ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                    26 мая 2003 г. № З-157/2003

О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТАТЬИ 5
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ",
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОТ 27 АВГУСТА 1996 г. № 566 "О ПЛАТНЫХ ВИДАХ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ И УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ", ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28 ИЮНЯ 2002 г. № 871 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В., судей
Бойко  Т.С.,  Воробья  Г.А.,  Кеник  К.И., Подгруши В.В., Саркисовой
Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
     с участием представителей:
     Палаты    представителей   Национального  собрания   Республики
Беларусь  -  Архипова  А.М.,  председателя  Постоянной  комиссии  по
законодательству   и  судебно-правовым  вопросам;  Лекторова   В.Н.,
председателя  Постоянной  комиссии  по  охране  здоровья, физической
культуре,  делам  семьи  и  молодежи;  Парфеновича В.В., заместителя
председателя  Постоянной  комиссии  по  охране  здоровья, физической
культуре, делам семьи и молодежи;
     Совета  Республики Национального собрания Республики Беларусь -
Комоцкой  Е.Г.,  заместителя начальника Главного экспертно-правового
управления Секретариата Совета Республики;
     Совета  Министров  Республики  Беларусь  -  Романенкова   А.С.,
заместителя Министра здравоохранения Республики Беларусь,
     рассмотрел  в  открытом судебном заседании дело "О соответствии
Конституции  Республики Беларусь статьи 5 Закона Республики Беларусь
"О  здравоохранении",  постановления  Кабинета  Министров Республики
Беларусь  от  27  августа 1996 г. № 566 "О платных видах медицинской
помощи    и    услуг,  оказываемых  в  государственных   учреждениях
здравоохранения", постановления Совета Министров Республики Беларусь
от  28  июня  2002  г.  №  871  "Об  утверждении Положения о порядке
оказания  платных  медицинских  услуг в государственных организациях
здравоохранения".
     В судебном заседании приняли участие:
     Мирониченко  И.А.  -  заместитель  Председателя Верховного Суда
Республики  Беларусь;  Козырева  Л.Г.  -  заместитель   Председателя
Высшего  Хозяйственного  Суда  Республики Беларусь; Куприянов Н.М. -
заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь; Кравцов О.Э.
- заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.
     Производство по делу возбуждено Конституционным Судом 3 декабря
2002  г. по предложению Палаты представителей Национального собрания
Республики  Беларусь  на основании статьи 116 Конституции Республики
Беларусь,  статей  5  и  6 Закона "О Конституционном Суде Республики
Беларусь"  и  статьи  43 Регламента Конституционного Суда Республики
Беларусь.
     Проверке подлежали  статья  5  Закона Республики Беларусь от 18
июня 1993 г. "О здравоохранении" в редакции Закона от 11 января 2002
г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г.,
№ 10,  2/840),  постановление Кабинета Министров Республики Беларусь
от  27  августа 1996 г.  № 566 "О платных видах медицинской помощи и
услуг,  оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения" с
изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями от 31 декабря
1997 г.  № 1764,  от 3 августа 1998 г.  № 1223, от 26 июня 2001 г. №
954  (Собрание  указов Президента и постановлений Кабинета Министров
Республики Беларусь,  1996 г.,  №  25,  ст.653;  Собрание  декретов,
указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь,
1998 г., № 22, ст.593; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь,  2001  г.,  №  63,  5/6300),  а также постановление Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  28  июня  2002  г.  №  871  "Об
утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в
государственных организациях здравоохранения"  (Национальный  реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 78, 5/10724).
     Палата    представителей   Национального  собрания   Республики
Беларусь  предложила  дать  заключение  о конституционности статьи 5
Закона  "О  здравоохранении" и названных постановлений Правительства
Республики  Беларусь, указав, что введение платных видов медицинской
помощи  и  услуг  вызывает  неоднозначную  реакцию  у  населения   и
медицинских  работников  республики,  в  многочисленных   обращениях
граждан  ставится  вопрос  о  конституционности нормативных правовых
актов,  регламентирующих  предоставление  платных  видов медицинской
помощи и услуг.
     3  марта  2003 г. по ходатайству представителя Совета Министров
Республики Беларусь производство по делу было приостановлено в связи
с необходимостью дополнительного изучения материалов и обстоятельств
по  делу,  а также планируемым рассмотрением на заседании Президиума
Совета    Министров    Республики   Беларусь  вопроса,   касающегося
предоставления    медицинской   помощи  и  оказания  платных   услуг
населению, в том числе медицинских.
     Заслушав  сообщение  судьи-докладчика  Кеник  К.И.,   сообщения
представителей сторон и специалиста, проанализировав соответствующие
положения Конституции, международно-правовых актов, законов и других
нормативных  правовых актов, практику их применения, Конституционный
Суд установил следующее.
     Постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь  от  25
апреля  2003  г. № 556 утверждены новое Положение о порядке оказания
платных    медицинских    услуг    в  государственных   организациях
здравоохранения    и  новый  Перечень  платных  медицинских   услуг,
оказываемых    в    государственных   организациях   здравоохранения
(Национальный  реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №
50,  5/12380).  Этим  же  постановлением  признаны  утратившими силу
постановление  Кабинета  Министров Республики Беларусь от 27 августа
1996  г.  №  566  "О  платных  видах  медицинской  помощи  и  услуг,
оказываемых   в  государственных  учреждениях  здравоохранения"   (с
последующими  изменениями  и  дополнениями)  и  постановление Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  28  июня  2002  г.  №  871  "Об
утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в
государственных  организациях  здравоохранения", в отношении которых
было внесено предложение о проверке их конституционности.
     В связи с отменой постановлений Правительства, которые являлись
предметом рассмотрения Конституционного Суда, производство по делу о
проверке их конституционности в соответствии со статьей 27 Закона "О
Конституционном  Суде  Республики  Беларусь" и статьей 22 Регламента
Конституционного Суда прекращается.
     При  этом Конституционный Суд принимает к сведению, что в новом
Перечне  платных  медицинских  услуг,  оказываемых в государственных
организациях здравоохранения, почти в два раза, по сравнению с ранее
действовавшим  Перечнем,  сокращено  количество  платных медицинских
услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, и
установлено, что платные медицинские услуги являются дополнительными
к   гарантированному  государством  объему  бесплатной   медицинской
помощи.  Эти  услуги  оказываются по желанию гражданина на основании
заключенного  в  письменной  форме  договора  возмездного   оказания
медицинских услуг.
     Наряду  с  названными  постановлениями Правительства в качестве
предмета  проверки в предложении Палаты представителей Национального
собрания указана и статья 5 Закона "О здравоохранении".
     Конституция    Республики    Беларусь   гарантирует   гражданам
Республики  Беларусь  право  на  охрану здоровья, включая бесплатное
лечение  в  государственных учреждениях здравоохранения. Государство
создает    условия    доступного   для  всех  граждан   медицинского
обслуживания (статья 45).
     Согласно  статье  12  Международного  пакта  об  экономических,
социальных  и  культурных  правах  участвующие  в  Пакте государства
признают  право  каждого  человека  на  наивысший достижимый уровень
физического  и  психического  здоровья.  Меры,  которые  должны быть
приняты  участвующими  в  данном  Пакте  государствами  для  полного
осуществления  этого  права,  включают  мероприятия, необходимые для
создания  условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и
медицинский уход в случае болезни.
     Закон  "О  здравоохранении", определяя право граждан Республики
Беларусь    на   охрану  здоровья,  предусматривает,  что   граждане
Республики Беларусь независимо от пола, расы, языка, национальности,
должностного  и социального положения, места жительства, отношения к
религии,  убеждений  и  иных  обстоятельств  имеют  право  на охрану
здоровья.   Это  право  обеспечивается  охраной  окружающей   среды,
созданием  благоприятных  условий труда, быта, отдыха, гигиеническим
воспитанием   и  обучением  граждан,  производством  и   реализацией
доброкачественных  продуктов  питания, созданием условий для занятий
физической  культурой  и  спортом, а также предоставлением населению
доступной    медицинской   помощи,  включая  бесплатное  лечение   в
государственных организациях здравоохранения (статья 5 Закона).
     В  части  третьей статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что
государственные  организации здравоохранения могут оказывать платные
медицинские    услуги    в  соответствии  с  перечнем  и   порядком,
определяемыми Советом Министров Республики Беларусь.
     Конституционный  Суд  отмечает,  что  в  статье  1  Закона   "О
здравоохранении"  раскрыто  определение  ряда понятий, применяемых в
нем (здоровье, охрана здоровья, здравоохранение и др.), однако такие
понятия,  как  лечение,  медицинская услуга, не определены. Закон "О
здравоохранении"    определяет   медицинскую  помощь  как   комплекс
медицинских  мероприятий  по сохранению и укреплению здоровья людей,
включающий    профилактику,   диагностику,  лечение,   реабилитацию,
протезирование.    Согласно   отраслевому  классификатору   "Простые
медицинские    услуги",    утвержденному    приказом    Министерства
здравоохранения  Республики  Беларусь  от  14 декабря 2001 г. № 272,
медицинские  услуги  -  это  мероприятия  или  комплекс мероприятий,
направленных  на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение,
имеющих самостоятельное значение и определенную стоимость.
     Исходя    из    смысла    и  содержания  статьи  5  Закона   "О
здравоохранении",  Конституционный Суд считает, что оказание платных
медицинских  услуг  (медицинских услуг второстепенного значения - по
терминологии  Всемирной организации здравоохранения) допустимо сверх
гарантированного    объема  медицинской  помощи,  установленного   в
качестве    государственных    социальных    гарантий    в   области
здравоохранения.
     Вместе  с  тем  прежняя  практика  оказания платной медицинской
помощи  и  услуг  свидетельствует  о  расширительном  толковании   в
некоторых случаях учреждениями здравоохранения возможностей взимания
платы за лечебно-диагностические мероприятия, в том числе и за те из
них,  которые входили в обязательный перечень бесплатной медицинской
помощи и услуг.
     Законом    Республики   Беларусь  от  11  ноября  1999  г.   "О
государственных  минимальных социальных стандартах" (с дополнением и
изменением,  внесенными  Законом  от  4  января 2003 г.) перечислены
государственные  минимальные  стандарты в области здравоохранения, к
которым,  в  частности,  относятся  услуги по оказанию стационарной,
амбулаторно-поликлинической    и   скорой  медицинской  помощи,   за
исключением  платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в
государственных    учреждениях    здравоохранения,      определяемых
Правительством    Республики    Беларусь;    нормы    и    нормативы
материально-технического,  медикаментозного, кадрового обеспечения в
государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов;
нормы  питания,  обмундирования, мягкого инвентаря в государственных
учреждениях здравоохранения; нормы и нормативы льготного обеспечения
лекарственными  препаратами,  перевязочными  средствами и предметами
медицинского  назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и
зубопротезированием (статья 9).
     Формирование    и    применение   государственных   минимальных
социальных стандартов должно осуществляться, как следует из статьи 3
указанного  Закона,  исходя  из принципов соблюдения конституционных
прав    граждан    в   области  социальных  гарантий;   всесторонней
обоснованности  их установления и применения исходя из экономических
возможностей  государства;  общедоступности; целевого и адресного их
финансирования;  широкой  информированности  граждан  через средства
массовой информации об этих социальных стандартах.
     Установление государственных минимальных социальных стандартов,
исходя  из  экономических  возможностей  государства,  допускается и
международно-правовыми актами. Так, статья 2 Международного пакта об
экономических,   социальных  и  культурных  правах   предусматривает
обязанность  участвующих в Пакте государств в индивидуальном порядке
и  в  порядке  международной  помощи и сотрудничества, в частности в
экономической   и  технической  областях,  принять  в   максимальных
пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно
полное  осуществление  признаваемых  в  Пакте прав всеми надлежащими
способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.
     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля
2002 г. № 963 "О государственных минимальных социальных стандартах в
области здравоохранения" установлены основные виды услуг по оказанию
стационарной,  амбулаторной  и  скорой  медицинской  помощи, которые
осуществляются    государственными   организациями   здравоохранения
бесплатно  согласно  определенному  перечню.  Этот перечень содержит
виды    услуг   по  оказанию  первичной  медико-санитарной,   скорой
медицинской  и  стационарной помощи, осуществляемых государственными
организациями  здравоохранения  бесплатно,  которые  направлены   на
удовлетворение  основных потребностей человека в медицинском лечении
и медицинском обслуживании, так как включают основные виды первичной
медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, оказываемой при
состояниях,  угрожающих  жизни,  и  стационарной  помощи при наличии
медицинских показаний.
     С   учетом  того,  что  платные  медицинские  услуги   являются
дополнительными  к  гарантированному  государством объему бесплатной
медицинской  помощи,  Конституционный  Суд  считает,  что  положения
статьи    5  Закона  "О  здравоохранении"  о  возможности   оказания
государственными  организациями  здравоохранения платных медицинских
услуг    не    противоречат    Конституции  Республики  Беларусь   и
международно-правовым  актам,  хотя  указанный  Закон  нуждается   в
уточнении  ряда  используемых  в  нем  терминов и понятий в целях их
однозначного понимания и применения.
     Руководствуясь  статьей  116  Конституции  Республики Беларусь,
статьями  5, 6, 9, 11, 34, 38, 40, 43 Закона "О Конституционном Суде
Республики Беларусь", Конституционный Суд решил:
     1. Признать    статью    5    Закона  Республики  Беларусь   "О
здравоохранении" не противоречащей Конституции Республики Беларусь.
     2. В   связи  с  признанием  постановлением  Совета   Министров
Республики  Беларусь  от  25  апреля  2003 г. № 556 утратившими силу
постановления  Кабинета  Министров Республики Беларусь от 27 августа
1996  г.  №  566  "О  платных  видах  медицинской  помощи  и  услуг,
оказываемых   в  государственных  учреждениях  здравоохранения"   (с
последующими  изменениями  и  дополнениями)  и  постановления Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  28  июня  2002  г.  №  871  "Об
утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в
государственных организациях здравоохранения" производство по делу о
проверке их конституционности в соответствии со статьей 27 Закона "О
Конституционном Суде Республики Беларусь" прекратить.
     3. Совету  Министров  Республики Беларусь обеспечить выполнение
законов    "О   здравоохранении",  "О  государственных   минимальных
социальных  стандартах"  в  целях более полной реализации гражданами
конституционного права на охрану здоровья.
     4. Опубликовать  настоящее  Заключение  в десятидневный срок со
дня  принятия  в  газетах  "Звязда", "Народная газета", Национальном
реестре  правовых  актов  Республики  Беларусь,  а  также в Вестнике
Конституционного Суда Республики Беларусь.
     5. Настоящее  Заключение вступает в силу со дня провозглашения,
является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.ВАСИЛЕВИЧ