ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 29 июня 1994 г. N 9


 О СУДЕБНОМ РЕШЕНИИ

===

 ___________________________________________________________
 Постановление утратило силу постановлением Пленума Высшего
 Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 7 декабря 2000
 г. N 15 ( Национальный реестр правовых актов Республики
 Беларусь, 2001 г., N 5, 6/262) <X20000015> 

 _ [Изменения и дополнения:
 Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда
 Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. N 19
 <X29700019>.]


 Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
отмечает, что принимаемые хозяйственными судами решения по
конкретным спорам не всегда соответствуют требованиям хозяйственного
процессуального законодательства по обеспечению их законности и
обоснованности. Решения иногда не содержат полного и объективного
анализа фактических обстоятельств дела, собранных по делу
доказательств. Во многих решениях нечетко излагаются доводы истца,
возражения ответчика, не раскрывается сущность правоотношений
сторон, не дается юридическая квалификация установленных фактов. В
отдельных случаях не указывается закон, которым руководствовался суд
при разрешении спора по существу. Имеются недостатки в форме,
последовательности и профессиональной культуре изложения решений.
 В целях устранения указанных недостатков, повышения значимости
судебного решения и руководствуясь статьями 115 и 116 Конституции
Республики Беларусь, статьями 21 и 22 Закона "О хозяйственном суде в
Республике Беларусь", Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь

 ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Обратить внимание судей хозяйственных судов Республики
Беларусь на безусловное и неукоснительное соблюдение требований
статьи 10 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь
о законности и обоснованности судебного решения, как акта,
реализующего конституционные основы правосудия.
 Выносимые судом /судьей/ решение по хозяйственному спору должно
находиться в полном соответствии с нормами материального и
хозяйственно-процессуального законодательства, а также
соответствовать фактическим обстоятельствам дела, с достоверностью
установленным судом. Отступление в решении от указанных требований
является основанием к его отмене в соответствии со статьей 93
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
 Считать недопустимыми в работе хозяйственных судов факты
вынесения поверхностных, немотивированных решений, неразрешения
всего круга вопросов, являющихся предметом иска, уклонения в
судебном решении от правовой оценки заявленных сторонами ходатайств
и представленных дополнительных доказательств.

 2. Решение суда должно основываться на полноте выяснения
следующего:
 - имели ли место обстоятельства, на которые указывают истец,
ответчик, третьи лица, и какими доказательствами они подтверждаются;
 - установлены ли в суде иные фактические обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения дела, и доказательства,
их подтверждающие;
 - какова природа правоотношений сторон, вытекающих из
установленных фактов, и какая правовая норма подлежит применению в
решении.

 3. Суды должны исходить из того, что в основу судебного решения
могут быть положены лишь те доказательства, которые были предметом
исследования и оценки суда. При исследовании доказательств следует
иметь в виду, что все они (письменные, вещественные; заключения
экспертов; полученные с помощью электронной техники и т.д.) являются
в равной степени средствами доказывания и подлежат оценке в
совокупности.
 Не принимая во внимание какие-либо доводы сторон, суд обязан в
мотивировочной части решения указывать те правовые основания и
доказанные фактические обстоятельства, в силу которых эти доводы
отклоняются. Одностороннее изложение в решении суда лишь доводов и
доказательств стороны, в пользу которой постановляется решение,
является нарушением конституционных основ правосудия, основанных на
равенстве и состязательности сторон в судебном процессе.

 4. Хозяйственным судам следует соблюдать при изложении решения
последовательность, предусмотренную статьей 77 Хозяйственного
процессуального кодекса Республики Беларусь (наличие вводной,
описательной, мотивировочной, резолютивной частей решения, их
содержания).
 Изменение сторонами и другими лицами, участвующими в деле,
своих процессуальных позиций в сравнении с исковым заявлением или
отзывом на него должно быть отражено в мотивировочной части решения.
 Здесь же указываются нормы материального и процессуального
закона, постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики
Беларусь, примененные судом при разрешении данного спора.

 5. В случаях принятия решения о признании сделки
недействительной суд обязан в этом решении определить положение
сторон, исходя из тех различных правовых последствий, которые могут
наступать для сторон в соответствии с нормами Гражданского кодекса
Республики Беларусь: полная или частичная реституция, обращение
полученного по сделке в доход государства, иные последствия,
предусмотренные законодательством.

 6. При участии в деле третьих лиц в решении суда в соответствии
со статьей 26 Хозяйственного процессуального кодекса должен
определяться точный процессуальный статус третьего лица, заявившего
либо не заявившего самостоятельные требования на предмет спора. В
зависимости от этого судом формулируется мотивировочная и
резолютивная части решения.

 7. Изменение в судебном решении предмета, основания иска по
инициативе суда либо по заявлению истца, сделанному непосредственно
в судебном заседании, допустимо в том случае, если при этом не были
нарушены процессуальные права ответчика, предусмотренные статьями 8,
21, 22, 24 частью 3 статьи 68 Хозяйственного процессуального кодекса
и ответчику была предоставлена судом возможность представления
доказательств по новому предмету, основанию иска, а также изложения
своих доводов в судебном заседании. Волеизъявление истца должно быть
выражено в письменной форме.
 В связи с выдвижением против ответчика дополнительных
(измененных, новых) исковых требований последний вправе заявить
ходатайство об отложении дела слушанием, по которому суд выносит
определение.

 8. Обратить внимание хозяйственных судов, что резолютивная
часть судебного решения должна содержать исчерпывающий и
окончательный ответ по всем требованиям, которые являлись предметом
судебного рассмотрения. Не допускается вынесение решений под
условием, постановка решения суда в зависимость от наступления или
ненаступления каких-либо обстоятельств, выполнения стороной в
будущем каких-либо действий.

 8.1. В резолютивной части судебных решений об истребовании
имущества, его разделе, признании права собственности на имущество
суд должен указывать наименование имущества, а также, если это
необходимо, его стоимость, местонахождение, иные отличительные
признаки, исходя из характера спора.

 8.2. При вынесении решения в отношении нескольких ответчиков в
решении должна быть указана степень ответственности каждого из них
либо содержаться указание на их солидарную ответственность.

 8.3. При принятии судебных решений о признании
недействительными учредительных документов субъектов хозяйствования
суд в соответствии со статьей 106 Закона "О предприятиях в
Республике Беларусь" обязан в резолютивной части решить также вопрос
о ликвидации субъекта хозяйствования.
 Считать необходимым, чтобы резолютивная часть решения о
признании недействительными актов государственных или иных органов,
носящих общехозяйственное либо межотраслевое значение, также
содержала указание суда на обязательность публикации этого решения в
средстве массовой информации, указанном в этом решении.

 8.4. Резолютивная часть решения суда о взыскании денежных сумм
с субъектов хозяйствования и основанный на ней приказ
хозяйственного суда должны содержать указание на первоочередное
исполнение банком приказа и на предмет удовлетворенного иска для
определения очереди платежей.
 ___________________________________________________________
 Постановление дополнено пунктом 8.4. постановлением Пленума
 Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15
 апреля 1997 г. N 19

 9. В соответствии со статьей 12 Хозяйственного процессуального
кодекса Республики Беларусь решение суда вступает в силу немедленно
после принятия и с этого момента может быть предъявлено к
исполнению, если судом в решении не предусмотрено иное. В связи с
этим суд вправе в резолютивной части решения определить иной срок
вступления его в законную силу, а равно определить конкретный срок
обращения решения к исполнению.

 10. Исходя из положения статьи 116 Конституции Республики
Беларусь в резолютивной части решения также отражается порядок и
сроки его обжалования.

 11. Судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со
статьями 10, 12, 75 и 79 Хозяйственного процессуального кодекса
принятое решение суда излагается в письменной форме, подписывается
судьей (составом суда) и после этого объявляется в судебном
заседании лицам, участвовавшим в деле. Соблюдение указанных
требований обязательно и в случаях объявления только резолютивной
части решения. Объявление устных выводов, не имеющих установленной
законом письменной формы и подписей состава суда, судебным решением
не является.

 12. Судебное решение постановляется при условии неизменности
состава судей, участвовавших в судебном разбирательстве.
 Судебное решение может быть вынесено только тем судьей
(судьями), который участвовал в судебном разбирательстве. В случае
необходимости замены в процессе рассмотрения дела судьи (включения в
состав суда дополнительных судей) дело рассматривается с самого
начала, о чем выносится постановление председателя или заместителя
председателя соответствующего хозяйственного суда.
 Вынесение в соответствии со статьей 83 Хозяйственного
процессуального кодекса определения о разъяснении или исправления
судебного решения осуществляются тем же составом суда, постановившим
это решение.
 Постановление решения судьей (судьями), не участвовавшим в
разбирательстве дела по существу, является основанием к его отмене.

 13. Разъяснить хозяйственным судам, что вынесение
дополнительного решения допускается лишь в случае необходимости
распределения судебных расходов на основании части второй статьи 83
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и с
соблюдением условий, предусмотренных статьей 47 Хозяйственного
процессуального кодекса Республики Беларусь.
 Такое дополнительное решение выносится судом в судебном
заседании с соблюдением всех требований судопроизводства,
процессуальных прав сторон и иных лиц, участвующих в деле.
 Вынесенное дополнительное решение может быть пересмотрено в
порядке, установленном для основного решения, по заявлению стороны,
протесту прокурора. В таком же порядке обжалуется определение суда
об отказе в вынесении дополнительного решения.
 Суд не вправе принимать дополнительное решение, а также
дополнять или исправлять состоявшееся решение в том случае, когда в
основном решении по делу были определены условия распределения между
сторонами судебных расходов, но они не соответствуют выводам суда по
существу иска. Исправление судебной ошибки в этом случае
осуществляется путем пересмотра решения в установленном порядке.
 Разъяснение либо исправление решения в соответствии со статьей
83 Хозяйственного процессуального кодекса осуществляется,
соответственно, в случаях его неясности либо необходимости
исправления в нем опечаток и арифметических ошибок.

 14. Разъяснение решения осуществляется только по заявлению лиц,
участвовавших в деле, в отношении которых состоялось решение,
прокурора в течение 10 дней с момента поступления заявления в суд.
Пленум допускает также возможность разъяснения судебного решения по
ходатайству того государственного или иного органа, на который
решением суда непосредственно возложено исполнение решения (судебный
исполнитель народного суда, банк, ликвидационная комиссия,
финансовый орган, обеспечивающий взимание средств в доход
государства).
 Исправление решения возможно и по инициативе суда.
 При разъяснении решения суды не вправе изменять его содержание,
а также излагать в определении вопросы, не являющиеся предметом
судебного рассмотрения.
 Вышестоящие судебные инстанции, в том числе Пленум, не вправе
разъяснять решение нижестоящего суда, выносившего решение.
 Надзорная судебная инстанция, принявшая новое судебное решение
в связи с отменой первоначального решения суда первой инстанции,
вправе разъяснить свое решение в общем порядке.
 После вынесения определения об исправлении описок или
арифметических ошибок изменения вносятся в приказ хозяйственного
суда.

 15. Поручить председателям хозяйственных судов областей
организовать в судах учебу и обмен опытом работы в части составления
судебных решений.


 Председатель Высшего Хозяйственного
 Суда Республики Беларусь В.В.Бойко

 Секретарь Пленума Высшего
 Хозяйственного Суда
 Республики Беларусь А.С.Цариков _