ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
             КОМИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ЭКОЛОГИИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               Совета Министров Республики Беларусь
                    от 18 октября 1993 г. N 707
         (СП Республики Беларусь, 1993 г., N 30, ст.577)

===

         ___________________________________________________________
         Постановление   утратило   силу   постановлением   Кабинета
         Министров  Республики Беларусь  от 2  февраля 1996  г. N 81
         (Собрание   указов  Президента   и  постановлений  Кабинета
         Министров  Республики  Беларусь,  1996  г.,  N  4,  ст. 98)
         <M29600081> 

 _
     Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о  Государственном  комитете
Республики Беларусь по экологии.

     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров БССР
от  28  марта  1961  г.  N   172   "Об   утверждении   Положения   о
Государственном  комитете  Белорусской  ССР  по  охране природы" (СЗ
БССР, 1961 г., N 11, ст.99).


 Председатель Совета Министров
 Республики Беларусь                                         В.Кебич

 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь                               Н.Кавко


                                  УТВЕРЖДЕНО
                                  постановлением Совета Министров
                                  Республики Беларусь от 18 октября
                                  1993 г. N 707

 ПОЛОЖЕНИЕ

 о Государственном комитете
 Республики Беларусь по экологии

     1. Государственный  комитет  Республики  Беларусь  по  экологии
(Госкомэкологии) является республиканским  органом  государственного
управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

     2. Госкомэкологии    в   своей   деятельности   руководствуется
действующим законодательством и настоящим Положением.

     3. В систему Госкомэкологии входят:
     областные и Минский городской комитеты по экологии,  районные и
городские инспекции по экологии;
     научно-исследовательские учреждения, организации и предприятия.

     4. Главными задачами Госкомэкологии являются:
     осуществление государственного  контроля   в   области   охраны
окружающей среды;
     координация деятельности      министерств,      государственных
комитетов,   ведомств,   исполнительных  комитетов  местных  Советов
народных депутатов,  субъектов хозяйствования,  иных  организаций  и
учреждений  по  охране,  использованию  и  воспроизводству природных
ресурсов;
     подготовка предложений  по  созданию  экономических  и правовых
механизмов  обеспечения  охраны  окружающей  среды  и  рационального
использования      природных     ресурсов,     проведение     единой
научно-технической политики в этой области;
     проведение государственной экологический экспертизы;
     обеспечение населения  объективной  информацией   о   состоянии
окружающей   среды,  организация  пропаганды  экологических  знаний,
взаимодействие   с   государственными   органами   и   общественными
организациями в вопросах экологического образования и воспитания;
     развитие международного сотрудничества,  изучение,  обобщение и
распространение  опыта  других  стран  в  области  охраны окружающей
среды.

     5. Госкомэкологии  в  соответствии  с  возложенными   на   него
главными задачами:
     готовит предложения по  основным  направлениям  государственной
политики   в   области   охраны  окружающей  среды  и  рационального
использования природных ресурсов;
     подготавливает  и  вносит  в   установленном  порядке  в  Совет
Министров  Республики   Беларусь  предложения  по   вопросам  охраны
окружающей  среды и  рационального использования  природных ресурсов
для включения  их в проекты  долгосрочных прогнозов и  экономических
программ;
     обеспечивает научно-методическое  руководство   и   организацию
разработки  республиканских комплексных схем охраны окружающей среды
и рационального использования природных ресурсов;
     разрабатывает и  представляет  для  утверждения в установленном
порядке проекты стандартов,  нормативно-правовых и  других  актов  в
области   охраны  окружающей  среды  и  рационального  использования
природных ресурсов;
     организует национальную  систему  мониторинга окружающей среды,
учет и оценку природных  ресурсов;  формирует  республиканский  банк
данных  о  состоянии  окружающей среды,  источниках ее загрязнения и
истощения;    ведет    совместно    с    другими     министерствами,
государственными  комитетами,  ведомствами,  Академией наук Беларуси
государственные   кадастры   водных   ресурсов,   торфяного   фонда,
атмосферного  воздуха,  отходов,  животного и растительного мира,  а
также  Красную  книгу  Республики   Беларусь;   организует   ведение
заповедного дела;
     рассматривает материалы о предоставлении недр в пользование для
проведения  геологоразведочных  работ,  утверждает  запасы  торфа  и
сапропеля;
     выдает и  аннулирует  разрешения на захоронение (складирование)
промышленных,   коммунально-бытовых   и   иных   отходов,    бурение
артезианских   скважин,  выбросы  (сбросы)  загрязняющих  веществ  в
окружающую среду,  специальное использование природных  ресурсов,  а
также  в  установленном порядке специальные разрешения (лицензии) на
занятие отдельными видами деятельности в области  охраны  окружающей
среды и использования природных ресурсов;
     рассматривает материалы  предварительного   согласования   мест
размещения    народнохозяйственных    объектов   и   ходатайства   о
предоставлении земельных участков; согласовывает расчетную лесосеку,
выдачу  лицензий  в  соответствии  с  законодательством  на вывоз за
пределы республики природных ресурсов;
     осуществляет контроль     за     деятельностью     министерств,
государственных комитетов,  ведомств, субъектов хозяйствования, иных
организаций  и  учреждений  в  области  охраны  окружающей  среды  и
рационального использования  природных  ресурсов  (в  том  числе  за
выполнением   обязательств   Республики  Беларусь  по  международным
соглашениям),  за реализацией заданий по  охране  окружающей  среды,
рациональному  использованию  и  воспроизводству природных ресурсов,
предусмотренных   в   экономических   программах   Правительства   и
государственных   экологических  программах,  по  вводу  в  действие
природоохранных объектов,  а также  контроль  за  соблюдением  всеми
юридическими  и  физическими  лицами  действующего законодательства,
стандартов, норм и правил в области охраны окружающей среды;
     обеспечивает государственный   контроль   за  соблюдением  норм
экологической  безопасности,  ведением   охотничьего   хозяйства   и
заповедного    дела,   а   также   наряду   с   другими   специально
уполномоченными  на  то  государственными   органами   контроль   за
использованием  и  охраной  недр,  поверхностных  и  подземных  вод,
атмосферного воздуха,  растительного и животного мира (в  том  числе
рыбных запасов);
     проводит государственную  экологическую  экспертизу  и   выдает
заключения   о   соответствии   планируемой   хозяйственной  и  иной
деятельности    требованиям    природоохранного    законодательства,
экологическим  нормам,  правилам  и  стандартам,  определяет порядок
представления,  объем  и  состав   документации,   направляемой   на
государственную  экологическую экспертизу,  а также порядок создания
экспертных комиссий и привлечения в них внештатных экспертов;
     издает литературу,     компьютерные    программы    и    другие
информационные материалы,  периодические издания по  природоохранной
тематике;
     участвует по поручению Правительства в разработке,  подписании,
а  также  подготовке к ратификации международных договоров в области
охраны окружающей среды.

     6. Госкомэкологии в пределах своей компетенции и в соответствии
с законодательством:
     издает постановления  и  приказы,  принимает  решения  и   дает
указания   совместно   или   по   согласованию   с   министерствами,
государственными  комитетами   и   ведомствами,   обязательные   для
исполнения всеми юридическими и физическими лицами.
     Решения Госкомэкологии могут быть  обжалованы  в  установленном
порядке;
     организует сеть внештатных инспекторов по экологии;
     распределяет выделенные   лимиты   государственных  капитальных
вложений,  устанавливает  подведомственным  научно-исследовательским
учреждениям, организациям и предприятиям основные планово-финансовые
показатели;
     проводит государственную  кадровую  политику,  направленную  на
комплектование центрального аппарата и специализированных  инспекций
Комитета,  подведомственных ему научно-исследовательских учреждений,
организаций и  предприятий  высококвалифицированными  специалистами,
обеспечивает их подбор и расстановку, формирует руководящий кадровый
состав  системы  и  его  резерв,   организует   отраслевую   систему
непрерывного обучения кадров и подготовку научных работников;
     предъявляет иски физическим и юридическим лицам  (в  том  числе
иностранным) о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения
природоохранного законодательства;
     создает научно-технические советы, экспертные группы и комиссии
для разработки и экспертизы  отдельных  проблем  и  вопросов  охраны
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
     получает безвозмездно    от    министерств,     государственных
комитетов,   ведомств,   субъектов   хозяйствования   статистическую
отчетность,  другие сведения  и  документы  о  состоянии  окружающей
среды,   использовании   и   воспроизводстве   природных   ресурсов,
выполнении заданий по охране природы,  а также срочную информацию об
аварийных ситуациях;
     финансирует важнейшие       экологические       научные       и
научно-технические программы;
     вносит представления:
     в Совет    Министров    Республики    Беларусь    о   наложении
дисциплинарных взысканий на руководящих  работников  государственных
предприятий,  организаций  и учреждений вплоть до освобождения их от
занимаемой должности;
     в исполкомы  местных  Советов народных депутатов о приостановке
действия решений,  нарушающих законодательство об охране  окружающей
среды;
     утверждает:
     совместно с  другими  уполномоченными  на  то  государственными
органами нормативы,  правила,  методические документы по  расчету  и
контролю  антропогенных  нагрузок  на  окружающую  среду,  добыче  и
использованию природных ресурсов,  выбросам (сбросам)  и  размещению
вредных  веществ,  расчету  сумм,  подлежащих взысканию в возмещение
вреда,  причиненного   в   результате   нарушения   природоохранного
законодательства;
     нормы экологической безопасности;
     совместно с   органами   государственного  санитарного  надзора
нормативы качества окружающей среды;
     положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных
разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов  деятельности
в  области  охраны  окружающей  среды  и рационального использования
природных ресурсов;
     порядок выдачи разрешений на добычу,  сбор редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных и растений,  вывоза и  ввоза
их;
     правила ведения   государственного   учета   животных   и    их
использования,  учета  использования  вод,  ведения  государственных
кадастров  водных  ресурсов,   животного   и   растительного   мира,
атмосферного воздуха, торфяного фонда, отходов;
     порядок выдачи  и  аннулирования  разрешений   на   захоронение
(складирование)  промышленных,  коммунально-бытовых  и иных отходов,
выбросы  (сбросы)  загрязняющих  веществ  в  окружающую  среду,   на
специальное   пользование  природными  ресурсами  в  соответствии  с
законодательством, а также порядок получения экспертных заключений;
     положения об   областных   и  Минском  городском  комитетах  по
экологии, районных и городских инспекциях по экологии;
     список редких  и  находящихся  под  угрозой  исчезновения видов
животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь;
     территориальные комплексные  схемы  охраны  окружающей  среды и
рационального   использования   природных   ресурсов   межобластного
значения.

     7. Должностные  лица органов системы Госкомэкологии имеют право
в пределах своей компетенции:
     при предъявлении   служебного   удостоверения  беспрепятственно
посещать в любое время суток предприятия,  организации и учреждения,
независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, с
целью проверки соблюдения ими законодательства,  стандартов,  норм и
правил  об  охране  окружающей  среды  и  рациональном использовании
природных ресурсов;
     давать обязательные  для  исполнения  предписания (указания) об
устранении  выявленных  в  ходе  проверок  нарушений,   осуществлять
контроль   за   ходом   строительства   различных   объектов  и  при
невыполнении требований природоохранного законодательства  применять
санкции;
     выдавать заключения по вновь  построенным  (реконструированным)
предприятиям,  производствам,  другим  объектам,  которые могут быть
источниками загрязнения окружающей среды;
     принимать участие  в работе комиссий по приемке мелиорированных
и рекультивированных земель, а также законченных разработкой лесосек
главного пользования;
     участвовать в  ликвидации  аварийных  ситуаций,  которые  могут
привести к экологическим бедствиям;
     запрещать или приостанавливать эксплуатацию транспортных и иных
передвижных средств и установок (в том числе судов и других плавучих
средств),  содержащие  загрязняющих  веществ  в  выбросах  (сбросах)
которых превышает установленные нормативы;
     ограничивать или  приостанавливать  до   устранения   нарушений
проектирование, строительство, реконструкцию или расширение объектов
промышленного  и  иного  назначения,  а  также   проведение   работ,
осуществляемых  с  нарушением законодательства,  стандартов,  норм и
правил об охране окружающей среды;
     ограничивать или  приостанавливать работу промышленных и других
предприятий, нарушающих законодательство, стандарты, нормы и правила
об охране окружающей среды или выпускающих продукцию,  использование
которой приводит к загрязнению окружающей среды;
     составлять протоколы  и  рассматривать дела о правонарушениях в
области  охраны  окружающей  среды  и  рационального   использования
природных ресурсов.
     Порядок предоставления прав должностным лицам  органов  системы
Госкомэкологии  и  государственным  инспекторам по охране окружающей
среды определяется Председателем этого комитета.

     8. Госкомэкологии  возглавляет  Председатель,  назначаемый   на
должность Верховным Советом Республики Беларусь.
     Председатель имеет заместителей,  назначаемых Советом Министров
Республики Беларусь.  Распределение обязанностей между заместителями
Председателя производится Председателем.

     9. Председатель Госкомэкологии:
     руководит деятельностью     Комитета,     несет    персональную
ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций, а
также   за   работу  подведомственных  ему  научно-исследовательских
учреждений, организаций и предприятий;
     устанавливает степень   ответственности   своих   заместителей,
начальников отделов и специализированных  инспекций  за  руководство
отдельными областями деятельности Комитета;
     утверждает структуру  и  численность  работников   центрального
аппарата Комитета в пределах расходов на его содержание;
     назначает на должность и освобождает  от  должности  работников
центрального аппарата и специализированных инспекций Госкомэкологии,
руководителей областных и Минского городского комитетов, городских и
районных      инспекций      по      экологии,      подведомственных
научно-исследовательских  учреждений,  организаций  и   предприятий,
редакторов   периодических   изданий   Комитета   в  соответствии  с
действующим законодательством.

     10. В Госкомэкологии образуется коллегия в составе Председателя
Комитета   (председатель  коллегии),  заместителей  Председателя  по
должности,  а  также  других  руководящих   работников   органов   и
организаций   системы  Госкомэкологии.  Численность  и  персональный
состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
     Решения коллегии,  как  правило,  проводятся  в жизнь приказами
Председателя.  В случае разногласий между Председателем и  коллегией
Председатель  проводит в жизнь свое решение,  докладывая о возникших
разногласиях Совету Министров Республики Беларусь,  а члены коллегии
в  свою  очередь  могут  сообщить  свое  мнение  в  Совет  Министров
Республики Беларусь.

     11. Фонд  оплаты   труда   работников   центрального   аппарата
Госкомэкологии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

     12. Для  финансирования  неотложных природоохранных мероприятий
при  Госкомэкологии  создается  республиканский  внебюджетный   фонд
охраны природы.

     13. Госкомэкологии  является юридическим лицом,  имеет печать с
изображением Государственного герба Республики Беларусь и  со  своим
наименованием. _