РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                    6 июля 2001 г. № Р-123/2001

ОБ ОТНЕСЕНИИ ГРАЖДАН К КАТЕГОРИИ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ
ТРУДОСПОСОБНЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (РЕКОНСТРУКЦИИ) ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛОГО
ПОМЕЩЕНИЯ

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В., судей
Бойко  Т.С.,  Кеник  К.И.,  Подгруши  В.В., Тиковенко А.Г., Филипчик
Р.И.,  Шишко  Г.Б., Шуклина В.З. рассмотрел на основании статьи 40 и
части  первой  статьи  116 Конституции Республики Беларусь обращение
Председателя    Правления    открытого    акционерного      общества
"Сберегательный  банк  "Беларусбанк"  Ермаковой Н.А. о правомерности
предоставления  льготных  кредитов  на строительство (реконструкцию)
или  приобретение  жилых  помещений гражданам, достигшим пенсионного
возраста,  а  также о правильности процедуры определения совокупного
семейного  дохода  и имущественного положения семьи в соответствии с
постановлением  Совета  Министров  Республики Беларусь от 20 декабря
2000 г. № 1955.
     В  обращении  указано,  что  выдача льготных кредитов возложена
законодательством    на  ОАО  "Сберегательный  банк   "Беларусбанк".
Указанным  постановлением  Совета  Министров от 20 декабря 2000 г. №
1955  было  утверждено  Положение  об  отнесении граждан к категории
малообеспеченных    трудоспособных  для  получения   государственной
поддержки  при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого
помещения   (далее  -  Положение).  Пунктом  1  этого  Положения   к
трудоспособным  лицам  отнесены  граждане, обладающие способностью к
осуществлению трудовой деятельности.
     Как   отмечено  в  обращении,  на  практике  льготные   кредиты
предоставляются  как  гражданам  в  трудоспособном  возрасте,  так и
лицам,  достигшим  пенсионного  возраста  (в том числе 70-80 и более
лет),  а  также  одиноким,  являющимся  малообеспеченными. В связи с
невысоким размером пенсии и значительной стоимостью жилья платежи по
уплате  кредита  и  процентов  по  нему  составляют  большую   часть
получаемой гражданами пенсии. При несвоевременном возврате кредита в
целях    погашения   просроченной  задолженности  банком   взимаются
повышенные проценты.
     В  обращении  также  указано,  что  одним  из условий получения
льготного кредита является наличие в собственности граждан имущества
в    определенном    размере.  Оценку  имущества  граждане   обязаны
производить    самостоятельно,    что    для    них   представляется
затруднительным.    В   результате  это  может  привести  к   фактам
представления    гражданами    сведений,    не       соответствующих
действительности.
     Конституционный  Суд,  проанализировав  положения  Конституции,
законов  и  других  нормативных актов Республики Беларусь, установил
следующее.
     Конституция  предусматривает,  что Республика Беларусь является
социальным   правовым  государством  (статья  1),  и   провозглашает
обеспечение  прав  и свобод граждан Республики Беларусь высшей целью
государства (статья 21). Она закрепляет равенство всех перед законом
и  право  без  всякой дискриминации на равную защиту прав и законных
интересов  (статья 22). Определяя механизм обеспечения прав и свобод
граждан,  статья  59  Основного  Закона  возлагает  на   государство
обязанность    принимать   все  доступные  ему  меры  для   создания
внутреннего  и  международного  порядка,  необходимого  для  полного
осуществления  прав  и  свобод граждан Республики Беларусь. При этом
государственные  органы,  должностные  и иные лица, которым доверено
исполнение   государственных  функций,  обязаны  в  пределах   своей
компетенции  принимать  необходимые  меры для осуществления и защиты
прав и свобод личности.
     Основным  Законом закреплено право граждан на жилище. Это право
обеспечивается  развитием  государственного и частного жилого фонда,
содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в
социальной  защите,  жилище  предоставляется  государством и местным
самоуправлением   бесплатно  или  по  доступной  для  них  плате   в
соответствии с законодательством (статья 48).
     Согласно  статье  13  Жилищного  кодекса  (далее - ЖК) право на
получение  льготных  кредитов, субсидий и иные формы государственной
поддержки  для строительства (реконструкции) или приобретения жилого
помещения  имеют малообеспеченные трудоспособные граждане Республики
Беларусь,  состоящие  на  учете  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий,  а  также  граждане,  на  которых распространяется действие
статьи  84 ЖК (лица, жилые помещения которых в результате стихийного
бедствия,  техногенных и социальных катастроф стали непригодными для
проживания;  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
и  другие). Размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя
из  максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения
социального  пользования.  Граждане,  на  которых   распространяется
действие  статьи  84  ЖК,  имеют  право  на  внеочередное  получение
льготных кредитов и субсидий.
     Жилищным    законодательством    предусмотрено    также   право
малообеспеченных   нетрудоспособных  граждан,  состоящих  на   учете
нуждающихся  в  улучшении жилищных условий, на одноразовое получение
жилого помещения социального пользования (статья 12 ЖК).
     Законодатель наделил Совет Министров правом определения условий
и    порядка    отнесения   граждан  к  категории   малообеспеченных
трудоспособных  для  предоставления им льготных кредитов, субсидий и
иных    форм    государственной    поддержки    при    строительстве
(реконструкции)  или  приобретении жилого помещения, а также размера
льготных кредитов и субсидий (статья 13 ЖК).
     Указом  Президента  Республики  Беларусь от 14 апреля 2000 г. №
185  "О  предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство
(реконструкцию) или приобретение жилых помещений" предусмотрено, что
выдача  льготных  кредитов  осуществляется через ОАО "Сберегательный
банк "Беларусбанк".
     По  мнению  Конституционного  Суда, делегирование законодателем
Правительству  указанного  права  соответствует  компетенции  Совета
Министров, определенной Конституцией и законами Республики Беларусь.
Согласно  статье  107  Основного  Закона  Правительство обеспечивает
проведение  единой  экономической,  финансовой, кредитной и денежной
политики, государственной политики в области социального обеспечения
и выполнение других задач.
     Статьями 4 и 5 Закона "О Совете Министров Республики Беларусь и
подчиненных  ему  государственных  органах" предусмотрено, что Совет
Министров  разрабатывает  основные  направления  жилищной  политики,
создает  условия  для  поддержания  установленного законодательством
Республики  Беларусь  уровня социального обеспечения, принимает меры
по  обеспечению  социальной  защиты  граждан, совершенствует систему
социальной защиты.
     Согласно    статье  17  ЖК,  определяющей  компетенцию   Совета
Министров  в  области  регулирования  жилищных  отношений,  на  него
возложено  обеспечение  исполнения  республиканского бюджета в части
финансирования,    субсидирования    и    кредитования     жилищного
строительства.
     В  отраслевом  законодательстве, регулирующем пенсионные и иные
правоотношения,  даны  определения лиц, признаваемых трудоспособными
либо нетрудоспособными (статья 35 Закона "О пенсионном обеспечении",
статья  2 Закона "О занятости населения Республики Беларусь", статья
19  Закона  "О  платежах  за землю" и другие). К нетрудоспособным, в
частности, отнесены граждане, достигшие пенсионного возраста, и иные
лица.  Признание  лица  нетрудоспособным  предоставляет ему право на
пользование   определенными  льготами  и  гарантиями,  например   на
получение пенсии по случаю потери кормильца.
     Конституционный  Суд  считает,  что  Совету  Министров  следует
придерживаться единой терминологии, определенной в законодательстве,
при    применении    понятий    "трудоспособный    гражданин"      и
"нетрудоспособный гражданин". Однако в целях более полной реализации
гражданами  права  на жилище Правительство в соответствии со статьей
13  ЖК  и  иными  законами было вправе определить более широкий круг
лиц, относящихся к категории малообеспеченных трудоспособных граждан
и  тем  самым  получивших  право  на  государственную  поддержку при
строительстве    (реконструкции)  или  приобретении  жилья.   Анализ
Положения  и  практики  его  применения свидетельствует о том, что к
указанной   категории  граждан  Правительством  отнесены   различные
социальные   слои  населения.  Положение  распространяется  как   на
малообеспеченных  граждан  в  трудоспособном  возрасте,  так  и   на
пенсионеров,  инвалидов  и  других граждан, нуждающихся в социальной
защите,  которым  государство  в  соответствии  с  законодательством
предоставило  возможность  посильного  труда с целью преодоления или
уменьшения жизненных трудностей.
     Исходя  из  этого,  пунктом  1  Положения  к   малообеспеченным
трудоспособным  гражданам,  имеющим  право  на  получение   льготных
кредитов,  субсидий  и  иных  форм  государственной  поддержки   для
строительства  (реконструкции)  или  приобретения  жилого помещения,
отнесены состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
и  обладающие  способностью  к  осуществлению  трудовой деятельности
граждане, у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена
семьи   не  превышает  двукратного  среднемесячного   среднедушевого
минимального    потребительского    бюджета  семьи  из  4   человек,
исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу открытия кредитной
линии  (подачи  документов  на  получение субсидий), и располагающие
заявленным  имуществом,  общая  стоимость которого не превышает: для
получения  льготного  кредита  -  двукратного  предельного   размера
льготного  кредита  для  данной  семьи;  для  получения  субсидии  -
стоимости   квартиры  типовых  потребительских  качеств  исходя   из
максимальной  нормы  предоставления  общей  площади жилого помещения
социального   пользования  для  данной  семьи.  Согласно  пункту   8
Положения   оценка  стоимости  заявленного  имущества   производится
гражданами  самостоятельно  в  ценах,  действующих  на дату открытия
кредитной  линии (подачи документов на получение субсидии). При этом
стоимость  завершенного  и  незавершенного  строительством   объекта
определяется  в  ценах  1991  года  исходя  из регионального индекса
изменения    стоимости   строительно-монтажных  работ,   стоимостной
величины физического износа объекта на дату оценки и других условий.
Пунктом  10  предусмотрено, что за умышленное сокрытие или искажение
сведений  о  совокупном  доходе  и имущественном положении гражданин
несет ответственность в соответствии с законодательством.
     Статьей   47  Конституции  гражданам  гарантируется  право   на
социальное  обеспечение  в старости, в случае болезни, инвалидности,
утраты  трудоспособности,  потери  кормильца  и  в  других  случаях,
предусмотренных  законом.  Государство  проявляет  особую  заботу  о
ветеранах  войны  и  труда, а также о лицах, утративших здоровье при
защите государственных и общественных интересов.
     В  преамбуле Закона "О социальной защите инвалидов в Республике
Беларусь"  предусмотрено, что каждый инвалид, который не в состоянии
удовлетворить  свои жизненные потребности собственными силами, имеет
право    на    гарантированную    помощь  со  стороны   государства.
Государственная    политика   в  отношении  инвалидов  имеет   целью
осуществление  эффективных  мер по их социальной защите, обеспечению
равенства и полноправного участия в жизни общества.
     Согласно  статье  37  Закона  "О  предупреждении инвалидности и
реабилитации  инвалидов" в целях стимулирования и оказания поддержки
равноправного  участия  инвалидов в жизни общества, производительном
труде  государство обеспечивает применение экономических мер (ссуды,
льготное    налогообложение,   льготные  тарифы,  пошлины,   целевые
субсидии, специальные фонды и т.д.).
     В соответствии с Законом "О ветеранах" государственная политика
в  отношении  ветеранов строится на основе принципов их социальной и
правовой защищенности, обеспечения жильем и других. Учитывая заслуги
ветеранов,  государство гарантирует им дополнительные права и льготы
на  основе  указанного  Закона  и иных законодательных актов (статья
6).
     Положения    указанных    законов   также  свидетельствуют   об
обязанности    государства  оказывать  адресную  социальную   помощь
пенсионерам,   инвалидам  и  другим  гражданам,  в  том  числе   при
строительстве (реконструкции) или приобретении жилья.
     По мнению Конституционного Суда, возложение пунктом 8 Положения
на  граждан  несвойственной функции оценки имущества, принадлежащего
им  на  праве  личной собственности, не согласуется с Конституцией и
другими нормативными актами Республики Беларусь.
     Согласно  статье  58 Конституции никто не может быть понужден к
исполнению  обязанностей,  не  предусмотренных  Конституцией  и   ее
законами, либо к отказу от своих прав.
     Анализ положений нормативных актов, определяющих условия оценки
имущества,    -    Закона    "Об   экономической   несостоятельности
(банкротстве)",  Указа  Президента  Республики  Беларусь от 5 января
2001  г.  №  5  "О  совершенствовании  работы  с  обращенным в доход
государства  имуществом",  постановления Правительства от 12 февраля
1996  г.  №  92  "Об  утверждении  Положения о проведении экспертизы
достоверности  оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада
в  уставный  фонд  юридического  лица"  - и других нормативных актов
свидетельствует,  что  надлежащая  и  достоверная  оценка  стоимости
имущества   может  производиться  только  специалистом,   обладающим
специальными  познаниями  в  этом  виде деятельности. Для реализации
этих    целей   государство,  в  частности,  возложило   обязанность
проведения  оценки  различных  видов  имущества  на   уполномоченные
государственные    органы.   Иные  лица  оценочную  деятельность   в
Республике    Беларусь  могут  осуществлять  только  при   получении
соответствующей лицензии.
     Конституционный  Суд  считает,  что оценку стоимости имущества,
размер  которого  является  одним  из  оснований  для предоставления
льготных кредитов при строительстве (реконструкции) или приобретении
жилого  помещения,  должны  производить  уполномоченные компетентные
органы,  с  тем чтобы справедливо и объективно решить вопрос о праве
граждан    на    получение    льготных   кредитов,   предоставляемых
государством.
     С  учетом изложенного, руководствуясь статьей 40, частью первой
статьи 116 Конституции,  статьями 7,  11, 36, 38, 40, 40-1 Закона "О
Конституционном  Суде  Республики  Беларусь",  Конституционный   Суд
решил:
     1. Признать    Положение  об  отнесении  граждан  к   категории
малообеспеченных    трудоспособных  для  получения   государственной
поддержки  при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого
помещения,  утвержденное  постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 1955, в части определения категорий
граждан,  имеющих  право  на получение льготных кредитов, субсидий и
иных  форм  государственной  поддержки, соответствующим Конституции,
Жилищному кодексу и иным законам Республики Беларусь.
     2. Предложить Совету Министров:
     проанализировать  исполнение  Положения  об отнесении граждан к
категории    малообеспеченных    трудоспособных    для     получения
государственной  поддержки  при  строительстве  (реконструкции)  или
приобретении  жилого  помещения, утвержденного постановлением Совета
Министров  Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 1955, в целях
безусловного   и  своевременного  погашения  гражданами   полученных
льготных кредитов;
     при  необходимости принять дополнительные меры, направленные на
исполнение гражданами взятых на себя обязательств.
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     4. Опубликовать  настоящее решение в соответствии с действующим
законодательством.

Председательствующий - Председатель
Конституционного Суда Республики Беларусь              Г.А.ВАСИЛЕВИЧ