ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 31 июля 2003 г. № 1016

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НА 2003-2007 ГОДЫ

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17
 июня 2004 г. № 723 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2004 г., № 103, 5/14407) <C20400723>;
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10
 апреля 2007 г. № 459 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2007 г., № 93, 5/25034) <C20700459>]


 В целях создания условий для развития научно-технического
потенциала республики, а также освоения результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в
производстве Совет Министров Республики Беларусь постановляет:
 1. Утвердить Концепцию инновационной политики Республики
Беларусь на 2003-2007 годы (прилагается).
 Комитету по науке и технологиям при Совете Министров Республики
Беларусь довести указанную Концепцию до заинтересованных.
 2. Заинтересованным министерствам, другим республиканским
органам государственного управления, иным государственным
организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, с
учетом основных положений Концепции инновационной политики
Республики Беларусь на 2003-2007 годы по согласованию с Комитетом по
науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь в
месячный срок разработать планы мероприятий по активизации
инновационной деятельности.
 Финансирование мероприятий по активизации инновационной
деятельности осуществить в установленном законодательством порядке.

Исполняющий обязанности Премьер-министра
Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Совета Министров
 Республики Беларусь
 31.07.2003 № 1016

 Концепция инновационной политики Республики Беларусь
 на 2003-2007 годы

 Введение

 Состояние инновационной деятельности в любом государстве
является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В
настоящее время инновационная политика в развитых странах является
составной частью государственной социально-экономической политики.
Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного
обновления технической базы производства, выпуска
конкурентоспособной продукции, направлена на создание благоприятного
экономического климата для осуществления инновационных процессов и
является связующим звеном между сферой "чистой" науки и задачами
производства.
 Учитывая актуальность инноваций для достижения
социально-экономических целей, вопросы активизации инновационной и
инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов
развития Республики Беларусь.
 В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей
республики в настоящее время является повышение эффективности
использования научных разработок в производстве. В то же время
экономическое, финансовое, материально-техническое состояние, в
котором находятся организации, не способствуют развитию
инновационных процессов в стране. Спрос на отечественную наукоемкую
продукцию падает. Белорусские производители начинают терять свое
место даже на отечественном рынке, уступая его более качественной
продукции зарубежных фирм. Существующая экономическая ситуация в
республике, законодательная база в финансово-кредитной области не
способствуют привлечению инвестиций в сферу наукоемких производств.
 Формирование и реализация инновационной политики
предусматривает создание системы, способствующей развитию
научно-технического потенциала республики, продвижению результатов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный
сектор экономики и послужит рычагом преодоления спада в экономике.
 Для решения перечисленных выше задач и в соответствии с
функциями, определенными Декретом Президента Республики Беларусь от
5 марта 2002 г. № 7 "О совершенствовании государственного управления
в сфере науки" (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2002 г., № 30, 1/3553; 2003 г., № 15, 1/4364) и Положением
о Комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики
Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1002 (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2002 г., № 86, 5/10858), Комитетом по
науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь
разработана Концепция инновационной политики Республики Беларусь на
2003-2007 годы.
 Настоящая Концепция разработана с учетом Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005
годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8
августа 2001 г. № 427 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2001 г., № 75, 1/2901).

 Мировые тенденции развития инновационной деятельности

 Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для
большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая
продукция как результат интеллектуальной деятельности требует
создания системы охраны промышленной собственности и является
обязательным атрибутом развитых стран. Так, технологическая политика
США направлена в том числе на:
 создание благоприятного климата для развития частного сектора и
повышение конкурентоспособности продукции;
 поощрение развития коммерциализации технологий;
 инвестирование в создание технологий XXI века.
 В странах Европейского союза стимулирование инновационной
деятельности вышло за национальные рамки и все в большей степени
становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках
дает возможность европейским компаниям противостоять конкурентам,
объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за
счет расширения масштабов и соединения технических и
интеллектуальных возможностей.
 Стратегической линией стран - членов Европейского союза в
области инновационной деятельности является концентрация финансовых
ресурсов на ключевых направлениях, включающих:
 создание механизма финансовой поддержки субъектов малого
предпринимательства;
 введение более совершенного налогового механизма,
предоставляющего определенные льготы организациям, разрабатывающим и
выпускающим инновационную продукцию;
 поддержку субъектов малого предпринимательства в целях правовой
защиты технологий и продукции;
 повышение инновационной компетенции кадров.
 Производственно-технологический сектор мировой экономики,
особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию
глобальным. Производство высокотехнологичной продукции (товаров,
услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной
интеграции стали для большинства развитых стран важнейшей
стратегической моделью и "локомотивом" экономического роста.
 В государствах - участниках СНГ после 1991 года удельный вес
организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений,
упал в среднем до 5-6 процентов (ранее составлял 60-70) от общего
количества организаций и продолжает снижаться. Открытие рынка
государств - участников СНГ для зарубежных товаров и технологий
привело к падению спроса на национальную наукоемкую продукцию,
вытеснению ее с внутреннего рынка. В этих условиях организации
сокращают объемы производства наукоемкой продукции, отдавая
приоритет в производстве технически более простой и дешевой.
Происходит снижение объемов производства, основу которого составляют
электронная промышленность, вычислительная, оптоволоконная техника,
роботостроение, телекоммуникации.
 Все реальнее становится перспектива того, что государства -
участники СНГ уже через 3-4 года столкнутся с проблемой
неспособности с помощью национального научно-технического потенциала
обеспечить потребности экономики своих стран.
 Вместе с тем в государствах - участниках СНГ еще сохраняется
ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке. По
отдельным направлениям государства - участники СНГ, в том числе
Республика Беларусь, находятся среди мировых лидеров в разработке
фундаментальных проблем в области физики, математики, новых
материалов, программных продуктов для ЭВМ.

 Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь

 Инновационная деятельность в республике находится в стадии
становления. Принятая в 1996 году программа развития
научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила
заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако
произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют
принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней
экономической ситуации.
 Особенность нашего государства заключается в том, что мы имеем
достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные
достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в
фундаментальных исследованиях. Беларусь имеет уникальную
научно-производственную базу, использование которой в сложившихся
экономических условиях неэффективно. Ориентация этого потенциала на
реализацию научно-технических разработок в производстве крайне
слаба.
 Основными причинами такого состояния являются экономическая
ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и
научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга,
недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные
возможности финансовой поддержки государства, неразвитость
финансово-кредитной системы. В Беларуси отсутствует присущая
рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления
инновационной деятельности. Республика не достигла еще состояния
"инновационной восприимчивости". Об этом свидетельствует, например,
численность субъектов малого предпринимательства, занимавшихся
реализацией научно-технических разработок. Так, в 1996 году в сфере
науки и научного обслуживания работало 4,2 процента субъектов малого
предпринимательства, в промышленности - 16 процентов, в то время как
в торговле и общественном питании - 50 процентов. При этом в
последующие годы их доля снижается: 1997 год - 2,8 процента, 1998 -
2,2 процента, 2001 год - 1,4 процента. Это вызывает беспокойство.
Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере
малого предпринимательства означает, что наметилась тенденция
создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.
 Наукоемкость внутреннего валового продукта в республике
находится на очень низком уровне - 0,81 процента, в то время как в
развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.
 Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы
экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических
условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом,
готовым для производства и реализации. Тем самым возникает опасная
тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение
отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления
продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза
ежегодно обновляется до 30 процентов продукции, в то время как в
Беларуси - 3 процента.
 Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные
тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии
как центрального звена государственной социально-экономической и
научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на
долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные
ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их
заполнения.

 Цели и задачи инновационной политики

 Основной целью инновационной политики республики является
повышение технологического уровня и конкурентоспособности
производства.
 Инновационная политика в любом государстве независимо от его
экономической мощи направлена на развитие научно-технического
потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в
различных отраслях, создание системы коммерциализации научных
разработок. В связи с этим не может не тревожить состояние
инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики,
неразвитость финансово-кредитной системы, инфляция вынуждают
Правительство принимать меры сугубо временного характера.
 С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная
политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать
развитию научно-технического потенциала, формированию современных
технологических укладов в отраслях экономики.
 Инновационная деятельность требует государственной поддержки и
стимулирования, особенно на этапах ее становления. Технологические
успехи ряда зарубежных стран стали возможными не только благодаря
силе индивидуальной инициативы. Большую роль играло и продолжает
играть целенаправленное государственное вмешательство в область
инновационной деятельности, включая правовое регулирование
соответствующих процессов. Государственное регулирование
инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как
важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор
обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и
устойчивого повышения благосостояния населения.
 Меры воздействия государства в области инноваций могут быть
прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической
ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией
государственного регулирования.
 Основными задачами государства в сфере инновационной политики
являются:
 формирование нормативной правовой базы инновационной
деятельности, стимулирующей ее активность;
 финансовая поддержка инновационной деятельности, создание
условий для сохранения и умножения инновационного потенциала
республики;
 формирование и содействие развитию инновационной
инфраструктуры;
 подготовка кадров, ориентированных на инновационную
деятельность.
 Принципами инновационной политики государства должны стать:
 ориентация экономики республики на инновационный путь развития,
максимальное использование рыночных механизмов активизации
инновационной деятельности;
 эффективное использование научно-технического потенциала
республики;
 равенство всех субъектов инновационной деятельности перед
законом;
 обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной
собственности, признание их в качестве источника дохода;
 осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики
в отношении инновационной деятельности.

 Финансирование инновационной деятельности

 Система финансирования является одним из основных инструментов
реализации государственной политики в области инновационной
деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об
эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для
проведения активной инновационной политики необходимо принятие
неординарных мер, направленных на совершенствование системы
кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.
Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на
концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом
контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность
за эффективное использование бюджетных средств.
 В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в
научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно
реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях
достижения максимально возможной эффективности. Опыт развитых стран
показывает, что отличительная особенность реализации инновационной
политики от осуществления научно-технической политики заключается
прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели.
Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за
единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.
 Финансирование инновационной деятельности осуществляется за
счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных
средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует четко
выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая
сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и
инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать
программы по созданию в республике элементов инновационной
инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной
деятельности, участия белорусских организаций в выставках, ярмарках.
Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов,
определив в качестве основных требований исключительно рыночные
подходы. В первую очередь это конкурентоспособность продукции,
возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение
практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в
финансировании проектов заинтересованных организаций.
 Вложение средств в инновационные проекты является делом
рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения
отрицательного результата на стадии исследования или разработки.
Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В
связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной
деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в
решении этого вопроса: создание венчурных либо страховых фондов.
 Венчурные фонды могут формироваться за счет средств
организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств
банков, страховых организаций и других финансовых структур и
специализироваться на инвестициях в акционерный капитал
инновационных организаций.
 Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и
большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование
инновационной деятельности. При этом средства фондов могут
формироваться за счет средств, включаемых в себестоимость продукции.
Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер
отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в
повышенном размере.

 Направления реализации инновационной политики

 Существенное место в реализации настоящей Концепции занимает
решение таких проблем, как приватизация, создание инновационной
инфраструктуры, выделение помещений и передача нерационально
используемого оборудования.
 С этой целью государство будет оказывать максимальную поддержку
инициативам по созданию научно-технических (технологических) парков,
инновационных центров, центров трансфера технологий,
бизнес-инкубаторов (субъектов инновационной инфраструктуры),
призванных координировать работу участников инновационной
деятельности.
 Учитывая проблемы, стоящие перед научно-исследовательскими
учреждениями, необходимо приветствовать создание инновационных
организаций, предоставляя им на льготных условиях площади и
оборудование.
 Огромное значение имеет организация в республике четко
работающей системы подготовки кадров для работы в новых
экономических условиях. Не обладая соответствующими знаниями и
опытом, в условиях жесткой конкуренции добиться успеха в
инновационном бизнесе крайне сложно.
 Нуждается в постоянном совершенствовании нормативная правовая
база, регулирующая инновационную деятельность. С этой целью будет
проведен анализ национального и зарубежного законодательства в этой
области, пересмотрена существующая нормативная правовая база,
разработаны предложения по повышению ее эффективности.
 Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным
образом связана с выставочной деятельностью, с участием белорусских
производителей в различных международных информационных сетях и
организациях. Без государственной поддержки решить эти проблемы
невозможно.
 Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и
уникального оборудования.
 Перечисленные направления окажут максимальное содействие
созданию благоприятной экономической среды, необходимой для успешной
работы инновационных организаций.
 С целью поэтапной реализации поставленных в настоящей Концепции
задач предложен приведенный в приложении план первоочередных мер по
активизации инновационной деятельности, ход выполнения которого
будет ежегодно рассматриваться и при необходимости
корректироваться.
 Финансирование мероприятий по активизации инновационной
деятельности будет осуществляться в установленном законодательством
порядке.

 Приложение
 к Концепции
 инновационной политики
 Республики Беларусь
 на 2003-2007 годы

 ПЛАН
 первоочередных мер по активизации инновационной деятельности

---T----------------------T--------------T---------T----------------
 № ¦ Наименование ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Форма
п/п¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ исполнения
---+----------------------+--------------+---------+----------------

 Совершенствование нормативной правовой базы инновационной
 деятельности
 1. Утратил силу. 
 ___________________________________________________________
 Пункт 1 - утратил силу постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь от 10 апреля 2007 г. № 459


 1. Разработать ГКНТ, НАН в течение постановление
 нормативные правовые Беларуси, трех Совета Министров
 акты, Минэкономики, месяцев Республики
 регламентирующие Минфин после Беларусь
 порядок создания и вступле-
 деятельности центров ния в
 трансфера технологий силу
 закона,
 опреде-
 ляющего
 правовой
 статус
 центров
 трансфера
 техноло-
 гий
 ___________________________________________________________
 Пункт 1 приложения - в редакции постановления Совета
 Министров Республики Беларусь от 17 июня 2004 г. № 723

 1. Разработать КНТ, НАН 2003 год постановление
 нормативные правовые Беларуси, Совета Министров
 акты, Минэкономики, Республики
 регламентирующие Минфин Беларусь
 порядок создания
 и деятельности
 субъектов
 инновационной
 инфраструктуры (центр
 трансфера технологий,
 инновационный центр)
 ___________________________________________________________

 2. Подготовить проект Минэкономики, 2003 год постановление
 нормативного правового НАН Беларуси, Совета Министров
 акта "О мерах по Минфин, КНТ Республики
 стимулированию Беларусь
 инновационной
 деятельности
 организаций"

 Совершенствование механизма финансовой поддержки инновационной
 деятельности

 3. Разработать проекты облисполкомы 2003-2004 решения
 положений, годы облисполкомов
 регламентирующих
 создание и
 деятельность
 инновационных фондов
 облисполкомов.
 Создать фонды,
 предусмотрев
 направление не менее
 30 процентов средств
 этих фондов на
 финансирование научно-
 исследовательских,
 опытно-конструкторских
 и технологических
 работ

 4. Подготовить Минфин, 2003 год постановление
 нормативные правовые Комитет Совета Министров
 акты, регламентирующие по ценным Республики
 деятельность бумагам, КНТ Беларусь
 венчурных и страховых
 фондов

 5. Подготовить НАН Беларуси, 2003 год
 предложения по Минфин,
 расширению Минэкономики,
 направлений КНТ, Академия
 финансирования управления
 инновационной при Президенте
 деятельности за счет Республики
 средств Белорусского Беларусь
 инновационного фонда

 Формирование инновационной инфраструктуры

 6. Подготовить облисполкомы, 2003 год
 предложения по Минский
 созданию в областях, горисполком,
 г.Минске, отраслях НАН Беларуси,
 экономики, министерства,
 агропромышленном концерны,
 комплексе Академия
 технопарков, управления
 инновационных при Президенте
 центров, центров Республики
 трансфера технологий, Беларусь
 бизнес-инкубаторов
 (субъекты
 инновационной
 инфраструктуры)

 Создать субъекты 2003-2005
 инновационной годы
 инфраструктуры

 7. Провести облисполкомы, 2003 год
 инвентаризацию НАН Беларуси,
 неиспользуемых или министерства,
 используемых концерны,
 неэффективно Минский
 площадей зданий, горисполком
 сооружений в целях
 размещения субъектов
 инновационной
 инфраструктуры

 8. Разработать в рамках НАН Беларуси, 2003 год республиканская
 Государственной Национальный система
 программы центр информационного
 информатизации трансфера обеспечения
 Республики Беларусь технологий научно-
 на 2002-2005 годы и (НЦТТ), технической
 на перспективу до 2010 Академия и инновационной
 "Электронная управления деятельности
 Беларусь" предложения при Президенте
 по созданию единой Республики
 республиканской Беларусь
 системы
 информационного
 обеспечения
 научно-технической
 и инновационной
 деятельности

 9. Создать центры облисполкомы решения
 трансфера технологий: облисполкомов
 в областях

 г.Гомель КНТ, 2004 год
 Гомельский
 облисполком,
 НЦТТ

 Подготовка кадров в инновационной сфере

10. Разработать Минобразова- 2003 год
 предложения по ние, Академия
 организации, управления
 проведению при Президенте
 в республике Республики
 мероприятий Беларусь
 по подготовке,
 переподготовке и
 повышению квалификации
 специалистов в
 области инновационной
 деятельности
 в соответствии
 с Концепцией
 государственной
 кадровой политики
 Республики Беларусь,
 утвержденной Указом
 Президента Республики
 Беларусь от 18 июня
 2001 г. № 399
 (Национальный реестр
 правовых актов
 Республики Беларусь,
 2001 г, № 68, 1/2863)

11. Организовать КНТ, ежегодно
 и провести облисполкомы,
 научно-практические министерства,
 и специализированные Академия
 семинары и управления
 конференции, в том при Президенте
 числе в 2003 году Республики
 в г.Минске, Бресте, Беларусь
 Гомеле, Гродно,
 Полоцке

 Международное сотрудничество

12. Разрабатывать НЦТТ, ежегодно
 предложения по НАН Беларуси,
 организации и Минобразова-
 проведению ние, Академия
 международных управления
 обучающих семинаров при Президенте
 и тренингов Республики
 Беларусь

13. Обеспечивать участие НАН Беларуси, ежегодно
 инновационных КНТ,
 организаций министерства,
 в международных концерны
 выставках

 Региональная инновационная политика

14. Рассматривать итоги облисполкомы, ежегодно
 выполнения КНТ
 региональных
 научно-технических
 программ

15. Проводить КНТ постоянно
 информационное
 обеспечение
 региональных
 инновационных центров