ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


 О соответствии Конституции Закона Республики
 Беларусь от 13 апреля 1995 года "О внесении
 дополнения в Закон Республики Беларусь "О местном
 управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"

===

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - Председателя Конституционного Суда
Тихини В.Г., заместителя Председателя Суда Фадеева В.А., судей
Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И., Подгруши В.В.,
Середы Н.М., Тишкевича С.И., Филипчик Р.И.
 с участием представителей Председателя Верховного Совета
Республики Беларусь, внесшего предложение: Гольдаде С.К.,
Гуриновича А.В., Домаша С.Н., Марковского Н.М., Новика В.В.,
Пискарева В.А. и представителя Верховного Совета Республики Беларусь
Реута В.И.
 рассмотрел в открытом заседании дело "О соответствии
Конституции Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. "О
внесении дополнения в Закон Республики Беларусь "О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".
 В судебном заседании приняли участие:
 Заместитель Председателя Верховного Суда Царенко Е.М., Первый
заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Киселев А.И.,
Заместитель Генерального прокурора Юревич В.Б., Первый заместитель
Министра юстиции Андреев И.С.

 Производство по делу возбуждено Конституционным Судом по
предложению Председателя Верховного Совета Республики Беларусь на
основании части первой статьи 127 Конституции, статей 5 и 6 Закона
"О Конституционном Суде Республики Беларусь".
 В обращении в Конституционный Суд Председатель Верховного
Совета Республики Беларусь поставил вопрос о проверке соответствия
Конституции Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. "О
внесении дополнения в Закон Республики Беларусь "О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", поскольку
высказываются сомнения в его конституционности.
 Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. "О внесении
дополнения в Закон Республики Беларусь "О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь" ("Народная газета", 23 июня
1995 г.) установил, что полномочия местного Совета депутатов
сохраняются до открытия первого заседания соответствующего местного
Совета депутатов нового созыва.
 Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела,
проанализировав положения Конституции, других нормативных актов,
Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
 Согласно статье 3 Конституции единственным источником
государственной власти в Республике Беларусь является народ, который
осуществляет свою власть непосредственно и через представительные
органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Тем самым
установлен конституционный принцип непрерывного функционирования
представительных органов.
 Осуществление государственной власти в отсутствие местных
представительных органов ни Конституцией, ни Законом "О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" не предусмотрено.
 Статья 123 Конституции и статья 19 Закона "О местном управлении
и самоуправлении в Республике Беларусь" допускают возможность
прекращения деятельности местных Советов депутатов. Однако в этих
случаях речь идет о досрочном, в пределах срока полномочий,
прекращении деятельности конкретных местных Советов при наличии к
тому предусмотренных законом оснований.
 Принцип непрерывного функционирования местных Советов депутатов
как представительных органов обусловлен прежде всего отнесением ряда
вопросов к их исключительной компетенции. Так, согласно статье 120
Конституции и статье 8 Закона "О местном управлении и самоуправлении
в Республике Беларусь" только местные Советы депутатов могут решать
такие важные вопросы, как утверждение программ экономического и
социального развития, местных бюджетов и отчетов о их выполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в рамках, установленных законом, порядка управления и
распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных
референдумов и т.д. Прекращение на какое-либо время полномочий
местных Советов привело бы к нарушению функционирования
соответствующих административно-территориальных единиц.
 Статьей 124 Конституции установлено, что компетенция, порядок
создания и деятельности органов местного управления и самоуправления
определяются законом. В связи с этим Конституционный Суд отмечает,
что Верховный Совет, решив в Законе от 13 апреля 1995 г. вопрос о
сохранении полномочий местного Совета до открытия первого заседания
соответствующего местного Совета депутатов нового созыва, действовал
в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией.
 Вместе в тем Конституционный Суд считает необходимым обратить
внимание на следующее.
 Статьей 79 Конституции Республики Беларусь 1978 года
устанавливался пятилетний срок полномочий Советов депутатов.
Согласно статье 118 Конституции 1994 года местные Советы избираются
гражданами соответствующих административно-территориальных единиц
сроком на четыре года. Указанная норма о сроке полномочий местных
Советов воспроизведена и в статье 6 Закона "О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь" (в редакции Закона от
6 октября 1994 г.)
 Статьей 3 Закона "О порядке вступления в силу Конституции
Республики Беларусь" определено, что в день вступления в силу
Конституции Республики Беларусь прекращается действие статей
Конституции Республики Беларусь 1978 года с последующими изменениями
и дополнениями, если иное не предусмотрено этим Законом. Указанным
Законом никаких оговорок в отношении статьи 79 Конституции 1978 года
не предусмотрено.
 Принимая во внимание данное обстоятельство, Верховный Совет
должен был определиться со сроками полномочий местных Советов,
избранных на основании Конституции 1978 года, и с учетом этого либо
назначить новые выборы, либо принять решение о сохранении полномочий
действующих местных Советов, чего сделано не было.
 Так, выборы депутатов местных Советов были назначены только на
11 июня 1995 года. В силу ряда объективных и субъективных причин в
значительном числе округов выборы не состоялись и местные Советы не
были сформированы, о чем свидетельствуют данные Центральной комиссии
Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов. Не получил также надлежащего разрешения вопрос о
сохранении полномочий местных Советов. Исходя из буквального
толкования Закона от 13 апреля 1995 года, можно сделать вывод о том,
что действие его распространяется на Советы, которые будут
сформированы в будущем.
 В этой связи в целях определения однозначного подхода к вопросу
о том, распространяется ли действие Закона от 13 апреля 1995 года на
местные Советы, избранные на основании Конституции 1978 года, Суд
руководствуется статьей 11 Закона о Конституционном Суде,
предусматривающей, что при проверке акта следует иметь в виду как
буквальный его смысл, так и смысл, который придается ему практикой
применения.
 Анализ стенограмм заседаний Верховного Совета Республики
Беларусь от 13 апреля 1995 года и 14 июня 1995 года, объяснений
представителей сторон в судебном заседании свидетельствует о том,
что, принимая Закон о внесении дополнения в Закон о местном
управлении и самоуправлении, законодатель в первую очередь
преследовал цель урегулировать вопрос, связанный с сохранением
полномочий местных Советов, избранных на основании Конституции 1978
года.
 При таких обстоятельствах Суд считает, что Законом от 13 апреля
1995 года решен вопрос о сохранении полномочий местных Советов
депутатов, избранных на основании Конституции 1978 года, до первого
заседания соответствующего местного Совета нового созыва.
 Данным Законом не изменяется срок полномочий местного Совета,
установленный статьей 118 Конституции, а лишь регулируется вопрос
обеспечения преемственности местных Советов депутатов.
 Конституционный Суд приходит к выводу, что Закон от 13 апреля
1995 года "О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь "О
местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" не
противоречит Конституции.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 127
Конституции, статьями 5, 11, 36, 38, 40, 43 Закона "О
Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд

 РЕШИЛ:

 1. Признать Закон Республики Беларусь от 13 апреля 1995 г. "О
внесении дополнения в Закон Республики Беларусь "О местном
управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" не противоречащим
Конституции.

 2. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со
дня его принятия в "Народнай газеце", "Звяздзе", в "Ведамасцях
Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь".

 3. Настоящее Заключение вступает в силу со дня его принятия,
является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.


 Председательствующий -
 Председатель
 Конституционного Суда
 Республики Беларусь В.Г.Тихиня


 6 июля 1995 года, г.Минск
 N З-15/95


 ОСОБОЕ МНЕНИЕ
 судьи Василевича Григория Алексеевича относительно решения
 Конституционного Суда Республики Беларусь от 6 июля 1995 г. "О
 соответствии Конституции Закона Республики Беларусь от 13 апреля
 1995 г. "О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь "О
 местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"


 Не согласен с Заключением Конституционного Суда в той части,
что Законом от 13 апреля 1995 г. "О внесении дополнения в Закон
Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в
Республике Беларусь" решен вопрос о сохранении полномочий местных
Советов депутатов, избранных на основании Конституции 1978 г., до
первого заседания соответствующих местных Советов.
 В связи с несвоевременным назначением выборов в местные Советы
легитимизировать, т.е. узаконить деятельность местных Советов, срок
полномочий которых изменился с 5 до 4-х лет, со дня вступления в
силу Конституции 1994 г. и до настоящего времени можно не путем
принятия обычного закона, а внесением соответствующего дополнения в
закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь.
Закон от 13 апреля 1995 г. лишь иначе решил вопрос о преемственности
местных Советов - не со дня выборов, а со дня первого заседания
вновь избранного Совета. Однако этот Закон не мог продлить
установленный в Конституции срок полномочий местных Советов
депутатов.


 Судья Конституционного Суда Г.А.Василевич