ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               Совета Министров Республики Беларусь
                        от 6 мая 1993 г. N 295
          (СП Республики Беларусь, 1993 г., N 14, ст.245)

===

         ___________________________________________________________
         Постановление   утратило   силу   постановлением   Кабинета
         Министров  Республики Беларусь  от 22  июня 1995  г.  N 318
         (Собрание   указов  Президента   и  постановлений  Кабинета
         Министров  Республики Беларусь,  1995  г.,  N 18,  ст. 412)
         <M29500318> 

  _
         Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить     Положение     о    Министерстве    образования
(прилагается).

     2. Считать  необходимым  иметь   в   Министерстве   образования
коллегию в составе 15 человек.

     3. Признать утратившими силу:

     постановление Совета Министров  БССР от 25 марта 1969  г. N 112
"Об  утверждении   Положения  о  Министерстве   высшего  и  среднего
специального  образования Белорусской ССР" (СЗ  БССР, 1969 г., N 10,
ст.183);

     постановление Совета Министров БССР от 12 июня 1969  г.  N  208
"Об  утверждении  Положения  о  Министерстве образования Белорусской
ССР" (СЗ БССР, 1969 г., N 19, ст.309);

     постановление Совета Министров БССР от 6 ноября 1969 г.  N  371
"Об   утверждении   Положения   о  Государственном  комитете  Совета
Министров   Белорусской    ССР    по    профессионально-техническому
образованию" (СЗ БССР, 1969 г., N 32, ст.495);

     постановление Совета  Министров БССР   от  22 сентября 1970 г.,
N 295 "Вопросы Государственного комитета Совета  Министров  БССР  по
профессионально-техническому образованию" (СЗ БССР,  1970 г.,  N 28,
ст.409);

     постановление Совета Министров БССР от 11 августа 1976 г. N 232
"Об  изменении и признании утратившими силу решений Совета Министров
БССР по вопросам аттестации научных и научно-педагогических  кадров"
(СЗ БССР, 1976 г., N 26, ст.411);

     пункты 1 и 6 (в части количества членов коллегии) постановления
Совета Министров БССР от 19 мая 1988 г.  N  132  "Об  организации  и
структуре управления народным образованием в Белорусской ССР";

     приложение 1  к  постановлению Совета Министров БССР от 10 июня
1988 г.  N 151 "О мерах по реализации генеральной  схемы  управления
народным  хозяйством  Белорусской  ССР"  в  части  количества членов
коллегии Министерства образования;

     постановление Совета Министров Республики Беларусь от  5  марта
1993  г N 129 "О внесении изменения в постановление Совета Министров
БССР от 19 мая 1988 г. N 132" (СП Республики Беларусь, 1993 г., N 7,
ст.114).

 Председатель   Совета  Министров
 Республики Беларусь                           В. Кебич

 Управляющий Делами Совета
 Министров  Республики  Беларусь               Н. Кавко

                                    УТВЕРЖДЕНО
                                    постановлением Совета Министров
                                    Республики Беларусь от 6 мая
                                    1993 г. N 295

 ПОЛОЖЕНИЕ

 о Министерстве образования

     1. Министерство     образования    (Минобразование)    является
республиканским    органом     государственного     управления     и
подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

     2. Главными задачами Минобразования являются:

     2.1. разработка стратегии развития образования в соответствии с
социально-экономическими   условиями   республики,    прогрессивными
тенденциями   мировой   системы   образования   и   обеспечение   ее
реализации";

     2.2. управление национальной системой образования  в  пределах,
установленных законодательством;

     2.3. проведение  единой  государственной  политики  в   области
общего     среднего,      профессионально-технического,     среднего
специального,  высшего  образования,  дошкольного   и   внешкольного
воспитания  и обучения,  подготовки педагогических кадров,  развития
науки  в  подведомственных  высших  учебных  заведениях,   повышения
квалификации   и   переподготовки   кадров,   аттестации  работников
образования;

     2.4. создание в республике системы непрерывного образования;

     2.5. внесение    предложений    по    формированию    принципов
государственной    политики    в    области     финансирования     и
материально-технического     обеспечения     системы    образования,
обеспечение рационального использования  финансовых  и  материальных
ресурсов, выделяемых государством на его развитие;

     2.6. организация  работы  по  разработке  и   совершенствованию
содержания   образования   для   всех   типов   учебных   заведений,
распространению педагогических знаний,  прогрессивных форм и методов
обучения и воспитания;

     2.7. учебно-методическое руководство и координация деятельности
всех  учебных  и  других  учреждений   образования   на   территории
республики, контроль за выполнением ими государственных требований к
образованию;

     2.8. принятие  мер  по  обеспечению  социально-правовой  защиты
учащихся  и  работников  образования,  реализации  прав и выполнению
обязанностей  граждан,  предприятий,  учреждений  и  организаций  в
области образования;

     2.9. анализ   состояния   и   разработка   прогнозов   развития
национальной системы  образования,  его  интеллектуальных  ресурсов,
проведение    экспертизы   государственных,   межгосударственных   и
региональных проектов и программ в области образования;

     2.10. обеспечение  в  пределах  своей   компетенции   интересов
республики в вопросах образования на межгосударственном уровне;

     2.11. проведение кадровой политики в области образования.

     3. Минобразование   в   соответствии  с  возложенными  на  него
главными задачами:

     3.1. разрабатывает    государственные    программы     развития
образования и воспитания и обеспечивает их реализацию;

     3.2. организует  разработку  новых  учебных  планов и программ,
проводит экспертизу учебно-методической документации;

     3.3. анализирует состояние  учебно-воспитательного  процесса  в
учебных  заведениях  всех  типов,  изучает  опыт   зарубежных систем
образования;

     3.4. создает,  реорганизует  и  ликвидирует   в   установленном
порядке    учреждения,   организации   и   предприятия   образования
республиканского   подчинения,   дает   разрешение    на    создание
негосударственных учебно-воспитательных учреждений;

     3.5. аттестует в установленном порядке учебные заведения;

     3.6. проводит    работу    по    совершенствованию   управления
образованием на республиканском и региональном уровнях;

     3.7. подготавливает проекты  законодательных  актов  и  решений
Правительства в области образования;

     3.8. организует    и    координирует    научную    деятельность
подведомственных высших учебных заведений,  научно-исследовательских
организаций,  учреждений  повышения  квалификации  и  переподготовки
кадров;

     3.9. обеспечивает совместно с органами здравоохранения контроль
за  соблюдением  условий и выполнением мероприятий по охране жизни и
укреплению    здоровья    воспитанников,    учащихся,     студентов,
педагогических работников;

     3.1О. разрабатывает  и  реализует  государственные программы по
социально-трудовой реабилитации детей с отклонениями в умственном  и
физическом  развитии,  совместно с заинтересованными министерствами,
ведомствами и организациями решает проблемы сиротства;

     3.11. разрабатывает и совершенствует  нормативы  финансового  и
материально-технического обеспечения учреждений образования;

     3.12. развивает  материально-техническую  базу подведомственных
учреждений   системы   образования,   совершенствует   экономический
механизм  ее развития,  принимает меры по реализации государственной
инвестиционной политики в области образования;

     3.13. организует разработку  схем  размещения  подведомственных
учреждений,  а  также  экспериментальное,  индивидуальное  и типовое
проектирование объектов образования;

     3.14. осуществляет  контроль   за   использованием   финансовых
средств,  материальных ресурсов,  за техническим состоянием основных
фондов  учреждений  и   организаций,   подчиненных   непосредственно
Министерству;

     3.15. разрабатывает   экономические   нормативы   эффективности
хозяйствования   подведомственных   предприятий,    объединений    и
организаций,  проводит  единую  экономическую  политику  в отрасли в
части отработки этих нормативов;

     3.16. регулирует  деятельность   подведомственных   предприятий
посредством заключения контрактов с их руководителями,  утверждения
уставов,   управления   имуществом,    выработки    рекомендательных
нормативов по административно-управленческому персоналу;

     3.17, разрабатывает   и   утверждает   планы  издания  учебной,
учебно-методической и научной литературы  для  системы  образования,
организует   в    установленном   порядке  выпуск  этой  литературы,
присваивает гриф Минобразования учебникам и учебным пособиям;

     3.18. создает  временные  творческие  коллективы  для   решения
перспективных  задач  национальной системы образования и воспитания,
научного обеспечения государственных программ образования;

     3.19. организует     проведение     аттестации     научных    и
научно-педагогических работников;

     3.20. совместно   с   Государственным   комитетом  по  труду  и
социальной защите населения,  государственными  службами  занятости,
центрами профессиональной ориентации молодежи совершенствует систему
профессиональной        ориентации,        организует         выпуск
информационно-справочной  литературы,  обучение  и  переквалификацию
работников, высвобождаемых с производства;

     3.21. обеспечивает проведение единой государственной политики в
области охраны и безопасности труда в системе образования;

     3.22. рассматривает  предложения,  заявления  и жалобы граждан,
принимает   меры   по   ликвидации    выявленных    недостатков    и
совершенствованию деятельности учреждений системы образования;

     3.23. назначает   на   должности  и  освобождает  от  должности
руководителей подведомственных учреждений и организаций;

     3.24. вносит в областные и Минский  городской  Советы  народных
депутатов  предложения  о  кандидатурах  на  должности руководителей
управлений образования соответствующих исполкомов,  а в  необходимых
случаях   -  руководителей  предприятий,  организаций  и  учреждений
образования коммунальной  собственности,  осуществляет  контроль  за
выполнением ими отраслевых нормативных требований.

     3.25. проводит  республиканские  и  международные  конференций,
конгрессы,   симпозиумы,   совещания   и   семинары   по   проблемам
образования;

     3.26. участвует    в  работе  межгосударственных   организаций,
комиссий   и   комитетов,   общественных   объединений  образования,
организует международное сотрудничество в области образования;

     3.27. осуществляет   издательскую    и    иную    хозяйственную
деятельность,  в  том  числе  внешнеэкономическую,  в соответствии с
профилем Министерства и действующим законодательством;

     3.28. в  установленном   порядке   представляет   материалы   о
награждении работников образования и присвоении им почетных званий;

     3.29. взаимодействует      с     государственными     органами,
предприятиями,    учреждениями,     организациями,     общественными
объединениями  при  разработке  и  реализации  важнейших направлений
развития  образования,  а  также  при  решении  вопросов  укрепления
научно-технического и производственного потенциала, создания условий
для эффективного труда и других;

     3.30. в установленном  порядке  создает  за  счет  определенных
источников   централизованные   инвестиционные   фонды,  специальные
отраслевые   и   межотраслевые    фонды    научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  работ  и  освоения  новых  видов  наукоемкой
продукции, другие целевые фонды.

     4. Минобразование  осуществляет  руководство  и   контроль   за
развитием   образования   на   местах  через  областные,   городские
районные,  районные  в  городах  управления  и  отделы   образования
исполкомов   местных   Советов   народных   депутатов,  совместно  с
облисполкомами   и   Минским   горисполкомом   принимает   меры   по
совершенствованию  деятельности  и  развитию  отрасли,  структуры ее
управления в условиях рыночных отношений.

     5. Минобразование возглавляет  Министр,  имеющий  заместителей,
назначаемых Советом Министров Республики Беларусь.

     Министр несет   персональную   ответственность   за  выполнение
возложенных на Министерство задач и функций,  устанавливает  степень
ответственности  заместителей  Министра  и руководителей структурных
подразделений  центрального  аппарата  Министерства  за  руководство
отдельными областями его деятельности.

     6. Министр имеет право:

     6.1. утверждать структуру и численность работников центрального
аппарата Министерства в пределах расходов на их содержание,  штатное
расписание и положения о структурных подразделениях Министерства;

     6.2. принимать  на  работу  сотрудников  центрального  аппарата
Министерства посредством заключения с ними контракта:

     6.3. создавать    в    установленном    порядке    фонды     на
представительские  цели  и  иные  внеплановые  мероприятия  за  счет
средств  от  собственной  деятельности  Министерства  либо  за  счет
бюджетных   ассигнований,   предусмотренных  на  содержание  органов
управления отрасли.

     7. В  Минобразовании  создается  коллегия  в  составе  Министра
(председатель  коллегии),  его  заместителей  по должности,  а также
других руководящих работников центрального аппарата  Министерства  и
подведомственных учреждений и организаций.

     Коллегия Министерства    рассматривает    важнейшие    проблемы
образования,  определяет основные направления его  развития  и  пути
совершенствования,  обсуждает  вопросы  эффективности работы органов
образования,   подведомственных   учреждений,   проекты    важнейших
документов, обобщает передовой опыт, решает другие вопросы.

     Решения коллегии реализуются,  как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит  в
жизнь  свое  решение,  докладывая  о  возникших  разногласиях Совету
Министров Республики Беларусь.  Члены коллегии имеют право  сообщить
свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.

     8. При     Минобразовании     могут     создаваться    научные,
учебно-методические, информационно-аналитические и другие учреждения
и   организации,   имеющие   образовательно-воспитательные   цели  и
взаимодействующие непосредственно с Министерством.

     9. Минобразование    в     своей     работе     руководствуется
законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.

     10. Минобразование в пределах своей компетенции издает приказы,
инструкции и указания на основе и в целях соблюдения действующего на
территории  республики  законодательства,  организует и проверяет их
выполнение.

     Приказы, инструкции   и   указания  Министерства  по  вопросам,
входящим  в  его  компетенцию,  обязательны  для  всех  министерств,
ведомств,   исполкомов   Советов   народных  депутатов,  учреждений,
предприятий, объединений, организаций и физических лиц.

     11. Работники   центрального   аппарата   Минобразования    для
выполнения  возложенных  на  них  задач  имеют право в установленном
порядке получать от министерств, ведомств, учреждений, предприятий и
организаций   необходимые  информационно-аналитические,  отчетные  и
статистические данные.

     12. В  целях  экспертизы   международных,   государственных   и
региональных   программ   развития  образования  при  Минобразовании
создаются экспертные  комиссии,  группы  советников,  консультантов,
осуществляющих свою деятельность на общественных началах.

     13. Минобразование  является юридическим лицом,  имеет печать с
изображением Государственного герба Республики Беларусь и  со  своим
наименованием,  расчетный валютный и другие счета в банках,  которые
открываются в установленном порядке. _