ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                       21 ноября 2002 г. № 16

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ,
ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

         ___________________________________________________________
         Утратило силу постановлением Пленума Высшего Хозяйственного
         Суда  Республики  Беларусь  от  26  апреля  2005  г.  №  13
         (Национальный реестр правовых  актов  Республики  Беларусь,
         2005 г., № 105, 6/442) <X20500013>  _

     Обобщив  судебную  практику  по спорам, вытекающим из договоров
перевозки  грузов и транспортно-экспедиционной деятельности, в целях
единообразного  применения законодательства, регулирующего указанные
правоотношения,   Пленум  Высшего  Хозяйственного  Суда   Республики
Беларусь,  руководствуясь  статьями 14-16 Закона Республики Беларусь
"О  хозяйственных  судах  в  Республики Беларусь" от 09.12.1998 г. №
217-3   (зарегистрирован  в  Национальном  реестре  правовых   актов
Республики Беларусь 20 марта 2001 г. № 2/743), постановляет:
     1. При  рассмотрении  дел  по  спорам, возникающим из перевозки
грузов,  судам  необходимо  руководствоваться  нормами международных
договоров,  ратифицированных  Республикой  Беларусь,  глав  40  и 41
Гражданского  кодекса  Республики  Беларусь  от  7  декабря  1998 г.
№ 218-3  (Национальный  реестр правовых актов Республики Беларусь от
20  марта 2001 г. № 2/744) (далее - ГК); Законом Республики Беларусь
"Об  автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" от 21 июля
2001  г. № 50-3 (в редакции Закона Республики Беларусь от 24.07.2002
г.  №  134-3)  (далее  - Закон); Уставом железнодорожного транспорта
общего  пользования,  утвержденным  постановлением  Совета Министров
Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1196 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь от 27.08.99 г. № 5/1506) (далее -
Устав);  Правилами  автомобильных  перевозок  грузов,  утвержденными
постановлением  Министерства  транспорта  и  коммуникаций Республики
Беларусь  от 1 июля 2002 г. № 20 (Национальный реестр правовых актов
Республики  Беларусь  от  21  августа  2002  г.  №  8/8480) (далее -
Правила) и другими актами законодательства.
     Хозяйственным  судам необходимо иметь в виду, что до настоящего
времени  в  Республике  Беларусь  не приняты новые Правила перевозки
грузов  железнодорожным транспортом и Технические условия погрузки и
крепления    грузов.   Поэтому  при  осуществлении   железнодорожных
перевозок    действуют    Правила  перевозки  грузов,   утвержденные
Министерством  путей сообщения СССР, в части, не противоречащей ГК и
Уставу.
     2. При  применении  указанных  нормативных правовых актов судам
необходимо   руководствоваться  содержащимися  в  них  терминами   и
определениями, а также их действием по кругу лиц.
     В частности, в пункте 7 Правил под словом "заказчик" понимается
грузоотправитель,  грузополучатель, оператор автомобильной перевозки
(далее - экспедитор).
     Понятие  "оператор автомобильной перевозки" содержится в статье
1   Закона,  в  соответствии  с  которым  оператором   автомобильной
перевозки    является    юридическое    лицо    или   индивидуальный
предприниматель,  заключающий от своего имени или от имени заказчика
пассажирских или грузовых перевозок договоры автомобильных перевозок
пассажиров   или  грузов,  договоры  об  организации   автомобильных
перевозок,  договоры  фрахтования  и  иные  договоры,  на  основании
которых выполняются перевозки пассажиров или грузов.
     3. В  пункте 3 Правил установлены виды перевозок, на которые не
распространяется действие Правил.
     К числу таких перевозок относятся:
     - перевозки    автотранспортными    средствами     специального
назначения;
     - автомобильные   перевозки   грузов,   выполняемые   в   целях
обеспечения    обороноспособности    правопорядка    и    ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     - автомобильные  технологические внутрихозяйственные перевозки,
выполняемые юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями
для собственных нужд;
     - автомобильные перевозки,  выполняемые гражданами  для  личных
нужд  с  применением  автотранспортных средств,  принадлежащих им на
праве частной собственности.
     4. Судам    следует    обратить   внимание  на  то,  что   если
грузоотправитель    или  грузополучатель  одновременно  является   и
перевозчиком,  то  отсутствует  договор перевозки (статья 739 ГК). В
таких  случаях приемка груза по количеству и качеству производится в
соответствии  с  Положением  о  приемке  товаров  по  количеству   и
качеству,  утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики
Беларусь  от  26  апреля 1996 г. № 285 (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь от 22 августа 2001 г. № 5/7505).
     5. При  разрешении  вопроса  о  принятии  искового  заявления к
рассмотрению суды должны  исходить  из  требований,  содержащихся  в
пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к перевозчику
иска,  вытекающего из перевозки груза,  обязательно предъявление ему
претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Поэтому если
к  материалам  искового  заявления   не   приложены   доказательства
направления   претензии   перевозчику,   то   исковое   заявление  и
приложенные к нему документы подлежат  возврату  истцу  (п.5  ст.126
ХПК).
     Судам необходимо учитывать, что Женевской конвенцией о договоре
международной  перевозки  грузов  (далее  -  КДПГ)  не  предусмотрен
обязательный  порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски
должны   приниматься  к  рассмотрению  без  соблюдения   досудебного
претензионного порядка урегулирования спора.
     В  случае  предъявления иска прокурором суды должны исходить из
того,    что    предоставленное  статьей  4  ХПК  право   прокурора,
государственных    или  иных  органов  в  случаях,   предусмотренных
законодательными    актами,    предъявлять  иски  в  суд  в   защиту
государственных  и общественных интересов не связано с предъявлением
претензии.  Поэтому такие иски могут быть предъявлены без соблюдения
претензионного порядка.
     Судам  необходимо также иметь в виду, что пункт 1 статьи 751 ГК
содержит  отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к
перевозчику,  предусмотренному  законодательством,  а не к срокам ее
предъявления.
     Таким    образом,    предъявление    претензии   по   истечении
установленного  Уставом или Правилами срока не является препятствием
к принятию искового заявления и рассмотрению его по существу.
     6. Порядок  предъявления  и  сроки  рассмотрения  претензий   к
перевозчику  урегулированы  соответственно пунктами 137-142 Устава и
пунктами 122-130 Правил.
     По    договорам    международной    перевозки  грузов   порядок
предъявления  претензий  регулируется  статьей 30 КДПГ и пунктом 375
Правил,  в  силу  которых  если  при  приемке груза от перевозчика у
грузополучателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи,
повреждения  или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об
этом  соответствующую запись в товарно-транспортной накладной "СМR",
заверив ее своей подписью и печатью.
     Если  недостача,  порча  или  повреждение  груза  имели скрытый
характер  и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от
перевозчика,  то  грузополучатель  может  в  течение  7  дней со дня
принятия  груза,  исключая  выходные  и  праздничные  дни, направить
перевозчику претензию. В таком случае считается, что грузополучатель
получил  груз  в  таком  состоянии,  в  котором  он  был  описан   в
товарно-транспортной накладной.
     7. Пунктом    3   статьи  751  ГК  срок  исковой  давности   по
требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, устанавливается
в    один    год    с   момента,  определяемого  в  соответствии   с
законодательством.  Этот  срок  исковой  давности применяется как по
искам  к перевозчику, так и по искам перевозчика по правоотношениям,
вытекающим  из  договора  перевозки  грузов.  Поэтому при исчислении
начального  периода  течения  срока  исковой  давности  суды  должны
руководствоваться  абзацем 2 пункта 144 Устава, которым установлено,
что  иски  подаются  в  соответствующий  суд  по  месту   нахождения
Белорусской железной дороги, к которой была предъявлена претензия, в
течение  одного  года  со  дня  наступления  события,   послужившего
основанием для предъявления претензии.
     При  автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил
срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения
ответа  на  предъявленную  претензию либо неполучения от перевозчика
ответа  в  течение  тридцати  дней,  как это установлено пунктом 132
Правил.
     При    исчислении   срока  исковой  давности  по   требованиям,
вытекающим  из  договоров  перевозки,  на  которые  распространяется
действие  КДПГ,  суды  должны  руководствоваться пунктом 1 статьи 32
КДПГ,  которым  установлен  годичный срок исковой давности. Однако в
случае  умышленных  неправомерных  действий или такого ненадлежащего
исполнения  обязательств,  которое  согласно  закону,   применяемому
судом,    рассматривающим    дело,    приравнивается  к   умышленным
неправомерным  действиям,  срок  устанавливается в три года. Течение
срока исковой давности начинается:
     - в  случае  частичной  утраты  груза,  повреждения   его   или
просрочки в доставке - со дня сдачи груза;
     - в случае утраты всего груза - с тридцатого дня  по  истечении
согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с
шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
     - во  всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со
дня заключения договора перевозки.
     Наличие  или  отсутствие  умышленных  неправомерных  действий в
таких  случаях  устанавливается  судом,  рассматривающим  конкретное
дело.
     8. Судам также необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 32
КДПГ установлено, что факт предъявления претензии в письменной форме
приостанавливает  течение  срока исковой давности до того дня, когда
перевозчик    в   письменной  форме  отклонил  претензию  и   вернул
приложенные к ней документы.
     Однако    учитывая,  что  Конвенцией  КДПГ  срок   рассмотрения
претензии  перевозчиком  не  установлен,  то  при  его  исчислении и
соответственно    продлении    срока  исковой  давности   необходимо
руководствоваться    законодательством    Республики       Беларусь,
регулирующим  данные вопросы, как это предусмотрено пунктом 3 статьи
32 КДПГ.
     9. За  неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по
договору  перевозки  грузоотправители,  грузополучатели и перевозчик
несут    ответственность    в    соответствии    с       действующим
законодательством.
     Соглашения  сторон  по  договору  перевозки  об ограничении или
устранении   установленной  законодательством  Республики   Беларусь
ответственности  являются  недействительными,  кроме  случаев, когда
возможность    такого  соглашения  предусмотрена   законодательством
Республики Беларусь.
     10. Возможность      установления    сторонами       договорной
ответственности  предусмотрена  статьями 747, 748 ГК и главами 46-48
Правил.
     При    перевозке  грузов  железнодорожным  транспортом   общего
пользования    договорная   ответственность  не  предусмотрена,   за
исключением особых случаев, указанных в пункте 66 Устава.
     11. Размер  провозной  платы  и  ответственность перевозчика за
неподачу  или  несвоевременную  подачу автомобильного транспорта под
погрузку,  за  простой  автотранспортного средства под погрузкой или
разгрузкой  сверх  установленных  норм  времени,  а также за простой
автотранспортного  средства  в  месте  стоянки  или пути следования,
возникший  по  вине  грузоотправителя  (грузополучателя), и в других
случаях  не  урегулирован  КДПГ.  В  связи  с чем стороны в договоре
автомобильной перевозки вправе установить их размер.
     Пунктом  2  статьи  27  КДПГ  установлено,  что  когда  данные,
служащие  для  начисления подлежащей возмещению суммы, не выражены в
валюте  государства,  в котором предъявлено требование о возмещении,
перерасчет  в эту валюту производится по текущему курсу дня и месяца
выплаты  возмещения.  Таким  образом,  при  международных перевозках
грузов    стороны    в   договоре  перевозки  вправе   устанавливать
ответственность  в  виде  пени  (штрафа)  в   свободноконвертируемой
валюте,  однако их уплата должна производиться в национальной валюте
Республики Беларусь по курсу Национального банка Республики Беларусь
на  день  уплаты,  если сторонами в таком договоре являются субъекты
предпринимательской деятельности Республики Беларусь.
     12. Сдача  груза  получателю в пункте назначения производится в
том  же  порядке,  в каком груз был принят от грузоотправителя, - по
количеству мест, весу или объему.
     При  обнаружении  повреждения  тары  или  упаковки, а также при
других  обстоятельствах,  влияющих  на сохранность груза, получатель
вправе  потребовать от водителя вскрытия тары или упаковки при сдаче
груза.
     13. Обстоятельства,   которые  могут  служить  основанием   для
имущественной  ответственности  при автомобильных перевозках грузов,
устанавливаются    записями    (отметками)  в   товарно-транспортных
накладных,  а при возникновении разногласий между сторонами договора
-  актами  установленной  формы  согласно  приложениям  №  5 и № 8 к
Правилам.
     По общему правилу бланки актов, предусмотренных в приложениях к
Правилам,  должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается
выдать  заказчику  чистый  бланк  акта,  то  это не лишает его права
составить  такой  акт произвольной формы, но с указанием необходимых
данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка.
     14. При  железнодорожных  перевозках  обстоятельства,  служащие
основанием    для  имущественной  ответственности,   устанавливаются
коммерческим    актом    или    актом  общей  формы,   составляемыми
железнодорожными станциями.
     В случае отказа начальника станции или лица, его заменяющего, в
составлении  коммерческого  акта  или  оформления  его  с нарушением
Правил грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при
выгрузке  на  местах  необщего  пользования  -  в течение 24 часов с
момента   проверки  груза,  подать  об  этом  письменное   заявление
начальнику  отделения  дороги  непосредственно  или через начальника
станции.    При    подаче    заявления   через  начальника   станции
грузополучателю  выдается  расписка  в  приеме  жалобы  с  указанием
приложенных документов.
     Начальник  отделения дороги должен дать мотивированный ответ на
поступившую  жалобу  в  течение суток по скоропортящимся грузам и не
позднее  трехдневного  срока  по  получении  заявления  в  остальных
случаях.
     15. При  рассмотрении  споров  об  ответственности транспортных
организаций за невыполнение или ненадлежащее выполнение договоров на
перевозку  грузов,  в  том  числе  в  случае  утраты,  недостачи или
повреждения  груза,  суды  должны проанализировать и дать надлежащую
оценку  соблюдения  сторонами в договоре перевозки груза действующих
на  транспорте  правил  приемки  груза  от  грузоотправителя, правил
выдачи    груза    получателю.    Правилами  перевозок  грузов   как
автомобильным,    так  и  железнодорожным  транспортом   установлены
особенности   как  перевозки  отдельных  видов  грузов,  так  и   их
подготовки  к  перевозке,  взвешиванию,  затариванию,  маркировке  и
выдаче грузополучателю.
     16. Судам    следует  учитывать,  что  порядок  определения   и
применения  тарифов на перевозку грузов установлен статьей 18 Закона
и пунктом 7 Устава.

Председатель                                            В.С.КАМЕНКОВ

Секретарь Пленума, судья                               Н.Д.МАДУДИН _