РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 15 июня 2001 г. № Р-120/2001

О ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ОТНОСИТЕЛЬНО
ИСПОЛЬЗУЕМОГО В СТАТЬЕ 80 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОНЯТИЯ "ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСТОЯННО
ПРОЖИВАЮЩИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ"

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - Председателя Конституционного Суда
Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей
Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой
Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б. на основании статей
7, 8, 40, 59, 116 и 137 Конституции Республики Беларусь рассмотрел
запрос Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и
проведению республиканских референдумов о позиции Конституционного
Суда относительно определения понятия "гражданин Республики
Беларусь, постоянно проживающий в Республике Беларусь",
используемого в статье 80 Конституции.
 В запросе указано, что в Центральную комиссию Республики
Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
поступили документы о регистрации инициативной группы граждан по
выдвижению кандидатом в Президенты Республики Беларусь Позняка З.С.,
пребывающего в настоящее время за пределами Республики Беларусь.
 Проанализировав положения Конституции, нормы
международно-правовых актов, Избирательного кодекса, других актов
законодательства Республики Беларусь, Конституционный Суд отмечает
следующее.
 При определении места постоянного проживания следует учитывать
не только место фактического нахождения лица в тот или иной период
времени (в Республике Беларусь либо за ее пределами), но и его
намерение иметь данное место в качестве места своего постоянного
проживания. Содержание этого понятия предопределяется целями выезда
(выбытия) за пределы Республики Беларусь: является ли выезд
временным либо это выбытие на постоянное место жительства в другое
государство.
 В качестве временного выезда может рассматриваться выезд в
служебную командировку, на учебу, отдых, для лечения и по другим
уважительным причинам, свидетельствующим о временном пребывании за
пределами Республики Беларусь и сохранении Республики Беларусь в
качестве места постоянного проживания.
 Конституционный Суд отмечает, что Позняк З.С. сохраняет
гражданство Республики Беларусь, свой выезд рассматривает как
временный в силу политической, по его мнению, ситуации. Им не
оформлялся выезд на постоянное место жительства в другое
государство. Он является Председателем Консервативно-христианской
партии - БНФ, официально зарегистрированной Министерством юстиции
Республики Беларусь (свидетельство № 18), что подтверждает его
участие в политической жизни Республики Беларусь.
 Следует также учитывать, что ему предоставлено убежище в
иностранном государстве.
 Статьей 14 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено
право каждого искать убежище от преследования в других странах и
пользоваться этим убежищем. В соответствии с Декларацией о
территориальном убежище, принятой резолюцией 2312 (XXII) Генеральной
Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г., убежище, предоставляемое
каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам,
имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав
человека, должно уважаться всеми другими государствами. Оценка
оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это
убежище государстве (статья 1).
 В этой связи Конституционный Суд, основываясь на закрепленном в
статье 8 Конституции приоритете общепризнанных принципов
международного права и не оценивая наличие действительных или мнимых
оснований для обращения Позняка З.С. с просьбой о получении убежища
в другой стране, исходит из самого факта предоставления ему убежища
и полагает, что регистрация инициативной группы по его выдвижению
кандидатом в Президенты Республики Беларусь будет свидетельствовать
о доброй воле нашего государства как правового и демократического,
его стремлении укреплять устои народовластия и желании провести
свободные и справедливые выборы, решать вопросы, руководствуясь
нормами международного права, направленными на обеспечение и защиту
основополагающих прав и свобод человека и гражданина.
 Конституционный Суд считает, что с учетом изложенных
обстоятельств Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и
проведению республиканских референдумов имеет правовые основания для
регистрации указанной инициативной группы.
 В силу предписаний статьи 3 Конституции верховной суверенной
властью обладает народ, который может свободно и непосредственно
высказать свое отношение к кандидату в Президенты Республики
Беларусь как при сборе подписей для его выдвижения, так и при
голосовании в день выборов Президента Республики Беларусь.
 Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия и
подлежит опубликованию в соответствии с действующим
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ