О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И
             ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (РСЧС)

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               Совета Министров Республики Беларусь
                    от 24 февраля 1993 г. N 95
           (СП Республики Беларусь, 1993 г., N 6, ст.84)


         ___________________________________________________________
         Постановление утратило силу постановлением Совета Министров
         Республики   Беларусь  от   10   апреля   2001  г.   N  495
         (Национальный  реестр правовых  актов Республики  Беларусь,
         2001 г., N 40, 5/5713) <C20100495>  _


        [Изменения и дополнения:
            Постановление  Кабинета  Министров от 30 октября 1995 г.
         N 601 (Собрание указов  Президента и постановлений Кабинета
         Министров  Республики  Беларусь,  1995 г.,   N 30,  ст.758)
         <M29500601>]


     В целях своевременного и организованного проведения мероприятий
по    предупреждению    чрезвычайных   ситуаций   экологического   и
техногенного характера,  обеспечения постоянной  готовности  органов
управления   и   сил  к  оперативным  и  эффективным  действиям  при
возникновении аварий,  катастроф, стихийных и экологических бедствий
Совет Министров Республики Беларусь постановляет:

     1. Принять  предложения  Комиссии  Совета  Министров Республики
Беларусь по чрезвычайным ситуациям,  согласованные с облисполкомами,
Минским    горисполкомом,    заинтересованными    министерствами   и
ведомствами,  о создании Республиканской системы по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
     Включить в состав Республиканской системы по  предупреждению  и
действиям в чрезвычайных ситуациях соответствующие территориальные и
отраслевые  подсистемы.  Структуры   этих   подсистем   определяются
облисполкомами, Минским горисполкомом, министерствами, ведомствами и
закрепляются в положениях о подсистемах.

     2. Утвердить прилагаемое Положение о Республиканской системе по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

     3. Возложить:
     3.1. на министерства и ведомства -  функции  по  предупреждению
чрезвычайных  ситуаций  и  действиям  при  их возникновении согласно
приложению 1;
     3.2. на    Штаб    гражданской    обороны   и   Республиканский
научно-учебный и  информационный  центр  по  проблемам  радиационной
безопасности,  энергетики и радиоэкологического образования Академии
управления при Совете Министров Республики Беларусь -  подготовку  и
повышение  квалификации  руководящего  состава  органов  управления,
командно-начальствующего  состава  сил  Республиканской  системы  по
предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях;
     3.3. на Республиканский учебно-методический  центр  гражданской
обороны  -  координацию  подготовки  кадров,  указанных в пункте 3.2
настоящего постановления.
     Подготовку специалистов       аварийно-спасательной      службы
осуществлять на учебно-материальной базе штабов гражданской обороны,
министерств   и   ведомств   республики,  имеющих  в  своем  составе
подразделения аварийно-спасательной службы.

     4. Разрешить  комиссиям  по чрезвычайным ситуациям всех уровней
проводить   по   своему   плану   мероприятия,    направленные    на
предупреждение  возникновения  экстремальных  ситуаций,  а  в период
ликвидации  последствий  аварий,  катастроф  и  стихийных   бедствий
привлекать  для  этих целей необходимые транспортные,  спасательные,
пожарные,  медицинские,  восстановительные,  другие силы и средства,
расположенные    на    их    территории,    а   также   использовать
материально-технические ресурсы, сети связи и информации.

     5. Установить следующие режимы функционирования Республиканской
системы по предупреждению и действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  в
зависимости   от   складывающейся   обстановки:  режим  повседневной
деятельности, режим повышенной готовности и чрезвычайный режим.
     Режим повышенной     готовности     и     чрезвычайный    режим
функционирования  Республиканской  системы   по   предупреждению   и
действиям  в  чрезвычайных  ситуациях вводятся решением Председателя
Совета  Министров  Республики  Беларусь,  а  соответствующие  режимы
территориальных  и  отраслевых  подсистем - председателей исполкомов
местных Советов  народных  депутатов,  руководителей  министерств  и
ведомств по представлениям комиссий по чрезвычайным ситуациям.
     Для органов    управления,    служб,    воинских    частей    и
невоенизированных  формирований гражданской обороны указанные режимы
функционирования в соответствии с  постановлением  Совета  Министров
Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. N 744 "О введении степеней
готовности   сил   и   средств   гражданской    обороны"    вводятся
распоряжениями    председателей    соответствующих    комиссий    по
чрезвычайным ситуациям.

     6. Штабу гражданской обороны совместно с Министерством юстиции,
Госстроем,   Министерством   ресурсов,    Министерством    финансов,
Министерством   внутренних   дел,   Министерством   здравоохранения,
Госэкономпланом и с  участием облисполкомов, Минского  горисполкома,
других  заинтересованных  министерств  и ведомств разработать и до 1
июля 1993 г.  представить  в  Совет  Министров  Республики  Беларусь
проекты   нормативных   документов,   определяющих  правовые  основы
деятельности органов управления и сил  аварийно-спасательной  службы
Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных
ситуациях,  их оснащения,  финансирования и  порядка  привлечения  к
работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

     7. Установить,  что финансирование Республиканской  системы  по
предупреждению  и  действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляются
за  счет   республиканского   страхового   фонда   для   обеспечения
устойчивости   функционирования   экономики   в   случаях  стихийных
бедствий,  аварий и катастроф,  образованного постановлением  Совета
Министров БССР от 24 мая 1990 г. N 127, а также средств объединений,
предприятий и организаций.
     Оплата расходов    организаций,   привлекаемых   к   ликвидации
последствий  чрезвычайных  ситуаций,  производится   за   счет   тех
министерств,  ведомств,  субъектов  хозяйствования,  по вине которых
произошла авария или катастрофа,  а в случае стихийных бедствий - за
счет страхового фонда.

     8. Возложить  на  Академию  наук  Беларуси   функции   головной
организации    по    научному   обеспечению   работ,   связанных   с
функционированием  Республиканской  системы  по   предупреждению   и
действиям в чрезвычайных ситуациях.

     9. Поручить   Штабу   гражданской   обороны   организовать    в
подчиненных     соединениях     и     частях     боевое    дежурство
аварийно-спасательных  подразделений  с  готовностью  выдвижения   в
районы чрезвычайных ситуаций или пункты погрузки не более 1 часа.

     10. Утвердить прилагаемые персональный состав  Комиссии  Совета
Министров  Республики  Беларусь  по  чрезвычайным  ситуациям и схему
управления Республиканской системой по предупреждению и действиям  в
чрезвычайных  ситуациях  и обеспечения ее функционирования,  а также
состав аварийно-спасательных формирований постоянной готовности  для
локализации  и ликвидации последствий аварий,  катастроф и стихийных
бедствий согласно приложению 2.
         ___________________________________________________________
         Пункт  10  утратил  силу  постановлением Кабинета Министров
         Республики Беларусь  от 30 октября 1995  г. N 601, в  части
         персонального состава Комиссии  Совета Министров Республики
         Беларусь по чрезвычайным ситуациям
         ___________________________________________________________

     11. Поручить управлению по ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской АЭС,  экологическим проблемам и чрезвычайным ситуациям
Управления  Делами  Совета Министров Республики Беларусь совместно с
Комитетом по стандартизации,  метрологии и сертификации  при  Совете
Министров  Республики  Беларусь  разработать  и  утвердить понятия и
термины,  используемые в Республиканской системе по предупреждению и
действиям в чрезвычайных ситуациях.

     12. Облисполкомам,  Минскому  горисполкому,   министерствам   и
ведомствам  в  двухмесячный  срок  внести  изменения  и дополнения в
документы,    регламентирующие     состав     и     функционирование
территориальных  и  отраслевых  подсистем  и звеньев Республиканской
системы по предупреждению и действиям в  чрезвычайных  ситуациях,  в
соответствии  с  настоящими  постановлением  и  Положением  об  этой
системе.

     13.  Считать  утратившими  силу  постановления Совета Министров
БССР от 17 января 1990 г. N 13,  от 19 сентября 1990 г. N 233, от 23
мая 1991  г. N 199, от  1 августа 1991 г.  N 301 (СП БССР,  1991 г.,
N 22, ст.  272), постановления Совета  Министров Республики Беларусь
от 24 апреля  1992 г. N 235 (СП Республики  Беларусь, 1992 г., N 12,
ст. 210), от 18 июня 1992 г. N 378 (СП Республики Беларусь, 1992 г.,
N 18, ст. 329).


 Первый заместитель Председателя
 Совета Министров Республики
 Беларусь                                         М.Мясникович

 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь                    Н.Кавко


                             Утверждено
                             постановлением Совета Министров
                             Республики Беларусь от 24 февраля
                             1993 г. N 95

 ПОЛОЖЕНИЕ

 о республиканской системе по предупреждению
 и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)

     1. Настоящее положение определяет основные задачи,  организацию
и порядок функционирования Республиканской системы по предупреждению
и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

     2. РСЧС   предназначена   для   организации   и   осуществления
мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,  а в случае  их
возникновения  - для обеспечения безопасности населения,  уменьшения
ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий.

     3. Основными  задачами РСЧС являются:
     проведение на  территории  республики  единой   государственной
политики,  предусматривающей комплекс организационных, экономических
и правовых мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций
экологического и техногенного характера,  разработка и претворение в
жизнь долгосрочных  республиканских  целевых  программ,  организация
проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ;
     обеспечение надежного функционирования республиканской  системы
наблюдений  и  контроля  состояния  природной  среды  и потенциально
опасных   объектов,   прогнозирование   возможности    возникновения
различного  рода  бедствий,  заблаговременное выявление потенциально
опасных объектов (районов);
     обеспечение устойчивости  работы  объектов и отраслей народного
хозяйства, системы жизнеобеспечения населения;
     создание специальных   республиканских   резервов   финансовых,
материально-технических   средств,   медицинского   оборудования   и
препаратов, продовольствия и других;
     обеспечение высокой  готовности  органов  управления,   сил   и
средств  РСЧС  к  оперативным и эффективным действиям в чрезвычайных
ситуациях,  в  том   числе   совершенствование   материальной   базы
формирований   повышенной   готовности,   оснащение   их   техникой,
оборудованием  и  средствами  защиты,  необходимыми  для  проведения
аварийно-спасательных работ;
     своевременное оповещение населения об  угрозе  и  возникновении
чрезвычайных     ситуаций,     проведение     поисково-спасательных,
аварийно-восстановительных и других неотложных работ по защите людей
и их жизнеобеспечению;
     установление сотрудничества   с   другими    государствами    и
международными  организациями по вопросам оказания взаимной помощи в
предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

     4. РСЧС  включает  в  себя Комиссию Совета Министров Республики
Беларусь  по  чрезвычайным  ситуациям,  Штаб  гражданской   обороны,
территориальные  (областные и города Минска) и отраслевые подсистемы
РСЧС и входящие в них звенья, соответствующие принятому в республике
административно-территориальному  делению  и структуре министерств и
ведомств,  а  также  республиканские   ведомства,   организующие   и
осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и
потенциально    опасных    объектов    (Главное    управление     по
гидрометеорологии   при   Совете   Министров   Республики  Беларусь,
Государственный комитет  по  экологии,  Государственный  комитет  по
проблемам    последствий    катастрофы    на    Чернобыльской   АЭС,
Госпроматомнадзор).
     Структуры территориальных  и  отраслевых подсистем и их звеньев
определяются исполкомами соответствующих  местных  Советов  народных
депутатов,  министерствами и ведомствами и закрепляются в положениях
об этих подсистемах и звеньях.
     При этом,  как  правило,  каждая  подсистема  включает  в  себя
руководящие органы, органы повседневного управления, силы и средства
наблюдения  и  контроля  состояния  природной  среды  и потенциально
опасных   объектов,   силы   и   средства   ликвидации   последствий
чрезвычайных ситуаций,  системы связи и информационного обеспечения,
резервы медицинского оборудования  и  препаратов,  продовольствия  и
других материально-технических ресурсов.

     5. Руководящими органами РСЧС определены:
     Комиссия Совета  Министров  Республики Беларусь по чрезвычайным
ситуациям;
     комиссии исполкомов  соответствующих  местных  Советов народных
депутатов по чрезвычайным ситуациям;
     ведомственные комиссии  по чрезвычайным ситуациям,  создаваемые
при  необходимости  руководителями  соответствующих  министерств   и
ведомств.
     Как правило,  комиссии по чрезвычайным ситуациям  возглавляются
соответственно  одним  из заместителей Председателя Совета Министров
Республики Беларусь,  заместителями председателей исполкомов Советов
народных   депутатов,   заместителями  руководителей  министерств  и
ведомств.

     6. Учитывая  единство  задач,  решаемых  РСЧС,  на  комиссии по
чрезвычайным ситуациям всех уровней возлагаются следующие функции:
     руководство деятельностью  подсистем  РСЧС  на  соответствующих
подведомственных территориях и в отраслях промышленности;
     разработка и   осуществление   мероприятий   по  предотвращению
аварий,  катастроф,  стихийных  бедствий  и   пожаров,   ограничению
последствий от них,  обеспечению условий для успешной их ликвидации,
повышению  надежности  работы  потенциально   опасных   производств,
предприятий жизнеобеспечения и других объектов народного хозяйства в
условиях чрезвычайных ситуаций;
     организация постоянного  наблюдения  и  контроля  за состоянием
природной среды и потенциально опасных объектов на  подведомственной
территории  (объектах),  а  также работа по оценке и прогнозированию
возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
     обеспечение постоянной  готовности  органов  управления,  сил и
средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
     создание финансовых   и  материально-технических  резервов  для
покрытия  расходов  на   профилактические   работы,   содержание   и
обеспечение     аварийно-спасательных    формирований,    ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
     координация деятельности  комиссий по чрезвычайным ситуациям на
подведомственной   территории   по   предотвращению   и   ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
     организация и   обеспечение   проведения   работ   по    оценке
экономического,  экологического  и  социального ущерба,  нанесенного
народному хозяйству в результате чрезвычайных ситуаций;
     организация выполнения      обязательств,     вытекающих     из
международных договоров  и  конвенций  в  области  предупреждения  и
ликвидации  последствий  крупных  аварий,  а  также взаимодействия и
сотрудничества  с  компетентными  органами  других   государств   по
вопросам  обмена  информацией  о  чрезвычайных  ситуациях и оказания
взаимной помощи в ликвидации их последствий;
     руководство действиями  органов  управления  и сил при угрозе и
возникновении  чрезвычайных   ситуаций,   в   ходе   ликвидации   их
последствий.

     7. К органам повседневного управления РСЧС относятся:
     штабы гражданской обороны всех уровней;
     дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств.
     Руководящие органы  и  органы повседневного управления образуют
систему управления РСЧС.

     8. Силы  и  средства  наблюдения и контроля состояния природной
среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав
Главного   управления  по  гидрометеорологии  при  Совете  Министров
Республики  Беларусь,   Государственного   комитета   по   экологии,
Госпроматомнадзора,  Института  геохимии  и  геофизики Академии наук
Беларуси,   Государственного   санитарного   надзора    Министерства
здравоохранения,  Государственного  пожарного  надзора  Министерства
внутренних дел и лесной охраны Министерства лесного хозяйства, служб
(учреждений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных
научно-исследовательских   организаций   министерств   и   ведомств,
занимающихся контролем природной среды, ветеринарной службы и службы
защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
     Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды
и потенциально опасных объектов выполняют следующие задачи:
     сбор и   анализ   информации  о  состоянии  природной  среды  и
потенциально опасных объектов,  представление необходимых данных  об
обстановке  в  территориальные  органы повседневного управления РСЧС
при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
     прогнозирование и  наблюдение  за  возникновением  и  развитием
стихийных природных явлений,  гидрометеорологической и экологической
обстановкой;
     контроль за    промышленной,    экологической    и     пожарной
безопасностью,   в  том  числе  при  строительстве,  модернизации  и
реконструкции народнохозяйственных объектов;
     экологическая экспертиза  текущих и перспективных планов (схем)
развития и размещения производительных сил,  отраслей промышленности
и их объектов;
     контроль за использованием природных ресурсов  и  эксплуатацией
природных объектов;
     прогнозирование и оценка  экологических  последствий  стихийных
бедствий, техногенных аварий и катастроф;
     прогнозирование появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.

     9. Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
состоят из:
     воинских частей, территориальных и объектовых невоенизированных
формирований гражданской обороны;
     пожарных отрядов  и  частей,  специализированных  подразделений
военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел;
     учреждений и  формирований службы экстренной медицинской помощи
Министерства здравоохранения, а также других министерств и ведомств;
     формирование экстренной  ветеринарной  помощи  и  службы защиты
растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
     военизированных и    невоенизированных   аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных и пожарных подразделений  и  формирований
министерств и ведомств;
     аварийно-восстановительных формирований,  образуемых  на   базе
объединений, организаций и предприятий строительного комплекса.
     Кроме того,  по плану взаимодействия для ликвидации последствий
аварий,   катастроф,   стихийных   и  экологических  бедствий  могут
привлекаться соединения и воинские части Министерства обороны.

     10. На базе воинских  частей гражданской обороны, подразделений
пожарной  охраны Министерства  внутренних дел,  других министерств и
ведомств,     а     также     территориальных     и    ведомственных
аварийно-спасательных  служб, газоспасательных,  горноспасательных и
других    специализированных     объектовых    аварийно-спасательных
подразделений создается аварийно-спасательная служба республики.
     Оперативное управление аварийно-спасательной службой республики
осуществляет  Комиссия  Совета  Министров  Республики  Беларусь   по
чрезвычайным ситуациям через Штаб гражданской обороны.
     Непосредственное          руководство           первоочередными
аварийно-спасательными   работами   возлагается   на   руководителей
соответствующих служб,  а ликвидация пожаров - на Главное управление
пожарной охраны Министерства внутренних дел.

     11. Создаваемая   в   соответствии   с   постановлением  Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  19  января   1993   г.   N   32
Республиканская автоматизированная информационно-управляющая система
экологического  контроля  и  управления  действиями  в  чрезвычайных
ситуациях,       осуществляющая      информационное      обеспечение
функционирования РСЧС, - включает:
     систему территориального     контроля      экологической      и
гидрометеорологической обстановки, чрезвычайных ситуаций республики;
     систему управления  силами  м   средствами   предотвращения   и
ликвидации   последствий   экологических   аномалий  и  чрезвычайных
ситуаций;
     систему связи и передачи информации;
     систему поддержки принятия решения.

     12. На            Республиканскую            автоматизированную
информационно-управляющую   систему   экологического   контроля    и
управления  действиями в чрезвычайных ситуациях предусматривается по
мере введения ее в действие возложить следующие основные функции:
     осуществление территориального  автоматизированного контроля
радиационно-экологической  и  гидрометеорологической   обстановки
республики;
     оперативное обнаружение  и  сбор  информации   о   чрезвычайных
ситуациях   (пожары,   наводнения,   аварии,   эпидемии,  эпизоотии,
эпифитотии) на территории республики,  фактах, характере и масштабах
изменения обстановки;
     своевременное доведение    информации     об     экологической,
техногенной   и   гидрометеорологической   обстановке   до  органов,
принимающих решения по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций на
всех уровнях управления, и оповещение населения об опасности;
     обеспечение оперативного  управления  силами  и  средствами  по
предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение возможности    оперативного    принятия    органами
управления  наиболее  рациональных  решений  по действиям в условиях
чрезвычайных ситуаций,  а также по их  предупреждению  и  ликвидации
последствий;
     осуществление оперативного автоматизированного взаимодействия с
ведомственными   системами  экологического  контроля  (в  том  числе
внутриобъектовыми), а также с аналогичными зарубежными системами.

     13. Деятельность РСЧС заключается в планировании,  подготовке и
осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций  и
действиям в этих ситуациях.
     В зависимости от складывающейся обстановки для РСЧС установлены
три режима функционирования:
     режим повседневной деятельности - функционирование системы  при
нормальной производственно-промышленной,  радиационной,  химической,
биологической,  сейсмической  и  гидрометеорологической  обстановке,
отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
     режим повышенной  готовности  -  функционирование  системы  при
ухудшении  производственно-промышленной,  радиационной,  химической,
биологической,  сейсмической,   гидрометеорологической   обстановки,
получении   прогноза   о   возможности   возникновения  чрезвычайных
ситуаций;
     чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении
чрезвычайных ситуаций,  угрожающих безопасности населения и влекущих
за собой значительный материальный ущерб.
     В зависимости от  обстановки  подсистемы  (звенья)  РСЧС  могут
функционировать одновременно в различных режимах.

     14. При ведении режима  повышенной  готовности  соответствующая
комиссия    по    чрезвычайным    ситуациям    принимает   на   себя
непосредственное  руководство  деятельностью  по  предотвращению   и
ликвидации последствий чрезвычайной ситуаций. Из числа руководителей
и специалистов для выявления причин ухудшения обстановки,  выработки
предложений  по  решению  неотложных  задач  формируются оперативные
группы, развертываются и подготовляются к работе пункты управления.
     В зависимости  от  складывающейся  обстановки  организуются   и
проводятся следующие мероприятия:
     органы повседневного   управления,   части   и    подразделения
аварийно-спасательной   службы   переводятся   в   режим  повышенной
готовности;
     уточняются планы гражданской обороны на мирное время;
     через средства массовой информации организуется  оповещение  об
угрозе   возникновения  чрезвычайной  ситуации,  доводятся  меры  по
обеспечению безопасности и защите населения;
     подготовляются и  доводятся  до  населения,  государственных  и
хозяйственных  органов   управления   соответствующие   распоряжения
органов  власти,  определяющие  перечень и содержание мероприятий по
предотвращению и ликвидации последствий прогнозируемой  чрезвычайной
ситуации.

     15. При введении чрезвычайного режима  территориальные,  а  при
необходимости   и  отраслевые  комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям
организуют  и  осуществляют  весь  комплекс  мероприятий  по  защите
населения,   обеспечению   устойчивости  функционирования  народного
хозяйства,   локализации   и   ликвидации   последствий    возникшей
чрезвычайной ситуации. Основными мероприятиями при этом могут быть:
     частичное или  полное введение в действие планов гражданской
обороны на мирное время;
     приведение в полную готовность:
     органов управления РСЧС;
     системы наблюдения  и контроля состояния природной среды и
     потенциально опасных объектов;  сил и  средств  ликвидации
     последствий чрезвычайных ситуаций;
     выдвижение необходимых  сил  и  средств  в районы возникновения
чрезвычайных  ситуаций  для   проведения   спасательных   и   других
неотложных работ;
     организация взаимодействия и всестороннего  обеспечения  сил  и
средств,   привлекаемых   для  ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций;
     постоянное и    компетентное    информирование   населения   об
обстановке и принимаемых мерах по ее стабилизации.

     16. Чрезвычайные    ситуации   по   масштабам   распространения
последствий  подразделяются   на   частные,   объектовые,   местные,
региональные и глобальные.
     Ликвидацию последствий   чрезвычайных    ситуаций    организуют
соответствующие  комиссии  по  чрезвычайным ситуациям с привлечением
штабов гражданской обороны.
     Для ликвидации  последствий  объектовых  и местных чрезвычайных
ситуаций при необходимости  наращивания  усилий  могут  подключаться
комиссии вышестоящих органов управления.
     При возникновении  региональных   и   глобальных   чрезвычайных
ситуаций для проведения спасательных и других неотложных работ могут
использоваться силы и средства других государств  в  соответствии  с
двухсторонними  и  многосторонними  соглашениями  о  взаимодействии,
сотрудничестве и взаимной помощи.

     17. В  целях  повышения  уровня  подготовки и совершенствования
слаженности органов управления,  сил и средств звеньев РСЧС ежегодно
в  системе гражданской обороны планируются и проводятся совместные и
раздельные тренировки и учения.
     Обучение населения  способам  действий в различных чрезвычайных
ситуациях  осуществляется  по  планам  и  методикам,   разработанным
органами гражданской обороны.

                             Приложение 1
                             к постановлению Совета Министров
                             Республики Беларусь от 24 февраля
                             1993 г. N 95

 Функции  министерств  и  ведомств по
 предупреждению чрезвычайных ситуаций
 и  действиям  при  их  возникновении

                     ШТАБ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Подготовка населения  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях,
осуществление мероприятий, направленных на его защиту от последствий
аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий.
     Координация деятельности   органов    управления    республики,
направленной   на   прогнозирование,   предупреждение  и  ликвидацию
последствий экологических и стихийных бедствий,  промышленных аварий
и катастроф.
     Организация оповещения  руководящего  состава   территориальных
органов гражданской обороны,  комиссий по чрезвычайным ситуациям,  а
также  населения  о  возникших  авариях,  катастрофах  и   стихийных
бедствиях и ходе ликвидации их последствий.
     Планирование использование сил  и  средств,  входящих  в  РСЧС,
управление  проведением  аварийно-спасательных  и  других неотложных
работ,  организация  жизнеобеспечения  населения  при   чрезвычайных
ситуациях.
     Создание и  поддержание   в   готовности   систем   управления,
оповещения,    связи,   организации   наблюдения   и   контроля   за
радиационной, химической и бактериологической обстановкой.
     Участие в   осуществлении   мер,   направленных   на  повышение
устойчивости  функционирования  объектов  и  отраслей  экономики   в
экстремальных условиях.

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

     Обеспечение общественного     порядка     при     возникновении
чрезвычайных ситуаций,  организация оцепления и  пропускного  режима
зоны заражения (разрушения).
     Оказание содействия  должностным  лицам   других   ведомств   в
выполнении ими функциональных обязанностей.
     Ликвидация пожаров  при  проведении   аварийно-спасательных   и
других   неотложных   работ   силами  подразделений  военизированной
пожарной охраны,  осуществление государственного пожарного  надзора,
проведение пожарно-профилактической работы.

                    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

     Организация и    осуществление   контроля   за   санитарной   и
эпидемиологической обстановкой в республике.
     Прогнозирование и   оценка   эпидемиологической   обстановки  в
районах   чрезвычайных   ситуаций,   разработка   и    осуществление
противоэпидемических мероприятий.
     Обеспечение готовности     специализированных      формирований
экстренной  медицинской  помощи,  организация работ по ее оказанию в
районах чрезвычайных ситуаций.

                  МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ

     Обеспечение средствами связи органов управления  РСЧС  согласно
заключенным договорам.
     Предоставление в приоритетном порядке имеющихся  средств  связи
комиссиям   по   чрезвычайным  ситуациям  для  передачи  оперативной
информации при  организации  и  проведении  аварийно-спасательных  и
других неотложных работ.

                      МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ

     Организация и  обеспечение  передачи  через  средства  массовой
информации  сообщений  об  угрозе  или  возникновении   чрезвычайных
ситуаций,   способах   защиты   и   порядке   действий  населения  в
складывающейся обстановке,  подготовляемых аппаратом Комиссии Совета
Министров Республики Беларусь по чрезвычайным ситуациям.

         МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

     Организация и осуществление мероприятий по эпизоотологическому,
фитопатологическому  и   токсикологическому   контролю,   ликвидации
эпизоотий эпифитотий.
     Обеспечение постоянной готовности к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях сил и средств ветеринарной службы республики.
     Планирование и организация работы,  направленной на обеспечение
промышленной     и     экологической     безопасности    предприятий
сельскохозяйственного производства.

                   МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

     Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций
в лесном фонде республики.
     Организация и осуществление  мероприятий  по  предупреждению  и
ликвидации  лесных  пожаров  и других чрезвычайных ситуаций в лесном
фонде республики.
     Поддержание в      постоянной      готовности     ведомственных
специализированных  формирований,  предназначенных  для   ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.

               МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ

     Организация и  осуществление  мероприятий  по  предотвращению и
ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.
     Обеспечение перевозок  сил  и средств,  материально-технических
ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, обеспечение эвакуационных мероприятий.
     Участие в           проведении           аварийно-спасательных,
аварийно-восстановительных  и  других  неотложных  работ  в  районах
чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований  в  пределах
их тактико-технических возможностей.

                        МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ

     Участие в  ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций силами
войсковых частей гарнизонов в соответствии с  планом  взаимодействия
органов гражданской обороны и военного командования.
     Планирование, организация и осуществление  мероприятий  местной
обороны.

                         ГОСПРОМАТОМНАДЗОР

     Осуществление постоянного контроля за безопасным ведением работ
в промышленности и атомной энергетике,  принятие необходимых мер  по
реконструкции или закрытию производств,  не отвечающих предъявляемым
требованиям безопасности их работы.

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

     Организация контроля экологической обстановки и соблюдения норм
экологической    безопасности   в   республике,   выполнения   актов
законодательства по охране природы.
     Участие в    разработке   мер   по   ликвидации   экологических
последствий чрезвычайных ситуаций.
     Организация работ  по  прогнозированию  изменения экологической
обстановки в районах размещения опасных  производств  и  интенсивной
хозяйственной деятельности,  в том числе при авариях,  катастрофах и
стихийных бедствиях.

              ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
              ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Проведение радиационно-экологического,  гидрометеорологического
мониторинга,    прогнозирование    радиоактивного    и   химического
загрязнения природной среды на территории республики.
     Прогнозирование возможности       возникновения       стихийных
гидрометеорологических  явлений  и  масштабов   связанных   с   ними
чрезвычайных ситуаций.
     Участие в  проведении  оперативного  контроля   за   состоянием
природной  среды  (определение  уровня  радиоактивного и химического
загрязнения в районах аварий,  катастроф,  стихийных и экологических
бедствий).
     Обеспечение своевременной    оперативной    экологической     и
гидрометеорологической   информацией   органов   управления  РСЧС  в
чрезвычайных ситуациях.

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ
            ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

     Решение всего  комплекса  проблем  по  преодолению  последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС и защите людей от их воздействия,  а
также координация деятельности в этой области научных,  медицинских,
хозяйственных и других учреждений и организаций.
     Создание единой  системы  информирования населения республики о
ходе  реализации  мер  по  преодолению  последствий  катастрофы   на
Чернобыльской АЭС.

                       АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ

     Участие в оценке экологической обстановки в республике,  выдача
научно  обоснованных  рекомендаций  по  ее  улучшению,   составление
прогнозов  антропогенного загрязнения окружающей среды на территории
республики,  разработка  новых  методов,  приборов  и  средств   для
оперативного   контроля   состояния  природной  среды  и  управления
действиями в чрезвычайных ситуациях.

                              ГОССТРОЙ

     Организация и  осуществление  разработки  строительных  норм  и
правил  по обеспечению безопасности строительства,  защиты городов и
других населенных пунктов от опасных природных и других воздействий.

               ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ
                      СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Организация проведения  аварийно-восстановительных работ силами
специальных формирований по восстановлению объектов жизнеобеспечения
в районах чрезвычайных ситуаций.

              РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЕДОМСТВА
   (ГОСЭКОНОМПЛАН, МИНИСТЕРСТВО РЕСУРСОВ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ,
        ГОС.КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ)

     Прогнозирование и  оценка  социально-экономических  последствий
чрезвычайных ситуаций.
     Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации
последствий чрезвычайных  ситуаций,  оказанию  помощи  пострадавшему
населению.
     Создание страховых и  резервных  фондов,  запасов  материальных
средств,  обеспечение  необходимыми  средствами  работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
     Координация работ   по  планированию  размещения  хозяйственных
объектов по территории республики с учетом требований промышленной и
экологической безопасности.

           ПРОМЫШЛЕННЫЕ И ДРУГИЕ МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА

     Организация и  осуществление  мероприятий  по  предотвращению и
ликвидации  последствий  аварий  и  катастроф  на   подведомственных
объектах.
     Участие в проведении аварийно-спасательных и других  неотложных
работ   силами   ведомственных  военизированных  и  профессиональных
аварийно-спасательных  подразделений,  выделенных   в   состав   сил
аварийно-спасательной службы.

                ТОРГОВЫЕ И СНАБЖЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

     Организация и  осуществление  мероприятий  по  предотвращению и
ликвидации  последствий  аварий  и  катастроф  на   подведомственных
объектах.
     Обеспечение пострадавшего и  эвакуируемого  населения  товарами
первой   необходимости,   а   привлекаемых  аварийно-спасательных  и
аварийно-восстановительных подразделений - питанием в соответствии с
решениями исполкомов местных Советов народных депутатов.


 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь                            Н.Кавко


                             Утвержден
                             постановлением Совета Министров
                             Республики Беларусь от 24 февраля
                             1993 г. N 95

           Персональный состав Комиссии Совета Министров
           Республики Беларусь по чрезвычайным ситуациям
         ___________________________________________________________
         Постановление,  в  части   персонального  состава  Комиссии
         Совета   Министров  Республики   Беларусь  по  чрезвычайным
         ситуациям, утратило силу  постановлением Кабинета Министров
         от 30 октября 1995 г. N 601 
         
          Кеник                  - Заместитель Председателя
          Иван Альбинович          Совета Министров Республики
                                   Беларусь (председатель Комиссии)

          Егоров                -  Министр внутренних дел
          Владимир Демьянович      (заместитель председателя
                                   Комиссии)
          Пономарев             -  Начальник Штаба гражданской
          Анатолий Александрович   обороны (заместитель
                                   председателя Комиссии)
          Шингерей              -  начальник отдела по чрезвычайным
          Александр Владимирович   ситуациям и ликвидации
                                   последствий катастрофы на
                                   Чернобыльской АЭС Штаба
                                   гражданской обороны
                                   (секретарь Комиссии)

                          Члены Комиссии:

          Астапов                - начальник Главного управления
          Валерий Петрович         пожарной охраны МВД
          Батуро                 - Министр жилищно-коммунального
          Борис Васильевич         хозяйства
          Волощук                - первый заместитель Министра
          Василий Терентьевич      связи и информатики
          Галко                  - первый заместитель Председателя
          Владимир Григорьевич     Госкомпрома
          Герасимов              - Министр энергетики
          Валентин Васильевич
          Гончаренко             - главный ученый секретарь
          Андрей Маркович          Президиума Академии наук
                                   Беларуси
          Гулецкий               - первый заместитель Министра
          Алексей Глебович         транспорта и коммуникаций
          Гуринович              - начальник управления по
          Нифодий Адамович         ликвидации последствий
                                   катастрофы на Чернобыльской АЭС,
                                   экологическим проблемам и
                                   чрезвычайным ситуациям
                                   Управления Делами Совета
                                   Министров Республики Беларусь
          Дорофеев               - Председатель Госкомэкологии
          Анатолий Максимович
          Зуев                   - Председатель Госпроматомнадзора
          Александр Борисович
          Колтунов              - первый заместитель Председателя
          Михаил Фомич            Белнефтехима
          Корниевич             - первый заместитель Председателя
          Николай Фомич           Госэкономплана
          Круглинский           - вице-президент Белорусского
          Чеслав Антонович        концерна по топливу и
                                  газификации
          Крысенко              - заместитель Министра
          Николай Александрович   здравоохранения
          Кужев                 - заместитель начальника
          Григорий Александрович  Белорусской железной дороги
          Кулеба                - заместитель Министра сельского
          Виктор Алексеевич       хозяйства и продовольствия
          Лавицкий              - заместитель Председателя КГБ
          Геннадий Михайлович
          Ловчий                - заместитель Министра юстиции
          Владимир Макарович
          Марковский            - Министр лесного хозяйства
          Георгий Андреевич
          Марковский            - заместитель Председателя
          Николай Мартынович      Госкомчернобыля
          Мочернюк              - генеральный директор
          Николай Петрович        Белтрансгаза
          Ничипорович           - первый заместитель Министра
          Покумейко             - Начальник Главгидромета
          Юрий Михайлович
          Сиваков               - главный специалист управления
          Юрий Леонидович         по ликвидации
                                  последствий катастрофы на
                                  Чернобыльской АЭС, экологическим
                                  проблемам и чрезвычайным
                                  ситуациям Управления Делами
                                  Совета Министров Республики
                                  Беларусь
          Тарасевич             - заместитель Министра финансов
          Георгий Васильевич
          Федоров               - Начальник Белорусского
          Григорий Константинович управления гражданской авиации
          Чаус                  - заместитель Министра обороны
          Петр Григорьевич 


                             Приложение 2
                             к постановлению Совета Министров
                             Республики Беларусь от 24 февраля
                             1993 г. N 95

        СОСТАВ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ПОСТОЯННОЙ
       ГОТОВНОСТИ  ДЛЯ  ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
               АВАРИЙ, КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 ------------------------------T--------------------------------
 Наименование и принадлежность ¦     Предназначение
 аварийно-спасательных         ¦
 формирований                  ¦
 ------------------------------+--------------------------------
 189-ая отдельная мобильная     для выполнения задач по
 механизированная бригада       предупреждению и ликвидации
 гражданской обороны (189       последствий  аварий, катастроф и
 ОММбр ГО)                      стихийных бедствий на территории
                                Минской области и г.Минска, а
                                также для выполнения внезапно
                                возникающих задач на территории
                                республики по решению Начальника
                                Штаба гражданской обороны

 407-ой отдельный аварийно-     для выполнения задач по
 спасательный батальон          предупреждению и ликвидации
 гражданской обороны (407 ОАСБ  последствий чрезвычайных ситуаций
 ГО)                            различного характера по плану
                                гражданской обороны Витебской
                                области

 784-ый отдельный аварийно-     для выполнения задач по
 спасательный батальон          предупреждению и ликвидации
 гражданской обороны (784 ОАСБ  последствий чрезвычайных ситуаций
 ГО)                            различного характера по плану
                                гражданской обороны Гомельской
                                области

 Пожарные части и подразделения для локализации и ликвидации
 Главного управления пожарной   всех видов пожаров при
 охраны МВД                     проведении аварийно-спасательных и
                                других неотложных работ

 Республиканский                для проведения первоочередных
 специализированный отряд       пожарных аварийно-спасательных
 пожарной охраны МВД            работ при возникновении крупных
                                аварий, катастроф и стихийных
                                бедствий

 Военизированные,               для локализации и ликвидации
 профессиональные и другие      пожаров, как правило, на
 пожарные формирования          потенциально опасных объектах
 министерств и ведомств

 Бригады  скорой                для оказания первой медицинской
 медицинской помощи и           помощи пострадавшим в зонах
 специализированные             возникновения чрезвычайных
 формирования службы            ситуаций, а также эвакуации
 экстренной медицинской         пораженных в лечебные учреждения
 помощи Минздрава

 Военизированные и              для проведения первоочередных
 профессиональные               аварийно-спасательных и
 газоспасательные формирования  восстановительных работ при
 химически опасных предприятий  возникновении аварий с выбросом
 (ПО "Полимир", ПО "Нафтан",    (утечкой) сильно действующих
 г.Новополоцк, Гомельский       ядовитых веществ на своих
 химический завод; ПО           предприятиях, а также
 "Химволокно", г.Светлогорск;   на других объектах в
 ПО "Азот", г.Гродно; ПО        соответствии с утвержденными
 "Химволокно", г.Могилев;       планами гражданской обороны
 завод им.Куйбышева, г.Могилев)

 Военизированные                для проведения аварийно-
 горноспасательные              спасательных работ при возникновении
 формирования ПО "Белорускалий" чрезвычайных ситуаций в горных
 и минского метрополитена       выработках и на подземных
                                коммуникациях

 Пожарные и аварийно-           для тушения пожаров  и проведения
 восстановительные поезда       первоочередных работ по ликвидации
 Белорусской железной дороги    последствий аварий и катастроф
                                на коммуникациях железной
                                дороги

 Специализированные             для проведения аварийно-
 формирования Государственного  восстановительных работ при
 предприятия "Белтрансгаз"      возникновении аварий на
                                коммуникациях магистрального
                                газопровода

 Специализированные             для проведения аварийно-
 формирования Гомельского и     восстановительных работ при
 Новополоцкого управлений       возникновении аварий на
 нефтепровода "Дружба",         коммуникациях магистральных нефте-
 Прибалтийского и Мозырского    и продуктопроводов
 районных управлений
 магистральных продуктопроводов

 Специализированные штатные     для проведения аварийно-
 формирования Минэнерго         восстановительных работ при
                                возникновении аварий на
                                коммуникациях  энергоснабжения

 Специализированные штатные     для выполнения работ по
 формирования Минжилкомхоза     предупреждению и ликвидации
                                последствий аварий на очистных
                                сооружениях, водозаборах, а также
                                других объектах
                                жилищно-коммунального хозяйства

 Аварийно-спасательные команды  для проведения первоочередных
 Белорусского управления        аварийно-спасательных работ при
 гражданской авиации            возникновении чрезвычайных ситуаций
                                в аэропортах и районах
                                ответственности авиапредприятий
                                Белорусского управления гражданской
                                авиации


 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь                       Н.Кавко _