ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 20 сентября 2001 г. № 16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ В
СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЯХ И СТИМУЛИРОВАНИЮ ЗА
СНИЖЕНИЕ РЕСУРСОЕМКОСТИ
 ___________________________________________________________
 Утратило силу постановлением Министерства архитектуры и
 строительства Республики Беларусь от 1 декабря 2010 г. № 40
 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/23119 от
 27.12.2010 г.) <W21023119> _

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Министерства архитектуры и строительства
 от 1 апреля 2005 г. № 7 (зарегистрировано в Национальном
 реестре - № 8/12444 от 15.04.2005 г.) <W20512444>].

 В целях снижения материалоемкости и стоимости строительства и
стимулирования участников инвестиционного процесса за
ресурсосбережение в строительстве Министерство архитектуры и
строительства Республики Беларусь постановляет:
 1. Утвердить Положение по ресурсосбережению в строительстве за
счет применения научно-технических достижений в проектных решениях и
стимулированию за снижение ресурсоемкости.
 2. Признать утратившим силу приказ Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь от 7 сентября 1999 г. № 264 "Об
утверждении Методических рекомендаций по ресурсосбережению в
строительстве и снижению стоимости строительной продукции за счет
применения научно-технических достижений в проектных решениях"
(зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики
Беларусь 03.12.1999 № 8/1595).

Министр Г.Ф.КУРОЧКИН

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Министерства
 архитектуры и строительства
 Республики Беларусь
 20.09.2001 № 16

 ПОЛОЖЕНИЕ
 по ресурсосбережению в строительстве за счет
 применения научно-технических достижений в проектных
 решениях и стимулированию за снижение ресурсоемкости

 Глава 1. Общие положения

 1. Положение по ресурсосбережению в строительстве за счет
применения научно-технических достижений в проектных решениях и
стимулированию за снижение ресурсоемкости (далее - Положение)
определяет механизм стимулирования участников инвестиционного цикла
за сокращение ресурсопотребления при строительстве зданий и
сооружений путем использования достижений науки, техники и
передового опыта (далее - научно-техническое достижение) как на
стадии проектирования, так и возведения зданий и сооружений.
 Настоящее Положение распространяется на организации,
выполняющие проектно-изыскательские, и строительные, и монтажные
работы, и заказчиков всех форм собственности, осуществляющих
проектирование и строительство расположенных на территории
Республики Беларусь зданий и сооружений различного назначения,
финансируемых за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств.
 При этом Положение применяется не только к стройке в целом, но
к отдельным объектам, входящим в ее состав.
 2. Целью предлагаемого механизма является стимулирование за
достижение экономии всех видов ресурсов (материальных,
топливно-энергетических и трудовых) в процессе инвестиционного
цикла.
 3. В основе предлагаемого механизма лежит использование
договорной цены, зафиксированной в договоре строительного подряда,
заключенного заказчиком с победителем торгов, а при отсутствии
условий для их проведения - определенной по соглашению между ним и
подрядчиком. Эта цена, как правило, остается неизменной до
завершения строительства.
 Договорная (контрактная) цена определяется по результатам
подрядных торгов в соответствии с Положением о порядке организации и
проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005
г. № 235 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2005 г., № 42, 5/15702).
 Формирование договорной цены осуществляется в соответствии с
Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и
расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов,
утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
3 марта 2005 г. № 235.
 ___________________________________________________________
 Пункт 3 - с изменениями, внесенными постановлением
 Министерства архитектуры и строительства от 1 апреля 2005
 г. № 7 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/12444
 от 15.04.2005 г.)

 3. В основе предлагаемого механизма лежит использование
 договорной цены, зафиксированной в договоре строительного
 подряда, заключенного заказчиком с победителем торгов, а
 при отсутствии условий для их проведения - определенной по
 соглашению между ним и подрядчиком. Эта цена, как правило,
 остается неизменной до завершения строительства.
 Договорная цена является результатом размещения заказов
 на рынке подрядных работ путем проведения торгов в
 соответствии с Положением о порядке организации и
 проведения торгов на строительство объектов в Республике
 Беларусь, утвержденным постановлением Министерства
 архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12 июня
 2000 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики
 Беларусь, 2000 г., № 62, 8/3642), а при отсутствии
 оснований для проведения торгов выбор подрядчика
 осуществляется заказчиком.
 Формирование договорной цены осуществляется в
 соответствии с Положением о порядке формирования договорной
 (контрактной) цены на строительную продукцию и порядке
 расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные
 работы (услуги), утвержденным приказом Министерства
 архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22
 октября 1999 г. № 326 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 1999 г., № 94, 8/1415).
 ___________________________________________________________

 4. Разница между договорной ценой и стоимостью строительных
работ, уточненной при разработке или корректировке строительного
проекта, когда используются научно-технические достижения, остается
в распоряжении подрядчика в соответствии с пунктом 39 Правил
заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда
(далее - Правила), утвержденных постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (Собрание
декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики
Беларусь, 1998 г., № 26, ст.683; Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., № 9, 5/102; № 49, 5/1119; 2001 г.,
№ 87, 5/8121), и направляется на покрытие затрат, связанных с
внедрением новшеств, на соответствующие платежи в бюджет, на
стимулирование авторов и лиц, способствующих внедрению новшеств, а
также на обновление основных производственных фондов подрядчика.
 5. Изменения проектных решений, основанных на изобретениях и
рационализаторских предложениях, оформляются и рассматриваются в
соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь
от 24 июня 1996 г. № 417 "О мерах по развитию изобретательской и
рационализаторской деятельности в Республике Беларусь" (Собрание
указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики
Беларусь, 1996 г., № 18, ст.442). Экономия, достигнутая подрядчиком
в результате такой деятельности, остается в его распоряжении в
соответствии с пунктом 39 Правил. Авторам изобретений и
рационализаторских предложений выплачивается вознаграждение в
соответствии с действующим законодательством.
 6. Экономия, полученная в результате осуществления мероприятий
подрядчика, обеспечивающих ресурсосбережение, которые не могут
рассматриваться как результат использования научно-технических
достижений или рационализаторских предложений (изменение методов
производства работ, технологии строительства и другие), в
соответствии с пунктом 39 Правил остается в его распоряжении.
Вознаграждение при этом производится согласно действующим в
организациях положениям и установленным премиальным системам или за
счет средств, предназначенных для единовременного поощрения
работников в соответствии с коллективным договором.

 Глава 2. Порядок определения достигаемой за счет
 ресурсосбережения экономии средств по сравнению с договорной ценой

 7. При наличии у подрядчика проектной документации на
строительство объекта поиск экономичных решений, направленных на
снижение стоимости, осуществляется путем привлечения:
 проектной организации, осуществившей проектирование данного
здания или сооружения;
 других организаций, имеющих лицензию на выполнение проектных
работ;
 научно-исследовательских и проектно-технологических
организаций;
 высококвалифицированных специалистов собственной организации,
службы заказчика или сторонних лиц.
 8. При разработке строительного проекта собственными силами
подрядчик, включая строительство методом "под ключ", использует для
поиска экономичных решений творческий потенциал своего проектного
подразделения или привлекает для этого юридические или физические
лица.
 9. Изменения, вносимые в проектную документацию и направленные
на снижение ресурсопотребления, не должны ухудшать потребительские
качества, эксплуатационные характеристики и архитектурный облик
здания или сооружения. Контроль за исполнением данного условия
осуществляет заказчик.
 Такие изменения согласовываются с разработчиками архитектурного
или строительного проекта и организацией или органом управления,
утвердившим проект.
 10. Целесообразность применения научно-технических достижений,
а также правильность расчета снижения стоимости в ценах базисных или
на момент составления проектно-сметной документации должны быть
подтверждены в установленном порядке органами государственной
вневедомственной экспертизы при Министерстве архитектуры и
строительства Республики Беларусь. В случае, когда проводится
корректировка проекта, прошедшего экспертизу, новые технические
решения должны рассматриваться органом, проводившим первичную
экспертизу.
 Для получения заключений органов государственной экспертизы
подрядчиком должны быть представлены все необходимые чертежи,
расчеты и иные документы, перечень которых определяется указанными
органами.
 11. К числу предложений, являющихся результатом использования
научно-технических достижений, не могут быть отнесены следующие:
 ухудшающие потребительские качества строительной продукции (в
том числе и прочностные качества), а также архитектурный облик
зданий и сооружений;
 простая замена материалов на традиционные;
 представляющие собой исправление ошибок (графических или
размерных в схемах и чертежах, арифметических в сметах, расчетах и
калькуляциях), нарушение норм проектирования и других требований и
технических условий, допущенных в проекте или при определении
договорной цены;
 предусматривающих уменьшение объемов работ по причинам, не
зависящим от участников инвестиционного цикла (сокращение
протяженности различных инженерных коммуникаций в связи с изменением
технических условий эксплуатационных организаций на их
присоединение, вызванным приближением их к объекту строительства), а
также изменением других условий строительства;
 связанные с изменением технических решений по объектам,
комплексам и видам работ, методы выполнения которых, а следовательно
и их стоимость не могут быть определены с достаточной точностью в
процессе проектирования и уточняются лишь в процессе производства
работ (подводно-технические, горнопроходческие и другие);
 связанные с изменением методов бурения скважин на воду,
предусмотренных проектом производства работ, который разработан
подрядной организацией или по ее поручению;
 связанные с уточнением горно-геологических условий (крепость
пород, обводненность, параметры залегания пластов и другие), которые
предусмотрены в проектной документации;
 применение которых носит обязательный характер в соответствии с
нормативными актами и нормами проектирования, принятыми на момент
рассмотрения в органе экспертизы;
 применяемые в организации, внесшей предложения по изменению
проектных решений, в течение более пяти лет (начиная с первого года
применения, в том числе и если оно было использовано в порядке
заимствования передового опыта).
 12. Основанием для определения снижения стоимости строительства
после реализации предложения являются расчеты сравнения
ресурсопотребления, где указываются величины ресурсов,
предусмотренных проектом и необходимых при условии реализации
научно-технических достижений. За основу принимаются фактические
цены ресурсов на момент расчетов с заказчиком.
 Расчет снижения стоимости производится путем сравнения расхода
ресурсов, предусмотренных в проекте и достигнутых в результате
внедрения научно-технического достижения, согласно приложению.
 В расчет не включают какие-либо другие затраты, сопутствующие
строительству (накладные расходы, затраты на временные здания и
сооружения и так далее). Величины таких затрат приводятся в справках
о стоимости выполненных комплексов, этапов или видов работ и
остаются в распоряжении подрядчика.
 Если внедрение научно-технического достижения влечет за собой
повышенный расход других ресурсов, то в расчете величина снижения
стоимости соответственно корректируется.
 13. Взаимоотношения подрядчика с привлекаемыми юридическими и
физическими лицами регулируются договорами подряда на поставку
продукции и другими, заключаемыми в соответствии с Гражданским
кодексом Республики Беларусь и Правилами.
 14. Данные о достигнутой на стадии проектирования экономии
отражаются в проектной документации в виде отдельного раздела.

 Глава 3. Порядок расчета экономии от реализации
 научно-технических достижений при расчетах за выполненные работы
 в показателях деятельности и бухгалтерском учете организаций

 15. Экономия средств, достигнутая в результате использования
научно-технических достижений, отражается в справках (актах) о
стоимости выполненных комплексов, этапов или видов работ по объекту
строительства за итогом отдельной строкой пропорционально стоимости
тех видов, этапов или комплексов работ, к которым она относится.
 16. Сумма сэкономленных средств отражается в бухгалтерском
учете каждой организации, причастной к ресурсосбережению, как
прибыль и облагается налогом в соответствии с действующим
законодательством.
 В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и
инструкцией по его ведению на счете 80 "Прибыли и убытки" выделяется
сумма прибыли, полученная от внедрения рационализаторских
предложений, использования научно-технических достижений и других
мероприятий.
 После уплаты налога на прибыль в бухгалтерском учете сумма
оставшейся прибыли засчитывается проводкой: дебет счета 81
"Использование прибыли"; кредит счета 96 "Целевые финансирования и
поступления", и в аналитическом учете на счете 96 "Целевые
финансирования и поступления" указывается, что это сумма
сэкономленных средств в результате внедрения определенного
рационализаторского предложения научно-технического достижения или
иного мероприятия подрядчика.
 Сумма сэкономленных средств с дебета счета 96 "Целевые
финансирования и поступления" относится на: кредит счетов 70
"Расчеты с персоналом по оплате труда" - материальное поощрение
работников, 88 "Фонды специального назначения" - зачисление в фонд
накопления и 08 "Капитальные вложения" - целевые финансирования и
поступления на капитальные вложения и другие.
 Отнесение затрат на себестоимость объекта осуществляется исходя
из фактических затрат.
 17. При принятии на баланс построенного здания или сооружения и
зачислении его в основные фонды достигнутая экономия не исключается
из полной стоимости этого объекта.
 В технико-экономических показателях проекта экономия отражается
в отдельной строке.
 18. Учет средств, достигнутых в результате снижения стоимости,
осуществляется по каждому отдельному объекту строительства.

 Глава 4. Порядок распределения и использования средств,
 полученных за счет экономии от применения в проектах
 научно-технических достижений

 19. Экономия средств, полученная от реализации в проектах
научно-технических достижений, распределяется между подрядными,
проектно-изыскательскими организациями и заказчиками по соглашению
сторон с учетом конкретного вклада каждого из них в реализацию
научно-технических достижений по определенным объектам
строительства.
 Ориентировочно средства от суммы достигнутой экономии (в
процентах) могут быть распределены следующим образом:
 проектно-изыскательские организации - 10-20;
 подрядные предприятия - 70-80;
 заказчик - 5-10.
 Подрядные организации вправе направить часть сэкономленных
средств на материальное поощрение работников промышленных
организаций, активно участвовавших во внедрении научно-технических
достижений.
 20. Сэкономленные средства подрядными организациями
направляются на возмещение повышенных издержек производства,
связанных с внедрением новшеств, а оставшаяся часть на обновление
основных производственных фондов (не менее 50% от своей части
достигнутой экономии) и материальное поощрение работников,
участвовавших в разработке и внедрении новых проектных решений.
 Проектно-изыскательские и промышленные организации и заказчики
полученные от подрядчика средства после уплаты налогов, сборов и
неналоговых платежей в соответствии с действующим законодательством
направляют на материальное поощрение работников, участвовавших в
разработке и реализации новых проектных решений, а также при
необходимости на обновление основных производственных фондов.
 21. Подрядчик, привлекающий при строительстве объекта
субподрядчиков, направляет им часть сэкономленных средств лишь при
их непосредственном участии в реализации научно-технических
достижений, если это было оговорено в договоре субподряда,
заключенном между ними. При этом субподрядчик может выступить с
инициативой применения научно-технических достижений, относящихся к
работам, являющимся предметом договора между ним и подрядчиком,
конкретный размер от экономии передаваемой субподрядчику
определяется в договоре.
 Расчеты между ними осуществляются в соответствии с пунктом 42
Правил.
 22. При привлечении подрядчиком для разработки и реализации
новых проектных решений других юридических
(научно-исследовательских, конструкторских, промышленных и иных
организаций) и физических лиц отношения между ними также
регулируются посредством договоров, в которых отражается размер доли
сэкономленных средств, передаваемых им, в зависимости от степени
участия в разработке и реализации новшеств.
 23. Средства на возмещение повышенных издержек производства
используются подрядчиком для компенсации собственных затрат или при
необходимости на оплату работ конструкторско-технологических,
промышленных или других организаций, связанных с реализацией
предлагаемых научно-технических достижений, включая органы
государственной экспертизы.
 24. Перечисление подрядчиком исполнителям (разработчикам)
средств, относящихся к экономии от использования локальных
научно-технических достижений, осуществляется по мере их реализации
(помесячно, поэтапно и так далее) и получения средств от заказчика.
 В случае, если научно-техническое достижение затрагивает весь
процесс строительства (от начала до завершения), то перечисление
средств исполнителям (разработчикам) осуществляется по мере
реализации пропорционально выполненным объемам работ и перечисления
средств заказчиком.
 25. Вопросы разработки и реализации научно-технических
достижений в организациях рассматриваются на заседании технических
советов. В протоколах заседаний фиксируются авторы предложений и
поручения работникам, связанные с осуществлением принятых решений.

 Приложение
 к Положению по ресурсосбережению
 в строительстве за счет применения
 научно-технических достижений в
 проектных решениях и стимулированию
 за снижение ресурсоемкости

 Расчет снижения стоимости против договорной цены за счет
 применения научно-технических достижений

------------T---------------T------T---------T-----------T--------T---------
 ¦ ¦ ¦Стоимость¦Количество ¦ ¦Стоимость
 ¦ ¦Едини-¦ единицы +----T------+Достига-¦сэконом-
Наименование¦ Наименование ¦ца ¦ в ценах ¦ ¦при ¦емая ¦ленных
мероприятий ¦ ресурсов ¦изме- ¦ на ____ ¦по ¦реали-¦экономия¦(перерас-
 ¦ ¦рения ¦ тысяч ¦про-¦зации ¦(пере- ¦ходуемых)
 ¦ ¦ ¦ рублей ¦екту¦нов- ¦расхода)¦ресурсов,
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шеств ¦ресурсов¦тысяч
 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рублей
------------+---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 ¦Бетон ¦куб.м ¦ 40 ¦100 ¦ 90 ¦ 10 ¦ 400
 +---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 ¦Арматурная ¦ т ¦ 900 ¦ 5 ¦ 4,6 ¦ 0,4 ¦ 360
 Изменение ¦сталь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
конструкций +---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 подпорной ¦Итого экономия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 760
 стены +---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 ¦Трудозатраты ¦чел.-ч¦ 0,6 ¦ 80 ¦ 100 ¦ -20 ¦ -12
 +---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 ¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -12
 ¦перерасход ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
 +---------------+------+---------+----+------+--------+---------
 ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 748
------------+---------------+------+---------+----+------+--------+---------

 В расчете приведены условные данные.


 ___________________________________________________________