РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   1 февраля 2001 г. № Р-106/2001

 О ВЫХОДНОМ ПОСОБИИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОМ В СООТВЕТСТВИИ С
 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НА ОСНОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ПРИ
 УВОЛЬНЕНИИ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ОКОНЧАНИЕМ СРОКА ДЕЙСТВИЯ
 КОНТРАКТА

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  судей  Бойко  Т.С.,  Воробья  Г.А.,   Кеник К.И.,
Подгруши  В.В.,  Тиковенко  А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина
В.З.,  рассмотрев  на  основании статьи 40 и части первой статьи 116
Конституции  обращение  профсоюзного  комитета ПО "Беларуськалий" по
вопросу   о  налогообложении  выходных  пособий,   предусматриваемых
коллективным  договором  и  выплачиваемых  при  увольнении в связи с
окончанием  срока  действия контракта с работником, получившим право
на пенсию по возрасту или инвалидности, установил следующее.
     Частью  первой  статьи  48  Трудового  кодекса установлено, что
выходное  пособие  выплачивается в случаях, предусмотренных Трудовым
кодексом  и  иными  актами законодательства, коллективным договором,
соглашением. Помимо случаев выплаты выходного пособия, установленных
Трудовым    кодексом    и    иными    актами       законодательства,
законодательством,  таким  образом,  предоставлено право решать этот
вопрос  на локальном уровне - в коллективных договорах и соглашениях
сторон.  В поступивших в Конституционный Суд обращениях указывается,
что  коллективным  договором,  действующим  в  ПО   "Беларуськалий",
предусмотрена    выплата    выходного   пособия  в  зависимости   от
непрерывного  стажа  работы  в  объединении при увольнении в связи с
окончанием    срока    действия    контракта    работникам    (кроме
совместителей),  получившим право на пенсию по возрасту. На практике
возник  вопрос  о  правомерности  налогообложения  выходных пособий,
предусматриваемых дополнительно коллективными договорами.
     В соответствии с подпунктом 1.36 пункта 1 статьи 3 Закона от 21
декабря  1991  г. "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции
Закона от 9 марта 1999 г.) не облагаются подоходным налогом выходные
пособия,  выплачиваемые в случаях, предусмотренных законодательством
Республики  Беларусь.  В  подпункте  3.1.36 Методических указаний по
исчислению    и    уплате  подоходного  налога  с  физических   лиц,
утвержденных    приказом    Государственного   налогового   комитета
Республики  Беларусь  от  6  апреля  1999  г.  № 62 (с изменениями и
дополнениями от 23 октября 2000 г. № 95), дан исчерпывающий перечень
случаев,  при  наступлении которых выплачиваемые выходные пособия не
подлежат  налогообложению. Определено также, что выходное пособие не
подлежит  налогообложению  и  в  размере,  превышающем   минимальную
величину, установленную актами законодательства Республики Беларусь,
при  условии,  что  локальными  нормативными  актами   (коллективный
договор,  соглашение  и  иные  -  статья  7 Трудового кодекса) такое
превышение  предусмотрено.  Однако  в  данный  перечень  не включены
выплаты   выходных  пособий,  предусматриваемые  в  соответствии   с
законодательством   (статья  48  Трудового  кодекса)   коллективными
договорами.
     Выходным    пособием  считается  гарантийная  денежная   сумма,
выплачиваемая работнику в случае увольнения по инициативе нанимателя
за  невиновные его действия по не зависящим от работника причинам, а
также  по  обстоятельствам,  не  зависящим  от  воли  сторон.   Цель
выходного  пособия  состоит в смягчении последствий, наступаемых для
работника в связи с потерей им работы.
     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь       отмечает
противоречивость    действующего    законодательства    в    области
регулирования  отношений в связи с установлением и выплатой выходных
пособий,  а  также их налогообложением. Согласно статье 48 Трудового
кодекса    размер    выходного   пособия  может  увеличиваться   без
ограничений,  в  том числе в случаях увольнения по основаниям, прямо
указанным в статье 48 Трудового кодекса.
     С   одной  стороны,  выходные  пособия  согласно   Методическим
указаниям  не  подлежат  налогообложению  и  в  размере, превышающем
величину, установленную непосредственно актами законодательства, при
условии,   что  локальными  нормативными  актами  такое   превышение
предусмотрено, а с другой стороны, при установлении выходных пособий
в    иных  случаях  на  основании  локальных  нормативных  актов   в
соответствии  с  законодательством  (статья  48  Трудового  кодекса)
налогообложение осуществляется.
     В  статье  3  Закона от 20 декабря 1991 г. "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (с изменениями от 22 декабря
1992  г.)  предусмотрено,  что  включение  положений,   регулирующих
вопросы    налогообложения,   в  другие  акты  законодательства   не
допускается.  В  то же время в соответствии со статьей 109 Трудового
кодекса    не    допускаются    удержания   из  выходного   пособия,
компенсационных  и иных выплат, на которые согласно законодательству
не обращается взыскание. При этом можно сделать вывод, что речь идет
о  всех  выходных пособиях, в том числе как увеличенных на локальном
уровне    в    размерах  по  сравнению  с  минимальными   размерами,
определенными  Трудовым  кодексом,  так и установленных коллективным
договором, соглашением сторон.
     В  соответствии  со  статьей  10 Закона "О нормативных правовых
актах Республики Беларусь" кодекс обладает более высокой юридической
силой,  чем  закон.  Новый  нормативный  правовой  акт имеет большую
юридическую  силу  по отношению к ранее принятому по тому же вопросу
нормативному   правовому  акту  того  же  государственного   органа.
Согласно  статье  71  названного  закона  в  случае  коллизии  между
нормативными    правовыми  актами  субъекты  правоотношений   должны
руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической
силой.  В  этой  связи  приоритет  должны  иметь положения Трудового
кодекса.
     Конституционный  Суд  в  этой  связи  считает,  что  не имеется
правовых  оснований  для  установления  подзаконными актами порядка,
когда  из  одного  вида  (размера) выходных пособий производились бы
налоговые  удержания,  а  из  других  -  нет.  Это право принадлежит
законодателю  и  оно  может  быть реализовано с учетом необходимости
обеспечения  соотношения  нормативных  актов с учетом их юридической
силы.
     По    мнению   Конституционного  Суда,  не  исключается   право
законодателя  предусмотреть  налогообложение  с  тех выплат, которые
значительно  превышают  общеустановленные  размеры,  либо с выходных
пособий,  которые  вводятся  на  локальном  уровне.  Однако  решение
данного вопроса должно осуществляться с учетом требований статьи 137
и  других статей Конституции Республики Беларусь, ориентированных на
становление в Республике Беларусь социального государства.
     Кроме    того,    Конституционный  Суд  обращает  внимание   на
противоречивость используемых в нормативных актах терминов и понятий
относительно гарантийных и компенсационных выплат.
     На  основании  изложенного  и руководствуясь статьей 40, частью
первой  статьи  116 Конституции Республики Беларусь, статьями 7, 36,
38,  40, 40-1  Закона  "О Конституционном Суде Республики Беларусь",
Конституционный Суд решил:
     1. Признать  правомерным  установление в коллективных договорах
выходных пособий, предусматриваемых на основании статьи 48 Трудового
кодекса (помимо выходных пособий, прямо перечисленных в ней).
     2. Предложить   Национальному  собранию  Республики   Беларусь,
Государственному  налоговому  комитету  Республики  Беларусь принять
безотлагательные    меры  по  устранению  существующих  коллизий   в
законодательстве.  При  этом в силу очевидной противоречивости норм,
содержащихся  в  различных  правовых  актах,  не  должна,  по мнению
Конституционного    Суда,   наступать  ответственность   нанимателя,
материальная  ответственность  должностных  лиц,  не   производивших
удержания    из   выходных  пособий,  предусмотренных   коллективным
договором,  соглашением  сторон,  а  также  не  должно производиться
взыскание  с работников сумм, не удержанных с таких выходных пособий
для целей налогообложения.
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     4. Опубликовать  настоящее решение в соответствии с действующим
законодательством.

 Председательствующий -
 Председатель Конституционного Суда
 Республики Беларусь                                   Г.А.ВАСИЛЕВИЧ