РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                  16 декабря 2003 г. № P-166/2003

О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 2.1 ПУНКТА 2 ПОЛОЖЕНИЯ О СБОРЕ
ЗА УСЛУГИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОГИЛЕВА НА 2003 ГОД,
УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ МОГИЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
ДЕПУТАТОВ ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2002 г. № 23-2 "О БЮДЖЕТЕ ГОРОДА
МОГИЛЕВА НА 2003 ГОД", В ЧАСТИ ОБЛОЖЕНИЯ МЕСТНЫМ СБОРОМ
УСЛУГ ПО ОХРАНЕ КВАРТИР И УСТАНОВКЕ ОХРАННОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

     Конституционный Суд    Республики    Беларусь     в     составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина  А.В.,  судей
Бойко  Т.С.,  Воробья Г.А.,  Кеник К.И.,  Подгруши В.В.,  Саркисовой
Э.А.,  Тиковенко А.Г.,  Филипчик  Р.И.,  Шишко  Г.Б.,  Шуклина  В.З.
рассмотрел  на  основании  части  четвертой  статьи  122 Конституции
Республики Беларусь  обращение  о  правомерности  обложения  местным
сбором  за  услуги,  введенным  на  2003  год  Могилевским городским
Советом  депутатов,  услуг  подразделений  объединения  "Охрана"  по
охране квартир и установке охранной сигнализации.
     Проанализировав    соответствующие    положения     Конституции
Республики    Беларусь,  законов  Республики  Беларусь  "О   бюджете
Республики  Беларусь  на 2003 год", "О налогах и сборах, взимаемых в
бюджет  Республики Беларусь", "О местном управлении и самоуправлении
в    Республике   Беларусь"  и  иных  нормативных  правовых   актов,
Конституционный Суд установил следующее.
     В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи  10  Закона  "О
бюджете  Республики Беларусь на 2003 год" (далее - Закон) областные,
Минский  городской  Советы  депутатов,  Советы  депутатов   базового
территориального   уровня   вводят   на  территории  соответствующих
административно-территориальных единиц  сборы  за  услуги  (сбор  за
услуги  гостиниц,  кемпингов,  мотелей,  ресторанов,  баров,  кафе и
других объектов сервиса).  Указанные Советы депутатов  на  основании
пункта  2  данной  статьи  самостоятельно  определяют базу и объекты
налогообложения,  конкретные размеры ставок,  плательщиков,  льготы,
порядок  исчисления  и  сроки  уплаты  местных  налогов  и  сборов в
соответствии с Законом и иными  законодательными  актами  Республики
Беларусь.
     Решением Могилевского городского Совета депутатов от 24 декабря
2002  г.  №  23-2 "О бюджете города Могилева на 2003 год" с 1 января
2003  г. на территории города Могилева введен местный сбор за услуги
(подпункт  7.2 пункта 7) и утверждено Положение о сборе за услуги на
территории города Могилева на 2003 год (далее - Положение).
     В  пункте  2 Положения указано, что сбором за услуги облагаются
услуги,  оказываемые  субъектами  хозяйствования по охране квартир и
установке охранной сигнализации. Объектом обложения сбором за услуги
является  выручка  от  реализации  услуг,  под  которой   понимается
стоимость  реализуемой услуги, исчисленная исходя из действующих цен
(тарифов) с учетом сбора за услуги.
     Признавая  право  Могилевского  городского  Совета депутатов на
введение  местного  сбора  за  услуги  как  основанное на положениях
статьи  10  Закона  "О  бюджете  Республики  Беларусь  на 2003 год",
Конституционный Суд вместе с тем отмечает следующее.
     Предоставив  областным,  Минскому городскому Советам депутатов,
Советам  депутатов  базового  территориального  уровня право вводить
местные  сборы  за  услуги, законодатель одновременно установил, что
данным  сбором могут облагаться услуги гостиниц, кемпингов, мотелей,
ресторанов,  баров,  кафе  и  других  объектов сервиса (подпункт 1.3
пункта  1  статьи  10 Закона). При этом Конституционный Суд обращает
внимание  на  то,  что  законодателем  не предусмотрен исчерпывающий
перечень объектов сервиса и не определены критерии отнесения услуг к
услугам объектов сервиса.
     Охранная   деятельность  в  Республике  Беларусь   регулируется
Декретом  Президента  Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 24
"О  мерах  по  совершенствованию  охранной деятельности в Республике
Беларусь"  (далее - Декрет) с изменениями и дополнениями, внесенными
декретами от 31 августа 1999 г. № 34 и от 30 августа 2002 г. № 22.
     Под  охранной  деятельностью  в  Декрете  понимается  охрана от
противоправных  посягательств  физических  лиц, объектов (имущества)
юридических  и  физических  лиц,  в  том  числе грузов, перемещаемых
транспортом,  а  также  проектирование, монтаж, наладка, техническое
обслуживание средств и систем охраны.
     В  соответствии  с  пунктом  1  Декрета  охранная  деятельность
осуществляется  только  перечисленными  в  нем  организациями. К ним
относятся:  объединение  "Охрана"  при  Министерстве  внутренних дел
(далее  -  объединение  "Охрана"),  Служба  безопасности  Президента
Республики  Беларусь,  Министерство обороны, Комитет государственной
безопасности,  Государственный  комитет  пограничных  войск, которые
вправе  осуществлять  охрану  физических  лиц,  объектов (имущества)
юридических  и  физических лиц от противоправных посягательств; иные
государственные    органы,   предприятия,  учреждения,   организации
независимо  от  формы  собственности,  осуществляющие  охрану  своих
штатных  работников  и  принадлежащих  этим  органам,  предприятиям,
учреждениям,    организациям   объектов  (имущества)  на   основании
специальных разрешений (лицензий).
     Полномочия  объединения  "Охрана",  связанные  с осуществлением
охранной  деятельности,  определены  в  пункте  3  Декрета, согласно
которому  объединение  "Охрана":  разрабатывает и осуществляет меры,
направленные  на  реализацию  государственной  политики  в   области
охранной  деятельности;  осуществляет охрану общественного порядка и
принимает  меры  по борьбе с преступностью на охраняемых объектах, в
зонах  постов  и  маршрутов  патрулирования; обеспечивает соблюдение
технических  требований  в  области  проектирования  и  производства
средств  и систем охранной сигнализации, осуществляет контроль за их
внедрением  и  эксплуатацией;  осуществляет контроль за обеспечением
охраны  объектов  органов,  предприятий, учреждений, организаций (за
исключением  объектов,  находящихся  под охраной Службы безопасности
Президента  Республики  Беларусь,  Министерства  обороны,   Комитета
государственной    безопасности  и  других  объектов,  для   которых
установлен  специальный  режим  охраны);  осуществляет на договорной
основе  (а в случаях, предусмотренных законодательством, - и за счет
средств республиканского и местных бюджетов) охранную деятельность и
охрану  общественного  порядка;  производит  сертификацию  средств и
систем  охраны;  выдает  специальные  разрешения (лицензии) органам,
предприятиям,  учреждениям,  организациям  на  охрану  своих штатных
работников  и принадлежащих этим органам, предприятиям, учреждениям,
организациям  объектов  (имущества),  а  также  на   проектирование,
монтаж,  наладку  и техническое обслуживание средств и систем охраны
(за  исключением  средств  индивидуального пользования); заключает с
органами, предприятиями, учреждениями, организациями, которым выданы
специальные  разрешения  (лицензии), договоры об условиях и правилах
осуществления  соответствующей  охранной  деятельности; осуществляет
контроль  за  охранной  деятельностью,  производимой  на   основании
специальных  разрешений  (лицензий);  принимает  в  пределах   своей
компетенции    решения,    обязательные  для  исполнения   органами,
предприятиями, учреждениями, организациями.
     Конституционный   Суд  отмечает,  что  из  анализа   содержания
полномочий  объединения "Охрана" не следует однозначный вывод о том,
что  данные  виды  деятельности  относятся к услугам, осуществляемым
другими,  как  указано  в  Законе,  "объектами  сервиса",  наряду  с
услугами  гостиниц,  кемпингов,  мотелей,  ресторанов,  баров, кафе,
перечисленных  в  подпункте 1.3 пункта 1 статьи 10 Закона "О бюджете
Республики Беларусь на 2003 год".
     С учетом   изложенного   Конституционный   Суд   считает,   что
конкретный перечень объектов сервиса (услуг сервиса),  которые могут
облагаться  местным  сбором  за  услуги,  должен  быть  определен на
законодательном  уровне.  Такой  подход  к  регулированию   вопросов
местного   налогообложения   в  полной  мере  будет  соответствовать
положениям статьи 121 Конституции, согласно которым к исключительной
компетенции местных Советов депутатов относится установление местных
налогов и сборов в соответствии с законом.
     Руководствуясь  частью  первой  статьи  116,  частью  четвертой
статьи 122 Конституции,  статьями 7,  36,  38,  40,  40-1 Закона  "О
Конституционном   Суде  Республики  Беларусь",  Конституционный  Суд
РЕШИЛ:
     1. Признать,  что  Могилевский  городской  Совет  депутатов   в
соответствии  с  подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 10 Закона Республики
Беларусь  "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" вправе вводить
местный сбор за услуги. Однако объединение "Охрана" при Министерстве
внутренних   дел  Республики  Беларусь  было  отнесено   Могилевским
городским  Советом  депутатов  к  "объектам сервиса" без достаточных
правовых  оснований  и  без  учета  характера  деятельности  данного
объединения.
     2. Предложить  Национальному  собранию  Республики  Беларусь  в
целях  проведения единой налоговой политики на территории Республики
Беларусь  и  устранения  необоснованной  практики  введения местными
Советами  депутатов  сборов  за  услуги определить в законе критерии
отнесения  организаций  (видов  деятельности)  по  оказанию  услуг к
объектам сервиса.
     3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     4. Опубликовать    настоящее    решение    в   соответствии   с
законодательством.

Председательствующий -
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                    Г.А.Василевич