ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

             КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 14 июля 1998 г.  N З-69/98                                  г.Минск


 О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЧАСТЕЙ
 ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 123 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

===

     Конституционный Суд     Республики     Беларусь    в    составе
Председательствующего   -   Председателя    Конституционного    Суда
Василевича  Г.А.,  судей  Бойко  Т.С.,  Воробья  Г.А.,  Кеник  К.И.,
Подгруши В.В.,  Саркисовой  Э.А.,  Тиковенко  А.Г.,  Филипчик  Р.И.,
Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
     с участием представителей:
     Палаты представителей    Национального    собрания   Республики
Беларусь:  Ходневич  Т.Н.  -  заместителя  председателя   Постоянной
комиссии  Палаты  представителей  Национального  собрания Республики
Беларусь по национальной безопасности,  Орлова  Л.К.  -  заведующего
отделом  уголовного  и административного законодательства управления
экспертизы законопроектов  Главного  экспертно-правового  управления
Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики
Беларусь;
     Совета Республики  Национального  собрания Республики Беларусь:
Бурого  В.В.  -  заведующего  отделом  гражданского,  социального  и
хозяйственного   законодательства   экспертно-правового   управления
Секретариата Совета  Республики  Национального  собрания  Республики
Беларусь,  Сенюты  Л.Я.  -  главного специалиста экспертно-правового
управления Секретариата  Совета  Республики  Национального  собрания
Республики Беларусь;
     эксперта Кукреш Л.И.  -  доцента  кафедры  уголовного  процесса
Академии МВД Республики Беларусь, кандидата юридических наук
     рассмотрел в открытом судебном заседании дело  "О  соответствии
Конституции  Республики  Беларусь  частей третьей и четвертой статьи
123 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь".
     В судебном  заседании   приняли   участие:   Пташник   В.Н.   -
заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь; Егоров
А.П.  -  заместитель  Председателя   Высшего   Хозяйственного   Суда
Республики Беларусь;  Божелко О.А. - Генеральный прокурор Республики
Беларусь.
     Производство по  делу  возбуждено  Конституционным Судом 25 мая
1998 года по предложению Президента Республики Беларусь на основании
статьи 116 Конституции,  статей 5 и 6 Закона "О Конституционном Суде
Республики Беларусь" и статьи 43 Регламента Конституционного Суда.
     Проверке подлежали   части   третья   и  четвертая  статьи  123
Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
     Согласно части   третьей  статьи  123  Уголовно-процессуального
кодекса  Республики  Беларусь  (в  дальнейшем  УПК)   по   делам   о
преступлениях, предусмотренных статьями 68, 71, 74, 74-1, 77-79, 82,
100-105, 114-118,  122,  122-1,  124-127,  128, 130-140, 149, 149-2,
158, 159,  166-176,  184-4,  186-2,  186-3, 187 - 189-1, 194-2, 198,
208-2, 209-211,  216-218,  219-4 частью второй,  222,  227-247,  248
пунктами "г" и "д",  249-258 Уголовного кодекса Республики Беларусь,
предварительное   следствие   производится   следователями   органов
прокуратуры,  а по делам о преступлениях,  предусмотренных  статьями
61-67, 69, 72, 73, 73-1, 75, 76, 80, 81, 248 пунктами "а", "б" и "в"
Уголовного  кодекса  Республики  Беларусь,  -  также   следователями
органов государственной безопасности.
     В соответствии  с  частью  четвертой  статьи 123 УПК по делам о
преступлениях, предусмотренных статьями 83,  84,  84-1,  84-2, 85-1,
85-2, 87-90,  92,  92-2, 93, 96 частью второй, 97, 98, 106-109, 111,
112, 112-1,  113 частями второй,  третьей и четвертой,  113-1,  119,
123, 150-1 - 150-6,  151 частью второй,  151-3 - 152-4,  153  частью
второй, 154,  157, 160 частью второй, 162, 181-1, 184, 184-1, 184-3,
190-192, 197-1, 201 частью третьей, 202, 203 частью второй, 205-206,
 206-2, 206-3,   207-2   частями   второй  и  третьей,  208,  208-1,
211-1 - 211-5,  212-215,  219 - 219-3,  219-4 частью первой, 219-5 -
219-7, 220-221,  223-225 Уголовного кодекса Республики Беларусь,  по
всем  делам  о   преступлениях,   совершенных   несовершеннолетними,
предварительное  следствие  производится также следователями органов
внутренних дел.
     С просьбой  о  внесении  в  Конституционный  Суд  предложения о
проверке конституционности указанных частей статьи 123 УПК обратился
к  Президенту  Республики  Беларусь  Генеральный прокурор Республики
Беларусь.  В своем обращении он,  в частности,  указал,  что  частью
четвертой   статьи   123  УПК  установлено,  что  по  всем  делам  о
преступлениях,  совершенных   несовершеннолетними,   предварительное
следствие производится также следователями органов внутренних дел. В
этой части статьи подследственность определена не в  зависимости  от
санкции статьи,  а в зависимости от лица, совершившего преступление.
Из этого вытекает,  что закон по всем  категориям  уголовных  дел  о
преступлениях,  совершенных несовершеннолетними,  предусматривает их
расследование  и   следователями   органов   внутренних   дел,   что
подтверждается  многолетней судебной практикой.  Вместе с тем Пленум
Верховного  Суда  Республики  Беларусь,  вынося   постановление   по
конкретному делу о преступлениях,  предусмотренных статьями 74 и 100
Уголовного  кодекса  Республики  Беларусь,  в   совершении   которых
совместно  с лицами,  достигшими 18-летнего возраста,  участвовали и
трое несовершеннолетних, указал, что проведение следствия по данному
делу  следователем  органов  внутренних  дел  является  существенным
нарушением уголовно-процессуального закона.  Пленум Верховного  Суда
Республики Беларусь указал,  в частности,  что дела о преступлениях,
квалифицированных статьями 74 и 100  Уголовного  кодекса,  санкциями
которых предусмотрена исключительная мера наказания,  подследственны
только органам прокуратуры.
      Такое толкование   статьи  123  УПК,  по  мнению  Генерального
прокурора,  ставит  под  сомнение  конституционность   этой   нормы,
является  ошибочным  по  существу,  противоречит  смыслу  третьей  и
четвертой частей статьи 123 УПК и,  кроме  того,  дано  в  нарушение
Конституции Республики Беларусь.
     Заслушав судью-докладчика   Саркисову   Э.А.,    представителей
стороны,    эксперта,    проанализировав    положения   Конституции,
Уголовно-процессуального кодекса   и   других   законов   Республики
Беларусь,   международно-правовых   актов,  изучив  материалы  дела,
следственную и  судебную  практику,  Конституционный  Суд  установил
следующее.
     В соответствии со статьей 122 УПК предварительное следствие  по
уголовным  делам  производится  следователями  прокуратуры,  а также
следователями  органов  внутренних  дел  и   следователями   органов
государственной безопасности.
     В статье    123     УПК     регламентируются     обязательность
предварительного  следствия  и  подследственность.  При  определении
подследственности в  частях  третьей  и  четвертой  статьи  123  УПК
использовано    два    критерия:    вид   преступления   (предметная
подследственность) и признаки  субъекта  преступления  (персональная
подследственность).
     Определив конкретные категории преступлений,  уголовные дела  о
которых подследственны органам прокуратуры,  органам государственной
безопасности либо органам внутренних дел,  закон  предоставил  право
следователям    органов    внутренних    дел    также    производить
предварительное следствие по всем уголовным делам  о  преступлениях,
совершенных несовершеннолетними.
     Проанализировав развитие               уголовно-процессуального
законодательства,   предусматривающего  подследственность  уголовных
дел,  Конституционный Суд установил,  что до 1978 года  производство
предварительного   следствия   по   всем   делам   о  преступлениях,
совершенных  несовершеннолетними,  было   отнесено   к   компетенции
следователей   органов   прокуратуры.   Однако   указом   Президиума
Верховного Совета республики от 11 мая 1978 г. (СЗ БССР, 1978, N 14,
ст.269),  внесшим  изменения  в  части третью и четвертую статьи 123
УПК,  право производства предварительного следствия по всем делам  о
преступлениях,  совершенных несовершеннолетними,  было предоставлено
также  следователям  органов  внутренних   дел.   Такое   расширение
подследственности  органов  внутренних дел объяснялось тем,  что эти
органы,  имея в своем составе инспекции по делам несовершеннолетних,
а  также  обладая  возможностями  обеспечения комплексного подхода к
профилактике  преступности  среди   несовершеннолетних,   могли   на
качественном  уровне  проводить  и  расследование  данной  категории
уголовных дел.  Вместе с  тем  указанная  подследственность  органов
внутренних    дел   уголовно-процессуальным   законодательством   не
признавалась исключительной.  Такие дела вправе были расследовать  и
органы прокуратуры, а также органы государственной безопасности.
     Оценив содержание  статьи  123  УПК  в  действующей   редакции,
Конституционный   Суд   отмечает,   что   органы  внутренних  дел  и
прокуратуры как органы государства призваны при осуществлении  своих
функций  охранять  права  и  свободы  личности,  что непосредственно
закреплено в Конституции и законах,  регулирующих деятельность  этих
органов.
     Статьей 7 Конституции предусмотрено,  что государство,  все его
органы  и  должностные  лица  действуют  в  пределах  Конституции  и
принятых в соответствии с ней актов законодательства.
     Согласно статье     59    Конституции    Республики    Беларусь
государственные органы,  должностные и иные лица,  которым  доверено
исполнение   государственных   функций,  обязаны  в  пределах  своей
компетенции принимать необходимые меры для  осуществления  и  защиты
прав  и свобод личности.  Эти органы и лица несут ответственность за
действия, нарушающие права и свободы личности.
     В соответствии  со  статьей  2 Закона "О Прокуратуре Республики
Беларусь" органы прокуратуры наряду с другими функциями осуществляют
также   расследование   преступлений.  В  статье  5  данного  Закона
указывается,  что при осуществлении своей деятельности  прокурорские
работники  обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав
и  свобод  личности  независимо  от   гражданства,   социального   и
имущественного  положения,  расовой  и  национальной принадлежности,
языка,   пола,   возраста,   образования,   отношения   к   религии,
политических и иных убеждений.
     Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь на
органы   внутренних   дел  возложено  производство  предварительного
следствия в пределах их компетенции.  Согласно статье  6  Закона  "О
милиции"   милиция  защищает  каждого  человека  независимо  от  его
гражданства,  социального, имущественного и иного положения, расовой
и национальной принадлежности,  языка,  пола, возраста, образования,
отношения к религии, политических и иных убеждений.
     Законом Республики  Беларусь "О правах ребенка" и Конвенцией "О
правах ребенка",  ратифицированной Республикой Беларусь 28 июля 1990
г.,  на  органы  государства  возлагается  обязанность защиты прав и
интересов несовершеннолетних. Такая защита должна обеспечиваться и в
процессе  расследования  уголовных дел о преступлениях,  совершенных
несовершеннолетними,  как следователями органов прокуратуры,  так  и
следователями  органов  внутренних  дел.  Правовой  гарантией равной
защиты   прав   несовершеннолетних,    обвиняемых    в    совершении
преступлений,  обеспечения объективного и всестороннего исследования
и  разрешения  дела,  независимо  от  органа,  его  расследовавшего,
является   предусмотренная   статьей   49  УПК  возможность  допуска
защитника к участию в деле уже с момента предъявления обвинения.
     Конституционный Суд   считает,   что   предоставление   органам
внутренних дел права производить предварительное следствие  по  всем
делам   о   преступлениях,   совершенных   несовершеннолетними,   не
противоречит Конституции и не нарушает  прав  и  законных  интересов
граждан.
     В соответствии со статьей 11  Закона  "О  Конституционном  Суде
Республики  Беларусь"  при проверке акта Конституционный Суд имеет в
виду  как  буквальный  его  смысл,  так  и  смысл,  придаваемый  ему
практикой применения.
     Конституционный Суд,  изучив практику применения частей третьей
и  четвертой  статьи  123 УПК,  отмечает,  что в течение длительного
времени  как  следственная,  так  и  судебная  практика   Республики
Беларусь   формировалась   исходя  из  понимания  того,  что  органы
внутренних дел могли производить предварительное  следствие  как  по
уголовным   делам   о   всех   преступлениях,   совершенных   только
несовершеннолетними,  так и по делам  о  преступлениях,  совершенных
несовершеннолетними  в  соучастии  с  лицами,  достигшими 18-летнего
возраста.   Предварительное   следствие   по   уголовным   делам   о
преступлениях,  совершаемых  несовершеннолетними,  в  том  числе и в
соучастии с лицами,  достигшими  18-летнего  возраста,  на  практике
производилось  и следователями органов прокуратуры,  поскольку закон
не исключает права расследования таких дел этими органами.  Суды  на
протяжении  многих лет рассматривали уголовные дела о преступлениях,
совершенных несовершеннолетними или с  их  участием,  расследованные
следователями органов внутренних дел, не возвращая их в связи с этим
на дополнительное расследование по мотивам  существенного  нарушения
уголовно-процессуального   закона.  Однако  Пленум  Верховного  Суда
Республики Беларусь своим постановлением  от  19  июня  1997  г.  по
конкретному  делу  наряду с другими основаниями для направления дела
на   дополнительное   расследование   указал,   в   частности,   что
"предварительное  расследование  по  делу в нарушение требований ч.3
ст.123  УПК  было  произведено  не   следователем   прокуратуры,   а
следователем  органов  внутренних  дел,  что  является  существенным
нарушением норм уголовно-процессуального  закона,  так  как  дела  о
преступлениях,  квалифицированных  по  ст.ст.74,  100 УК,  санкциями
которых предусмотрена исключительная мера наказания,  подследственны
только органам прокуратуры" (Судовы веснiк, 1997, N 3, с.25).
     Конституционный Суд  в  связи  с  этим  отмечает,  что  спор  о
подследственности   уголовных   дел   о  преступлениях,  совершенных
несовершеннолетними в  соучастии  с  лицами,  достигшими  18-летнего
возраста,  мог  возникнуть  вследствие  неоднозначного  понимания  в
теории и на практике содержания частей третьей  и  четвертой  статьи
123 УПК, использующих разные критерии определения подследственности,
их  противоречивости  и   недостаточно   четкой   редакции.   Пленум
Верховного Суда в своем постановлении от 19 июня 1997 г., вынесенном
по конкретному делу,  при обосновании существенного  нарушения  норм
уголовно-процессуального закона, допущенного при расследовании этого
дела,  фактически дал  такое  толкование  закона,  которое  изменило
подход к пониманию смысла частей третьей и четвертой статьи 123 УПК.
В частности, в указанной статье отсутствует такой критерий отнесения
уголовных    дел    к   исключительной   подследственности   органов
прокуратуры,  как санкция уголовного закона в виде  смертной  казни,
поскольку    в    части    третьей    этой    статьи   предусмотрена
подследственность уголовных дел органам прокуратуры в зависимости от
вида  преступления (предметная подследственность).  Не соответствует
смыслу указанных норм и разъяснение Пленума Верховного Суда  о  том,
что дела о преступлениях,  квалифицированных по статьям 74,  100 УК,
подследственны только органам прокуратуры.  Исходя из анализа  части
четвертой статьи 123 УПК можно сделать однозначный вывод, что дела о
таких преступлениях могут быть подследственны и  органам  внутренних
дел в случаях, если они совершаются только несовершеннолетними.
     Согласно статье 125 Конституции прокуратура осуществляет надзор
за  исполнением законов при расследовании преступлений.  Осуществляя
надзорную функцию,  прокурор в соответствии с пунктом 9  статьи  211
УПК   в   целях   обеспечения   наиболее   полного   и  объективного
расследования вправе передать дело от одного органа предварительного
следствия  другому.  Согласно  статье  212  УПК  указания  прокурора
органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением
и    расследованием   ими   уголовных   дел,   данные   в   порядке,
предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом,  являются для этих
органов обязательными. Из указанных норм УПК вытекает, что прокурору
принадлежит и право принятия решения о подследственности  уголовного
дела о преступлениях,  подследственных разным органам.  Такой подход
закреплен    в    части    седьмой     статьи     234     Модельного
уголовно-процессуального   кодекса,    принятого    Межпарламентской
Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых  Государств
17 февраля 1996 г.
     В период   производства   по   настоящему    делу    с    целью
законодательного   закрепления  порядка  и  оснований  разграничения
подследственности по сложным,  многоэпизодным делам о преступлениях,
подследственным  разным органам предварительного следствия,  Законом
от  9  июля  1998  г.  "О  внесении   дополнения   и   изменения   в
Уголовно-процессуальный кодекс  Республики  Беларусь" статья 123 УПК
дополнена новой частью  следующего  содержания:  "При  соединении  в
одном    производстве    дел,    подследственных    разным   органам
предварительного  следствия  или  дознания,  а  также  если  в  ходе
расследования будут выявлены преступления,  дела о которых относятся
к подследственности других органов  предварительного  следствия  или
дознания, подследственность определяется прокурором".
     В связи с  этим  Конституционный  Суд  считает,  что  право  на
принятие  решений  о  подследственности  уголовных  дел  принадлежит
органам прокуратуры в пределах  их  компетенции  и  что  принимаемые
органами  прокуратуры  решения о передаче органам внутренних дел для
расследования уголовных  дел  о  преступлениях,  указанных  в  части
третьей    статьи    123    УПК,    совершенных    в   соучастии   с
несовершеннолетними, не противоречат смыслу закона.
     На основании   изложенного   и   руководствуясь   статьей   116
Конституции,  статьями  5,  6,  34,  38,   40   и   43   Закона   "О
Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд

     РЕШИЛ:

     1. Признать  соответствующими  Конституции  Республики Беларусь
части третью и четвертую статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса
Республики Беларусь,  имея в виду,  что органы внутренних дел, как и
органы прокуратуры,  вправе производить предварительное следствие по
уголовным делам о преступлениях,  совершенных несовершеннолетними, а
также,  что уголовно-процессуальный закон не  исключает  возможности
принятия  органами  прокуратуры  в пределах их компетенции решений о
передаче  для  расследования  следователям  органов  внутренних  дел
уголовных дел  о  преступлениях,  предусмотренных  в  части  третьей
статьи 123  Уголовно-процессуального  кодекса  Республики  Беларусь,
совершенных несовершеннолетними или в соучастии с ними.

     2. Опубликовать  настоящее  Заключение  в десятидневный срок со
дня принятия в "Народнай газеце" и "Звяздзе",  а также в "Ведамасцях
Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь".

     3. Настоящее  Заключение вступает в силу со дня провозглашения,
является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.


 Председательствующий -
 Председатель Конституционного
 Суда Республики Беларусь                              Г.А.Василевич