ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 от 10 декабря 1992 г. N 742

 Об утверждении Положения о Департаменте
 экономического контроля при Совете Министров
 Республики Беларусь

===

 ___________________________________________________________
 Постановление утратило силу постановлением Кабинета
 Министров Республики Беларусь от 7 декабря 1994 г. N 236
 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета
 Министров Республики Беларусь, 1994 г., N 14, ст. 361)
 <M29400236> 

 _
 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
экономического контроля при Совете Министров Республики Беларусь.

 2. Установить, что 10 процентов суммы ущерба и штрафов,
взысканных с виновных, перечисляются Департаменту экономического
контроля при Совете Министров Республики Беларусь для укрепления его
материальной базы и улучшения социально-бытовых условий работников.

 3. Департаменту экономического контроля при Совете Министров
Республики Беларусь представить в Совет Министров Республики
Беларусь предложения о внесении необходимых изменений в
законодательные акты.


 Председатель Совета Министров
 Республики Беларусь В.Кебич

 Первый заместитель Управляющего
 Делами Совета Министров Республики
 Беларусь А.Соколовский


 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь
 от 10 декабря 1992 г. N 742


 ПОЛОЖЕНИЕ

 о Департаменте экономического
 контроля при Совете Министров
 Республики Беларусь

 1. Департамент экономического контроля при Совете Министров
Республики Беларусь *) является республиканским органом
государственного управления и подчиняется Совету Министров
Республики Беларусь.

 _____________________
 *) В дальнейшем именуется Департамент.

 В своей деятельности Департамент руководствуется
законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

 2. Основными задачами Департамента являются:
 контроль за:
 выполнением министерствами, ведомствами, другими органами
государственного, а также хозяйственного управления, субъектами
хозяйствования независимо от форм собственности и подчиненности
законодательных и иных нормативных актов в сфере экономики;
 использованием государственных средств и централизованно
выделяемых материальных ресурсов;
 поставкой продукции для государственных нужд;
 лицензионной деятельностью по поставкам продукции;
 соблюдением объединениями, предприятиями и организациями
независимо от форм собственности и подчиненности, а также
физическими лицами законодательных и других нормативных актов по
вопросам, касающимся правил торговли, обслуживания населения,
дисциплины цен при реализации товаров и услуг, качества
изготавливаемых и реализуемых товаров, защиты потребительского рынка
и прав потребителей;
 сбережением ресурсов, рациональным использованием
объединениями, предприятиями и организациями цветных и черных
металлов;
 проведение в объединениях, на предприятиях, в организациях и
учреждениях ревизий, в том числе и по постановлениям
правоохранительных органов.

 3. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:

 3.1. проверяет:
 правильность использования государственных средств, законность
финансово-хозяйственных сделок в объединениях, на предприятиях, в
организациях и учреждениях;
 поставку объединениями, предприятиями и организациями продукции
для государственных нужд и правильность использования ими
централизованно выделяемых материальных ресурсов;
 эффективность использования объединениями, предприятиями и
организациями цветных и черных металлов, соблюдение ими правил
сбора, хранения и переработки лома и отходов этих металлов;
 качество изготавливаемых и реализуемых товаров народного
потребления, правильность применения цен на товары и услуги,
соблюдение порядка совершения товарообменных операций и обеспечение
защиты потребительского рынка;
 состояние контроля в министерствах, ведомствах и других органах
государственного управления;
 лицензионную деятельность по поставкам продукции;
 соблюдение работниками предприятий оптовой и розничной
торговли, общественного питания, сферы обслуживания правил торговли
и обслуживания населения, хранения, упаковки и сроков реализации
продукции и вносит предложения об улучшении организации торговли и
обслуживания населения, о защите прав потребителей;

 3.2. участвует в работе художественно-технических,
координационных советов, аттестационных, дегустационных комиссий,
других составов и комиссий при рассмотрении вопросов о качестве
товаров народного потребления, вносит в Комитет по стандартизации,
метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и
его органы на местах предложения о доработке, ограничении сроков
действия или отмене нормативно-технической документации,
устанавливающей более низкие потребительские их свойства;

 3.3. при наличии фактов изготовления низкокачественных,
нестандартных и некомплектных товаров проводит на промышленных
предприятиях разовые проверки соблюдения соответствующей
нормативно-технической документации.

 4. Работникам Департамента предоставляется право:

 4.1. осуществлять в пределах своей компетенции проверки работы
министерств, ведомств, других органов государственного управления,
объединений, предприятий, организаций и учреждений (независимо от
форм собственности и подчиненности), при которых получать от них
первичные документы и их копии, балансы, отражающие
финансово-хозяйственную деятельность, необходимые справки, а от
банков - сведения о финансовых и иных операциях;

 4.2. давать в установленном порядке обязательные для исполнения
руководителями и другими должностными лицами проверяемых
объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также
гражданами предписания об устранении выявленных нарушений
законодательства, подзаконных актов, регулирующих правила торговли и
сферы обслуживания, а также о прекращении отгрузки низкокачественных
товаров (продукции), товаров с неправильно обозначенными сортностью,
ценами;

 4.3. запрещать приемку потребителями товаров, изготовленных с
нарушением стандартов, технических условий и другой
нормативно-технической документации, а также утративших свойства
вследствие ненадлежащего их хранения, или вводить особый порядок
приемки этих товаров;

 4.4. выносить решения о запрещении объединениям, предприятиям,
организациям и учреждениям или приостановлении ими необоснованных,
неравноценных товарообменных операций;

 4.5. в необходимых случаях выносить в установленном порядке
решения об инвентаризации товарно-материальных ценностей или
денежных средств на предприятиях и в организациях торговли,
общественного питания, сферы обслуживания, где установлены факты
злоупотреблений и нарушений правил торговли, обслуживания населения,
дисциплины цен при реализации товаров и услуг;

 4.6. запрещать объединениям, предприятиям, организациям,
учреждениям и гражданам применять неисправные, не имеющие
установленных клейм весовые и измерительные приборы, изымать у них
подлинные документы, образцы низкокачественных товаров, изделий,
сырья, свидетельствующие о злоупотреблениях и нарушениях, оформляя
такое изъятие актом;

 4.7. принимать обязательные для исполнения решения о закрытии
секций, отделов или предприятий торговли и общественного питания,
складов оптовых и розничных предприятий и организаций, которые
систематически допускают реализацию низкокачественных товаров и
порчу их в результате нарушения условий и сроков хранения, до
устранения выявленных недостатков;

 4.8. отбирать в установленном порядке образцы товаров,
продукции предприятий для определения качества их в
научно-исследовательских институтах, лабораториях Комитета по
стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров
Республики Беларусь, предприятий и организаций промышленности,
торговли, бытового обслуживания населения и здравоохранения или в
собственных лабораториях с оплатой стоимости образцов и выполняемых
работ (анализов) проверяемыми субъектами. Проводить контрольные
покупки для проверки правильности расчетов с покупателями;

 4.9. составлять протоколы об административных правонарушениях
по вопросам, отнесенным к их компетенции, и налагать в установленном
законом порядке штрафы, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь
об административных правонарушениях.

 5. Департамент вправе привлекать к проведению проверок
специалистов министерств, ведомств, предприятий и организаций по
согласованию с их руководителями, а также внештатных инспекторов.

 6. Должностные лица Департамента и его территориальных органов
в областях и г.Минске обязаны не разглашать сведения, полученные в
ходе проверок и составляющие государственную и коммерческую тайну.

 7. Департамент осуществляет функции в тесном контакте с
местными Советами народных депутатов, их исполкомами, иными органами
государственной власти и управления, контролирующими и
правоохранительными органами.

 8. О принятых мерах по устранению вскрытых при проверках
нарушений, возмещению ущерба руководители министерств, ведомств,
предприятий, учреждений и организаций в месячный срок сообщают
Департаменту.

 9. Департамент возглавляет Директор, имеющий первого
заместителя и двух заместителей.
 Директор и его заместители назначаются Советом Министров
Республики Беларусь. Работники центрального аппарата, руководители
территориальных органов и их заместители назначаются и освобождаются
от должности Директором Департамента.

 10. В Департаменте в установленном порядке образуется коллегия
в составе Директора (председатель коллегии, его заместителей по
должности, а также других руководящих работников. Численность и
персональный состав коллегии утверждается Советом Министров
Республики Беларусь.
 Коллегия Департамента на своих заседаниях рассматривает
основные вопросы его деятельности, исполнения принятых решений,
укрепления исполнительской дисциплины и материалы проверок.
 В случае разногласий между Директором Департамента и коллегией
Директор проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших
разногласиях Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии
в свою очередь могут сообщить свое мнение в Совет Министров
Республики Беларусь.

 11. Директор Департамента несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Департамент задач.

 12. Департамент и его территориальные органы в областях и
г.Минске содержатся за счет средств республиканского бюджета.

 Структура, численность и фонд оплаты труда работников
Департамента утверждаются Советом Министров Республики Беларусь,
штатное расписание центрального аппарата и территориальных органов
Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и
численности работников, а также положения о его структурных
подразделениях - Директором.

 13. Департамент на основе и во исполнение действующего
законодательства в пределах своей компетенции издает приказы,
инструкции, дает указания, обязательные для исполнения его
территориальными органами и другими органами государственного
управления, объединениями, предприятиями, организациями и
учреждениями республики.

 14. Департаменту и его органам на местах предоставляется право:

 14.1. в случае использования субъектами хозяйствования не по
назначению централизованно выделенных материальных ресурсов (за
исключением обмена их на сырье, материалы и комплектующие изделия
для собственного производства) налагать на них штраф в двукратном
размере стоимости реализованных ресурсов;

 14.2. за незаконное получение субъектами хозяйствования
независимо от форм собственности и подчиненности, учреждениями и
организациями бюджетных ассигнований, а также использование не по
назначению средств, выделенных на определенные цели, в том числе на
ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, взыскивать с них
в соответствующий бюджет суммы этих средств и штраф в таком же
размере;

 14.3. за завышение объемов и стоимости выполненных за счет
бюджетных ассигнований строительно-монтажных и ремонтно-строительных
работ, вызванное приписками, применением неправильных расценок,
повышающих коэффициентов и другими причинами, взыскивать с
подрядчика в соответствующий бюджет суммы завышения. Кроме того, с
подрядчика и заказчика в равных долях взыскивается штраф в размере
завышенной суммы;

 14.4. за непоставку без уважительных причин продукции для
государственных нужд взимать с предприятий-поставщиков штраф в
размере стоимости непоставленной продукции;

 14.5. за порчу, использование не по назначению
металлопродукции, невыполнение без уважительных причин договорных
обязательств по сдаче лома, отходов цветных и черных металлов
взыскивать с предприятий и организаций штраф в размере до двукратной
их стоимости;

 14.6. за реализацию продукции, произведенной с отступлениями от
требований нормативно-технической документации, а также
соответствующей сертификатам качества и утвержденным образцам
(эталонам), налагать на субъектов хозяйствования штраф в размере
стоимости реализованной продукции. При поставке такой продукции в
оптовую и розничную торговлю взимать в доход бюджета полученную от
ее реализации прибыль;

 14.7. выносить решения об изъятии в доход государственного
бюджета необоснованно полученной выручки от завышения цен при
реализации продукции и товаров населению, предприятиям, организациям
и о наложении штрафа в таком же размере;

 14.8. за нарушение действующего законодательства, а также
неисполнение иных решений органов государственной власти и
управления, принятых в пределах их компетенции, вносить органам
государственного и хозяйственного управления, предприятиям и
организациям предложения о привлечении виновных должностных лиц к
дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой
должности. Руководители органов управления, предприятий и
организаций в установленный законодательством срок должны
рассмотреть эти предложения и о принятых мерах сообщить
Департаменту.

 15. Применение к объединениям, предприятиям, учреждениям и
организациям экономических санкций не освобождает их руководителей и
других должностных лиц от ответственности, предусмотренной
законодательством.

 16. Решения должностных лиц Департамента могут быть обжалованы
в вышестоящий в порядке подчиненности орган и суд.
 Решения о наложении административного взыскания в виде штрафа
обжалуются в порядке, установленном законодательством.
 Жалобы на решения Департамента по вопросам качества
продовольственных товаров подаются в течение двух суток,
скоропортящихся товаров - в срок, который не превышает половины
установленного срока реализации этих товаров с момента составления
акта, а непродовольственных товаров - в течение пяти суток со дня
получения акта Департамента.

 17. Департамент и его территориальные органы являются
юридическими лицами, имеют печати с изображением Государственного
герба Республики Беларусь и со своим наименованием. _