ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                    от 21 октября 1993 г. N 721


 Об утверждении Положения о Государственном комитете
 Республики Беларусь по надзору за безопасным
 ведением работ в промышленности и атомной энергетике
 (Госпроматомнадзоре)

===

         ___________________________________________________________
         Постановление   утратило   силу   постановлением   Кабинета
         Министров Республики Беларусь от 13 октября 1995 г.   N 572
         (Собрание   указов  Президента   и  постановлений  Кабинета
         Министров  Республики  Беларусь,  1995  г.,  N  29, ст.715)
         <M29500572> 

 _
     Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о  Государственном  комитете
Республики  Беларусь  по  надзору  за  безопасным  ведением  работ в
промышленности и атомной энергетике (Госпроматомнадзоре).

     2. Организациям   и   предприятиям,   подконтрольным    органам
Госпроматомнадзора:
     принимать в   установленные   сроки    меры    по    выполнению
постановлений   Госпроматомнадзора,   предписаний   его   органов  и
представителей;
     обеспечивать должностных    лиц    органов   Госпроматомнадзора
служебными помещениями,  телефонной связью,  предоставлять транспорт
для  доставки  инспекторов,  вызываемых  для  расследования  аварий,
несчастных случаев и выполнения других  установленных  обязанностей,
снабжать их необходимой спецодеждой и защитными средствами на период
обследования предприятий и объектов.

     3. Исполкомам  местных  Советов  народных  депутатов   выделять
работникам органов Госпроматомнадзора жилую площадь, обеспечивать их
всеми  видами  социально-бытового,  коммунального   и   медицинского
обслуживания, в том числе предоставлять места в детских дошкольных и
оздоровительных учреждениях.

     4. Возложить на Госпроматомнадзор обеспечение работников  этого
Комитета,   выполняющих   обязанности   по   основной  деятельности,
форменной одеждой установленного образца с частичной компенсацией ее
стоимости  за  счет  бюджетных  ассигнований  и средств,  получаемых
Комитетом за оказание платных  услуг  предприятиям,  организациям  и
гражданам.

     5. Признать  утратившими  силу  постановления  Совета Министров
БССР  от  13  июля  1982  г.  N  235  "Об  утверждении  Положения  о
Государственном  комитете  Белорусской  ССР по надзору за безопасным
ведением   работ   в  промышленности и  горному надзору" (СЗ   БССР,
1982  г., N  21, ст.427)  и от  9 июля  1985 г.  N 210 "Об изменении
некоторых постановлений Совета Министров БССР".


 Председатель Совета Министров
 Республики Беларусь                                       В.Кебич

 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь                             Н.Кавко


                                 УТВЕРЖДЕНО
                                 постановлением Совета Министров
                                 Республики Беларусь от 21 октября
                                 1993 г. N 721


 ПОЛОЖЕНИЕ

 о    Государственном   комитете  Республики Беларусь по
 надзору за безопасным ведением работ в промышленности и
 атомной энергетике (Госпроматомнадзоре)

     1. Государственный  комитет  Республики  Беларусь по надзору за
безопасным ведением работ  в  промышленности  и  атомной  энергетике
(Госпроматомнадзор) является органом государственного управления и в
своей деятельности подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

     2. Основной задачей Госпроматомнадзора  является  осуществление
государственного  надзора  на  территории  республики за соблюдением
всеми  юридическими  лицами,  независимо  от  форм  собственности  и
условий  хозяйствования,  а  также  должностными лицами и гражданами
требований  безопасности  на   потенциально   опасных   объектах   и
установленного порядка пользования недрами при:

     2.1. ведении  работ в горнорудной,  нерудной,  горнохимической,
металлургической,    химической,    нефтехимической,    нефте-     и
газодобывающей,  перерабатывающей  промышленности,  на  предприятиях
хлебопродуктов;

     2.2. строительстве и эксплуатации магистральных газо-, нефте- и
продуктопроводов,  систем  и  оборудования газоснабжения в городах и
других населенных пунктах;

     2.3. изготовлении,     транспортировке     и      использовании
радиоактивных веществ,  источников ионизирующего излучения, хранении
и захоронении радиоактивных отходов;

     2.4. проектировании,  строительстве,  эксплуатации и  снятии  с
эксплуатации   радиационных   устройств  и  установок,  использующих
ядерные материалы и источники ионизирующего излучения;

     2.5. использовании радиационно опасных технологий и  проведении
работ  с  применением  источников  ионизирующего излучения,  а также
эксплуатации объектов и установок атомной энергии,  независимо от их
назначения;

     2.6. изготовлении,    устройстве   и   эксплуатации   подъемных
сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов пара и горячей воды;

     2.7. изготовлении,   использовании   и   хранении  промышленных
взрывчатых материалов;

     2.8. ведении  взрывных,  геологоразведочных  и  других   горных
работ;

     2.9. железнодорожных перевозках опасных грузов;

     2.10. создании   и   применении   бурового,  нефтепромыслового,
геологоразведочного,  горношахтного оборудования и  взрывозащищенных
электротехнических   изделий,  к  которым  предъявляются  повышенные
требования по технике безопасности;

     2.11. разработке  месторождений  полезных  ископаемых,  включая
гидроминеральные  ресурсы,  переработке минерального сырья,  а также
использовании отработанных горных выработок и естественных подземных
полостей для размещения в них народнохозяйственных объектов.
     Установление государственного  надзора   за   иными   работами,
объектами  и производствами,  а также его прекращение осуществляется
решением  Совета  Министров  Республики  Беларусь  по  представлению
Госпроматомнадзора.
     Перечень подлежащих   государственному    надзору    конкретных
объектов,  производств,  технологий,  оборудования, систем, изделий,
веществ и этапы их жизненного цикла от создания до списания, включая
работы,    связанные    с   оценкой   их   технического   состояния,
устанавливаются  Госпроматомнадзором  совместно  с  соответствующими
министерствами и ведомствами.
     Обязательной регистрации в органах Госпроматомнадзора  подлежат
все   имеющиеся   и   вновь  создаваемые  на  территории  республики
подконтрольные ему объекты и производства, в том числе принадлежащие
предприятиям с иностранными инвестициями.
     Госпроматомнадзор несет  ответственность   в   соответствии   с
действующим  законодательством  как  за  организацию и осуществление
действенного надзора,  так и за необоснованные требования и действия
должностных  лиц Комитета и его органов,  повлекшие за собой аварии,
травматизм людей или потерю продукции.

     3. Основными функциями Госпроматомнадзора являются:

     3.1. проверка соблюдения требований правил и норм безопасности,
анализ  их  эффективности на установленных этапах работ,  подлежащих
контролю;

     3.2. осуществление  контроля  за  разработкой   и   проведением
мероприятий по предупреждению аварий и производственного травматизма
на поднадзорных объектах,  состоянием и готовностью  военизированных
горноспасательных    частей,    подразделений   противофонтанной   и
газоспасательной служб к  ликвидации  аварий  на  предприятиях  и  в
организациях,    ведением    этими    частями    и   подразделениями
профилактической работы;

     3.3. исполнение функций национального компетентного  органа  по
вопросам ядерной и радиационной безопасности;

     3.4. координация   деятельности   министерств   и  ведомств  по
вопросам   обеспечения   физической   защиты   ядерных   материалов;
реализация   Государственной  системы  учета  ядерных  материалов  и
контроль за их сохранением и использованием;

     3.5. оценка безопасности эксплуатации объектов атомной  энергии
(приборов,  оборудования,  производств,  складов,  хранилищ, которые
содержат  ядерные  материалы,  радиоактивные   вещества,   источники
ионизирующего  излучения)  и  транспортных средств,  используемых на
этих объектах;

     3.6. определение  и  согласование  с  заинтересованными  объема
проводимых  Комитетом  контрольных  работ  на соответствующих этапах
жизненного цикла поднадзорных объектов;

     3.7. участие  в  разработке  научно-технических   программ   по
приоритетным  направлениям  обеспечения  безопасности  производств и
населения,  осуществление контроля за их  реализацией  по  вопросам,
входящим в компетенцию Госпроматомнадзора;

     3.8. осуществление  контроля  за  профессиональной  подготовкой
персонала поднадзорных объектов и производств,  выдача разрешений на
его  подготовку  в  системе профтехобразования и на предприятиях,  а
также   установление   порядка   и   осуществление    контроля    за
своевременностью   проверки   знаний   требований   безопасности   у
специалистов министерств и ведомств,  руководителей  и  специалистов
предприятий  и  организаций;  создание  в  своих органах комиссий по
проверке знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности;

     3.9. определение перечня услуг предприятиям и  организациям,  в
том  числе  предприятиям  с  иностранными инвестициями,  выполняемых
Комитетом за плату;

     3.10. выдача специальных  разрешений  (лицензий)  на  отдельные
виды деятельности в соответствии с действующим законодательством,  а
также  организация  проведения  экспертизы  и  оценки   безопасности
поднадзорных объектов и производств;

     3.11. методическое    руководство    работой    предприятий   и
организаций, эксплуатирующих бытовые газовые установки в жилых домах
и   коммунально-бытовых  предприятиях,  по  проведению  контроля  за
техническим состоянием и обеспечением безопасной  эксплуатации  этих
установок;

     3.12. установление  порядка регистрации поднадзорных объектов и
производств,   осуществление    контроля    за    правильностью    и
своевременностью их технического обслуживания и освидетельствования;

     3.13. осуществление  контроля  за соблюдением порядка отнесения
производств к соответствующим категориям по  ядерной,  радиационной,
взрывной,   взрывопожарной   и   пожарной  опасности,  правильностью
перевода производств из одной категории в другую,  а также  контроля
за   соответствием  применяемого  оборудования  категории  и  группе
взрывоопасных смесей и классу взрывоопасных зон;

     3.14. установление по представлению предприятий соответствующих
категорий   объектов  атомной  энергии,  шахт  (рудников)  по  газу,
отнесение их к опасным по пыли,  внезапным выбросам  пород,  руды  и
газа,  горным ударам и утверждение перевода шахт (рудников) из одной
категории по газу в другую;

     3.15 выдача  разрешений   на   проектирование,   строительство,
эксплуатацию  и  снятие  с  эксплуатации  объектов  атомной энергии,
ускорителей,  гамма-установок, других радиационно опасных объектов и
технологий,   разработку,   изготовление  и  реализацию  радиационно
опасных грузов,  захоронение радиоактивных  отходов  и  эксплуатацию
пунктов  захоронения,  а также осуществление контроля за соблюдением
норм и правил ядерной и  радиационной  безопасности  при  выполнении
этих работ;

     3.16. участие  в  специальных комиссиях по выбору и обоснованию
мест захоронения радиоактивных отходов;

     3.17. выдача   заключений   о   соответствии   принимаемых    в
эксплуатацию  поднадзорных  объектов  требованиям  безопасности  или
участие  в  комиссиях  по   приемке   этих   объектов,   создаваемых
юридическими и физическими лицами;

     3.18. осуществление   надзора  за  обеспечением  рационального,
комплексного использования ресурсов недр при вскрытии  и  разработке
месторождений  полезных ископаемых и переработке минерального сырья,
а также за обеспечением использования отработанных горных  выработок
и естественных подземных полостей в интересах народного хозяйства;

     3.19. регистрация горных отводов, предоставление горных отводов
для    разработки   месторождений    полезных   ископаемых    (кроме
общераспространенных),  выдача  разрешений   на  застройку  площадей
залегания    полезных   ископаемых,    осуществление   контроля   за
правильностью  ведения  геологических   и  маркшейдерских  работ  на
поднадзорных объектах;

     3.20. проверка  правильности  установления  границ  безопасного
ведения  горных  работ  и проведения мероприятий по предупреждению и
устранению вредного влияния горных работ,  прорыва шламов и  воды  в
шахты,  рудники,  горные выработки и естественные подземные полости,
используемые в интересах народного хозяйства;

     3.21. согласование и контроль выполнения планов развития горных
работ, а также планируемых потерь полезных ископаемых;

     3.22. организация  разработки  и  утверждение  в  установленном
порядке требований,  норм и правил  по  безопасному  ведению  работ,
устройству   и   безопасной  эксплуатации  поднадзорных  объектов  и
производств,  рациональному использованию и  охране  недр,  а  также
участие   в  выработке  критериев  и  норм  ядерной  и  радиационной
безопасности;

     3.23. рассмотрение  и  согласование  проектов   государственных
стандартов,      других      нормативно-технических      документов,
разрабатываемых  органами  государственного  управления  республики,
содержащих  требования  по  безопасному ведению работ,  устройству и
эксплуатации поднадзорного оборудования;

     3.24. обобщение практики применения законодательства в  области
безопасного  ведения работ в промышленности,  охраны и использования
недр,  применения  взрывчатых  материалов  в   народном   хозяйстве,
разработка предложений по его совершенствованию;

     3.25. контроль   за   деятельностью   министерств  и  ведомств,
исполкомов Советов народных депутатов  по  вопросам,  относящимся  к
компетенции Комитета;

     3.26. информирование   населения   о   состоянии   безопасности
поднадзорных объектов.

     4. Госкоматомнадзору предоставляется право:

     4.1. проводить в любое время проверку поднадзорных  предприятий
и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции;

     4.2. привлекать   специалистов   соответствующих   министерств,
ведомств и предприятий  (по  согласованию  с  ними)  для  проведения
проверок и экспертизы по вопросам безопасности производства и охраны
недр;

     4.3. вносить в министерства и ведомства  предложения,  отдавать
поднадзорным предприятиям,  управлениям и отделам исполкомов местных
Советов     народных     депутатов,      имеющим      подконтрольные
Госпроматомнадзору  объекты,  гражданам  обязательные для исполнения
указания  об  устранении  выявленных  нарушений  правил  безопасного
ведения   работ,  изготовления,  хранения,  использования,  учета  и
транспортировки  взрывчатых,   ядерных   материалов   и   источников
ионизирующего  излучения,  устройства оборудования,  использования и
охраны недр,  а также об устранении причин и условий,  приводящих  к
таким нарушениям;

     4.4. выдавать   поднадзорным   предприятиям   обязательные  для
исполнения предписания о приостановлении работ,  которые  ведутся  с
нарушением  правил  и норм безопасности,  законодательства об охране
недр, опечатывать объекты и оборудование;

     4.5. изымать разрешения (лицензии) на право ведения работ, если
не  обеспечивается  соблюдение  правил  и  норм  безопасности или не
выполняются предписания Комитета;

     4.6. налагать в установленном порядке штрафы на должностных лиц
и  граждан  за нарушение законодательства о недрах,  норм,  правил и
инструкций по хранению,  использованию и учету  взрывчатых,  ядерных
материалов  и других источников ионизирующего излучения,  а также по
безопасному ведению работ на поднадзорных объектах;

     4.7. вносить   в   установленном   порядке    предложения    об
освобождении  от  занимаемых должностей лиц,  систематически и грубо
нарушающих  законодательство  об  охране  недр,  правила   и   нормы
безопасности, не выполняющих предписания органов Госпроматомнадзора,
не  прошедших  обучение  и   не   сдавших   экзаменов   по   технике
безопасности,  а в необходимых случаях передавать на них материалы в
следственные органы для привлечения к уголовной ответственности;

     4.8. заслушивать по вопросам,  входящим в компетенцию Комитета,
доклады   и   сообщения   представителей   министерств,  ведомств  и
руководителей предприятий;

     4.9. проводить  технические  расследования  или  участвовать  в
технических  расследованиях  обстоятельств и причин аварий,  случаев
производственного травматизма,  хищения и потерь взрывчатых, ядерных
материалов  и  источников  ионизирующего  излучения  на поднадзорных
объектах  и  предприятиях.  Принимать   на   основании   результатов
расследований   по  вопросам,  отнесенным  к  компетенции  Комитета,
обязательные для исполнения решения;

     4.10. требовать в случае необходимости от министерств, ведомств
и  предприятий  предоставления дополнительных гарантий безопасности,
проведения  контрольных   испытаний   оборудования   и   материалов,
контрольных   анализов   рабочей   и   окружающей   среды,  а  также
технического освидетельствования (экспертизы) оборудования, приборов
и систем;

     4.11. испрашивать   у   министерств,   ведомств  и  предприятий
сведения о состоянии  безопасности  производств  и  охраны  недр,  о
причинах вывода из строя оборудования, объяснения от должностных лиц
по вопросам,  относящимся к компетенции Комитета, а также информацию
о  планах  и  программах  научно-исследовательских и конструкторских
работ,  государственной и отраслевой стандартизации с представлением
отчетных материалов по ним, технической документации на поднадзорные
объекты и технологические процессы;

     4.12. проверять соблюдение установленного порядка подготовки  и
допуска   специалистов   к   работе   на   поднадзорных  объектах  и
предприятиях, а также наличия у них соответствующих документов;

     4.13. осуществлять выборочную проверку или участвовать в работе
соответствующих   комиссий   по   проверке  знаний  правил,  норм  и
инструкций по технике безопасности и охране недр у  руководителей  и
специалистов поднадзорных объектов и предприятий, принимать экзамены
с выдачей удостоверений на право обслуживания поднадзорных  объектов
у  лиц,  подготовляемых  для  этих  целей,  а также для производства
взрывных и  других  работ  повышенной  опасности  в  соответствии  с
перечнем,     утверждаемым    Госпроматомнадзором.    Изымать    эти
удостоверения  у  указанных  лиц  в  случаях  выявления  их   слабой
подготовки  или  допущения  ими  грубых  нарушений  правил,  норм  и
инструкций по технике безопасности;

     4.14. проверять   выполнение   требований   по   предотвращению
проникновения в горные выработки, на земную поверхность, в атмосферу
и в водные объекты радиоактивных материалов,  нефтепродуктов, газа и
иных  сбрасываемых  в недра или захороненных в них вредных веществ и
отходов производства;

     4.15. прекращать самовольное пользование недрами и  самовольную
застройку   площадей   залегания   полезных   ископаемых,   а  также
ограничивать,  приостанавливать или запрещать сброс в недра  сточных
вод,  захоронение вредных веществ,  отходов производства,  подземное
хранение  веществ  и  материалов  в  случаях  нарушения   требований
законодательства о недрах;

     4.16. запрещать    предприятиям    и    организациям   отгрузку
поднадзорных  изделий  и  продукции  при   несоблюдении   требований
безопасности;

     4.17. принимать  окончательные  решения  в  случаях разногласий
между  министерствами  или  предприятиями  по  вопросам  обеспечения
безопасности поднадзорных объектов, производств и охраны недр.

     5. Права,   предусмотренные  пунктом  4  настоящего  Положения,
предоставляются должностным  лицам,  включая  инспекторский  состав,
органов    Госпроматомнадзора    в    объемах,    определяемых   его
Председателем.

     6. Госпроматомнадзор  в  пределах  своей   компетенции   и   на
основании   действующего   законодательства  утверждает  нормативные
документы,  издает  постановления,  приказы,  инструкции  и   отдает
указания,  которые являются обязательными для министерств, ведомств,
других   органов   государственного   управления,   всех   субъектов
хозяйствования, независимо от их ведомственной принадлежности и форм
собственности.
     В необходимых  случаях  Госпроматомнадзор  издает постановления
совместно  или   по   согласованию   с   другими   заинтересованными
министерствами и ведомствами.

     7. Госпроматомнадзор  осуществляет  свою  деятельность в тесном
взаимодействии  с   другими   органами   государственного   надзора,
министерствами   и   ведомствами   республики,   Советом   Федерации
профсоюзов Беларуси,  поддерживает в установленном порядке  связи  с
зарубежными   органами   надзора  за  безопасным  ведением  работ  в
промышленности  и  атомной  энергетике,   командирует   за   границу
специалистов  для  изучения  научно-технического опыта и современных
методов  работы,  заключает  договоры  по   вопросам,   входящим   в
компетенцию Комитета.

     8. Госпроматомнадзор    осуществляет    возложенный   на   него
государственный технический надзор в республике непосредственно  или
через  образуемые  им  в  установленном порядке инспекции,  отделы и
службы.
     Он имеет  право  создавать  специализированные подразделения по
оказанию платных  услуг  предприятиям,  организациям,  в  том  числе
предприятиям с иностранными инвестициями, и гражданам республики.

     9. Госпроматомнадзор  возглавляет Председатель,  назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Верховным Советом  Республики
Беларусь.
     Председатель Госпроматомнадзора  имеет  заместителей,   которые
назначаются  на  должность  и  освобождаются  от  должности  Советом
Министров  Республики   Беларусь   по   представлению   Председателя
Госпроматомнадзора.
     Председатель руководит    деятельностью     комитета,     несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач
и функций,  распределяет  обязанности  между  своими  заместителями,
устанавливает  степень  ответственности  их и начальников инспекций,
отделов  и  служб  за  руководство  отдельными  видами  деятельности
Комитета, работой подведомственных органов, а также:
     утверждает штатное расписание центрального аппарата,  инспекций
и  служб  Комитета  в  пределах выделенных средств на их содержание.
Структура,  численность и фонд оплаты труда работников  центрального
аппарата    Госпроматомнадзора    утверждаются   Советом   Министров
Республики Беларусь;
     распоряжается в    установленном    порядке   частью   средств,
выделяемых системе Комитета из  государственного  бюджета,  а  также
средствами,    поступающими   за   услуги,   оказываемые   Комитетом
предприятиям, организациям и гражданам;
     принимает на   работу,  в  том  числе  на  контрактной  основе,
увольняет  с  работы  руководителей  инспекций  и  отделов,   других
работников;
     входит в местные органы власти и управления с  предложениями  о
создании надлежащих условий и совершенствовании деятельности органов
Госпроматомнадзора, социально-бытовом обеспечении их работников;
     проводит в    жизнь    кадровую   политику,   направленную   на
комплектование  центрального  аппарата  Комитета,  подчиненных   ему
подразделений высококвалифицированными специалистами,  воспитание их
в духе строгого соблюдения законов,  норм профессиональной  этики  и
нравственности;
     утверждает положения   об   отделах   центрального    аппарата,
инспекциях и службах Комитета;
     в установленном    порядке    поощряет    работников    органов
Госпроматомнадзора, награждает их ведомственными нагрудными знаками.

     10. В   Госпроматомнадзоре   образуется   коллегия   в  составе
Председателя   Комитета   (председатель   коллегии),    заместителей
Председателя  по  должности,  а  также других руководящих работников
системы  Госпроматомнадзора.  Члены  коллегии  утверждаются  Советом
Министров Республики Беларусь.

     11. В  Госпроматомнадзоре  образуется  научно-технический совет
для рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции.
     Персональный состав  научно-технического  совета  и положение о
нем утверждаются Председателем Госпроматомнадзора.

     12. Госпроматомнадзор является юридическим лицом,  имеет печать
с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим
наименованием. _