ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 13 августа 1998 г. № 497

 О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И 
 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства образования от 10 ноября
 2006 г. № 673 _

 На основании анализа работы педагогов-психологов
учебно-воспитательных учреждений (приложением 1) и в целях
упорядочения их деятельности, совершенствования организации
психологической службы системы образования приказываю:
 1. Управлениям образования облисполкомов и Минского
горисполкома, районным (городским) отделам образования,
учебно-воспитательным учреждениям:
 1.1. Руководствоваться в организации психологической службы
образования и деятельности педагогов-психологов методическими
рекомендациями (приложение 2);
 1.2. Создать до 1 декабря 1998 г. методические секции
(областные, городские, районные) педагогов-психологов с целью
повышения их профессионального мастерства и распространения опыта
работы;
 1.3. Разработать и утвердить в облисполкомах и Минском
горисполкоме до 1 декабря 1998 г. перспективные региональные
программы развития психологической службы системы образования на
1999-2000 г.г. и представить их до 30 декабря 1998 г. в Главное
управление социальной и воспитательной работы министерства
образования;
 1.4. Обеспечить ежегодную ведомственную и индивидуальную
подписку на научно-методический журнал "Псiхалогiя";
 1.5. Проанализировать до 1 декабря 1998 г. совместно с
региональными учебными заведениями, подразделениями последипломного
образования потребность своих регионов в педагогах-психологах и
внести конкретные предложения в Отдел повышения квалификации и
переподготовки специалистов Министерства образования об оптимизации
сети учебных заведений, осуществляющих переподготовку указанных
специалистов на основе базового педагогического образования
(9-месячные, 2-годичные курсы).
 2. Национальному институту образования (Б.Н.Крайко):
 2.1. Определить до 1 декабря 1998 г. и постоянно обновлять
перечень необходимых психодиагностических методик, которые можно
использовать в работе педагога-психолога учреждения образования;
 2.2. Подготовить до 1 марта 1999 г. рекомендации о проведении
психологического тестирования учащихся в учреждениях образования, в
том числе и при поступлении детей в первый класс (подготовительный
класс) общеобразовательной школы.
 3. Белорусский государственный педагогический университет
им.М.Танка считать вузом-координатом в научно-методическом
обеспечении подготовки кадров психологов для учреждений образования.
 4. Белорусскому государственному педагогическому университету
им.М.Танка (Л.Н.Тихонов) разработать до 1 мая 1999 г. базовый
учебный план по подготовке психологов по основной и дополнительной
специальностям.
 5. Научно-методическому центру книги и средств обучения
(Г.П.Зносенко), Академии последипломного образования (А.И.Жук),
Республиканскому институту высшей школы БГУ (П.И.Бригадин),
Республиканскому институту профессионального образования (А.Х.Шкляр)
ежегодно планировать обобщение опыта работы психологической службы
системы образования, деятельности педагогов-психологов и
содействовать их распространению.
 6. Главному управлению социальной и воспитательной работы
(Г.А.Бутрим):
 6.1. Подготовить и провести в октябре 1999 года Международную
научно-практическую конференцию "Реализация идей Л.С.Выготского в
деятельности педагогов-психологов учреждений образования";
 6.2. Создать до 01.12.1998 г. совместно с Белорусским
государственным педагогическим университетом им.М.Танка
(Л.Н.Тихонов) оргкомитет и разработать Положение по проведению в
1999-2000 учебном году конкурса "Психолог года".
 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
начальника Главного управления социальной и воспитательной работы
Г.А.Бутрима.

 Первый заместитель Министра В.М.ХРУСТАЛЁВ

 Приложение 1
 к приказу
 13.08.1998 № 497

 Аналитическая справка о работе
 педагогов-психологов и состоянии
 психологической службы системы образования

 Одним из путей совершенствования системы обучения и воспитания
детей, подростков и молодежи является организация психологической
службы образования, начало которой было заложено в 1988 году, когда
в Белорусском государственном педагогическом университете им.М.Танка
началась подготовка психологов. Сегодня в учебно-воспитательных
учреждениях республики, диагностико-реабилитационных и других
центрах по работе с детьми и подростками работают 1720
педагогов-психологов. Расширяется их подготовка и переподготовка в
университетах и институтах повышения квалификации работников
образования. Психологов готовят на 24 факультетах в 18-ти
государственных и негосударственных вузах. При этом задействован
научно-педагогический потенциал 22 кафедр психологии. Степень
обеспеченности этими специалистами в системе образования
приближается к 30%.
 Введение в штатное расписание школ, профессионально-технических
училищ и средних специальных учебных заведений должности
педагога-психолога создало предпосылки к организации для учащихся
развивающей, психологически комфортной среды, повышения
психолого-педагогической культуры педагогов и родителей, для
индивидуальной работы с детьми асоциального поведения, более тесного
сотрудничества с семьей. Педагоги-психологи стали востребованы в
дошкольных учреждениях, детских оздоровительных лагерях, во
внешкольных учреждениях, в высших учебных заведениях при отделах
(управлениях) воспитательной работы с молодежью.
 Анализ десятилетнего опыта организации психологической службы в
системе образования показывает, что главной целью деятельности
педагога-психолога является максимальное содействие психическому,
личностному и индивидуальному развитию учащихся, обеспечивающее им
психологическое здоровье и психологическую готовность к жизненному
самоопределению. Для этого педагог-психолог в своей работе реализует
целый ряд направлений: психодиагностическое,
научно-исследовательское, психопрофилактическое,
организационно-методическое, психокоррекционное,
психоконсультативное и просветительское.
 В системе образования сложилось понимание значимости
деятельности педагога-психолога, идет работа по совершенствованию
научно-методического, технического и организационного обеспечения
его деятельности.
 Вместе с тем в деятельности педагогов-психологов преобладает
психодиагностическое направление, при этом используются громоздкие,
часто неадаптированные психологические методики. Психологи слабо
владеют методом наблюдения, пренебрегают им. Имеются сложности в
организации рабочего места педагога-психолога. Обеспеченность
отдельными кабинетами для индивидуальной и групповой работы не
превышает 15%. Руководители учреждений образования недостаточно
уделяют внимания материально-техническому обеспечению
психологического кабинета, приобретению самой необходимой
научно-методической психологической литературы для работы. Во многих
учреждениях даже не выписывается республиканский журнал
"Псiхалогiя". Педагоги-психологи вынуждены сами приобретать за свои
деньги довольно дорогостоящую психологическую литературу.
 Наблюдения показывают, что педагоги-психологи слабо владеют
методикой психологического просвещения детей, подростков, педагогов
и родителей. Их выступления на страницах газет, журналов, на радио и
телевидении все еще редки. Педагоги-психологи не уделяют должного
внимания составлению годового плана работы, пренебрегают анализом
своей деятельности. Рабочая документация примитивна и часто
избыточна, громоздка. Почти не ведется статистика посещаемости
консультаций, характера обращений. Отсутствует прогнозирование
результатов организационно-педагогических решений.
 В организации психологической службы не выполняется одно из
важнейших условий: инспектор рай(гор)отдела образования, курирующий
деятельность педагогов-психологов, должен иметь высшее
психологическое образование. Данное обстоятельство, в свою очередь,
не позволяет разграничить уровни подчинения педагога-психолога: по
профессиональной линии он должен подчиняться инспектору-психологу;
по организации режима работы, выполнению функциональных обязанностей
- руководителю учреждения.
 Педагоги-психологи слабо изучают потребности
учебно-воспитательного учреждения, часто предлагают только ту
психологическую помощь, в которой имеют определенный опыт, не
проявляя при этом инициативы для профессионального роста.
 Органы образования занимают пассивную, выжидательную позицию в
организации психологической службы. Снижают требовательность к
руководителям, которые не создают условий для выполнения
профессиональных обязанностей педагогам-психологам.
 В целом работа педагогов-психологов отстает от запросов
практики обучения и воспитания. Она должна отличаться системностью,
цикличностью, достойным техническим, материальным,
научно-методическим и организационным обеспечением. Это во многом
зависит от позиции руководителя учреждения образования.

 Приложение 2
 к приказу
 13.08.1998 г. № 497

 Методические рекомендации по
 совершенствованию деятельности педагога-психолога
 и организации психологической службы образования

 Совершенствование деятельности педагога-психолога и организации
 психологической службы образования

 Психологическая служба образования включает в себя деятельность
педагога-психолога учебно-воспитательного учреждения, инспектора
районного (городского) отдела образования, курирующего
психологическую службу, а также специалистов, определяющих и
корректирующих личностное и психическое развитие детей, учащихся и
студентов.
 Главная цель функционирования психологической службы
образования - психологическое здоровье детей, учащихся и студентов.
Эта цель определяет основные задачи психологической службы и
обусловливает основные принципы работы педагога-психолога.
 В качестве основных принципов деятельности педагога-психолога
выступают: принцип индивидуального подхода к личности на основе
безоговорочного признания ее уникальности и ценности и принцип
профессионального взаимодействия педагога-психолога со взрослыми,
имеющими отношение к ребенку, учащемуся, студенту (родители,
воспитатели, педагоги).
 Задача индивидуального подхода - наиболее полное выявление
индивидуальных способов развития, возможностей личности, укрепление
ее собственной активности, раскрытие ее неповторимости.
 В своей деятельности по реализации индивидуального подхода
педагог-психолог должен исходить из известного в психологической
науке вывода: создаваемые на каждом возрастном этапе развития
психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей
реализации. Это означает, что только часть (притом относительно
небольшая) интеллектуальных резервов развивающейся личности
плодотворно реализуется. Выявление этих резервов выступает
необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и
действенных методов индивидуального развития личности.
 Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы найти
индивидуальные, специфические для ребенка, учащегося и студента
способы оптимального развития их интересов, способностей, их
личности в целом, возможностей их самовоспитания и самоорганизации,
и на этой основе определение программы дальнейшей работы с ними.
 Задача профессионального взаимодействия педагога-психолога со
взрослыми, имеющими отношение к ребенку, учащемуся и студенту -
обеспечить педагогически целесообразные условия для развития
личности.
 Эффективность психологической службы достигается при условии,
когда педагог-психолог и педагог (учитель, воспитатель), с одной
стороны, становятся единомышленниками, а с другой - четко различают
свои функции и возможности: педагог не подменяет педагога-психолога,
а педагог-психолог - педагога. Взаимодополняемость позиций
педагога-психолога и педагога в подходе к развивающейся личности, их
тесное сотрудничество на всех стадиях работы с отдельными личностями
и коллективами (классы, группы) следует рассматривать как
необходимое условие обеспечения работы психологической службы.
 Успех взаимодействия во многом зависит от позиции
педагога-психолога: недопустимы назидательность в общении, поучающий
тон.
 Педагог-психолог по роду своей деятельности неизбежно
оказывается в роли арбитра в решении конфликтов других людей и до
определенной степени корректора их ошибок.
 Это выдвигает повышенные требования к его личностным качествам,
прежде всего к чувству ответственности за данный совет, принятое
решение, сформулированную рекомендацию, к способности установить
доброжелательные, доверительные взаимоотношения со всеми, кто к нему
обращается.
 Педагог-психолог обязательно работает с родителями
развивающейся личности. Он встречается с ними индивидуально и на
родительских собраниях, приобщает их к психологическим знаниям о
детях, учащихся и студентах, рассказывает о закономерностях
психического развития и условиях, способствующих этому. Очень важно
для педагога-психолога помочь взрослым осознать, что воспитание
личности учащегося теснейшим образом связано с проблемами их
собственной личности. Часто родители забывают о необходимости своего
постоянного самовоспитания и спохватываются только тогда, когда дети
становятся взрослыми и контакты с ними ослабевают.
 Конкретные проблемы, возникающие у педагогов и родителей,
педагог-психолог обсуждает на индивидуальных консультациях, которые
проводит регулярно.
 Многообразие форм и методов работы, постоянное общение с людьми
разного возраста, социального положения, культуры, профессии
предполагают постоянную работу педагога-психолога по развитию таких
профессионально-личностных качеств, как стремление к познанию себя и
других, широта интересов и независимость взглядов, готовность к
контактам и умение их поддерживать, умение эмоционально притягивать
к себе людей, умение сохранять эмоциональное самообладание при
общении, повышенное чувство ответственности за свои действия,
интеллект, предполагает осознание границ своей профессиональной
компетенции, понимание и признание уникальности каждого человека,
умение думать о последствиях своих слов, дел, поступков. Иными
словами, педагог-психолог - это умный, доброжелательный и
обаятельный человек, работающий в сложнейшей профессиональной
области.

 Примерное распределение недельного рабочего времени
 педагога-психолога
 (Рабочая неделя равна 40 часам)

 1. Психологическое просвещение - 4-6 часов;

 2. Психодиагностическое обследование и
 обработка материалов - 6-8 часов;

 3. Психокоррекционные и тренинговые
 занятия и подготовка к ним - 4-6 часов;

 4. Психологическое консультирование и
 профконсультирование - 4-6 часов;

 5. Консультации в научных,
 психологических центрах, работа с
 научно-методической литературой,
 участие в семинарах и методических
 объединениях и другие формы
 профессионального совершенствования - 8 часов;

 6. Другие виды работ, предусмотренные
 тарифно-квалификационной характеристикой - 4-6 часов;

 Этические нормы деятельности
 педагога-психолога

 В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой
деятельность педагога-психолога предполагает этические нормы
поведения. В связи с этим педагог-психолог должен:
 1. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах
своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение
вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния
психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции
представителей других специальностей.
 2. Препятствовать проведению психопрофилактической,
психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
 3. В решении всех вопросов исходить из интересов детей,
учащихся и студентов, задач их полноценного психического развития.
 4. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам
образования региона, администрации и педагогическим коллективам
учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем,
связанных с обеспечением полноценного психического развития детей,
учащихся и студентов, индивидуализированного подхода к ним.
Оказывать необходимую возможную помощь им в решении их
индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их
лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов
учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом
"Не навреди", т.е. принимать решение и вести работу в формах,
исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству
детей, учащихся и студентов, родителей, педагогов или третьих лиц.
 5. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической, консультативной и других
видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для
осуществления педагогического, медицинского, социального или другого
аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб
личности или ее окружению.
 6. Информировать работников отделов образования, администрацию
и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о
задачах, содержании и результатах, проводимой им работы в рамках,
гарантирующих соблюдение п.5 настоящего документа.
 В своей профессиональной деятельности педагог-психолог имеет
право:
 1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с
учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений.
 2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с
детьми, учащимися, студентами и взрослыми, выбирать формы и методы
этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов
работ.
 3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
 4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей
органов образования, администрации региона, руководителей
учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти
распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или
задачам его работы или не могут быть выполнены на основании
имеющихся у него профессиональных умений и средств.
 5. Знакомиться с необходимой документацией.
 6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие
учреждения.
 7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе
различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны
детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В
случае несогласия с решением того или иного вопроса педагог-психолог
имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих
инстанций.
 8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики,
психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
 9. Проводить групповые и индивидуальные психологические
обследования и эксперименты для исследовательских цепей. В связи с
этим иметь специально отведенное время в учебном расписании занятий.
 10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и
научно-популярных журналах и других изданиях.
 11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний
путем чтения лекций, выступлений и использования других активных
методов обучения.
 12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с
базовым образованием и психологической квалификацией.
 13. Обращаться в случае необходимости через руководство
районного (городского) отдела образования с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям,
учащимся и студентам (изменение режима работы родителей, санаторное
обеспечение и т.п.).
 14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по
вопросам защиты прав и интересов детей, учащихся и студентов.

 Критерии оценки эффективности деятельности
 педагога-психолога и организации психологической
 службы образования

 Основой для оценки деятельности педагога-психолога учреждений
образования является выполнение им функциональных обязанностей в
соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (утверждена
постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января
1998 года № 3), следование Положению о кабинете психологической
службы учреждений образования (утверждено приказом Министра
образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 г., № 496) и
данным методическим рекомендациям.
 В качестве основных критериев оценки деятельности
педагога-психолога относятся следующие показатели:
 1. Деятельность педагога-психолога по созданию условий для
эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета,
сохранность ввереного ему имущества).
 2. Регулярное и четкое ведение документации, ее качество.
 3. Участие в научно-исследовательской и методической работе.
 4. Качественные изменения в работе с посетителями (детьми,
учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на
основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов
положительных изменений в поведении, личностных характеристиках,
решения конфликтов.
 5. Обоснованность индивидуальных и групповых
психодиагностических обследований, тестирований, их качество,
соответствие требованиям. Качество психологических заключений и
рекомендаций.
 6. Качество психокоррекционных программ и занятий, их
эффективность.
 7. Наличие системы психологического просвещения учащихся,
студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы
(семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т.п.)
 8. Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов,
родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью
безымянного анкетирования).
 9. Участие педагога-психолога в психологических экспертизах
педагогических решений программ, конкурсных комиссиях, выпускных и
приемных экзаменах, собеседованиях при приеме на работу, в
аттестации педкадров.
 10. Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими
центрами помощи детям, психологическими общественными организациями,
кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.
 Критерии эффективности психологической службы образования
складываются из следующих показателей:
 1. Кадровый состав педагогов-психологов: процент обеспеченности
учреждений образования педагогами-психологами в соответствии со
штатным расписанием; уровень образования (высшее психологическое
образование, высшее педагогическое образование и сертификат о
прохождении интегрированного курса психологической подготовки);
квалификационная категория; процент текучести кадров.
 2. Материально-техническое и методическое обеспечение
деятельности педагогов-психологов (наличие оборудования в
соответствии с требованиями к кабинету психологической службы,
методического инструментария, библиотеки педагога-психолога,
научно-методических журналов "Псiхалогiя", обязательной
документации).
 3. Повышение квалификации педагогов-психологов и инспекторов,
курирующих психологическую службу (курсы, стажировка, семинары,
конференции, методические объединения, научно-методические
публикации, магистратура, аспирантура, научно-исследовательская
работа, пропаганда психологических знаний).
 4. Подготовка и принятие управленческих решений по
психологической службе на уровне отдельного учреждения образования,
района, города, области (планирование, анализ деятельности
педагогов-психологов, разработка перспективной программы развития
психологической службы с учетом современных требований).
 5. Наличие информационного банка данных о психологической
службе (статистические отчеты, анализ планов, приказов, решений,
критических замечаний, писем, жалоб).
 6. Наличие банка данных о детях, нуждающихся в коррекционной
помощи педагога-психолога. Совместная работа педагога-психолога с
комиссией по делам несовершеннолетних, его работа по профилактике
правонарушений.
 7. Рассмотрение вопросов организации психологической службы на
заседаниях райисполкомов, советах отделов образования, совещаниях
руководителей учреждений образования.
 8. Система работы отделов образования по изучению, обобщению,
распространению лучшего опыта работы в районе, городе, области.
Внедрение передового республиканского и зарубежного опыта.
 9. Выполнение педагогами-психологами санитарно-гигиенического
режима, противопожарной безопасности, требований по охране жизни и
здоровья детей.
 10. Наличие документации, нормативных документов по
психологической службе (и ее знание) у руководителей учреждения
образования, правильность и регулярность ее оформления.
 11. Работа руководителей учреждений образования по созданию
условий для эффективной и творческой деятельности
педагогов-психологов.
 12. Участие педагогов-психологов в управленческой деятельности,
педагогических советах.
 13. Формы и методы контроля со стороны администрации, отделов
образования за работой педагогов-психологов.
 14. Работа педагогов-психологов в системе семейно-общественного
воспитания (взаимодействия с родителями, опекунами, специалистами,
организациями, определяющими воспитательное воздействие на личность
ребенка, учащегося и студента). _