделах загсов.
 В проведении проверок (ревизий) принимают участие специалисты
соответствующего органа управления с учетом специфики возложенных на
них задач. Срок проведения проверки (ревизии) определяется в приказе
о ее проведении исходя из объема работы, с учетом конкретных задач и
особенностей проверяемого учреждения. Общий срок проведения проверки
(ревизий) не должен превышать 30 календарных дней. Указанный срок
может быть продлен руководителем, назначившим проверку (ревизию).
 Комплексные проверки (ревизии) судов и учреждений юстиции
проводятся не реже одного раза в два-три года.

 3. Работники Министерства и управлений юстиции, осуществляющие
проверки (ревизии), руководствуются законами Республики Беларусь,
указами Президента Республики Беларусь, иными актами
законодательства Республики Беларусь, а также принятыми в
установленном порядке нормативными правовыми актами республиканских
органов государственного управления, настоящей Инструкцией.

 Глава 2. Основные задачи проверки (ревизии)

 4. Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки
(ревизии), являются:

 4.1. проверка соблюдения законодательства Республики Беларусь;

 4.2. контроль за правильностью постановки бухгалтерского учета
и достоверностью отчетности;

 4.3. проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых
операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

 4.4. своевременное выявление, пресечение и предотвращение
правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики
Беларусь, установление причин и условий, способствующих их
совершению;

 4.5. принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

 4.6. выполнение указаний по устранению нарушений, выявленных
предыдущей проверкой (ревизией).

 Глава 3. Организация и проведение проверки (ревизии)

 5. Проведению проверки (ревизии) должна предшествовать
подготовительная работа, в процессе которой необходимо изучить
бухгалтерскую и статистическую отчетность, ознакомиться с актом
предыдущей проверки (ревизии) и решением, принятым руководством
Министерства и управлениями юстиции по ее результатам, нормативными
правовыми актами и другой информацией, характеризующей данное
учреждение.

 6. На основе изучения указанных материалов определяется
перечень вопросов, подлежащих проверке (ревизии).
 Перечень вопросов утверждается руководителем, назначившим
проверку (ревизию).

 7. Перед началом проведения проверки (ревизии) работник,
проводящий проверку (ревизию), либо руководитель ревизионной группы
обязан предъявить руководителю проверяемого (ревизуемого) учреждения
служебное удостоверение, а также документ на проведение проверки
(ревизии).
 Руководитель проверяемого (ревизуемого) учреждения знакомит
членов ревизионной группы с ответственными работниками учреждения,
предоставляет для работы необходимое помещение, обеспечивает
сохранность ревизионных материалов.

 8. Ревизия осуществляется за период деятельности проверяемого
(ревизуемого) учреждения, следующий за тем периодом, который был
проверен (обревизован) при предыдущей проверке (ревизии), до
начала месяца, в котором проводится данная проверка (ревизия).

 9. При проведении проверок (ревизий) работники контролирующих
органов имеют право:
 - проверять документы, бухгалтерские книги и другие регистры
учета, статистические и бухгалтерские отчеты и балансы, планы, счета
и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц,
ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
 - опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, иные места
хранения ценностей, проводить проверки фактического наличия
ценностей в них;
 - привлекать специалистов для контрольных обмеров объемов
ремонтно-строительных работ;
 - передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку
(ревизию), материалы в правоохранительные органы, принимать меры по
возмещению ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц;
 - получать от организаций независимо от форм собственности
справки и копии документов по операциям и расчетам с проверяемым
субъектом, а при необходимости проводить встречные проверки путем
ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета
и получать объяснения от должностных лиц и иных работников.
 При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие
обязаны изъять указанные документы, взамен которых в делах
проверяемого учреждения оставляются копии или описи изъятых
документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и
главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого
учреждения.

 10. Должностные лица, служебная деятельность которых
проверяется, несут ответственность за преднамеренное искажение
фактов и обстоятельств, в результате чего ревизору не представилось
возможным установить истинное содержание хозяйственных операций и
реальный размер причиненного материального ущерба, а также за
невыполнение требований ревизора о предоставлении для проверки
документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

 11. При проверке законности и целесообразности финансовых
операций, отраженных в документах (первичных, бухгалтерских),
следует иметь в виду, что хозяйственная операция считается законной,
если ее содержание не противоречит действующему законодательству.
Целесообразность хозяйственных операций определяется ее
направленностью на выполнение задач, стоящих перед учреждением, при
соблюдении законности.
 При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных
операций ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они
осуществлены, а также размер нанесенного материального ущерба.

 12. Контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждений
проводится путем:
 - проверки документов в целях установления законности и
целесообразности проведенных хозяйственных и финансовых операций;
 - проверки действительности получения или выдачи указанных в
документах денежных средств и материальных ценностей, оказания
услуг, выполнения работ;
 - сопоставления данных бухгалтерского учета с данными
отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми
данными;
 - сопоставления записей, документов и фактических данных по
одним операциям с записями, документами и фактическими данными по
связанным с ними другим операциям;
 - сличения в установленном законодательством порядке имеющихся
у проверяемого субъекта выписок банка по расчетным, валютным и
другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также
путем ознакомления с документами, послужившими основанием для
производства указанных записей, в целях сопоставления их с копиями;
 - сличения в предусмотренных законодательством случаях и
порядке копий платежных документов, имеющихся у проверяемого
учреждения, с платежными документами, хранящимися в банке,
контрольного обмера объемов выполненных работ;
 - проверки соблюдения установленного порядка ведения
бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей,
организации их охраны.

 13. При проверке (ревизии) кассовых операций следует проверить:
 - соответствие фактического наличия денежных средств в кассе
данным бухгалтерского учета, обеспечена ли их сохранность;
 - соблюдение кассовой дисциплины, Правил ведения кассовых
операций, утвержденных Правлением Национального банка Республики
Беларусь 25 июня 1996 г., протокол N 11 (зарегистрировано в Реестре
государственной регистрации 09.08.1996 N 1545/12; 04.02.1997 N
1740/12; 14.04.1998 N 2417/12; Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 2000 г., N 17, 8/2590);
 - законность и целесообразность расходования наличных денежных
средств;
 - правильность арифметического подсчета платежных ведомостей;
 - правильность ведения учета депонированных сумм;
 - полноту и своевременность оприходования денег, полученных в
банке, от реализации товарно-материальных ценностей, услуг и других
поступлений наличных денег;
 - соблюдение установленного лимита остатка наличных денег в
кассе;
 - правильность отражения кассовых операций на счетах
бухгалтерского учета;
 - правильность, законность и целесообразность использования
средств на служебные командировки, в том числе зарубежные, на
хозяйственные нужды, соблюдается ли при этом установленный порядок
выдачи денежных средств в подотчет и возврата неиспользованных сумм.
 Проверке подвергаются документы с операциями по кассе за время,
истекшее после предыдущей ревизии до момента проверки фактического
наличия денег в кассе в ходе проводимой ревизии, сплошным порядком -
за время, указанное в утвержденном задании, но не менее чем за три
месяца подряд, выборочно - по усмотрению руководителя ревизионной
группы (ревизора), но в обязательном порядке с момента предыдущей
ревизии до окончания месяца, в котором она была начата, и с первого
числа месяца по день проверки фактического наличия ценностей в
кассе, произведенного в ходе проводимой ревизии. Период, за который
подвергнуты проверке денежные операции (кассовые, банковские),
указывается в акте ревизии.

 14. При проверке (ревизии) банковских операций следует
проверить:
 - законность, достоверность и целесообразность операций,
проведенных по расчетному (текущему), валютному и другим имеющимся
счетам;
 - соответствие остатков денежных средств, числящихся по
выпискам к счетам банка, с аналогичными данными по главной книге;
 - полноту и своевременность поступления и оприходования
ценностей, за которые произведена оплата, обратив особое внимание на
сложившуюся ныне практику предварительной оплаты;
 - имеются ли на каждую запись по выпискам банка подтверждающие
документы.

 15. При проверке (ревизии) расчетов с учреждениями,
предприятиями, организациями и лицами проверяющий должен проверить и
установить:
 - законность и реальность задолженности по расчетам с
дебиторами и кредиторами;
 - периодичность проведения сверки расчетов с разными
учреждениями, организациями и предприятиями;
 - состояние расчетов с бюджетом;
 - при наличии просроченной дебиторской и кредиторской
задолженности установить причины ее образования и виновных лиц,
своевременно не принявших мер по ее погашению.

 16. При проверке (ревизии) использования и сохранности основных
средств необходимо проверить:
 - правильность оформления и обоснованность списания основных
средств, оприходуются ли материалы, узлы и детали, полученные от
ликвидации, изымаются ли драгоценные металлы;
 - правильность отражения в учете суммы износа;
 - соответствие фактического наличия основных средств данным
бухгалтерского учета.

 17. При проверке (ревизии) использования и сохранности
товарно-материальных ценностей следует проверить:
 - заключены ли договоры с материально ответственными лицами о
материальной ответственности;
 - состояние складского хозяйства, условия хранения и
обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей;
 - своевременность и полноту оприходования полученных
материальных ценностей;
 - соответствие фактического наличия материальных ценностей
данным бухгалтерского учета;
 - своевременность и правильность проведения инвентаризации;
 - правильность определения результатов инвентаризации и
отражения их в бухгалтерском учете, а также обоснованность списания
недостач и потерь в пределах норм естественной убыли.
 Работником, проводящим проверку (ревизию), или ревизионной
группой принимаются меры к тому, чтобы материально ответственные
лица присутствовали при проверке вверенных им ценностей в
контрольных обмерах объемов выполненных работ.
 Инвентаризация организуется и проводится в соответствии с
требованиями, изложенными в Методических указаниях по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством
финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. N 54 (Бюллетень
нормативно-правовой информации, 1996 г., N 3), и, как правило, в
начале проверки (ревизии).

 18. В период проверки (ревизии) проводится проверка
правильности использования средств, выделенных на капитальное
строительство и капитальный ремонт, правильности применения
коэффициентов согласно действующим нормативным правовым актам,
соответствия объемов работ, указанных в актах формы 2-в,
фактическому объему.

 19. При проверке (ревизии) состояния бухгалтерского учета и
отчетности необходимо руководствоваться Законом Республики Беларусь
"О бухгалтерском учете и отчетности" от 18 октября 1994 г.
(Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 34,
ст.566; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г.,
N 27, ст.468; 1998 г., N 2, ст.7). При этом следует иметь в виду,
что в соответствии с названным Законом учреждение самостоятельно
определяет форму и методы бухгалтерского учета исходя из конкретных
условий хозяйствования, разрабатывает систему внутрихозяйственного
учета, контроля и экономического анализа, устанавливает правила
документирования хозяйственных операций, ведения регистров
бухгалтерского учета, проведения инвентаризации.
 В связи с этим при проверке (ревизии) необходимо проверить:
 - своевременность составления и качество оформления первичных
документов;
 - соответствие данных аналитического учета по счетам данным
синтетического;
 - достоверность бухгалтерских данных, характеризующих основные
экономические показатели ревизуемого учреждения;
 - правильность и своевременность предоставления бухгалтерских и
иных отчетов в установленные сроки;
 - состояние и сроки хранения бухгалтерских документов;
 - эффективность внутрихозяйственного контроля.

 Глава 4. Оформление результатов проверки (ревизии)

 20. По результатам проверки (ревизии) составляется акт.
Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений
актов законодательства, оформляются справкой.
 Акт и справки проверки (ревизии) составляются не менее чем в
трех экземплярах, один из которых вручается руководителю
проверяемого (ревизуемого) учреждения под роспись.

 21. При наличии возражений или замечаний по акту проверки
(ревизии) подписывающие его руководитель и главный бухгалтер
проверяемого (ревизуемого) учреждения делают об этом оговорку перед
своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта
представляют в письменном виде возражения по его содержанию.
Проверяющий вправе потребовать представить также письменные
объяснения должностных лиц ревизуемого учреждения, непосредственно
виновных в установленных проверкой (ревизией) нарушениях. Данные
объяснения и замечания прилагаются к акту проверки (ревизии) и
являются неотъемлемой его частью.
 Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется
работником, проводившим проверку (ревизию), и по ним составляется
письменное заключение, с которым должны быть ознакомлены
соответствующие должностные лица проверяемого (ревизуемого)
учреждения.

 22. Акт (справка) состоит из вступительной (общей) и
результативной (исследовательской) частей. Во вступительной (общей)
части указываются:
 основание назначения проверки (ревизии);
 дата и номер приказа о ее проведении;
 должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего акт
проверки (ревизии);
 дата начала и завершения проверки (ревизии), а также место
составления акта проверки (ревизии);
 должности и фамилии работников проверяемого учреждения,
обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт
проверки (ревизии), с обязательным указанием периода их работы на
занимаемых должностях;
 кем и когда были проведены предыдущие проверки (ревизии);
 какие принимались меры по выявленным фактам нарушения актов
законодательства;
 какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким
методом и за какой период проверены.

 23. Результативная (исследовательская) часть акта ревизии - это
систематизированный перечень выявленных нарушений, недостатков и
злоупотреблений в процессе финансово-хозяйственной деятельности
учреждения. Эта часть акта состоит из отдельных разделов,
соответствующих числу вопросов, подлежащих проверке (ревизии).
 Построение результативной части акта проверки (ревизии) строго
не регламентируется.

 24. В акте проверки (ревизии) указывается, какие вопросы
подвергнуты сплошной проверке и какие проверялись выборочным
порядком, соблюдается объективность, ясность и точность изложения
выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии)
различного рода не подтвержденных документально предположений и
данных о деятельности проверяемого учреждения.
 При изложении в акте выявленных проверкой (ревизией) фактов
нарушений и злоупотреблений ревизующие обязаны указать фамилии,
должности виновных лиц, а также название закона, постановления
Правительства, приказа или инструкции, которые нарушены, соблюдая
при этом точность описания выявленных фактов и данных, исключая
двоякое толкование их смысла. В необходимых случаях к акту могут
быть приложены копии или выписки из различных документов, а также
справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов,
заверенные в установленном порядке.

 25. В случае, если выявленное нарушение или злоупотребление
может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять
неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности
виновных лиц, проверяющим до окончания проверки (ревизии)
составляется отдельный промежуточный акт.
 Промежуточный акт подписывается проверяющим (руководителем
ревизионной группы), соответствующими должностными лицами
проверяемого учреждения, а также лицами, причастными к выявленным
нарушениям, от которых в обязательном порядке истребуются письменные
объяснения.
 Один экземпляр акта передается руководителю проверяемого
учреждения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в
общий акт проверки (ревизии).

 26. В целях наибольшей краткости изложения не следует
загромождать акт подробной регистрацией однородных нарушений,
цифровыми данными и таблицами. Однородные нарушения могут отражаться
в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта
проверки (ревизии), в которых указываются все необходимые данные по
каждому факту нарушения: сумма ущерба, период, на протяжении
которого совершалось нарушение, даты и номера документов, виновные
лица и др. В акте могут приводиться обобщенные итоговые данные и
примеры.
 В необходимых случаях к акту могут быть приложены копии или
выписки из различных документов, а также справки и расчеты,
составленные на основании проверенных документов, заверенные в
установленном порядке.

 27. Устранение выявленных проверкой (ревизией) нарушений должно
начинаться уже в ходе проверки (ревизии) по мере их выявления.
 Материалы проверки (ревизии) рассматриваются непосредственно у
руководителя ревизуемого учреждения с привлечением заинтересованных
лиц, после чего руководителем учреждения издается приказ об
устранении выявленных нарушений, привлечении виновных к
дисциплинарной и материальной ответственности.

 28. Если же проверкой (ревизией) вскрыты грубые нарушения
государственной дисциплины и принятые меры являются недостаточными
или необходимо привлечь к ответственности руководство учреждения,
акт проверки (ревизии) рассматривается коллегией Министерства или
управлениями юстиции.

 29. При выявлении в процессе проверки (ревизии) хищений,
злоупотреблений или других преступлений ревизионная группа (ревизор)
должна немедленно, не ожидая окончания проверки (ревизии),
информировать об этом Министра или руководителей управлений юстиции.

 30. Передача материалов правоохранительным органам производится
в следующем порядке:
 направляется за подписью руководства Министерства или
управления юстиции сопроводительное письмо, в котором указываются
наименование проверяемого учреждения, его юридический адрес,
характер выявленных нарушений, какие требования нормативных правовых
актов не соблюдены, фамилии и должности лиц, виновных в нарушениях,
с приложением документов, регламентирующих их должностные
обязанности.
 К письму прилагается первый экземпляр акта документальной
ревизии со всеми объяснениями, расчетами и заключением ревизора по
этим объяснениям.
 В делах контрольно-ревизионного подразделения должны быть
оставлены копии передаваемых документов, а также документы (описи),
подтверждающие передачу материалов правоохранительным органам.

 31. В случаях, когда причинен материальный ущерб, но виновные
лица к уголовной ответственности не привлекаются, или же дело
прекращено, ставится вопрос перед руководством ревизуемого
учреждения о предъявлении к виновным лицам гражданских исков в
установленном порядке.

 32. При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении
возбужденного по материалам проверки (ревизии) уголовного дела в
контролирующий орган направляется копия соответствующего
постановления, а также разъясняются право и порядок ознакомления с
материалами дела и обжалования принятого решения.

 33. Планово-финансовое управление Министерства юстиции
Республики Беларусь в установленные сроки представляет Министерству
финансов Республики Беларусь отчет о контрольно-ревизионной работе
(форма 2-ревизия). _