РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   3 ноября 2003 г. № Р-162/2003

О КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ НОВОПОЛОЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ДЕПУТАТОВ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 2001 г. № 56 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЙ О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ МЕСТНЫХ СБОРОВ,
ВВЕДЕННЫХ НА 2002 ГОД" В ЧАСТИ МЕСТНОГО СБОРА ЗА ПРАВО
ТОРГОВЛИ

     Конституционный Суд     Республики     Беларусь    в    составе
председательствующего   -   Председателя    Конституционного    Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина А.В.,  судей
Бойко Т.С.,  Кеник К.И.,  Подгруши В.В.,  Саркисовой Э.А., Тиковенко
А.Г.,  Филипчик  Р.И.,  Шуклина  В.З.  рассмотрел на основании части
четвертой статьи 122 Конституции Республики  Беларусь  обращение  по
вопросу  конституционности  решения  Новополоцкого городского Совета
депутатов о местном сборе за право торговли.
     Проанализировав соответствующие      положения      Конституции
Республики  Беларусь,  Гражданского  кодекса  Республики   Беларусь,
Декрета  Президента  Республики Беларусь от 14 июля 2003 г.  № 17 "О
лицензировании отдельных  видов  деятельности",  Законов  Республики
Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь", "О налогах и
сборах,  взимаемых  в  бюджет  Республики  Беларусь",   "О   местном
управлении  и  самоуправлении  в  Республике  Беларусь",  "О бюджете
Республики  Беларусь   на   2002   год",   иных   актов   налогового
законодательства, Конституционный Суд установил следующее.
     Согласно статье   121   Конституции   Республики   Беларусь   к
исключительной   компетенции  местных  Советов  депутатов  относится
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов.
     Перечень местных   налогов   и  сборов,  которые  в  2002  году
областные,  Минский городской  Советы  депутатов,  Советы  депутатов
базового    территориального    уровня    вводят    на    территории
соответствующих административно-территориальных единиц, содержится в
статье  10  Закона  "О  бюджете Республики Беларусь на 2002 год".  В
числе сборов с пользователя назван сбор за право торговли  (подпункт
1.1 пункта 1 статьи 10).
     Следовательно,  Новополоцкий  городской  Совет  депутатов   при
утверждении  Положения  о порядке исчисления и уплаты местного сбора
за  право  торговли  решением  от  27  декабря  2001  г.  №  56  "Об
утверждении  положений о порядке исчисления и уплаты местных сборов,
введенных на 2002 год", а также при последующем внесении изменений и
дополнений в данное Положение (решения от 28 марта 2002 г. № 68 и от
28  июня  2002  г.  №  82) реализовал предоставленные ему Законом "О
бюджете  Республики Беларусь на 2002 год" полномочия. В соответствии
с  пунктом 2  статьи  10  этого  Закона областные, Минский городской
Советы  депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня
самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные
размеры  ставок,  плательщиков,  льготы,  порядок исчисления и сроки
уплаты    местных  налогов  и  сборов,  если  иное  не   установлено
законодательными актами Республики Беларусь.
     По мнению Конституционного Суда, Новополоцким городским Советом
депутатов  установлены  необходимые  элементы,  позволяющие  считать
обязательство по уплате данного местного сбора определенным.
     В соответствии  со  статьей  56 Конституции граждане Республики
Беларусь обязаны принимать участие в финансировании  государственных
расходов   путем  уплаты  государственных  налогов,  пошлин  и  иных
платежей.
     Конституционный   Суд  отмечает,  что  данная   конституционная
обязанность    имеет    особый,   публично-правовой  характер,   что
обусловлено публично-правовой природой государства и государственной
власти.  Налоги,  пошлины  и  сборы  являются  необходимым  условием
существования  любого  государства,  поэтому  обязанность платить их
распространяется  на всех налогоплательщиков в качестве безусловного
требования государства.
     В то же время Конституционный Суд обращает внимание на то,  что
согласно  пункту  44  перечня  видов деятельности,  на осуществление
которых   требуются    специальные    разрешения    (лицензии),    и
уполномоченных    на    их    выдачу   государственных   органов   и
государственных  организаций,  утвержденного   Декретом   Президента
Республики  Беларусь от 14 июля 2003 г.  № 17,  розничная торговля и
общественное   питание   относятся   к   видам   деятельности,    на
осуществление  которых  требуется специальное разрешение (лицензия).
Право  осуществлять  деятельность,  на  занятие  которой  необходимо
получение лицензии,  в силу пункта 2 статьи 22 и части второй пункта
3 статьи 45 Гражданского кодекса возникает с момента получения такой
лицензии  или  в  указанный  в  ней срок и прекращается по истечении
срока ее  действия,  если  иное  не  установлено  законодательством.
Согласно   статье  7  Закона  "О  предпринимательстве  в  Республике
Беларусь" предприниматель обязан получать  в  установленном  порядке
специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах,  которые
подлежат   лицензированию   в   соответствии   с   законодательством
Республики Беларусь.
     В пункте  4  Положения   о   лицензировании   отдельных   видов
деятельности,  утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь
от 14 июля 2003 г.  №  17,  определено,  что  лицензия  выдается  на
конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих
этот вид деятельности) и действует  на  всей  территории  Республики
Беларусь  или  ее  части  в  соответствии  с  законодательством.  За
рассмотрение   лицензирующим   органом   заявления   с   приложением
необходимых  документов  для получения лицензии,  продления срока ее
действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро;
за   выдачу   лицензии   взимается   лицензионный   сбор   в  сумме,
эквивалентной  90  евро  (пункт  37  Положения).  Лицензионный  сбор
вносится  соискателем  лицензии  или лицензиатом на специальный счет
налогового  органа  по  месту  нахождения  лицензирующего  органа  и
зачисляется в соответствующий бюджет (пункт 38 Положения).
     Конституционный Суд    считает,    что    в    случае,     если
законодательными  актами  Республики  Беларусь установлены пошлины и
сборы  за  право  торговли,  в  целях   исключения   необоснованного
завышения  ставок  местных  сборов  с пользователя право на введение
такого  местного  сбора  местными  Советами  депутатов  должно  быть
детально определено законодателем.
     В своем решении от 14  февраля  2003  г.  "О  конституционности
решения Пинского городского Совета депутатов от 27 декабря 2001 г. №
104 "О бюджете г.Пинска на 2002 г." в части введения местного  сбора
с  пользователей  инфраструктуры города" Конституционный Суд обратил
внимание на закрепленный  в  части  второй  статьи  132  Конституции
принцип   единства  проводимой  на  территории  Республики  Беларусь
бюджетно-финансовой,    налоговой,    денежно-кредитной,    валютной
политики,  а  также  на  то,  что  согласно статье 121 Конституции к
исключительной  компетенции  местных  Советов  депутатов   относится
установление  в  соответствии с законом местных налогов и сборов.  В
связи с этим Конституционный Суд указал,  что  с  целью  обеспечения
защиты  прав  и  законных интересов налогоплательщиков,  обеспечения
принятия местными Советами депутатов  оптимальных  решений  в  сфере
местного  налогообложения  и исключения случаев дублирования решений
местных Советов депутатов различного уровня  в  законе  должны  быть
установлены   все   важнейшие  элементы  местных  налогов  и  сборов
(плательщики,  объекты обложения,  размер ставки,  порядок  и  сроки
уплаты),   в  рамках  которых  местные  Советы  депутатов  могли  бы
определять  конкретные  объекты  налогообложения,  размеры   ставок,
плательщиков,  льготы,  порядок  исчисления  и  сроки уплаты местных
налогов и сборов,  как это предусмотрено в пункте 2 статьи 10 Закона
"О  бюджете  Республики  Беларусь  на  2002 год",  и без определения
которых  местные  налоги  и  сборы  не   могут   считаться   законно
установленными.
     Изучение  обращений  граждан  в Конституционный Суд по вопросам
установления  местных  налогов  и  сборов  показывает,  что  в своем
большинстве  эти  обращения связаны с установлением местных сборов с
пользователя,  то  есть  тех  местных  сборов,  параметры  важнейших
элементов  которых  в  отличие от установленных в пункте 3 статьи 10
Закона  "О  бюджете  Республики  Беларусь на 2003 год" так и не были
определены.
     Руководствуясь частью   первой  статьи  116,  частью  четвертой
статьи 122 Конституции,  статьями 7,  36,  38,  40, 40-1  Закона  "О
Конституционном   Суде  Республики  Беларусь",  Конституционный  Суд
РЕШИЛ:
     1. Признать,   что  решение  Новополоцкого  городского   Совета
депутатов  от  27  декабря  2001 г. № 56 "Об утверждении положений о
порядке исчисления и уплаты местных сборов, введенных на 2002 год" с
изменениями и дополнениями, внесенными решениями от 28 марта 2002 г.
№  68  и  от  28  июня 2002 г. № 82, в части местного сбора за право
торговли  принято  в  пределах  предоставленных  Законом  Республики
Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" полномочий.
     2. Предложить  Национальному  собранию  Республики  Беларусь  в
целях соблюдения конституционного положения о единстве проводимой на
территории  Республики  Беларусь   бюджетно-финансовой,   налоговой,
денежно-кредитной,   валютной  политики  (часть  вторая  статьи  132
Конституции Республики Беларусь) и для  обеспечения  защиты  прав  и
законных  интересов налогоплательщиков при принятии закона о бюджете
Республики Беларусь на 2004 год обратить внимание  на  необходимость
установления   исчерпывающего  перечня  местных  налогов  и  сборов,
которые местные Советы депутатов могут  вводить  на  соответствующей
территории, а также определить параметры важнейших элементов местных
сборов с пользователя (плательщики,  объекты  обложения,  предельный
размер ставки).
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     4. Опубликовать    настоящее    решение    в   соответствии   с
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.Василевич