РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                   21 ноября 2003 г. № Р-164/2003

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСОВ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ
ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОМОВ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ
КООПЕРАТИВОВ С УЧЕТОМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

     Конституционный Суд     Республики     Беларусь    в    составе
председательствующего   -   Председателя    Конституционного    Суда
Василевича Г.А.,  судей Бойко Т.С.,  Подгруши В.В., Саркисовой Э.А.,
Тиковенко А.Г.,  Филипчик Р.И.,  Шишко Г.Б., Шуклина В.З. рассмотрел
на  основании  статьи  40  и  части  первой  статьи  116 Конституции
Республики  Беларусь  коллективные  и  личные  обращения  граждан  о
различных   условиях   уплаты   земельного   налога   гражданами   -
собственниками квартир в домах жилищно-строительных  кооперативов  и
гражданами,  которым  на  праве собственности принадлежат квартиры в
многоквартирных домах государственного жилищного фонда.
     Проанализировав    соответствующие    положения     Конституции
Республики  Беларусь,  Кодекса  Республики  Беларусь о земле, Закона
Республики  Беларусь  "О  платежах  за  землю"  и других нормативных
правовых актов, Конституционный Суд установил следующее.
     Согласно   Закону  "О  платежах  за  землю"  (далее  -   Закон)
плательщиками  земельного  налога  являются юридические и физические
лица,    которым   земельные  участки  предоставлены  во   владение,
пользование    либо    в    собственность    (статья  5);   объектом
налогообложения  является  земельный  участок,  который находится во
владении, пользовании или собственности (статья 4).
     Из анализа положений статей 30,  31 Кодекса Республики Беларусь
о земле (далее - Кодекс) следует, что право постоянного пользования,
право  пожизненного наследуемого владения земельным участком и право
частной   собственности   на   земельный   участок    удостоверяется
государственным  актом,  с  момента получения которого возникает это
право.  В   отдельных   случаях   по   ходатайству   землевладельца,
землепользователя  соответствующий исполнительный и распорядительный
орган может  разрешить  использование  этих  земельных  участков  до
выдачи   указанного   документа   при   условии  определения  границ
земельного участка в натуре (на местности).
     Конституционный Суд обращает внимание на то, что Постановлением
Верховного  Совета  Республики  Беларусь  от  18  февраля 1991 г. "О
проведении земельной реформы в республике" предприятия, учреждения и
организации,    имеющие    в    пользовании    земельные    участки,
предоставленные  им  до  введения  в  действие  Кодекса   Республики
Беларусь  о земле от 11 декабря 1990 г. (действовал до 1 января 1999
г.),  были  обязаны  до  1  января  1994  года  оформить  документы,
удостоверяющие  право  владения  или  право  постоянного пользования
землей.  После  окончания  указанного срока ранее предоставленное им
право  пользования земельными участками признавалось утратившим силу
(пункт  8).  Совету  Министров  было  поручено  обеспечить выделение
соответствующих денежных средств и материально-технических ресурсов,
необходимых для проведения земельной реформы (пункт 9).
     В соответствии со статьей 143-1 действующего Кодекса  земельные
участки, расположенные на территории Республики Беларусь, независимо
от форм собственности и целевого назначения  подлежат  обязательному
государственному кадастровому учету,  а права на них и сделки с ними
- обязательной государственной регистрации.
     В то же время изучение правоприменительной практики показывает,
что если право пользования земельными участками, застроенными домами
жилищно-строительных   кооперативов,  оформлено  в  соответствии   с
положениями  Кодекса, то акты землепользования на земельные участки,
занятые    жилищным    фондом,   находящимся  на  балансе   жилищных
ремонтно-эксплуатационных    организаций,    у    большинства   этих
организаций отсутствуют.
     Земельный  налог  с  земельных участков, на которых расположены
жилые   дома  государственного  жилищного  фонда  и  находящихся   в
фактическом    пользовании    жилищных     ремонтно-эксплуатационных
объединений  (далее  -  ЖРЭО), исчисляется и уплачивается соразмерно
площади застройки. Плательщиками земельного налога в соответствии со
статьей  5  Закона  являются  юридические  лица  - ЖРЭО. При этом на
основании  пункта  57  Инструкции  о  порядке  исчисления  и  уплаты
платежей  за  землю юридическими лицами, утвержденной постановлением
Государственного  налогового  комитета  Республики  Беларусь  от  18
апреля 2000 г. № 33 (с изменениями и дополнениями), платежи за землю
относятся  на  затраты  по производству и реализации товаров (работ,
услуг).
     Конституционный Суд отмечает, что Законом "О бюджете Республики
Беларусь  на  2003 год"  определен  ряд  мер  социальной   поддержки
населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства: согласно статье 9
данного  Закона  в 2003 году из местных бюджетов финансируется до 35
процентов  затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению в
областях и  до  28 процентов в г.Минске.  Средства целевого сбора на
финансирование  расходов,  связанных  с   содержанием   и   ремонтом
жилищного  фонда,  в  соответствии  со  статьей  11  направляются на
расходы  по  содержанию   и   ремонту   жилищного   фонда,   включая
жилищно-строительные   кооперативы,  товарищества  собственников,  а
также на субсидии юридическим  лицам  по  возмещению  части  затрат,
связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
     Положением  о  порядке  использования средств целевого сбора на
финансирование    расходов,  связанных  с  содержанием  и   ремонтом
жилищного    фонда,    включая   жилищно-строительные   кооперативы,
товарищества  собственников,  и  на  субсидии  юридическим  лицам по
возмещению  части  затрат,  связанных с оказанием коммунальных услуг
населению,        утвержденным     постановлением       Министерства
жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 25 марта 2002
г.  № 3, установлено, что возмещение расходов юридических лиц (кроме
тех,  расходы  по содержанию жилья которых финансируются из бюджета)
по    содержанию   и  текущему  ремонту  жилищного  фонда,   включая
жилищно-строительные    кооперативы,  молодежные  жилые   комплексы,
товарищества собственников, производится за вычетом начисленных сумм
платы  граждан  за  техническое  обслуживание  жилых  домов и других
доходных источников (арендная плата и др.).
     Таким  образом,  законодательство регулирует вопросы социальной
поддержки населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом
конституционного  принципа  равенства всех перед законом и права без
всякой  дискриминации  на  равную  защиту  прав и законных интересов
(статья    22  Конституции)  и  предусматривает  равную   социальную
поддержку  граждан  независимо  от  того,  проживают  они  в   домах
государственного  жилищного  фонда  или  домах  жилищно-строительных
кооперативов.
     Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на  то,  что
ЖРЭО уплачивают земельный налог из сумм платы,  вносимой жильцами за
техническое обслуживание дома,  в стоимость которого включена  сумма
этого     налога.     Источником     уплаты     земельного    налога
жилищно-строительным  кооперативом,  который  является  плательщиком
налога, служат денежные средства членов кооператива. В то же время в
случае,   когда   услуги   по   техническому   обслуживанию    домов
жилищно-строительных  кооперативов  оказываются  ЖРЭО,  при  расчете
платы  за  техническое  обслуживание  ими  не  учитывается  то,  что
жилищно-строительные  кооперативы  самостоятельно,  в  силу  Закона,
исчисляют  и  уплачивают  земельный  налог.   Следовательно,   суммы
земельного  налога,  уплачиваемого  ЖРЭО,  не  подлежат  включению в
стоимость    услуг    по     техническому     обслуживанию     домов
жилищно-строительных кооперативов.
     В связи  с  этим  Конституционный  Суд  считает,  что  с  целью
обеспечения  защиты  прав  и  законных  интересов граждан Республики
Беларусь,  проживающих в  домах  жилищно-строительных  кооперативов,
вопросы   оплаты   услуг  ЖРЭО  за  техническое  обслуживание  домов
жилищно-строительных     кооперативов     подлежат      нормативному
урегулированию   с   учетом   конституционного  принципа  социальной
справедливости и положений Закона "О платежах за землю".
     Руководствуясь статьей 40, частью первой статьи 116 Конституции
Республики Беларусь,  статьями  7,  36,  38,  40,  40-1  Закона   "О
Конституционном   Суде  Республики  Беларусь",  Конституционный  Суд
РЕШИЛ:
     1. Предложить  Совету  Министров  Республики  Беларусь  с целью
защиты  прав  и  законных  интересов  граждан  Республики  Беларусь,
проживающих  в  домах  жилищно-строительных кооперативов, обеспечить
нормативное    урегулирование    вопросов   оплаты  услуг   жилищных
ремонтно-эксплуатационных  объединений  по техническому обслуживанию
домов  жилищно-строительных  кооперативов  с учетом конституционного
принципа  социальной  справедливости  и  положений Закона Республики
Беларусь  "О  платежах  за  землю", исключив необоснованное различие
граждан относительно уплаты земельного налога и не допуская при этом
повышения платы за техническое обслуживание.
     2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     3. Опубликовать    настоящее    решение    в   соответствии   с
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.Василевич