ЗАГАД МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI I НАВУКI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ
 8 лiпеня 1996 г. № 296

АБ ЗАЦВЯРДЖЭННI ЧАСОВЫХ КВАЛIФIКАЦЫЙНЫХ ХАРАКТАРЫСТЫК
ПСIХОЛАГА, САЦЫЯЛЬНАГА ПЕДАГОГА I ПЕДАГОГА-АРГАНIЗАТАРА
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства образования от 26 марта
 2001 г. N 116 

 _ З мэтай забеспячэння адзiнства патрабаванняў да службовых
абавязкаў, упарадкавання i канкрэтызацыi асноўных накiрункаў
дзейнасцi псiхолагаў, сацыяльных педагогаў i педагогаў-арганiзатараў
у навучальна-выхаваўчых установах загадваю:
 1. Зацвердзiць часовыя квалiфiкацыйныя характарыстыкi
псiхолага, сацыяльнага педагога i педагога-арганiзатара (дадатак 1,
2, 3).
 2. Кiраўнiкам органаў i ўстаноў адукацыi ва ўстаноўленым
парадку прывесцi службовыя iнструкцыi супрацоўнiкаў па пасадах
псiхолага, сацыяльнага педагога i педагога-арганiзатара ў
адпаведнасць з зацверджанымi часовымi квалiфiкацыйнымi
характарыстыкамi з ўлiкам асаблiвасцяў навучальна-выхаваўчых
ўстаноў.

Мiнiстр В.I.СТРАЖАЎ

 Приложение 1
 к приказу Министра
 образования и науки
 Республики Беларусь
 08.07.1996 № 296

 ПСИХОЛОГ
 тарифные разряды 9-14

 Должностные обязанности

 Свою деятельность осуществляет в учебно-воспитательных
учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях,
домах ребенка, детских домах, школах, школах-интернатах, внешкольных
учреждениях, профессионально-технических, средних специальных и
высших учебных заведениях, лицеях, гимназиях, учреждениях
специального типа (для особо одаренных детей, для малолетних
правонарушителей), специальных детских учреждениях для детей с
особенностями умственного и физического развития,
диагностико-реабилитационных центрах, детских оздоровительных
комплексах, органах управления образованием и т.д.
 Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании
для нее развивающей психологически комфортной среды. Проводит
регулярные массовые обследования с целью контроля за ходом
психического развития, процессами обучения и воспитания. Определяет
лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет и
контроль. Проводит необходимые психолого-педагогические измерения,
обработку результатов, подготовку психологических заключений и
рекомендаций.
 Ведет просветительскую работу среди детей, учащейся молодежи,
родителей, преподавателей. Участвует в семинарах для психологов.
Ведет консультационную работу. Планирует и организует
профориентационные исследования и профконсультации. Обеспечивает
психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне
психологического риска. Оказывает помощь семье в налаживании
микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении
внутрисемейных конфликтов. Проводит психокоррекционную работу с
целью устранения выявленных отклонений.
 Осуществляет работу по развитию способностей детей,
формированию психологической культуры личности, обучению адекватным
взаимоотношениям, решению деловых и межличностных конфликтов,
оказанию помощи в экстремальных ситуациях. Принимает участие в
создании благоприятного психологического климата в группах и
коллективах.
 Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном
изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлечением
дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.
 Занимается научно-методической работой, формирует банк данных о
достижениях научной и практической психологии, психологических
обследованиях педагогов, детей, учащихся и студентов, новых
методиках диагностики. Разрабатывает и апробирует новые
диагностические и коррекционные методики и программы. Принимает
участие в психологической экспертизе педагогических инноваций,
решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых
методик и др. Принимает участие в конкурсных комиссиях,
собеседованиях при приеме на работу и при аттестации педагогических
кадров.
 Взаимодействует с диагностико-реабилитационными центрами,
региональными психологическими службами, учреждениями подготовки,
переподготовки и повышения квалификации психологов.
 Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет
учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

 Должен знать:

 естественно-научные основы психологии;
 общую, педагогическую, социальную, сравнительную,
дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и
психологию труда, психологию развития личности;
 методологию психологии, методы психологии и математической
обработки результатов исследований, экспериментальную психологию;
 психодиагностику, тестовые методики, диагностику и коррекцию
эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных
процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений,
диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и
коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;
 положение о психологической службе, этический кодекс психолога,
нормативные документы об образовании;
 юридическую документацию, относящуюся к правам ребенка,
родителей и педагогов.

 Квалификационные требования

 Психолог высшей категории: высшее психологическое образование.
Стаж работы в должности психолога I категории не менее 3 лет.
 Психолог I категории: высшее психологическое образование или
подготовка на базе высшего педагогического образования с присвоением
квалификации "Практический психолог в учреждениях образования". Стаж
работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
 Психолог II категории: высшее психологическое образование или
переподготовка на базе высшего педагогического образования с
присвоением квалификации "Практический психолог в учреждениях
образования". Стаж работы в должности психолога не менее 2 лет.
 Психолог: высшее психологическое образование или переподготовка
на базе высшего педагогического образования с присвоением
квалификации "Практический психолог в учреждениях образования".

 Приложение 2
 к приказу Министра
 образования и науки
 Республики Беларусь
 08.07.1996 № 296

 СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
 тарифные разряды 9-14

 Должностные обязанности

 Осуществляет свою деятельность в детских дошкольных
учреждениях, домах ребенка, детских домах, школах,
школах-интернатах, гимназиях, лицеях, внешкольных учреждениях,
клубах и комнатах школьника по месту жительства,
профессионально-технических, средних специальных и высших учебных
заведениях, учреждениях специального типа, детских оздоровительных
учреждениях, службах и центрах социально-педагогической помощи,
диагностико-реабилитационных центрах, органах управления
образованием, учреждениях культуры, спорта, здравоохранения, охраны
правопорядка, органах местной власти.
 Содействует процессу становления и развития личности ребенка и
молодежи в сфере ближайшего окружения: учебно-воспитательном
учреждении, семье, по месту жительства, в молодежных и детских
формированиях, объединениях и т.д. Обеспечивает создание
педагогически ориентированной среды, формирует здоровые,
воспитывающие, гуманные отношения в социуме. Участвует в
планировании, создании и реализации региональных программ
социального воспитания.
 Защищает права и интересы детей и молодежи, выступает их
представителем в учебно-воспитательном учреждении, различных
инстанциях, привлекая в этих целях специалистов других профессий.
 Обеспечивает социально-педагогическую и психологическую
поддержку и помощь семье в развитии и воспитании ребенка. Выявляет
семьи социального риска, содействует снижению их отрицательного
влияния и созданию благоприятных условий для развития личности.
 Выявляет и ведет учет детей и молодежи, которые испытывают
трудности в социализации, нуждаются в опеке (попечительстве), попали
в экстремальные ситуации и принимает адекватные меры по оказанию им
социально-педагогической помощи и поддержки.
 Ведет работу по своевременному выявлению и предупреждению
фактов асоциального поведения детей и молодежи, организует
превентивно-профилактическую работу (по профилактике преступлений и
правонарушений, пьянства, токсикомании и наркомании, травматизма и
т.д.).
 Занимается проблемами организации здорового образа жизни,
организует и осуществляет коррекционно-реабилитационную деятельность
с детьми и молодежью с особенностями умственного и физического
развития.
 Содействует становлению и развитию у детей и молодежи
общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил
поведения в обществе, внутренней потребности в самовоспитании и
самоконтроле.
 Оказывает помощь детям и молодежи во включении в различные виды
социально значимой деятельности, в организации свободного времени,
социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве,
оздоровлении.
 Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь
родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
 Устанавливает деловые отношения с учреждениями образования,
спорта, здравоохранения, культуры, правопорядка, социальной защиты,
детскими и молодежными организациями, службами
социально-педагогической и психологической помощи, органами местного
самоуправления и власти, средствами массовой информации в целях
оказания своевременной социально-педагогической помощи детям и
молодежи, защиты их прав, здоровья и жизни.
 Повышает профессиональный уровень, компетентность и
мастерство.

 Должен знать:

 основные закономерности (возрастные, индивидуальные,
психологические) развития личности;
 законодательные нормативно-правовые документы Республики
Беларусь в области образования, воспитания, охраны прав и интересов
ребенка, молодежи, семьи и материнства, а также основы трудового
законодательства, дорожного движения, техники безопасности;
 социально-педагогические, демографические, этнокультурные,
экологические особенности среды, в которой осуществляется
социально-педагогическая деятельность;
 специфику потребностей, интересов, установок детей и молодежи,
степень их удовлетворенности, особенности социально-педагогической
деятельности в различных социальных средах (семье, учебном
заведении, внешкольных учреждений, по месту жительства, в
объединениях молодежи и т.д.);
 состояние и тенденции развития детско-юношеских движений,
формирований, объединений и их влияние на социализацию личности,
методики диагностики личности, семьи, социальной среды;
 систему социально-педагогической деятельности с семьей, лицами
девиантного и деликвентного поведения;
 организацию досуговой деятельности и свободного времени,
здорового образа жизни;
 прогрессивный опыт и практику социально-педагогической
деятельности в стране и за рубежом;
 систему планирования и организацию деятельности социального
педагога.

 Квалификационные требования

 Социальный педагог высшей категории: высшее образование по
специальности "Социальная педагогика" или переподготовка на базе
высшего педагогического образования с присвоением квалификации
"Социальный педагог". Стаж работы в должности социального педагога I
категории не менее 3 лет.
 Социальный педагог I категории: высшее образование по
специальности "Социальная педагогика" или переподготовка на базе
высшего педагогического образования с присвоением квалификации
"Социальный педагог" или высшее педагогическое образование и курсы
повышения квалификации по специальности "Социальная педагогика".
Стаж работы в должности социального педагога II категории не менее 3
лет.
 Социальный педагог II категории: высшее образование по
специальности "Социальная педагогика" или переподготовка на базе
высшего педагогического образования с присвоением квалификации
"Социальный педагог" или высшее педагогическое образование и курсы
повышения квалификации по специальности "Социальная педагогика".
Стаж работы в должности социального педагога не менее 2 лет.
 Социальный педагог: высшее образование по специальности
"Социальная педагогика" или переподготовка на базе высшего
педагогического образования с присвоением квалификации "Социальный
педагог" или высшее педагогическое образование, стаж работы не менее
года и курсы повышения квалификации по специальности "Социальная
педагогика".

 Приложение 3
 к приказу Министра
 образования и науки
 Республики Беларусь
 08.07.1996 № 296

 ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР
 тарифные разряды 9-13

 Должностные обязанности

 Организует внеклассную и внешкольную работу с детьми,
подростками и учащимися в школах, школах-интернатах, детских домах,
гимназиях, лицеях, профессионально-технических и средних специальных
заведениях, домах и дворцах пионеров, центрах внешкольной работы,
клубах и комнатах школьника по месту жительства.
 Изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности
детей, подростков и учащейся молодежи на основе анализа, организует
их общественно полезную деятельность совместно с коллективами
учебно-воспитательных учреждений, учреждений культуры, искусства,
спортивных обществ, творческих организаций, общественных
объединений, семьями; создает и развивает сеть кружков, секций,
клубов, любительских объединений и привлекает к их деятельности
детей, подростков, учащуюся молодежь, родителей, квалифицированных
специалистов, работников науки и искусства, студентов, пенсионеров и
т.д.
 Организует утренники, праздничные вечера, походы, экскурсии,
поддерживает инициативы учащихся в работе детских кооперативов и
других форм организаций труда, участвует в организации летнего
отдыха детей, подростков и учащейся молодежи в учебно-воспитательных
учреждениях и по месту жительства.
 Содействует образованию детских и молодежных организаций и
объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма,
учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных
организаций и опираясь на инициативу и самодеятельность детей,
подростков и учащейся молодежи; создает условия, позволяющие детям,
подросткам и учащейся молодежи раскрывать способности, интересно и
содержательно проводить свободное время.
 Анализирует состояние материальной базы для организации
свободного времени детей, подростков и учащейся молодежи, вносит
предложения по ее развитию и укреплению, принимает меры по
эстетическому оформлению помещений и поддерживает в них порядок.
 Содействует предупреждению правонарушений среди
несовершеннолетних, проводит индивидуальную работу с педагогически
запущенными детьми, подростками и учащейся молодежью.
 Заботится о здоровье и безопасности детей, подростков и
учащейся молодежи, пропагандирует здоровый образ жизни, организует
изучение правил дорожного движения, противопожарной безопасности.
 Взаимодействует с воспитателями групп продленного дня,
руководителями детско-юношеских и молодежных объединений, органами
ученического самоуправления.
 Совершенствует свой профессиональный и методический уровень,
повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, практикумах,
конференциях.

 Должен знать:

 основные законодательные и нормативные акты об образовании,
правах детей, молодежной политике;
 основы трудового законодательства, педагогики, психологии,
подростковой физиологии;
 методики воспитательной работы с несовершеннолетними, работы с
семьей и педагогически запущенными подростками, оказания им помощи и
поддержки;
 современное состояние и тенденцию развития детских и
подростковых товариществ, молодежных организаций и объединений, их
контроль и влияние на личность подростков;
 принципы общения, организации свободного времени детей,
подростков и учащейся молодежи;
 историю и развитие детских и молодежных движений;
 права детей и учащейся молодежи, психологию детских и
молодежных коллективов;
 правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
противопожарной защиты, дорожного движения.

 Квалификационные требования

 Педагог-организатор высшей категории: высшее педагогическое
образование и стаж работы в должности педагога-организатора I
категории не менее 3 лет.
 Педагог-организатор I категории: высшее педагогическое
образование и стаж работы в должности педагога-организатора II
категории не менее 3 лет.
 Педагог-организатор II категории: высшее педагогическое
образование и стаж работы в должности педагога-организатора не менее
2 лет.
 Педагог-организатор: высшее педагогическое образование без
предъявления требований к стажу работы или среднее специальное
педагогическое образование и стаж педагогической работы по
специальности не менее 2 лет._