РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 16 ноября 2001 г. № Р-131/2001

О МЕСТНОМ СБОРЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ СТОЯНКАМИ И ПАРКОВКУ В
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ МЕСТАХ

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - Председателя Конституционного Суда
Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей
Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой
Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З.
рассмотрел на основании статьи 40 и части четвертой статьи 122
Конституции Республики Беларусь обращение граждан-автовладельцев по
вопросу правомерности взимания местного сбора за пользование
платными автостоянками в г.Новополоцке.
 Конституционный Суд, проанализировав соответствующие положения
Конституции Республики Беларусь, законов "О бюджете Республики
Беларусь на 2001 год", "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет
Республики Беларусь", "О местном управлении и самоуправлении в
Республике Беларусь", других нормативных правовых актов, а также
практику введения местными Советами депутатов на территориях
соответствующих административно-территориальных единиц сборов за
пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах,
установил следующее.
 Согласно статье 121 Конституции Республики Беларусь к
исключительной компетенции местных Советов депутатов относится
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов.
 В статье 10 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год"
содержится исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, которые
вводятся областными, Минским городским Советами депутатов, Советами
депутатов базового территориального уровня на территории
соответствующих административно-территориальных единиц. Согласно
абзацу второму пункта 2 данной статьи Минским городским Советом
депутатов и Советами депутатов базового территориального уровня
вводятся и зачисляются в соответствующие бюджеты сборы за
пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах.
 Конституционный Суд отмечает, что при установлении в указанном
Законе определения "сбор за пользование стоянками и парковку в
специально оборудованных местах" не учтены требования статьи 34
Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь",
предъявляемые к стилистическому оформлению текста нормативного
правового акта. В частности, в тексте нормативного правового акта не
допускается употребление иноязычных заимствований при наличии
равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке, а
также употребление в одном и том же смысле разных понятий
(терминов). Термины "стоянка" (место, где располагаются на время
остановки; место, где временно стоит транспорт) и "парковка" (место
для стоянки; парковать - ставить автомобиль на стоянку) в данном
случае одинаковы по содержанию, основанному на закрепленном в
Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета
Министров Республики Беларусь от 21 марта 1996 г. № 203, определении
стоянки как преднамеренного прекращения движения транспортного
средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой
или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного
средства.
 Местный сбор за пользование платными автостоянками в
г.Новополоцке введен решением Новополоцкого городского Совета
депутатов от 21 декабря 2000 г. № 12 "О бюджете города на 2001 год".
Согласно пункту 6 этого решения указанный сбор установлен в размере
0,025 минимальной заработной платы в сутки с каждого
автотранспортного средства, помещенного на платной стоянке.
Плательщиками сбора являются физические и юридические лица,
помещающие свои автотранспортные средства на платных автостоянках.
 По мнению Конституционного Суда, Новополоцкий городской Совет
депутатов в пункте 6 решения, предусматривающего введение сбора за
пользование платными автостоянками, несмотря на отличие наименования
данного вида местного сбора от наименования, указанного в подпункте
1.1 статьи 10 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год"
(сбор за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных
местах), реализовал свое право на установление местного сбора,
поскольку к стоянкам, о которых идет речь в данном Законе, могут
быть отнесены и платные автостоянки.
 Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на
необходимость проведения четкого правового разграничения между
сбором за пользование стоянками в специально оборудованных местах,
который является составной частью налоговой системы, регулируемой
нормами публично-правового характера, и платой за услуги по хранению
помещаемых на стоянки транспортных средств, вносимой во исполнение
возникающего между сторонами договора хранения гражданско-правового
обязательственного правоотношения.
 Подобное разграничение правового статуса платы, вносимой в
связи с пользованием стоянками, усматривается, в частности, в
решениях Минского городского Совета депутатов от 11 февраля 1997 г.
№ 26 "О введении сбора за пользование местом для парковки
автотранспорта", от 13 декабря 2000 г. № 141 "О внесении изменений и
дополнений в решение 2-й сессии Минского городского Совета депутатов
от 11 февраля 1997 г. № 26 "О введении сбора за пользование местом
для парковки автотранспорта" (утверждено Положение о порядке
взимания сбора за парковку автотранспорта на улично-дорожной сети
г.Минска и административно подчиненных Минскому городскому
исполнительному комитету территориях) и решении Минского городского
исполнительного комитета от 13 августа 1999 г. № 803 "Об утверждении
Правил пользования автостоянками", которые определяют порядок
пользования платными автостоянками, предназначенными для
кратковременного и долговременного хранения транспортных средств,
принадлежащих гражданам и организациям.
 В пункте 7 решения № 12 Новополоцкого городского Совета
депутатов предусмотрено делегирование полномочий на разработку и
утверждение положений о порядке исчисления и уплаты местных налогов
и сборов Новополоцкому городскому исполнительному комитету.
 Решением Новополоцкого городского исполнительного комитета от
14 февраля 2001 г. № 134 утверждено Положение о местном сборе за
пользование платными автостоянками.
 Согласно пункту 1 данного Положения плательщиками сбора
являются юридические и физические лица, включая владельцев
автостоянок, транспортные средства которых помещены на платные
стоянки, находящиеся на территориях, входящих в административное
подчинение Новополоцкого городского Совета депутатов и городского
исполнительного комитета. Включение владельцев автостоянок в круг
плательщиков данного местного сбора, по мнению Конституционного
Суда, не согласуется с положениями подпункта 1.1 статьи 10 Закона "О
бюджете Республики Беларусь на 2001 год", поскольку право
пользования автостоянками владельцев этих автостоянок принадлежит им
в связи с правом владения, приобретенным на законных основаниях.
Кроме того, Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001
г. № 12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ
(услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной
деятельностью" в Перечень видов деятельности, при осуществлении
которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица
уплачивают единый налог, а также базовых ставок единого налога
включены услуги по хранению транспортных средств, принадлежащих
гражданам. Согласно подпункту 3.1 названного Декрета с введением
единого налога его плательщики освобождаются от уплаты местных
налогов и сборов.
 В Положении, утвержденном решением Новополоцкого городского
исполнительного комитета от 14 февраля 2001 г. № 134, установлены
также порядок и сроки уплаты сбора (пункт 4), льготы для отдельных
категорий граждан (пункт 5), определено, что ответственность за
правильность взимания, полноту и своевременность уплаты местного
сбора за пользование стоянками несут субъекты предпринимательской
деятельности, эксплуатирующие стоянки и реализующие услуги платных
стоянок (пункт 6).
 Конституционный Суд отмечает, что ответственность за соблюдение
налогового законодательства, в том числе о местных налогах и сборах,
несут плательщики этих налогов и сборов, кроме установленных в
Законе "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь"
случаев, когда ответственность возложена на третьих лиц - источников
дохода для налогоплательщиков. На это прямо указано в статье 9
Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь",
согласно которой плательщики налогов несут установленную
законодательством Республики Беларусь ответственность за
правильность исчисления, своевременность уплаты в бюджет и
соблюдение действующего законодательства. В свою очередь в статье 10
Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" предусмотрено,
что ответственность за правильность исчисления, своевременность
уплаты и порядок взыскания местных налогов и сборов устанавливаются
в соответствии с Законом Республики Беларусь "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь".
 Согласно пункту 2 статьи 10 Закона "О бюджете Республики
Беларусь на 2001 год" право самостоятельно определять базу и объекты
налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы,
порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов
предоставлено именно областным, Минскому городскому Советам
депутатов и Советам депутатов базового территориального уровня.
 В силу предписаний статьи 14 Закона "О местном управлении и
самоуправлении в Республике Беларусь" (в редакции Закона от 10
января 2000 г.) местные Советы вправе передавать часть своих
полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам
территориального местного самоуправления по просьбе или с согласия
этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 121
Конституции Республики Беларусь.
 Таким образом, Новополоцкий городской Совет депутатов не имел
правовых оснований делегировать Новополоцкому городскому
исполнительному комитету полномочия по утверждению положений о
порядке исчисления и уплаты местных налогов и сборов. Реализация
этих полномочий находится в исключительной компетенции
соответствующих местных Советов депутатов. Данная правовая позиция
Конституционного Суда о неконституционности делегирования местными
Советами депутатов своих исключительных полномочий, предусмотренных
в статье 121 Конституции, местным исполнительным комитетам была уже
ранее сформулирована в решении Конституционного Суда Республики
Беларусь от 18 августа 1999 г. "О решении Гродненского городского
исполнительного комитета от 4 марта 1999 г. № 185 "О введении
местных сборов".
 Конституционный Суд также обращает внимание на то, что
установление местных налогов и сборов регулируется только одной
статьей закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год. Из
анализа содержания положений норм статьи 10 Закона "О бюджете
Республики Беларусь на 2001 год" следует, что законодатель не в
полном объеме обеспечивает регулирование отношений в сфере местного
налогообложения, что приводит на практике к различного рода
отклонениям от предписаний законов. Использование в законе сходных
терминов и понятий, позволяющих к тому же широко их трактовать
(например, стоянки, парковки), приводит к тому, что местные
представительные и исполнительные органы устанавливают
дополнительные платежи в виде сборов, лишь формально основываясь на
предписаниях закона. В этой связи Конституционный Суд считает, что
для защиты конституционных прав граждан и их гарантии, для
устранения неравенства налогоплательщиков и возможных нарушений
соответствующих положений Конституции и законов со стороны местных
Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при
введении местных налогов и сборов необходимо обеспечить более полное
регулирование отношений в сфере местного налогообложения, в том
числе в части используемых понятий, установления размеров,
определения субъектов и объектов налогообложения.
 Руководствуясь статьей 40, частью первой статьи 116, статьей
120 Конституции, статьями 7, 36, 38 Закона "О Конституционном Суде
Республики Беларусь", Конституционный Суд решил:
 1. Отметить, что в пункте 6 решения от 21 декабря 2000 г. № 12
"О бюджете города на 2001 год" Новополоцкий городской Совет
депутатов реализовал свое право на установление в соответствии с
законом местных налогов и сборов. Вместе с тем при определении сбора
за пользование платными автостоянками как Новополоцким городским
Советом депутатов, так и Новополоцким городским исполнительным
комитетом был допущен ряд нарушений, в частности, при делегировании
исполнительному комитету полномочий по утверждению положения о
порядке исчисления и уплаты сбора; при определении плательщиков
сбора; при возложении ответственности за правильность исчисления,
своевременность уплаты и соблюдения порядка взимания сбора.
 2. Новополоцкому городскому Совету депутатов решение от 21
декабря 2000 г. № 12 "О бюджете города на 2001 год" в части введения
местного сбора за пользование платными стоянками и Новополоцкому
городскому исполнительному комитету решение от 14 февраля 2001 г. №
134, которым утверждено Положение о местном сборе за пользование
платными автостоянками, привести в соответствие с Конституцией
Республики Беларусь, законами "О бюджете Республики Беларусь на 2001
год", "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь",
"О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" и
настоящим решением.
 3. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь для
обеспечения защиты конституционных прав граждан и их гарантии,
устранения неравенства налогоплательщиков и нарушений требований
Конституции и законов со стороны местных Советов депутатов при
введении местных налогов и сборов предусмотреть более полное
регулирование отношений в сфере местного налогообложения; закрепить
в Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" нормы, в
соответствии с которыми в будущем исключалась бы возможность
взимания местного сбора за пользование платными автостоянками.
 4. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
 5. Опубликовать настоящее решение в соответствии с
законодательством.

Председательствующий - Председатель
Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ