РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                    6 июня 2003 г. № Р-159/2003

О КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ОТ 22 ИЮНЯ 1995 г. № 399 "О МЕРАХ
ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДОВ И УМЕНЬШЕНИЮ ПОТЕРЬ ОТ РАБОТЫ
ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПРИГОРОДНЫХ АВТОБУСОВ"

     Конституционный Суд    Республики    Беларусь     в     составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В.,  судей
Бойко  Т.С.,  Воробья Г.А.,  Кеник К.И.,  Подгруши В.В.,  Саркисовой
Э.А.,  Тиковенко А.Г.,  Филипчик Р.И.,  Шишко  Г.Б.,  Шуклина  В.З.,
рассмотрев  на основании статьи 40,  части первой статьи 116,  части
четвертой статьи 122 Конституции  Республики  Беларусь  обращение  о
проверке     конституционности     решения    Минского    городского
исполнительного комитета от 22 июня  1995  г.  №  399  "О  мерах  по
увеличению   доходов   и  уменьшению  потерь  от  работы  городского
пассажирского  транспорта   и   пригородных   автобусов"   в   части
установления   для   водителей  наземного  городского  пассажирского
транспорта обязанности по реализации билетов, установил следующее.
     Подпунктом 1.1    пункта    1   решения   Минского   городского
исполнительного комитета  от  22  июня  1995  г.  №  399  городскому
предприятию "Минскпассажиравтотранс" и производственному объединению
"Минскгорэлектротранс" поручалось обеспечить начиная с 1  июля  1995
г.   реализацию   билетов   на  одну  поездку  водителями  наземного
городского пассажирского  транспорта  в  транспортных  средствах  во
время  остановок,  не  допуская  ухудшения  безопасности  движения и
перевозки пассажиров и нарушения графиков движения.  Для  водителей,
иных  работников  предприятий наземного пассажирского транспорта (по
графику) была установлена обязанность по осуществлению  контроля  за
оплатой  проезда  пассажирами  и  реализации  штрафных квитанций при
выявлении  безбилетных   пассажиров   (подпункт   1.3   пункта   1).
Транспортным предприятиям  г.Минска  доводилось задание по получению
выручки  от  реализации  билетов  водителями  (пункт  4),  а   также
устанавливалось,  что  при  реализации  билетов  водителями  на одну
поездку в подвижном составе в 1995 году цена билета увеличивается на
определенную сумму свыше утвержденного тарифа.
     Статьей 42 Закона Республики Беларусь от 21 июля  2001  г.  "Об
автомобильном  транспорте и автомобильных перевозках" предусмотрено,
что во время поездки по маршруту  в  регулярном  сообщении  пассажир
обязан иметь проездной документ (билет),  а автомобильный перевозчик
или  оператор  автомобильных  перевозок  обязан  обеспечить  продажу
пассажиру  проездного  документа (билета) установленного образца для
данного вида автомобильных перевозок.  Статьей 48 названного  Закона
определено,  что  продажа билетов пассажирам может производиться как
автомобильным перевозчиком, так и оператором автомобильных перевозок
пассажиров.
     Статьей 16 Закона "Об автомобильном транспорте и  автомобильных
перевозках", в частности, установлено, что местные Советы депутатов,
исполнительные   и   распорядительные    органы    организуют    при
необходимости   совместно   с   автомобильными   перевозчиками   или
операторами автомобильных  перевозок  продажу  проездных  билетов  и
проверку   их   наличия  у  пассажиров  в  пределах  соответствующей
административно-территориальной  единицы,  а  статьей  9  Закона  "О
местном  управлении  и  самоуправлении  в  Республике  Беларусь",  в
частности, предусмотрено, что исполнительные комитеты в соответствии
с  законодательством  решают  вопросы транспортного,  коммунального,
бытового и иного обслуживания населения.
     Постановлением Министерства     транспорта    и    коммуникаций
Республики Беларусь от 22 июля 2002 г.  № 23 были утверждены Правила
автомобильных   перевозок   пассажиров   в  Республике  Беларусь  (в
дальнейшем - Правила).
     Пунктом 98   Правил  предусмотрено,  что  реализация  проездных
документов на городские перевозки пассажиров автобусами в регулярном
сообщении  производится  в  пунктах  продажи  проездных  документов,
автобусах,  а  также  в  торговых  организациях.  Пункт  224  Правил
обязывает    перевозчика    или   его   представителя   обеспечивать
предварительную и текущую продажу проездных документов,  в том числе
непосредственно  в  пассажирском автомобильном транспортном средстве
(если это предусмотрено нормативными правовыми актами),  а пункт 226
предоставляет   право  члену  экипажа  пассажирского  автомобильного
транспортного средства  продавать  проездные  документы  (билеты)  и
багажные   квитанции   (если  продажа  не  обеспечена  стационарными
билетными кассами).
     В решении   от   22  июня  1995  г.  №  399  Минский  городской
исполнительный    комитет     поручил     городскому     предприятию
"Минскпассажиравтотранс"     и     производственному     объединению
"Минскгорэлектротранс" обеспечить реализацию билетов на одну поездку
водителями   наземного   городского   пассажирского   транспорта   в
транспортных средствах во время остановок.
     На основании     указанного    решения    Мингорисполкома    ГП
"Минскпассажиравтотранс" и  ПО  "Минскгорэлектротранс"  были  изданы
приказы соответственно от 30 июня 1995 г. № 155 и от 26 июня 1995 г.
№  140-р,  возлагающие  на  водителей  обязанность   по   реализации
проездных  билетов  (абонементных  талонов)  на  проезд  в  наземном
городском пассажирском транспорте во время остановок.
     Изучение Конституционным  Судом практики свидетельствует о том,
что  на  отдельных  городских  маршрутах,  особенно  с   интенсивным
движением  и большим пассажиропотоком,  продажа водителями проездных
билетов (абонементных талонов) может в определенной мере  влиять  на
безопасность  дорожного  движения.  Хотя  водители обязаны продавать
абонементные  талоны  лишь  на  остановочных  пунктах,  задержка   в
указанных  местах  сверх  установленного  для  этих  целей времени в
некоторых случаях побуждает их  превышать  скорость  для  соблюдения
графика   движения  либо  продавать  абонементные  талоны  во  время
движения.  При этом часто  и  пассажиры  обращаются  к  водителям  с
просьбой  о  продаже  таких  талонов  во  время движения,  что также
отвлекает  водителей  от  выполнения  их  основной  непосредственной
обязанности   по   управлению  транспортным  средством.  При  отказе
водителей от реализации билетов (абонементных талонов) или в  случае
их   отсутствия   у   водителей  наниматели  применяют  к  ним  меры
дисциплинарного взыскания.
     В связи  с  этим Конституционный Суд считает,  что хотя решение
Минского городского исполнительного комитета от 22 июня  1995  г.  №
399  не противоречит статье 16 Закона "Об автомобильном транспорте и
автомобильных перевозках" и статье 9 Закона "О местном управлении  и
самоуправлении  в  Республике Беларусь",  однако в целях обеспечения
безопасности дорожного движения, жизни и здоровья пассажиров, других
участников   дорожного   движения  компетентным  органам  необходимо
изучить вопрос об освобождении водителей  от  обязанности  продавать
проездные билеты (абонементные талоны),  прежде всего на маршрутах с
интенсивным дорожным движением и большим  пассажиропотоком,  включая
увеличение количества пассажиров в определенные часы суток,  а также
рассмотреть вопрос о расширении сети продажи проездных документов, в
том  числе  с  использованием,  как  это  было  ранее,  возможностей
розничной  торговой  сети  либо  иных  форм,  приемлемых   как   для
перевозчиков,   так   и   для   пассажиров.   При  этом,  по  мнению
Конституционного Суда,  затраты от работы  городского  пассажирского
транспорта  могут  быть  снижены  не  путем  возложения на водителей
обязанности по реализации проездных билетов (абонементных  талонов),
а путем усиления контроля с целью недопущения бесплатного проезда.
     На основании изложенного и руководствуясь частью первой  статьи
116,  частью четвертой статьи 122 Конституции,  статьями 7,  36, 38,
40,  40-1 Закона  "О  Конституционном  Суде  Республики   Беларусь",
Конституционный Суд решил:
     1. Считать,  что решение  Минского  городского  исполнительного
комитета  от 22 июня 1995 г.  № 399 "О мерах по увеличению доходов и
уменьшению потерь от работы городского  пассажирского  транспорта  и
пригородных   автобусов"   принято   в   пределах  его  компетенции,
установленной законами Республики Беларусь.
     При этом,   исходя   из  приоритетной  обязанности  перевозчика
обеспечивать  безопасность  дорожного  движения,  жизнь  и  здоровье
пассажиров,   других   участников   дорожного  движения,  предложить
Мингорисполкому:
     изучить вопрос   об   освобождении   водителей  от  обязанности
продавать проездные билеты (абонементные талоны),  прежде  всего  на
маршрутах    с    интенсивным    дорожным    движением   и   большим
пассажиропотоком;
     рассмотреть вопрос о расширении сети продажи проездных талонов,
в том числе с  использованием,  как  это  было  ранее,  возможностей
розничной   торговой   сети  либо  иных  форм,  приемлемых  как  для
перевозчиков, так и для пассажиров.
     2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     3. Опубликовать   настоящее   решение    в    соответствии    с
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.ВАСИЛЕВИЧ