ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 от 15 июля 1992 г. N 433


 Об утверждении примерных положений об учебных
 заведениях нового типа

===
 ___________________________________________________________
 Постановление утратило силу постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь от 14 октября 2003 г. № 1327
 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
 2003 г., № 116, 5/13199) <C20301327> _

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1
 августа 2000 г. N 1184 (Национальный реестр правовых актов
 Республики Беларусь, 2000 г., N 74, 5/3758) <C20001184>.]

 В целях расширения возможностей получения гражданами Республики
Беларусь общего среднего и профессионального образования более
высокого уровня, развития национальной системы образования и
воспитания в соответствии со статьями 25 и 26 Закона Республики
Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь" Совет Министров
Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Утвердить прилагаемые примерные положения о высшем
профессиональном училище, колледже.
 Ввести в действие указанные положения c 1 сентября 1992 г.
 ___________________________________________________________
 Постановление утратило силу в части утверждения примерных
 положений о гимназии и лицее постановлением Совета
 Министров от 1 августа 2000 г. N 1184.

 1. Утвердить прилагаемые примерные положения о гимназии,
 лицее, высшем профессиональном училище, колледже.
 Ввести в действие указанные положения с 1 сентября
 1992 г.
 ___________________________________________________________

 2. Предоставить право Министерству образования по согласованию
с Государственным комитетом по труду и социальной защите населения и
Министерством финансов проводить эксперименты по оплате труда
педагогических работников, руководителей, специалистов и служащих
учебных заведений нового типа.

 3. Поручить Министерству образования до 1 июля 1993 г.
разработать квалификационные характеристики должностей
руководителей, специалистов и служащих, которые могут замещаться
выпускниками учебных заведений, указанных в настоящем постановлении.
 Государственному комитету по труду и социальной защите
населения в установленном порядке утвердить данные характеристики.


 Зам.Председателя Совета Министров
 Республики Беларусь М.Мясникович

 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь Н.Кавко


 Утверждено
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь
 от 15 июля 1992 г. N 433

 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 о гимназии
 ___________________________________________________________
 Примерное положение о гимназии утратило силу постановлением
 Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2000 г. N
 1184.


 1. Общие положения

 1. Гимназия - учебное заведение системы общего среднего
 образования, обеспечивающее реализацию государственных
 требований к образованию в сочетании с повышенным уровнем
 обучения, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой
 учащихся.

 2. Гимназия организуется в составе 5-11 (12) классов.
 Срок обучения в гимназии - 7 (8) лет. При гимназии могут
 создаваться начальные (подготовительные) классы (1-4
 классы).

 3. В гимназии ведется обучение по одному или нескольким
 профилям (общественно-гуманитарному,
 культурно-эстетическому, естественному, педагогическому или
 иным). По договорам с учреждениями образования, культуры, а
 также предприятиями, организациями и при наличии
 соответствующих условий гимназия может осуществлять
 целенаправленную допрофессиональную и профессиональную
 подготовку учащихся.

 4. Гимназия создается, реорганизуется и ликвидируется
 местными Советами народных депутатов либо в порядке, ими
 установленном.

 5. Гимназия является образовательно-культурным центром,
 осуществляющим разработку и экспериментальную проверку
 нового содержания обучения и воспитания, новых
 педагогических систем, формирующихся на принципах
 непрерывности с другими видами образования, связи с
 экономикой и культурой, с учетом местных особенностей. С
 этой целью гимназией проводится научно-методическая,
 исследовательская работа с привлечением работников высшей
 школы, науки, производства и культуры,
 педагогов-исследователей.

 6. Выпускникам гимназии выдается аттестат об общем
 среднем образовании, а прошедшим профессиональную
 подготовку и успешно сдавшим квалификационный экзамен -
 соответствующий документ установленного образца. Достигшие
 особых успехов награждаются золотыми или серебряными
 медалями, листами за успехи в изучении отдельных предметов.

 7. Прием в гимназию осуществляется на конкурсной основе
 из числа учащихся, окончивших начальную школу или
 подготовительные классы гимназии. Форма проведения конкурса
 и состав приемной комиссии определяются советом гимназии.
 При наличии свободных мест гимназия может проводить прием
 учащихся по конкурсу в 6-10 (11) классы.

 II. Организация учебно-воспитательного процесса

 8. Перечень учебных предметов, обязательных для изучения
 в гимназии, их объем и содержание определяются учебными
 планами и программами, утвержденными Министерством
 образования.

 9. В гимназии предусматривается обязательное изучение
 белорусского, русского, одного-двух иностранных языков,
 национальной и мировой истории и культуры, литературы,
 предметов государственного компонента учебного плана, а
 также других дисциплин.

 10. С учетом возраста учащихся и специфики предметов в
 гимназии могут устанавливаться различные виды учебных
 занятий: уроки, лекции, практические, семинарские,
 лабораторные и иные занятия. Обязательные учебные занятия
 сочетаются с индивидуальной и самостоятельной работой
 учащихся.

 11. Наполняемость в классах гимназии, ее
 подготовительных классах и группах продленного дня
 составляет 20-25 человек. На практических занятиях в
 соответствии с учебными планами класс делится на две
 группы, а при проведении занятий по иностранным языкам - на
 три группы. В пределах имеющегося фонда заработной платы и
 за счет дополнительных средств совет гимназии может вводить
 другие варианты деления класса на подгруппы.

 12. Творческая, исследовательская работа, практика
 учащихся могут проводиться в лабораториях и кабинетах
 гимназии, школ, вузов, библиотеках, других учреждениях
 образования, науки, культуры.

 13. Гимназия обеспечивает разнообразные формы
 внеклассной работы (занятия в кружках, студиях, секциях,
 клубах и иных самодеятельных организациях) с привлечением
 высококвалифицированных специалистов соответствующего
 профиля.

 14. Перевод учащихся из класса в класс осуществляется по
 итогам учебного года: по результатам контрольных работ,
 коллоквиумов, зачетов, годовых оценок за год по предметам
 переводных экзаменов. Учащиеся 9 и 11 (12) классов сдают
 выпускные экзамены в соответствии с порядком, установленным
 Министерством образования.

 15. Учащиеся, не успевающие по профилирующим дисциплинам
 (предметам), отчисляются из гимназии и переводятся в
 среднюю школу. Они могут поступать в другие учебные
 заведения или трудоустраиваться в соответствии с
 действующим законодательством.

 16. На основе договоров с высшими и средними
 специальными учебными заведениями республики выпускные
 экзамены в гимназии и вступительные экзамены в данные
 учебные заведения могут совмещаться.

 17. В целях выявления и развития интересов и
 способностей учащихся, проведения психолого-педагогических
 консультаций для детей и родителей в гимназии создается
 психологическая служба, включающая психологов и социологов.

 III. Правовое положение,
 финансовое и материально-техническое обеспечение

 18. Гимназия является юридическим лицом, имеет расчетный
 и иные счета в учреждениях банков, открываемые в
 установленном порядке.

 19. Высшим органом управления гимназией является совет.
 Непосредственное руководство деятельностью гимназии
 осуществляет директор, который назначается на контрактной
 основе органом управления образованием, в ведении которого
 находится гимназия.

 20. Гимназия имеет штатное расписание, утверждаемое
 директором гимназии в пределах выделенного в установленном
 порядке фонда заработной платы.

 21. Педагогический коллектив гимназии формируется на
 конкурсной основе через контрактную форму.

 22. Для создания необходимой учебно-материальной базы
 гимназии, качественной организации учебно-воспитательного
 процесса размеры государственного бюджетного финансирования
 и материально-технического обеспечения ее определяются в
 приоритетном порядке исполкомами местных Советов народных
 депутатов с учетом задач, решаемых гимназией.

 23. На премирование работников гимназии и установление
 им надбавок за высокие творческие и производственные
 достижения в работе или выполнение особо важных (срочных)
 работ на срок их проведения предусматривается использование
 15 процентов планового фонда заработной платы.

 24. Для работы в гимназии могут привлекаться работники
 науки, образования, культуры, производства на условиях
 почасовой оплаты и совместительства.

 25. Совет гимназии может формировать в установленном
 исполкомами местных Советов народных депутатов порядке из
 имеющихся средств фонд материального поощрения отличников
 учебы и проявивших себя в научной и творческой работе
 учащихся.

 26. Библиотечный фонд гимназии комплектуется учебной,
 методической, справочной, научной, специальной и
 художественной литературой по нормативам высших учебных
 заведений.

 27. Гимназия может принимать самостоятельное участие в
 республиканских, международных мероприятиях, касающихся
 образования, воспитания и науки, заключать соответствующие
 договоры и соглашения с учреждениями и организациями.

 28. На основании настоящего Положения гимназия
 разрабатывает устав, который утверждается органом, в
 подчинении которого она находится, и регистрируется
 Министерством образования.
 ___________________________________________________________

 Утверждено
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь
 от 15 июля 1992 г. N 433

 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 о лицее
 ___________________________________________________________
 Примерное положение о лицее утратило силу постановлением
 Совета Министров от 1 августа 2000 г. N 1182.

 I. Общие положения

 1. Лицей является профессионально ориентированным
 учебным заведением, обеспечивающим повышенный уровень
 общего среднего образования в сочетании с профильной
 подготовкой учащихся по направлениям и специальностям
 высшей школы.

 2. Основная цель лицея - создание благоприятных условий
 для развития творческого, интеллектуального потенциала
 учащихся, освоения общекультурных ценностей,
 культурно-исторического наследия белорусского народа,
 подготовка наиболее способных юношей и девушек для
 продолжения образования в высших учебных заведениях.

 3. Лицей создается, как правило, при высшем учебном
 заведении, располагающем высококвалифицированными
 педагогическими кадрами и соответствующими
 материально-техническими условиями.

 4. Срок обучения в лицее - 2-3 года. Лицей организуется
 в составе 10-11 (12) классов.

 5. Лицей может иметь одно или несколько профильных
 направлений.

 6. На основании договоров с высшими учебными
 заведениями, а также предприятиями и организациями лицей
 может осуществлять целевую подготовку учащихся с
 последующим их обучением в высшем учебном заведении и
 трудоустройством на этих предприятиях и в организациях.

 7. Лицей является учебно-исследовательским и
 образовательно-культурным центром центром в системе
 образования, который осуществляет разработку и
 экспериментальную проверку нового содержания общего
 среднего образования, новых педагогических систем,
 формирующихся на принципах непрерывности с высшим
 образованием, связи с экономикой и культурой. С этой целью
 в лицее проводится научно-методическая, исследовательская
 работа с привлечением работников высшей школы, науки,
 производства и культуры, педагогов-исследователей.

 8. При наличии соответствующей материально-технической
 базы, а также по договорам с заинтересованными
 предприятиями, организациями, учебными заведениями лицей
 может осуществлять профессиональную подготовку учащихся по
 своему профилю с присвоением выпускникам в установленном
 порядке соответствующей квалификации.

 9. Выпускникам лицея выдается аттестат об общем среднем
 образовании установленного образца с указанием всех
 изученных дисциплин, а прошедшим и профессиональную
 подготовку - соответствующий документ о получении
 квалификации. Достигшие особых успехов награждаются
 золотыми или серебряными медалями, листами за успехи в
 изучении отдельных предметов.


 10. Выпускные экзамены в лицее и вступительные экзамены
 в высшее учебное заведение могут совмещаться.

 11. Лицей может быть республиканского или местного
 подчинения. Лицей республиканского подчинения открывается,
 реорганизуется и ликвидируется Министерством образования, а
 местного подчинения - в порядке, установленном
 соответствующим местным Советом народных депутатов.

 12. В лицей принимаются на конкурсной основе лица,
 окончившие базовую школу, проявившие способности и интерес
 в соответствующей области знаний.

 13. Условия приема в лицей, проведения конкурса и состав
 приемной комиссии определяются лицеем на основе
 государственных требований к образованию и настоящего
 Положения. В состав приемной комиссии могут включаться
 преподаватели вузов.

 14. Численность учащихся в лицее устанавливается
 соответствующим органом управления образованием, исходя из
 условий обеспечения реализации его задач и эффективной
 работы (но не более 400 человек).

 15. За учащимися лицея сохраняется право перехода в
 школу по месту прежней учебы, поступления в другие учебные
 заведения или трудоустройства.

 II. Организация учебно-воспитательного процесса

 16. Лицей осуществляет свою деятельность на основе
 индивидуальных учебных планов, утвержденных Министерством
 образования.

 17. В учебные планы наряду с базовыми
 общеобразовательными предметами вводятся профилирующие
 курсы и факультативы, дисциплины по выбору, обеспечивающие
 дифференциацию обучения, разностороннее развитие учащихся.

 18. Организация и координация учебно-воспитательной,
 методической и исследовательской работы в лицее
 осуществляется его администрацией с участием работников
 высшего учебного заведения, при котором функционирует
 лицей.

 19. В лицее устанавливаются следующие виды учебных
 занятий: уроки, лекции, практические, семинарские,
 лабораторные занятия, а также формы контроля: экзамены,
 зачеты, коллоквиумы, контрольные работы и иные формы.

 20. Наполняемость классов в лицее - 20 человек. При
 проведении занятий практического характера класс делится на
 две подгруппы в соответствии с учебным планом.

 21. Обязательные учебные занятия дополняются
 самостоятельной работой учащихся. Учащиеся лицея
 привлекаются к научно-исследовательской работе,
 научно-техническому, художественному творчеству, другим
 видам творческой деятельности с учетом их индивидуальности,
 выбора и склонностей.

 22. Внеучебная деятельность учащихся осуществляется в
 различных студиях, кружках, научных, спортивных и других
 объединениях, создаваемых в лицее. Численность
 руководителей и работников этих формирований определяется
 штатным расписанием лицея.

 23. Лицей использует учебники школ, учебную и
 методическую литературу для высших учебных заведений,
 учебные пособия и литературу по выбору преподавателей и
 учащихся.

 24. Перевод учащихся из одного класса в другой
 осуществляется по итогам учебного года: по результатам
 контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, годовых оценок за
 год по предметам переводных экзаменов. Выпускные экзамены
 проводятся по окончании лицея в порядке, установленном
 Министерством образования.

 25. Учащиеся, не успевающие по профилирующим дисциплинам
 (предметам), отчисляются из лицея и переводятся в среднюю
 школу. Они могут поступать в другие учебные заведения или
 трудоустраиваться в соответствии с действующим
 законодательством.

 26. В целях психолого-педагогического обеспечения
 обучения в лицее создается психолого-педагогическая служба,
 включающая психологов и социологов.

 III. Правовое положение, финансовое и материально-
 техническое обеспечение.

 27.Лицей является юридическим лицом, имеет расчетный и
 иные счета в учреждениях банков, открываемые в
 установленном порядке.

 28. Высшим органом управления лицея является совет.
 Непосредственное руководство деятельностью лицея
 осуществляет директор, который назначается на контрактной
 основе органом управления образованием, в подчинении
 которого находится лицей.

 29. Лицей имеет штатное расписание, утверждаемое
 директором лицея в пределах выделенного в установленном
 порядке фонда заработной платы.

 30. Педагогический коллектив лицея формируется на
 конкурсной основе через контрактную форму.

 31. Для создания необходимой учебно-материальной базы
 лицея, качественной организации учебно-воспитательного
 процесса размеры государственного бюджетного финансирования
 и материально-технического обеспечения его определяются в
 приоритетном порядке Министерством образования,
 соответствующими исполкомами Советов народных депутатов с
 учетом задач, решаемых лицеем.

 32. На премирование работников лицея и установление им
 надбавок за высокие творческие и производственные
 достижения в работе и за выполнение особо важных (срочных)
 работ на срок их проведения предусматривается использование
 до 20 процентов планового фонда заработной платы.

 33. Для работы в лицее могут привлекаться работники
 образования, науки, культуры и производства на условиях
 почасовой оплаты и совместительства. По решению
 администрации высшего учебного заведения к учебной работе в
 лицее могут привлекаться научно-педагогические работники
 высшего учебного заведения с включением учебной нагрузки по
 лицею в нагрузку по основному месту работы.

 34. При лицее может создаваться интернат.

 35. Библиотечный фонд лицея комплектуется учебной,
 методической, справочной, научной, специальной,
 художественной и другой литературой по нормативам библиотек
 высших учебных заведений.

 36. Учащиеся и работники лицея имеют право пользоваться
 библиотекой, спортивными и культурными объектами высшего
 учебного заведения.

 37. Лицей может принимать самостоятельное участие в
 республиканских, международных мероприятиях, касающихся
 образования, воспитания и науки, заключать соответствующие
 договоры и соглашения с учреждениями и организациями.

 38. На основании настоящего Положения каждый лицей
 разрабатывает устав, который утверждается органом, в
 подчинении которого он находится, и регистрируется
 Министерством образования.
 ___________________________________________________________

 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь
 от 15 июля 1992 г. N 433

 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о высшем профессиональном училище

 I. Общие положения

 1. Высшее профессиональное училище (ВПУ) является учебным
заведением в системе непрерывного профессионального образования и
обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование,
интегрированное со средним специальным.

 2. Высшее профессиональное училище осуществляет:

 2.1. подготовку квалифицированных рабочих;

 2.2. подготовку квалифицированных рабочих по сложным и
совмещенным профессиям широкого профиля со средним образованием;

 2.3. подготовку квалифицированных рабочих по сложным и
совмещенным профессиям широкого профиля с углубленным
профессионально-техническим образованием, включающим дисциплины,
изучаемые по программам средних специальных учебных заведений;

 2.4. подготовку специалистов со средним специальным
образованием;

 2.5. повышение квалификации и переподготовку рабочих и
специалистов;

 2.6. разработку и экспериментальную проверку нового содержания,
форм и методов профессиональной подготовки с учетом достижений
производства, науки и техники, национально-культурных традиций
республики, зарубежного опыта.

 3. Высшее профессиональное училище может быть республиканского
или областного (минского городского) подчинения. Высшее
профессиональное училище республиканского подчинения открывается,
реорганизуется и ликвидируется Министерством образования, а высшее
профессиональное училище областного (минского городского) подчинения
- в порядке, установленном соответствующим местным Советом народных
депутатов.

 4. Обучающиеся в высшем профессиональном училище именуются
учащимися. Каждому учащемуся выдаются билет учащегося и книжка
успеваемости.

 5. В высшем профессиональном училище проводится
учебно-воспитательная, научно-методическая,
экспериментально-исследовательская, производственная и иная
деятельность, необходимая для реализации его задач.

 6. Условия приема в высшее профессиональное училище, проведения
конкурса и состав приемной комиссии определяются высшим
профессиональным училищем на основе государственных требований к
образованию и настоящего Положения. Взаимоотношения по вопросу
подготовки кадров между высшим профессиональным училищем и
предприятиями, организациями, учебными заведениями регулируются
договорами, заключаемыми в установленном порядке.

 7. Выпускникам высшего профессионального училища, получившим в
этих училищах или до поступления в них общее среднее образование,
решением Государственной квалификационной комиссии присваивается
соответствующая квалификация рабочего, а получившим среднее
специальное образование - квалификация специалиста среднего звена с
выдачей соответствующих дипломов.
 Выпускникам, получившим оценки "хорошо" не более чем по 25
процентам учебных предметов и оценки "отлично" по остальным (для
получающих квалификацию рабочего - и по производственному обучению),
сдавшим выпускные экзамены, защитившим дипломный проект (дипломную
работу) на "отлично", выдается диплом с отличием.
 Лицам, не имеющим общего среднего (среднего специального)
образования и получившим квалификацию рабочего, выдается аттестат
установленного образца.

 II. Структура высшего профессионального училища,
 организация учебно-воспитательного процесса

 8. Структура высшего профессионального училища включает:
отделения, филиалы, учебно-консультационные пункты, специальные
отделения повышения квалификации и переподготовки, методические,
учебно-производственные и другие подразделения, необходимые для
осуществления его задач.
 Структура высшего профессионального училища формируется им
самостоятельно.

 9. Высшее профессиональное училище может функционировать в
составе учебного (учебно-производственного) комплекса (объединения),
регионального центра профессионального образования, включающих на
договорной основе различные типы учебных заведений, предприятий и
организаций.

 10. Высшее профессиональное училище осуществляет свою
деятельность на основе учебных планов, утверждаемых Министерством
образования и обеспечивающих углубленную общетехническую и
специальную подготовку, соответствующее практическое и
производственное обучение по конкретной профессии, специальности.

 11. Учащимся высшего профессионального училища предоставляется
возможность выбора факультативных и дополнительных занятий,
углубленного изучения отдельных предметов.

 12. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
в высшем профессиональном училище осуществляются по дневной и
вечерней (сменной) формам обучения.

 13. Производственная практика учащихся высшего
профессионального училища организуется в соответствии с положениями
о производственной практике учащихся профессионально-технических и
средних специальных учебных заведений.

 14. В высшем профессиональном училище устанавливаются следующие
виды учебных занятий: лекции (уроки), практические, семинарские,
лабораторные занятия, производственное обучение (практика), курсовое
и дипломное проектирование (работы), консультации и иные виды
занятий. Успеваемость учащихся определяется следующими оценками:
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", а
также "зачет", "незачет".

 15. Начало и окончание учебного года, сроки проведения
экзаменов и каникул, формы контроля знаний и завершения обучения,
виды учебных занятий в высшем профессиональном училище определяются
учебными планами. Для отдельных категорий учащихся начало занятий
устанавливается по мере укомплектования учебных групп в сроки,
определенные договорами с предприятиями, службами занятости.

 16. Численность учащихся учебной группы в высшем
профессионально-техническом училище устанавливается:
 при подготовке квалифицированных рабочих - 25-30 человек;
 при подготовке специалистов (в отдельных группах) - 15-20
человек;
 при проведении факультативных и дополнительных занятий - 12-15
человек.
 При проведении занятий по иностранному языку, родному языку и
литературе в училищах, где обучение ведется на русском языке, по
русскому языку и литературе, где обучение ведется не на русском
языке, лабораторно-практических занятий, при изучении ряда
художественных предметов производится деление групп на 2 подгруппы.
 Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в
группах из 12-15 человек.
 Занятия по физическому воспитанию проводятся раздельно для
юношей и девушек при наличии в группе не менее 25 человек, из
которых не менее 8 человек одного пола.
 При проведении занятий по плаванию численность групп не должна
превышать 12-15 человек.

 III. Правовое положение,
 финансовое и материально-техническое обеспечение

 17. Высшее профессиональное училище является юридическим лицом,
имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, открываемые в
установленном порядке.

 18. Высшим органом управления высшим профессиональным училищем
является совет. Непосредственное руководство деятельностью училища
осуществляет директор, который назначается на контрактной основе
органом управления образованием, в ведении которого находится высшее
профессиональное училище.

 19. Высшее профессиональное училище имеет штатное расписание,
утверждаемое директором училища в пределах выделенного в
установленном порядке фонда заработной платы.

 20. Учащиеся высшего профессионального училища в установленном
порядке обеспечиваются стипендией, обмундированием, питанием,
общежитием: при подготовке квалифицированных рабочих - по нормам
профессионально-технических училищ, специалистов - по нормам средних
специальных учебных заведений. Учащиеся высшего профессионального
училища обеспечиваются общежитием бесплатно. Высшее профессиональное
училище имеет право устанавливать надбавки к стипендиям за счет
собственных средств.

 21. Комплектование высшего профессионального училища
руководящими и инженерно-педагогическими кадрами осуществляется на
конкурсной основе через контрактную форму. Высшее профессиональное
училище может в установленном порядке привлекать к работе в училище
преподавателей высших и средних специальных учебных заведений,
работников науки, образования, производства и культуры на условиях
совместительства, почасовой оплаты.

 22. Финансирование деятельности высшего профессионального
училища осуществляется за счет бюджетных ассигнований, средств
заказчика кадров по договорам, кредитов банка, собственных средств,
добровольных взносов предприятий, организаций и отдельных лиц,
других источников.

 23. Для создания необходимой учебно-материальной базы высшего
профессионального училища, качественной организации
учебно-воспитательного процесса размеры государственного бюджетного
финансирования и материально-технического обеспечения его
определяются в приоритетном порядке Министерством образования,
исполкомами областных (Минского городского) Советов народных
депутатов.

 24. На премирование работников высшего профессионального
училища и установлением им надбавок за высокие творческие и
производственные достижения в работе и за выполнение особо важных
(срочных) работ на срок их проведения предусматривается
использование 15 процентов планового фонда заработной платы.

 25. Высшее профессиональное училище имеет право разрабатывать и
издавать тексты лекций, учебные пособия по предметам,
учебно-методическую литературу для учащихся и работников.

 26. Высшее профессиональное училище имеет право в установленном
порядке участвовать в международном сотрудничестве по проблемам
образования, подготовки специалистов, устанавливать прямые связи с
иностранными учреждениями и организациями.

 27. На основании настоящего Положения высшее профессиональное
училище разрабатывает устав, который утверждается органом, в
подчинении которого находится училище, и регистрируется
Министерством образования.


 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь
 от 15 июля 1992 г. N 433

 ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о колледже

 I. Общие положения

 1. Колледж является учебным заведением в системе непрерывного
профессионального образования, обеспечивающим углубленное среднее
специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

 2. Главные задачи колледжа:
 удовлетворение потребностей личности в приобретении
специального образования и квалификации в избранной области
профессиональной деятельности с учетом национально-культурных
традиций республики и международного уровня образования;
 подготовка специалистов со средним специальным образованием по
сложным специальностям и профессиям;
 повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего
звена по новым направлениям развития производства, техники,
технологии и социально-культурной сферы.

 3. Колледж может иметь один или несколько смежных профилей,
ориентированных на конкретную область профессиональной деятельности.

 4. Подготовка кадров в колледже может осуществляться по двум
уровням:
 первый - подготовка специалистов со средним специальным
образованием;
 второй - подготовка специалистов с углубленным средним
специальным образованием, включающим дисциплины, изучаемые по
учебным планам и программам высших учебных заведений.

 5. Подготовка специалистов в колледже осуществляется из числа
лиц, имеющих образование в объеме базовой или средней школы.

 6. Прием в колледж производится на конкурсной основе. Лица,
обучающиеся в колледже, именуются учащимися. Каждому учащемуся
выдаются билет учащегося и книжка успеваемости.

 7. Обучение в колледже осуществляется по дневной, вечерней и
заочной формам. Успеваемость учащихся определяется оценками
"отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", а
также "зачет", "незачет".

 8. Наряду с учебной работой колледж может осуществлять
производственную, экспериментально-конструкторскую и иную
деятельность в соответствии с задачами по подготовке специалистов.

 9. Выпускникам колледжа, успешно выдержавшим государственные
экзамены, защитившим дипломные проекты (работы), выдается диплом с
присвоением соответствующей квалификации.
 Выпускникам, получившим оценки "хорошо" не более чем по 25
процентам учебных предметов, оценки "отлично" по остальным и сдавшим
государственные экзамены, защитившим дипломный проект (работу) на
"отлично", выдается диплом с отличием.

 10. Лицам, окончившим колледж по второму уровню и поступившим в
высшие учебные заведения на соответствующие или родственные
специальности, создаются условия для обучения в сокращенные сроки.

 11. Колледж может быть республиканского или областного
(минского городского) подчинения. Колледж республиканского
подчинения открывается, реорганизуется и ликвидируется Министерством
образования, другими министерствами, ведомствами, а колледж
областного (минского городского) подчинения - в порядке,
установленном соответствующим местным Советом народных депутатов.

 II. Структура колледжа,
 организация учебно-воспитательного процесса

 12. Структура колледжа формируется им самостоятельно, исходя из
конкретных целей и задач. Она включает отделения, филиалы,
учебно-консультационные пункты, специальные отделения повышения
квалификации и переподготовки, подготовительные курсы, лаборатории,
кабинеты, методические, учебно-производственные и другие
подразделения.

 13. Колледж имеет право участвовать в создании
учебно-научно-производственных, учебно-производственных комплексов и
иных форм совместной деятельности.

 14. Колледж осуществляет свою деятельность на основе учебных
планов, обеспечивающих углубленную общенаучную и специальную
подготовку, соответствующее практическое и производственное
обучение. Наряду с основными предметами в учебные планы вводятся
факультативы, дисциплины по выбору, самостоятельная работа,
обеспечивающие дифференциацию обучения, разностороннее развитие и
специальную подготовку учащихся.

 15. В колледже устанавливаются следующие виды учебных занятий:
лекции (уроки), практические, семинарские, лабораторные занятия,
производственное обучение (практика), курсовое и дипломное
проектирование (работы), консультации, а также формы контроля:
экзамены, зачеты, коллоквиумы, контрольные работы и прочие. Их
объем, соотношение, а также сроки проведения экзаменационных сессий
и каникул определяются учебными планами.

 16. Численность учебной группы в колледже устанавливается 25-30
человек.

 17. При проведении лабораторных, практических и семинарских
занятий, занятий по физическому воспитанию, иностранному языку и
информатике, а также курсового проектирования, производственного
обучения в мастерских и других занятий практического характера в
соответствии с учебным планом учебная группа делится на подгруппы.

 18. Учащиеся, обучающиеся по дневной форме, обеспечиваются
стипендией в размерах, установленных для средних специальных учебных
заведений. Обучающимся без отрыва от производства предоставляются
льготы в соответствии с законодательством.

 19. Колледж использует учебники средних школ, средних
специальных и высших учебных заведений, учебные пособия и литературу
по выбору преподавателей и учащихся. Коллектив колледжа имеет право
разрабатывать и издавать тексты лекций, учебные пособия по
специальным предметам, учебно-методическую литературу.

 20. Внеучебная деятельность учащихся колледжа осуществляется в
различных кружках, студиях, клубах, научно-технических, спортивных и
других объединениях, направленных на разностороннее развитие
личности.

 21. Колледж разрабатывает новое содержание среднего
специального образования и формы его реализации на принципах
непрерывности и интеграции с общим средним и высшим образованием. В
этих целях в колледже проводится научно-методическая и
экспериментальная работа с привлечением в установленном порядке
научно-педагогических работников высших учебных заведений,
специалистов производства, научных учреждений, преподавателей
средних специальных учебных заведений, профессионально-технических
училищ, учителей школ.

 22. В целях совершенствования учебно-воспитательного процесса в
колледже создается методический совет, предметные (цикловые)
комиссии.

 III. Правовой статус,
 финансовое и материально-техническое обеспечение

 23. Колледж является юридическим лицом, имеет расчетный и иные
счета в учреждениях банков, открываемые в установленном порядке.

 24. Высшим органом управления колледжем является совет.
Непосредственное руководство деятельностью колледжа осуществляет
директор, который назначается на контрактной основе органом
управления образованием, в ведении которого находится колледж.

 25. Колледж имеет штатное расписание, утверждаемое директором в
пределах выделенного фонда заработной платы.

 26. Педагогический коллектив колледжа формируется на конкурсной
основе через контрактную форму.

 27. Для создания необходимой учебно-материальной базы колледжа,
качественной организации учебно-воспитательного процесса размеры
государственного бюджетного финансирования и
материально-технического обеспечения его определяются в приоритетном
порядке Министерством образования или министерством, ведомством, в
подчинении которого находится колледж, исполкомами областных
(Минского городского) Советов народных депутатов.

 28. На премирование работников колледжа и установление им
надбавок за высокие творческие и производственные достижения в
работе и за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их
проведения предусматривается использование 15 процентов планового
фонда заработной платы.

 29. Колледж имеет право в установленном порядке участвовать в
международном сотрудничестве по проблемам образования,
совершенствования подготовки специалистов, устанавливать прямые
связи с иностранными учреждениями и организациями.

 30. На основании настоящего Положения колледж разрабатывает
устав, который утверждается органом, в подчинении которого он
находится, и регистрируется Министерством образования.
 ___________________________________________________________