ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И
            ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                        3 марта 1999 г. N 42

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛОКАЛЬНОМ МОНИТОРИНГЕ
 ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
         ___________________________________________________________
         Утратил силу постановлением Министерства природных ресурсов
         и  охраны  окружающей  среды  от  22  июля  2004  г.  №  20
         (зарегистрировано  в  Национальном  реестре  - № 8/11405 от
         27.08.2004 г.) <W20411405>  _

     В  соответствии  с  постановлением  Совета Министров Республики
Беларусь  от  8  февраля  1999  г.  N  201  "О локальном мониторинге
окружающей среды в Республике Беларусь" приказываю:

     1. Утвердить Положение о локальном мониторинге окружающей среды
в Республике Беларусь (прилагается).

     2.  Отделу  мониторинга  и  организации аналитического контроля
(Самусенко  А.М.)  в  установленном  порядке  обеспечить  проведение
правовой   экспертизы,   передачу   в  Национальный  центр  правовой
информации  для  включения  в  Национальный  реестр  правовых  актов
Республики   Беларусь   и  официального  опубликования  Положения  о
локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь.

 Министр                                                   M.И.РУСЫЙ

                                           УТВЕРЖДЕНО
                                           Приказ Министерства
                                           природных ресурсов
                                           и охраны окружающей среды
                                           Республики Беларусь
                                           03.03.1999 N 42

                             ПОЛОЖЕНИЕ
   о локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь

     1. Положение  о локальном мониторинге окружающей среды (далее -
Положение) разработано на основании постановления  Совета  Министров
Республики  Беларусь  от  27  августа  1998 г.  N 1344 "О реализации
программы  Национальной  системы  мониторинга  окружающей  среды   в
Республике   Беларусь"   (Собрание  декретов,  указов  Президента  и
постановлений Правительства Республики  Беларусь,  1998  г.,  N  24,
ст.632),  постановления  Совета  Министров  Республики Беларусь от 8
февраля 1999 г.  N 201 "О локальном мониторинге окружающей  среды  в
Республике  Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь,  1999 г.,  N 12,  рег.N 5/231)  и  Национальной  программы
рационального  использования  природных ресурсов и охраны окружающей
среды на 1996-2000 гг.  (постановление Кабинета Министров Республики
Беларусь от 15 октября 1996 г.  N 667 - Собрание указов Президента и
постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., N 29,
ст.778).

     2. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения локального
мониторинга  окружающей  среды  на  территории Республики Беларусь и
распространяется  на  все предприятия, иные субъекты хозяйствования,
организации   и   учреждения  независимо  от  подчиненности  и  форм
собственности,  имеющие  источники  воздействия  на окружающую среду
(далее - предприятия).

     3.  Локальный мониторинг является составной частью Национальной
системы  мониторинга  окружающей  среды  Республики  Беларусь. Общие
принципы  организации  и  ведения  локального мониторинга определены
Техническим проектом НСМОС.

     4. Локальный мониторинг осуществляется в целях:
     -  получения  полной,  достоверной  и сопоставимой информации о
влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
     -   организации   систематического  экологического  контроля  и
наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
     -    контроля    за    соблюдением    нормативных    параметров
технологических процессов;
     -  обобщения  данных  наблюдений  для оценки и прогноза уровней
загрязнения  окружающей среды, а также для разработки мероприятий по
снижению    отрицательного    влияния    источников   антропогенного
воздействия на окружающую среду;
     - оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей
среды;
     -    оценки    эффективности   осуществляемых   природоохранных
мероприятий;
     -  обеспечения  органов  местного  управления  и самоуправления
достоверной   экологической   информацией   о   влиянии   источников
загрязнения   на   окружающую  среду  для  принятия  соответствующих
решений;
     -  предоставления объективной информации о состоянии окружающей
среды  средствам  массовой  информации,  общественным  объединениям,
населению.

     5.   Объектами  наблюдений  в  системе  локального  мониторинга
являются:
     - источники загрязнения (предприятия);
     - компоненты окружающей среды:
       - атмосферный воздух;
       - поверхностные,  сточные  и  почвенно-грунтовые  (подземные)
воды;
       - почвенный  покров  в  зонах  влияния источников загрязнения
(объектов хозяйствования).

     6. Организация локального мониторинга предполагает:
     -   установление   объектов  народного  хозяйства,  оказывающих
наибольшее  влияние  на  состояние  окружающей  среды, и придание им
статуса пунктов наблюдений локального мониторинга;
     -   проведение   систематических   (регулярных)  наблюдений  за
выбросами, сбросами, отходами производства и потребления предприятий
и других источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
     -   создание  и  ведение  банка  данных  о  состоянии  объектов
окружающей среды;
     -  обеспечение  сопоставимости  и  согласованности информации с
данными,  получаемыми  при  ведении  других видов мониторинга, в том
числе мониторинга по чрезвычайным ситуациям.

     7.   Перечень   объектов   -   пунктов   наблюдений  локального
мониторинга  утверждается  Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды (далее - Минприроды).

     8. Наблюдения могут выполняться в непрерывном режиме средствами
автоматизированного  контроля,  а  также  в  квазинепрерывном режиме
силами  аккредитованных ведомственных и производственных лабораторий
при контроле со стороны органов Минприроды.
     При  контроле  качества  атмосферного  воздуха,  сточных  вод и
основных    параметров    технологического    процесса   применяются
непрерывный либо квазинепрерывный режимы.
     Автоматизированный  контроль  организуется  на  предприятиях  с
максимальными   объемами   выбросов   (сбросов)   и   их  наибольшей
токсичностью. Число автоматизированных постов локального мониторинга
регулируется с использованием методов математического моделирования.

     9.  Ответственность за достоверность, своевременность и полноту
информации  о  влиянии  источников  воздействия  на окружающую среду
возлагается на руководителя предприятия.

     10.  На действующих предприятиях система локального мониторинга
создается и функционирует на основе имеющейся приборно-аналитической
базы  (а  при  ее  отсутствии  последняя создается) с ориентацией на
внедрение автоматизированных систем непрерывного и квазинепрерывного
контроля.

     11.  Для  проектируемых  объектов  народного хозяйства, имеющих
источники  воздействия  на  окружающую  среду,  в   проектно-сметной
документации   должна   быть  предусмотрена  организация  локального
мониторинга,   связанного   с   контролем  источников.  Контроль  за
выполнением этого требования возлагается на Минприроды.

     12.  Система  локального  мониторинга  имеет  2-уровневый режим
функционирования.
     I уровень  системы  базируется  на  использовании   средств   и
возможностей  существующей  сети  ведомственных  и  производственных
лабораторий.  Локальный   мониторинг   I   уровня   (самомониторинг)
осуществляют    субъекты   хозяйствования.   Получаемая   информация
используется   субъектом   хозяйствования   для   служебных   целей,
выполнения  прямых функций и представляется в территориальные центры
локального мониторинга в установленном порядке.
     II   уровень   системы  предполагает  создание  территориальных
центров  локального  мониторинга  в  областных  и  Минском городском
комитетах   природных   ресурсов   и  охраны  окружающей  среды  для
выполнения следующих функций:
     -   накопление,  хранение,  обработка  информации  о  состоянии
объектов окружающей среды;
     -   создание  и  ведение  банка  данных  о  состоянии  объектов
окружающей среды;
     -   подготовка   и  предоставление  информации  по  запросам  и
регламентам в Минприроды и иные государственные органы;
     - контроль за ведением локального мониторинга I уровня.

     13.  Минприроды  имеет  право  пользования  и распоряжения всей
информацией,  получаемой  при  ведении локального мониторинга, в том
числе  для официальных докладов, публикаций и информационного обмена
в установленном порядке.

     14.  Финансирование  работ,  связанных  с  ведением  локального
мониторинга,   осуществляется   за  счет  средств  юридических  лиц,
республиканского  и  местных  бюджетов  и  целевых  бюджетных фондов
охраны природы. _