РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   17 апреля 2001 г. № Р-114/2001

О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В., судей
Бойко  Т.С.,  Воробья  Г.А.,  Кеник  К.И., Подгруши В.В., Саркисовой
Э.А.,  Тиковенко  А.Г.,  Филипчик  Р.И., Шуклина В.З., рассмотрев на
основании  статьи 40 и части первой статьи 116 Конституции обращение
Министерства  юстиции  Республики  Беларусь  о  порядке формирования
состава народных заседателей, установил следующее.
     Согласно  статье  113  Конституции  Республики  Беларусь дела в
судах  рассматриваются  коллегиально,  а  в  предусмотренных законом
случаях   -  единолично  судьями.  В  соответствии  со  статьей   10
Уголовно-процессуального  кодекса  Республики Беларусь (введенного в
действие с 1 апреля 1961 г. и действовавшего до 1 января 2001 г.) во
всех судах дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено
наказание  в  виде  лишения  свободы  на  срок  свыше десяти лет или
смертная  казнь,  рассматривались по первой инстанции коллегиально в
составе судьи и двух народных заседателей.
     Законом  от 13 января 1995 г. "О судоустройстве и статусе судей
в  Республике  Беларусь"  вместо  института народных заседателей был
введен  институт  присяжных заседателей. В соответствии со статьей 8
указанного  Закона  суд  должен  был  рассматривать  дела  по первой
инстанции  в  составе  одного  судьи  и  коллегии  из семи присяжных
заседателей  о  преступлениях,  за  совершение которых предусмотрено
наказание  в  виде смертной казни, если обвиняемый не признавал себя
виновным  и  требовал назначения суда присяжных. В остальных случаях
уголовные  дела  должны  были  рассматриваться единолично судьей или
коллегиально  в  составе  трех  судей. Положения указанного Закона в
части   рассмотрения  уголовных  дел  судом  с  участием   присяжных
заседателей  должны  были  быть  введены  в действие с 1 января 2000
года.
     В  связи с принятием Закона "О судоустройстве и статусе судей в
Республике     Беларусь"    следовало    внести    изменения       в
Уголовно-процессуальный  кодекс,  однако  изменения  и  дополнения в
процессуальное  законодательство  по данному вопросу не вносились. В
целях  устранения  коллизии между Уголовно-процессуальным кодексом и
названным  законом  Декретом  Президента  Республики  Беларусь  от 3
февраля  2000  г.  № 4 "О коллегиальном рассмотрении уголовных дел в
судах"  установлено, что коллегиальное рассмотрение уголовных дел во
всех судах по первой инстанции осуществляется в составе судьи и двух
народных   заседателей  в  соответствии  с   Уголовно-процессуальным
кодексом. Декрет вступил в силу с 1 января 2000 г.
     Статьей  32  нового УПК, вступившего в силу с 1 января 2001 г.,
установлено коллегиальное рассмотрение по первой инстанции в составе
судьи  и  двух  народных заседателей дел о преступлениях, за которые
уголовным  законом  предусматриваются  наказания  свыше  десяти  лет
лишения  свободы  или  смертная  казнь,  а  также  о   преступлениях
несовершеннолетних.
     Таким  образом,  в  судебной системе Беларуси сохранен институт
народных  заседателей.  Вместе  с  тем  соответствующие  изменения и
дополнения  в  Закон  "О судоустройстве и статусе судей в Республике
Беларусь" до сих пор не внесены.
     Порядок  формирования состава народных заседателей определяется
в настоящее время Временным положением о порядке утверждения списков
народных  заседателей, утвержденным Постановлением Верховного Совета
Республики  Беларусь  от  7  июня  1996 г. (в дальнейшем - Временное
положение).
     Во   Временном  положении,  в  частности,  предусмотрено,   что
народными  заседателями  могут  быть  граждане  Республики Беларусь,
достигшие  возраста 25 лет, а народными заседателями военных судов -
граждане  Республики  Беларусь,  состоящие на действительной военной
службе.  При осуществлении правосудия народные заседатели пользуются
всеми  правами  судьи  и исполняют обязанности, предусмотренные УПК.
Подбор   кандидатов  и  составление  списков  народных   заседателей
осуществляется  управлениями  юстиции областных, Минского городского
исполнительных  комитетов  сроком  на  пять лет на основании списков
избирателей  по  выборам в местные или высшие органы власти из числа
граждан,   постоянно  проживающих  на  территории  района,   города,
области.    Списки    народных  заседателей  районных   (городских),
областных,  Минского  городского судов утверждаются соответствующими
районными    (городскими),    областными,    Минским       городским
исполнительными  комитетами.  Списки  народных  заседателей  военных
судов  составляются  сроком  на  пять лет и утверждаются командирами
воинских   частей.  Списки  народных  заседателей  Верховного   Суда
Республики   Беларусь  утверждаются  Верховным  Советом   Республики
Беларусь  по  представлению  Председателя Верховного Суда Республики
Беларусь.  Составление  и  утверждение  списков народных заседателей
вместо выбывших осуществляется в таком же порядке.
     Проанализировав  положения  Конституции, законодательных актов,
регулирующих  вопросы  осуществления  правосудия, практику участия в
этом  народных заседателей, Конституционный Суд пришел к выводу, что
суд,  которому  доверяется  рассматривать  и разрешать гражданские и
уголовные  дела,  способен  вершить  подлинное  правосудие,  если он
законен,  компетентен,  независим  и беспристрастен (статьи 60, 110,
111,    112    Конституции).  Такое  положение  основывается  и   на
международных  документах.  В соответствии с частью первой статьи 14
Международного  пакта  о  гражданских  и  политических правах каждый
имеет    право    при  рассмотрении  любого  уголовного   обвинения,
предъявленного  ему,  или  при определении его прав и обязанностей в
каком-либо    гражданском  процессе  на  справедливое  и   публичное
разбирательство  дела  компетентным,  независимым  и беспристрастным
судом, созданным на основании закона.
     В  соответствии  со  статьями 59, 60 Закона "О судоустройстве и
статусе   судей  в  Республике  Беларусь"  судьями  являются   лица,
наделенные    в   установленном  законом  порядке  полномочиями   по
осуществлению  правосудия.  Судьи  всех  судов в Республике Беларусь
обладают  единым  статусом.  Особенности статуса отдельных категорий
судей    могут   определяться  законодательными  актами   Республики
Беларусь.    В    пункте   46  статьи  6  УПК  к  судьям   относятся
профессиональный  судья  любого  суда  и  народный заседатель. Таким
образом  УПК  выделяет среди судей профессиональных судей и народных
заседателей, которые не являются профессиональными судьями.
     Профессиональный  судья  -  это тот судья, который осуществляет
правосудие  на постоянной основе и в этой связи может назначаться на
должность  в  соответствии  с  пунктами 9 и 10 статьи 84 Конституции
только    Президентом   Республики  Беларусь.  Народные   заседатели
наделяются  правами судьи лишь тогда, когда они на определенный срок
привлекаются  к  рассмотрению  конкретного  уголовного дела. Участие
граждан  Республики  Беларусь  в  качестве  народных заседателей при
осуществлении  правосудия  по уголовным делам является одной из форм
реализации    власти  народом  (статья  3  Конституции),   важнейшим
элементом  демократического  правового  государства,  дополнительной
гарантией  защиты  прав  и  законных интересов участников уголовного
процесса.
     Конституционный  Суд  отмечает,  что  народные  заседатели  при
осуществлении    правосудия    пользуются  всеми  правами  и   несут
обязанности судьи (исполнять обязанности судьи, председательствовать
по  делу, иметь особое мнение, участвовать во всех стадиях процесса,
составлять процессуальные документы и т.д.), поэтому для обеспечения
конституционных  принципов  правосудия  вопрос  о  правовой   основе
формирования    состава  народных  заседателей  имеет   определяющее
значение.
     Конституционный  Суд  считает,  что вопрос о правовом положении
народных  заседателей  должен  быть  определен  законом.  Этот вывод
вытекает из положений статей 109-112 Конституции, предусматривающих,
в  частности,  что судоустройство в Республике Беларусь определяется
законом; судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются
только   закону;  основания  для  избрания  (назначения)  судей   на
должности и их освобождения предусматриваются законом.
     Конституционный    Суд   обращает  внимание,  что,  исходя   из
действующего  порядка  утверждения  списков  народных  заседателей и
требований  Конституции,  исполнение  обязанностей профессионального
судьи    народными  заседателями  возможно  только  при   соблюдении
конституционных  норм  о  назначении  судей  Президентом  Республики
Беларусь.
     На  основании  изложенного  и руководствуясь статьей 40, частью
первой статьи 116 Конституции,  статьями 7,  36, 38, 40, 40-1 Закона
"О  Конституционном  Суде Республики Беларусь",  Конституционный Суд
решил:
     1. Отметить,  что  в целях соблюдения конституционных принципов
правосудия  и реализации статьи 60, пунктов 9 и 10 статьи 84, статей
109-115    Конституции    вопросы   формирования  состава   народных
заседателей,  закрепления  их  правового положения при осуществлении
правосудия должны определяться законом.
     Допущение   народного  заседателя  к  исполнению   обязанностей
профессионального  судьи  возможно  только  по  решению   Президента
Республики Беларусь с учетом требований Конституции и законов.
     2. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь внести
изменения  и  дополнения в Закон "О судоустройстве и статусе судей в
Республике  Беларусь"  и другие нормативные акты с целью надлежащего
законодательного регулирования порядка формирования состава народных
заседателей   и  устранения  существующих  коллизий  в   действующем
законодательстве.
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     4. Опубликовать  настоящее решение в соответствии с действующим
законодательством.

Председательствующий - Председатель
Конституционного Суда Республики Беларусь              Г.А.ВАСИЛЕВИЧ