ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

              КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 24 сентября 1998 г.  N З-71/98                              г.Минск


 О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 ПУНКТА 25 ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ
 ВЗНОСЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ,
 УТВЕРЖДЕННОГО МИНИСТЕРСТВОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И
 МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА 19 ИЮНЯ 1996 г., ПОДПУНКТОВ 5.2, 5.3
 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ И УЧЕТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В
 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,
 УТВЕРЖДЕННОЙ ПРАВЛЕНИЕМ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 АПРЕЛЯ 1994 г., РАЗДЕЛОВ 9, 10, 11
 ИНСТРУКЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ И
 ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ МИНИСТЕРСТВОМ СТАТИСТИКИ И
 АНАЛИЗА 19 ДЕКАБРЯ 1994 г.

===

     Конституционный Суд    Республики    Беларусь     в     составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича Г.А., заместителя Председателя Суда Марыскина А.В., судей
Бойко  Т.С.,  Воробья Г.А.,  Кеник К.И.,  Подгруши В.В.,  Саркисовой
Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шуклина В.З.
     с участием представителей сторон:
     Высшего Хозяйственного  Суда  Республики   Беларусь,   внесшего
предложение   о   проверке   конституционности   нормативных  актов:
Козыревой  Л.Г.  -  судьи  Высшего  Хозяйственного  Суда  Республики
Беларусь;   Лунева   С.В.   -   начальника  отдела  законодательства
управления  законодательства  и  международных   отношений   Высшего
Хозяйственного  Суда  Республики  Беларусь;
     Министерства социальной защиты Республики Беларусь: Бачило Л.Т.
-  заместителя  Министра  -  руководителя  Фонда  социальной  защиты
населения  Министерства  социальной  защиты   Республики   Беларусь;
Мурашкевич  Н.В.  -  заместителя  начальника  управления пенсионного
обеспечения  Министерства  социальной  защиты  Республики  Беларусь;
     Министерства труда Республики Беларусь:  Павлова В.И. - первого
заместителя Министра труда  Республики  Беларусь;
     Фонда социальной   защиты   населения  Министерства  социальной
защиты Республики  Беларусь:  Силутиной  Л.А.  -  начальника  отдела
организации   персонифицированного  учета  Фонда  социальной  защиты
населения  Министерства  социальной  защиты   Республики   Беларусь;
Солодовченко А.С. - начальника отдела организационно-правовой работы
и кадров Фонда социальной защиты населения  Министерства  социальной
защиты Республики Беларусь;  Далидович Т.И. - главного юрисконсульта
отдела организационно-правовой  работы  и  кадров  Фонда  социальной
защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь;
     Министерства статистики   и   анализа   Республики    Беларусь:
Ничипоровича   В.Н.  -  Министра  статистики  и  анализа  Республики
Беларусь;  Гасюк Г.И.  - заместителя Министра статистики  и  анализа
Республики   Беларусь;   Киселевой  К.Е.  -  заместителя  начальника
управления  статистики  труда  Министерства  статистики  и   анализа
Республики  Беларусь;  Мельниковой  С.Г.  -  заместителя  начальника
управления  статистики  труда  Министерства  статистики  и   анализа
Республики Беларусь
     рассмотрел в открытом судебном заседании дело  "О  соответствии
Конституции  и  законам  Республики Беларусь пункта 25 Перечня видов
выплат,  на  которые  не  начисляются  взносы  по   государственному
социальному   страхованию,  утвержденного  Министерством  социальной
защиты и Министерством труда 19 июня 1996 г.,  подпунктов  5.2,  5.3
Инструкции  о  порядке  взимания  и  учета  страховых взносов в Фонд
социальной  защиты  населения  Республики   Беларусь,   утвержденной
Правлением  Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь 12
апреля  1994  г.,  разделов  9,  10,  11  Инструкции  по  статистике
численности    работников    и    заработной   платы,   утвержденной
Министерством статистики и анализа 19 декабря 1994 г.".
     В судебном   заседании  приняли  участие:  Мирониченко  И.А.  -
заместитель  Председателя  Верховного  Суда   Республики   Беларусь;
Жданович И.Н. - заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда
Республики  Беларусь;  Валюшко  В.М.  -   заместитель   Генерального
прокурора Республики Беларусь;  Сергеева О.Г. - заместитель Министра
юстиции Республики Беларусь.
     Производство по  делу  возбуждено Конституционным Судом 24 июля
1998  г.  по  предложению  Высшего  Хозяйственного  Суда  Республики
Беларусь на основании статьи 116 Конституции, статей 5 и 6 Закона "О
Конституционном Суде Республики Беларусь"  и  статьи  43  Регламента
Конституционного Суда.
     Проверке подлежали подпункты  5.2,  5.3  Инструкции  о  порядке
взимания   и  учета  страховых  взносов  в  Фонд  социальной  защиты
населения  Республики  Беларусь,   утвержденной   Правлением   Фонда
социальной  защиты  населения Республики Беларусь 12 апреля 1994 г.,
зарегистрированной в Реестре государственной регистрации нормативных
актов   республиканских   органов   государственного   управления  и
Национального банка 29 апреля  1994  г.,  регистрационный  N  341/12
(Бюллетень  нормативно-правовой  информации,  1994,  N 7);  пункт 25
Перечня  видов  выплат,  на  которые  не   начисляются   взносы   по
государственному      социальному     страхованию,     утвержденного
Министерством социальной защиты Республики Беларусь и  Министерством
труда  Республики  Беларусь  19 июня 1996 г.,  зарегистрированного в
Реестре    государственной     регистрации     нормативных     актов
республиканских  органов государственного управления и Национального
банка  26  июня  1996  г.,  регистрационный  N  1485/12   (Бюллетень
нормативно-правовой  информации,  1996,  N  8);  разделы 9,  10,  11
Инструкции по статистике численности работников и заработной  платы,
утвержденной  Министерством статистики и анализа Республики Беларусь
19  декабря  1994  г.  по  согласованию   с   Министерством   труда,
Министерством экономики, Министерством финансов, Национальным банком
Республики  Беларусь.
     В предложении  Высшего  Хозяйственного Суда указывается,  что в
подпунктах 5.2,  5.3 Инструкции о порядке взимания и учета страховых
взносов  в  Фонд  социальной  защиты  населения  Республики Беларусь
имеются противоречия,  аналогичные тем, что содержатся и в некоторых
законах.  В  Законе  "О  пенсионном  обеспечении" в качестве объекта
обложения страховыми взносами указан фонд оплаты труда,  а в  Законе
"О  размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты
населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь" - фонд
заработной платы. По мнению Высшего Хозяйственного Суда, эти понятия
различаются.
     Высший Хозяйственный   Суд  указал  также,  что  Инструкция  по
статистике   численности   работников   и   заработной   платы    не
зарегистрирована  в  Реестре  государственной регистрации Республики
Беларусь, как это было предусмотрено постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 13 мая 1993 г. N 316, утвердившим Положение о
порядке государственной регистрации нормативных  актов  министерств,
государственных комитетов и ведомств,  которое действовало на момент
принятия указанной Инструкции.  В связи с этим Высший  Хозяйственный
Суд полагает,  что Инструкция по статистике численности работников и
заработной платы не имеет юридической  силы  и  поэтому  перенесение
положений  данной Инструкции в Перечень видов выплат,  на которые не
начисляются  взносы  по  государственному  социальному   страхованию
(пункт 25), не основано на нормативной базе.
     Заслушав судью-докладчика Бойко  Т.С.,  представителей  сторон,
изучив   материалы   дела,   проанализировав  положения  Конституции
Республики   Беларусь,   законов   и   других   нормативных   актов,
Конституционный   Суд  отмечает  следующее.

     1. Согласно  статье  1 Конституции Республика Беларусь является
социальным государством.  В  статье  47  Конституции,  в  частности,
установлено,  что  гражданам Республики Беларусь гарантируется право
на  социальное   обеспечение   в   старости,   в   случае   болезни,
инвалидности,  утраты трудоспособности,  потери кормильца и в других
случаях,  предусмотренных законом.
     Для обеспечения  социальных  прав  граждан Республики Беларусь,
закрепленных  и  гарантированных  Конституцией,   в   республике   в
соответствии  с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь
от 10 июня 1993 г.  на базе Пенсионного фонда  и  Фонда  социального
страхования   был   образован   Фонд   социальной  защиты  населения
Республики Беларусь (в настоящее  время  -  Фонд  социальной  защиты
населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь).  Этим
же постановлением был утвержден  Порядок  уплаты  страховых  взносов
нанимателями,      лицами,     занимающимися     предпринимательской
деятельностью,  и гражданами  в  Фонд  социальной  защиты  населения
Республики   Беларусь  (в  дальнейшем  -  Порядок  уплаты  страховых
взносов),  который действует и в настоящее время.
     Денежные средства    Фонда    социальной    защиты    населения
Министерства социальной защиты Республики Беларусь (в  дальнейшем  -
Фонд  социальной защиты) формируются в основном за счет обязательных
страховых взносов.  Обязательные страховые взносы, так же как налоги
и  сборы,  являются  обязательными  отчислениями денежных средств от
плательщиков в определенных  законом  размерах.  В  настоящее  время
размеры  этих  взносов  установлены Законом "О размерах обязательных
страховых взносов в Фонд социальной  защиты  населения  Министерства
социальной  защиты  Республики  Беларусь".
     Анализ содержания   норм   порядка   регистрации   плательщиков
обязательных  страховых  взносов,  порядка  и  сроков   их   уплаты,
ответственности, применяемой к плательщикам взносов, свидетельствует
о сходстве страховых взносов с налоговыми платежами,  а  их  целевой
характер - со сборами.
     Денежные средства    Фонда    социальной    защиты     являются
государственной  собственностью  и  включаются в финансово-кредитную
систему Республики Беларусь.  В соответствии с частью второй  статьи
132  Конституции на территории Республики Беларусь проводится единая
бюджетно-финансовая,    налоговая,    денежно-кредитная,    валютная
политика.  В  связи  с  этим  Конституционный  Суд считает,  что при
установлении обязательных  страховых  взносов  законодателем  должен
обеспечиваться  такой  же подход,  как и при регулировании налоговых
отношений.   Поэтому   определение   таких    важнейших    элементов
обязательных  страховых  взносов,  как  круг  плательщиков,  объект,
состав объекта,  размеры платежей,  льготы должно осуществляться  на
законодательном уровне.

     2. Инструкция о порядке взимания и учета  страховых  взносов  в
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь (в дальнейшем -
Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов)  утверждена
Правлением  Фонда  социальной  защиты населения Республики Беларусь.
Право  на  утверждение   данной   Инструкции   по   согласованию   с
заинтересованными  министерствами  и  ведомствами было предоставлено
Правлению Фонда  пунктом  8  Порядка  уплаты  страховых  взносов.
     В проверяемом  подпункте  5.2  Инструкции  о порядке взимания и
учета  страховых   взносов   установлено,   что   страховые   взносы
начисляются  на  все  виды оплаты труда,  с которых в соответствии с
Законом "О пенсионном обеспечении" исчисляется пенсия,  а  также  на
суммы авторского гонорара, выплачиваемого членам творческих союзов и
другим  творческим  работникам,  не  являющимся  членами  творческих
союзов, и вознаграждения за выполнение работы по договорам подряда и
поручения.  В данном подпункте Инструкции о порядке взимания и учета
страховых  взносов  фактически  воспроизводятся  положения  пункта 3
Порядка  уплаты  страховых  взносов,  где  также   предусматривается
начисление страховых взносов на все виды оплаты труда,  из которых в
соответствии  с  Законом  "О  пенсионном  обеспечении"   исчисляется
пенсия,  а  также  на  суммы авторского гонорара и вознаграждения за
выполнение работы по договорам подряда и поручения.
      Конституционный Суд обращает внимание на расхождение терминов,
используемых в подпункте 5.2 Инструкции о порядке взимания  и  учета
страховых  взносов и в законодательстве о государственном социальном
страховании  для  определения   объектов   обложения   обязательными
страховыми   взносами.   В   проверяемом   подпункте  5.2  указанной
Инструкции  употребляется  термин  "все  виды   оплаты   труда".   В
законодательных  же актах наряду с "видами оплаты труда" применялись
термины "фонд оплаты  труда",  "заработная  плата",  а  в  настоящее
время  - "фонд   заработной  платы",  "заработок".  Использование  в
законодательстве различных терминов для определения фактически одних
и  тех  же объектов приводит на практике к неоднозначному толкованию
содержания    соответствующих    положений    нормативных     актов.
Конституционный Суд считает,  что в нормативных актах,  регулирующих
вопросы установления обязательных  страховых  взносов,  их  размеры,
порядок взимания,  исчисления и уплаты,  должна употребляться единая
терминология.
     Согласно части    второй    статьи   7   Закона   "Об   основах
государственного  социального  страхования"   при   условии   уплаты
страховых    взносов    государственное    социальное    страхование
распространяется  на  предпринимателей,  работников,  работающих  по
договорам   подряда,   членов  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,
творческих работников,  иностранных граждан и лиц  без  гражданства,
работающих  в  Республике  Беларусь.  То  есть после принятия данной
нормы  уплата  страховых  взносов  в  Фонд  социальной  защиты   для
указанной категории плательщиков стала добровольной.
     Руководствуясь статьями 7 и  137  Конституции,  Конституционный
Суд  пришел  к  выводу,  что  проверяемый  подпункт 5.2 Инструкции о
порядке взимания и учета страховых взносов в отношении обязательного
начисления   страховых   взносов   на   суммы  авторского  гонорара,
выплачиваемого  членам  творческих  союзов   и   другим   творческим
работникам,    не    являющимся   членами   творческих   союзов,   и
вознаграждения за выполнение работы по договорам подряда и поручения
не   согласуется  с  нормами  Закона  "Об  основах  государственного
социального    страхования",    поскольку    в    настоящее    время
государственное   социальное  страхование  распространяется  на  эту
категорию плательщиков  только  при  условии  уплаты  ими  страховых
взносов.
     По мнению  Конституционного   Суда,   такое   положение   стало
возможным в силу того, что действующие нормативные акты своевременно
не пересматриваются в связи  с  принятием  акта,  обладающего  более
высокой  юридической  силой,  и  не приводятся в соответствие с ним.
Несмотря на соответствующие  поручения,  содержащиеся  в  переходных
положениях   Закона   "Об   основах   государственного   социального
страхования", Порядок уплаты страховых взносов, Инструкция о порядке
взимания и уплаты страховых взносов не были приведены в соответствие
с этим Законом.
     Конституционный Суд  также  обращает внимание,  что проверяемый
подпункт 5.2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов
для  определения  всех  видов  оплаты труда,  на которые начисляются
страховые взносы,  отсылает к  Закону  "О  пенсионном  обеспечении".
Аналогичная  отсылочная норма содержится и в пункте 3 Порядка уплаты
страховых взносов.  В свою очередь, часть первая статьи 58 Закона "О
пенсионном  обеспечении" для определения видов выплат,  включаемых в
заработок,  отсылает к  действующим  правилам  начисления  страховых
взносов.  По  мнению  Конституционного Суда,  наличие таких взаимных
отсылочных положений в законодательстве недопустимо.
     В проверяемом  подпункте  5.3  Инструкции  о порядке взимания и
учета  страховых   взносов   установлено,   что   страховые   взносы
начисляются  на  все  виды заработка (дохода),  определенного данным
нанимателем в  соответствии  с  действующим  законодательством,  без
вычета  из  него  удержаний  и  налогов.  При этом не имеют значения
источники финансирования указанных выплат,  статьи и виды  платежных
документов  (расчетно-платежные  ведомости,  лицевые  счета и т.п.),
документы, по которым были произведены расчеты по заработку (доходу)
и формы выплат (денежная,  натуральная,  в виде ценных бумаг и пр.).
     Поскольку применение положений,  содержащихся в  подпункте  5.3
Инструкции  о  порядке  взимания  и учета страховых взносов,  должно
осуществляться  в  соответствии  с  действующим   законодательством,
Конституционный  Суд  считает,  что  оснований  для  признания этого
подпункта неконституционным не имеется.

     3. В проверяемых разделах 9,  10,  11 Инструкции по  статистике
численности работников и заработной платы (в дальнейшем - Инструкция
по статистике) определяются соответственно состав  фонда  заработной
платы, заработная плата в денежной и натуральной формах.
     В Законе "О размерах  обязательных  страховых  взносов  в  Фонд
социальной   защиты   населения   Министерства   социальной   защиты
Республики Беларусь"  в  качестве  объектов  обязательных  страховых
взносов  названы  фонд  заработной  платы  и  заработок,  однако  не
определены составы этих объектов,  а также не урегулирован вопрос  о
льготах по данным объектам, не установлено, какие выплаты следует, а
какие не следует включать в фонд заработной платы или  в  заработок,
на  которые  не  должны  начисляться  страховые взносы.  Не содержит
указанный Закон и поручения соответствующим государственным  органам
урегулировать данные вопросы в подзаконных актах, как, например, это
сделано в законах о бюджете на 1997,  1998 гг.  относительно объекта
обложения чрезвычайным налогом.
     Инструкция по  статистике  предназначена  для  руководства  при
составлении   отчетности   по  труду  предприятиями,  объединениями,
учреждениями,  колхозами и другими организациями независимо от формы
собственности.    Указанная    Инструкция    была   опубликована   в
"Национальной экономической  газете"  (1995,  N  3).
     Инструкцию по   статистике   стали  применять  для  определения
состава фонда  заработной  платы,  заработной  платы  в  денежной  и
натуральной  формах  при начислении обязательных страховых взносов в
Фонд социальной защиты и при определении  состава  фонда  заработной
платы для целей налогообложения.  Так,  постановлением Правительства
Республики Беларусь от 11 июня 1996 г.  N 384 "О мерах по реализации
Закона  Республики  Беларусь  "О бюджете Республики Беларусь на 1996
год"  было  установлено,  что  в  1996   году   чрезвычайный   налог
исчисляется от фонда заработной платы,  определяемого в соответствии
с Инструкцией по  статистике  численности  работников  и  заработной
платы.  Аналогичные отсылки на указанную Инструкцию содержатся также
в других постановлениях Правительства - от 26 мая 1997 г. N 580 и от
27  февраля  1998  г.  N 310,  которые были приняты в соответствии с
поручением законодательного органа.
     Конституционный Суд считает, что состав объектов для начисления
обязательных  страховых  взносов  (состав  фонда  заработной  платы,
состав  заработка)  также должен быть установлен самим законодателем
либо в определяемом им  порядке.
     Одновременно Конституционный   Суд   обращает   внимание,   что
Инструкция   по   статистике   не   зарегистрирована    в    Реестре
государственной   регистрации   нормативных   актов  республиканских
органов государственного  управления  и  Национального  банка,  хотя
обладает    всеми    признаками    нормативного    акта,    носящего
межведомственный характер.
     В статье  14  Закона "О Кабинете Министров Республики Беларусь"
было  установлено,  что  нормативные  акты  министерств   и   других
центральных  органов  управления  Республики  Беларусь,  принятые  в
пределах  их  компетенции,  касающиеся  предприятий,  организаций  и
учреждений  другой  формы  собственности  либо  иного подчинения или
граждан, являются обязательными для исполнения при условии, если эти
акты  зарегистрированы  Министерством  юстиции  Республики Беларусь.
Аналогичные положения содержатся и в статье 12  действующего  Закона
"О   Совете   Министров   Республики   Беларусь  и  подчиненных  ему
государственных  органах".
     Министерство статистики  и анализа в пределах своей компетенции
и в соответствии с законодательством издает в установленном  порядке
приказы   и   инструкции  по  вопросам  статистики,  обязательные  к
исполнению  всеми  министерствами,   иными   центральными   органами
управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а
также  субъектами   хозяйствования,   находящимися   на   территории
Республики   Беларусь   (подпункт   7.2   Положения  о  Министерстве
статистики   и   анализа    Республики    Беларусь,    утвержденного
постановлением  Правительства  Республики Беларусь от 18 января 1996
г. N 46).
     На момент  утверждения  Инструкции  по  статистике  действовало
Положение о порядке государственной  регистрации  нормативных  актов
министерств,  государственных  комитетов  и  ведомств,  утвержденное
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13  мая  1993
г.   N   316,   согласно   которому  нормативные  акты  министерств,
государственных комитетов и  ведомств,  касающиеся  прав,  свобод  и
обязанностей   граждан   или   носящие   межведомственный  характер,
независимо  от  срока  их  действия  (постоянные  или  временные)  и
характера  содержащихся  в  них  сведений  подлежали государственной
регистрации.  Кроме того,  в соответствии с  пунктом  10  указанного
Положения нормативные акты министерств,  государственных комитетов и
ведомств вступали в силу со дня их государственной регистрации, если
в  самом  акте  не  установлен  другой срок.
     Аналогичные требования содержатся и в действующем постановлении
Совета  Министров  Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г.  N 512 "О
государственной  регистрации   нормативных   актов   республиканских
органов государственного управления и Национального банка".
     С учетом   изложенного   Конституционный   Суд   считает,   что
Инструкция  по  статистике численности работников и заработной платы
подлежит государственной регистрации.

     4. В проверяемом пункте 25 Перечня видов выплат,  на которые не
начисляются  взносы  по  государственному социальному страхованию (в
дальнейшем - Перечень),  определено,  что взносы по государственному
социальному  страхованию не начисляются на суммы материальной помощи
работникам,  выплачиваемые  из  средств  нанимателя,  на   стоимость
бесплатных или льготных путевок (курсовок) и на иные выплаты в целях
социальной защиты работников по месту основной работы в пределах, не
превышающих  в  совокупности  15  минимальных  заработных плат в год
(каждому работнику,  на момент начисления).
     Указанный Перечень был утвержден 24 июня 1994 г. постановлением
Государственного комитета Республики Беларусь по труду и  социальной
защите  населения  и  Фонда  социальной  защиты населения Республики
Беларусь.  В настоящее время Перечень действует в новой редакции  от
19 июня 1996 г.  Органы,  принимавшие участие в утверждении Перечня,
обосновывают свое право на его принятие ссылками на пункт 8  Порядка
уплаты  страховых  взносов,  предоставивший  Фонду социальной защиты
право на утверждение Инструкции о порядке взимания и учета страховых
взносов,  и на подпункт 5.4 указанной Инструкции,  установивший, что
Перечень видов выплат,  на которые не начисляются страховые  взносы,
утверждается Госкомтрудом Республики Беларусь.
     Проанализировав нормы Порядка уплаты страховых взносов, законов
"Об  основах государственного социального страхования",  "О размерах
обязательных страховых взносов в Фонд  социальной  защиты  населения
Министерства   социальной   защиты  Республики  Беларусь"  и  других
нормативных  актов,  Конституционный  Суд  пришел  к   выводу,   что
Правлению   Фонда   социальной   защиты   не  предоставлялось  право
определять виды выплат,  на которые не начисляются страховые взносы,
а  также  на  делегирование  таких полномочий Госкомтруду Республики
Беларусь.
     Исходя из  результатов  проверки  конституционности  подпунктов
5.2,  5.3 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов  в
Фонд  социальной  защиты  населения  Республики Беларусь,  пункта 25
Перечня  видов  выплат,  на  которые  не   начисляются   взносы   по
государственному   социальному   страхованию,  разделов  9,  10,  11
Инструкции по статистике численности работников и заработной  платы,
Конституционный Суд считает,  что поскольку вопросы состава объектов
обязательных  страховых  взносов,  установления  видов  выплат,   на
которые   не   начисляются  страховые  взносы  (льготы  по  объекту)
затрагивают  такие  конституционные   права   граждан,   как   право
собственности  (статьи  13  и  44 Конституции),  право на социальное
обеспечение (статья 47 Конституции)  и  конституционную  обязанность
граждан  принимать участие в финансировании государственных расходов
путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья
56    Конституции),    то   регулирование   этих   вопросов   должно
осуществляться  на  основе  законодательных  актов,   а   не   актов
министерств   и   других  республиканских  органов  государственного
управления.
     С учетом    реальных   возможностей   подготовки   и   принятия
соответствующих нормативных актов и в целях  исключения  пробелов  в
правовом регулировании Конституционный Суд в соответствии со статьей
9  Закона  "О  Конституционном  Суде  Республики  Беларусь"  считает
необходимым  определить срок,  в течение которого проверенные нормы,
признанные неконституционными,  сохраняют свою  силу,  с  тем  чтобы
законодатель  и  другие  органы государственной власти в пределах их
компетенции смогли привести эти нормы  в  соответствие  с  настоящим
Заключением.
     На основании   изложенного   и   руководствуясь   статьей   116
Конституции,   статьями   5,   6,   34,   38,  40  и  43  Закона  "О
Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд

                               РЕШИЛ:

     1. Признать подпункт 5.2 Инструкции о порядке взимания и  учета
страховых  взносов  в  Фонд  социальной  защиты населения Республики
Беларусь  не  соответствующим  Конституции  и   законам   Республики
Беларусь  в  отношении обязательного начисления страховых взносов на
суммы авторского гонорара, выплачиваемого членам творческих союзов и
другим  творческим  работникам,  не  являющимся  членами  творческих
союзов, и вознаграждения за выполнение работы по договорам подряда и
поручения,   поскольку  в  этой  части  подпункта  предусматривается
обязательность   начисления   страховых   взносов   для   творческих
работников и лиц, работающих по договорам подряда и поручения, тогда
как в соответствии с частью  второй  статьи  7  Закона  "Об  основах
государственного социального страхования" государственное социальное
страхование распространяется на эту  категорию  плательщиков  только
при  условии  уплаты  ими  страховых  взносов.
     Считать подпункт 5.2 Инструкции  о  порядке  взимания  и  учета
страховых  взносов  в  Фонд  социальной  защиты населения Республики
Беларусь в  указанной  части  утратившим  силу  со  дня  введения  в
действие    Закона    "Об   основах   государственного   социального
страхования", то есть с 1 апреля 1995 г.

     2. Признать подпункт 5.3 Инструкции о порядке взимания и  учета
страховых  взносов  в  Фонд  социальной  защиты населения Республики
Беларусь соответствующим Конституции и законам Республики Беларусь.

     3. Признать пункт  25  Перечня  видов  выплат,  на  которые  не
начисляются  взносы по государственному социальному страхованию,  не
соответствующим Конституции и законам Республики Беларусь, исходя из
того,  что  регулирование  содержащихся в нем вопросов не отнесено в
установленном   порядке   к   компетенции   министерств   и   других
республиканских органов государственного управления.
     Учитывая, что  бюджет   Фонда   социальной   защиты   населения
Министерства  социальной  защиты  Республики  Беларусь  утверждается
Правительством Республики Беларусь на очередной календарный год, как
правило,  в  конце  текущего  года,  считать  пункт 25 Перечня видов
выплат,  на  которые  не  начисляются  взносы  по   государственному
социальному страхованию, утратившим силу с 1 января 1999 г.

     4. Признать   разделы   9,  10,  11  Инструкции  по  статистике
численности  работников  и  заработной  платы  не   соответствующими
Конституции  и законам Республики Беларусь,  поскольку Инструкция не
прошла  государственную  регистрацию  и  тем   самым   был   нарушен
установленный   в   законодательстве   порядок   вступления  в  силу
нормативных   актов   республиканских    органов    государственного
управления.
     Разделы 9,  10,  11  Инструкции   по   статистике   численности
работников   и   заработной  платы  для  определения  состава  фонда
заработной платы,  заработной платы в денежной и натуральной  формах
при  начислении  обязательных  страховых  взносов  в Фонд социальной
защиты населения Министерства социальной защиты Республики  Беларусь
не подлежат применению с 1 января 1999 г.

     5. Предложить  Национальному собранию Республики Беларусь до 31
декабря   1998   г.   упорядочить   законодательство,   регулирующее
государственное   социальное   страхование,   с   учетом  настоящего
Заключения.

     6. Опубликовать настоящее Заключение в  десятидневный  срок  со
дня принятия в "Народнай газеце" и "Звяздзе",  а также в "Ведамасцях
Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь".

     7. Настоящее Заключение вступает в силу со дня  провозглашения,
является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.


 Председательствующий -
 Председатель Конституционного
 Суда Республики Беларусь                              Г.А.Василевич