РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                    5 июня 2003 г. № Р-158/2003

О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 1.4 ПУНКТА 1 И ПОДПУНКТА 2.4
ПУНКТА 2 РЕШЕНИЯ НОВОПОЛОЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
ОТ 28 ИЮНЯ 2002 г. № 83 "О ВВЕДЕНИИ МЕСТНЫХ СБОРОВ И ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ МЕСТНЫХ
СБОРОВ, ВВЕДЕННЫХ НА 2002 ГОД"

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В., судей
Бойко  Т.С.,  Кеник  К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко
А.Г.,  Филипчик  Р.И.,  Шишко  Г.Б.,  Шуклина  В.З.,  рассмотрев  на
основании части четвертой статьи 122 Конституции Республики Беларусь
обращение  по  вопросу правомерности введения Новополоцким городским
Советом  депутатов  местного сбора за право поставки углеводородного
сырья  с  целью  промышленной  переработки на давальческих условиях,
установил следующее.
     Решением  Новополоцкого  городского Совета депутатов от 28 июня
2002 г. № 83 "О введении местных сборов и об утверждении положений о
порядке  исчисления  и уплаты местных сборов, введенных на 2002 год"
(подпункт  1.4  пункта  1  и  подпункт 2.4 пункта 2) на территориях,
входящих  в  административное  подчинение  Новополоцкого  городского
Совета  депутатов и Новополоцкого исполнительного комитета, с 1 июля
2002  г.  был  введен местный сбор за право поставки углеводородного
сырья  с  целью  промышленной переработки на давальческих условиях и
утверждено  Положение  о  порядке исчисления и уплаты сбора за право
осуществления  поставки  углеводородного  сырья с целью промышленной
переработки  на давальческих условиях (далее - Положение), в которое
решением  Новополоцкого  городского  Совета депутатов от 19 сентября
2002 г. № 98 внесены изменения и дополнения.
     В  соответствии  с  Положением  юридические  лица,  их филиалы,
представительства  и другие обособленные подразделения независимо от
подчиненности  и  форм  собственности (кроме организаций, наделенных
полномочиями  органов  государственного  управления), индивидуальные
предприниматели,  осуществляющие  поставку  углеводородного  сырья с
целью    промышленной   переработки  на  давальческих  условиях   на
предприятия, находящиеся на административно подчиненных территориях,
признавались плательщиками этого сбора.
     Согласно    статье   121  Конституции  Республики  Беларусь   к
исключительной  компетенции  местных  Советов  депутатов   относится
установление  в  соответствии с законом местных налогов и сборов. На
необходимость  неукоснительного  соблюдения  данной  конституционной
нормы Конституционный Суд неоднократно обращал внимание при принятии
ряда  решений:  от 16 ноября 2001 г. "О местном сборе за пользование
стоянками  и  парковку  в  специально  оборудованных  местах";  от 4
декабря  2001  г. "О местном охотничьем сборе"; от 9 октября 2002 г.
"О  конституционности  установления  местного сбора с физических лиц
при    пересечении    ими    границы    Республики  Беларусь   через
контрольно-пропускные    пункты";    от   14  февраля  2003  г.   "О
конституционности решения Пинского городского Совета депутатов от 27
декабря 2001 г.  № 104 "О бюджете  г.Пинска  на  2002  г."  в  части
введения местного сбора с пользователей инфраструктуры города".
     Проанализировав  соответствующие  положения  статьи  10  Закона
Республики  Беларусь  "О  бюджете  Республики Беларусь на 2002 год",
Конституционный  Суд обращает внимание на то, что областные, Минский
городской    Советы    депутатов,    Советы    депутатов    базового
территориального    уровня  вводят  на  территории   соответствующих
административно-территориальных   единиц  местные  налоги  и   сборы
согласно  перечню,  указанному  в пункте 1 этой статьи. При введении
местных  сборов  с  пользователя  и  сборов за услуги местные Советы
депутатов  вправе  наряду  с непосредственно перечисленными в Законе
вводить  другие  виды  сборов  с  пользователя  и сборов за услуги с
учетом  положений  части  первой  пункта 2 данной статьи: областные,
Минский  городской  Советы  депутатов,  Советы  депутатов   базового
территориального  уровня  самостоятельно  определяют  базу и объекты
налогообложения,  конкретные  размеры  ставок, плательщиков, льготы,
порядок  исчисления  и  сроки  уплаты местных налогов и сборов, если
иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
     Местный  сбор  за  право поставки углеводородного сырья с целью
промышленной    переработки  на  давальческих  условиях,   введенный
Новополоцким городским Советом депутатов, в перечне, установленном в
пункте  1  статьи  10  Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002
год",  не  указан.  С  учетом  названия  сбора  (за  право  поставки
углеводородного    сырья    с  целью  промышленной  переработки   на
давальческих    условиях)  и  анализа  содержания  норм   Положения,
определяющих  все  основные  элементы данного сбора, Конституционный
Суд не находит правовых оснований для отнесения этого сбора к сборам
с пользователя либо к сборам за услуги, а также ни к одному из видов
местных  налогов  и  сборов, право на введение которых предоставлено
местным  Советам  депутатов  пунктом  1  статьи 10 Закона "О бюджете
Республики Беларусь на 2002 год".
     Конституционный    Суд   считает,  что  решение   Новополоцкого
городского  Совета  депутатов  от  28  июня 2002 г. № 83 "О введении
местных  сборов  и  об  утверждении положений о порядке исчисления и
уплаты  местных  сборов,  введенных  на  2002  год" в части введения
местного  сбора  за  право  поставки  углеводородного  сырья с целью
промышленной  переработки  на  давальческих  условиях  и утверждения
положения  о  нем (подпункт 1.4 пункта 1 и подпункт 2.4 пункта 2) не
соответствует статье 121 Конституции Республики Беларусь и статье 10
Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год".
     Кроме  того,  изучение  материалов дела показало, что 18 ноября
2002 г.  прокурором  г.Новополоцка  в адрес Новополоцкого городского
Совета депутатов был принесен  протест  на  подпункт  1.4  пункта  1
данного  решения  по основанию его несоответствия пункту 1 статьи 10
Закона  "О  бюджете  Республики  Беларусь  на  2002  год".  Решением
Новополоцкого  городского  Совета депутатов от 27 декабря 2002 г.  №
121 протест прокурора был отклонен.
     Конституционный  Суд  также  обращает внимание на постановление
кассационной  инстанции  Хозяйственного суда Витебской области от 28
февраля    2003  г.,  в  котором,  в  частности,  указывается,   что
хозяйственный    суд    при    рассмотрении    спора   о   признании
недействительным  ненормативного  акта  инспекции  Министерства   по
налогам и сборам по г.Новополоцку  (распоряжения  о  взыскании  сумм
сбора),  анализируя  законную  силу решения Новополоцкого городского
Совета депутатов от 28 июня 2002 г. № 83, разрешил вопрос о действии
нормативного   акта,   что   в   силу   статей  5  и  11  Закона  "О
Конституционном  Суде  Республики  Беларусь",  статьи  4  Закона  "О
судоустройстве  и  статусе  судей  в Республике Беларусь" отнесено к
компетенции  Конституционного  Суда.  Однако,   указав   на   данный
недостаток,  кассационная  инстанция  Хозяйственного  суда Витебской
области не предприняла  мер  для  реализации  положений  статьи  112
Конституции,  согласно  которым,  если  при рассмотрении конкретного
дела  суд  придет  к  выводу  о  несоответствии  нормативного   акта
Конституции,  он  принимает  решение в соответствии с Конституцией и
ставит  в  установленном  порядке   вопрос   о   признании   данного
нормативного акта неконституционным.
     В  постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь от 28 ноября 2001 г. № 8 "О порядке обращения хозяйственных
судов  Республики Беларусь в Конституционный Суд Республики Беларусь
с  предложениями  о  проверке  конституционности нормативных актов",
изданном  в  целях  единообразного  применения хозяйственными судами
Республики   Беларусь  статей  112  и  116  Конституции   Республики
Беларусь,  статьи  6  Закона  Республики Беларусь "О Конституционном
Суде Республики Беларусь", такой порядок разъяснен.
     Руководствуясь  частью  первой  статьи  116,  частью  четвертой
статьи  122  Конституции, статьями  7,  36,  38,  40, 40-1 Закона "О
Конституционном  Суде  Республики  Беларусь",  Конституционный   Суд
решил:
     1. Признать  подпункт  1.4  пункта  1  и  подпункт 2.4 пункта 2
решения Новополоцкого городского Совета депутатов от 28 июня 2002 г.
№ 83 "О введении местных сборов и об утверждении положений о порядке
исчисления и уплаты местных сборов, введенных на 2002 год", которыми
введен  местный сбор за право поставки углеводородного сырья с целью
промышленной  переработки  на  давальческих  условиях  и  утверждено
положение   о  нем,  не  соответствующими  статье  121   Конституции
Республики  Беларусь  и  статье  10  Закона  Республики  Беларусь "О
бюджете Республики Беларусь на 2002 год".
     2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     3. Опубликовать   настоящее   решение    в    соответствии    с
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.ВАСИЛЕВИЧ