НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 24 декабря 1997 г.  N 11030/3082


     В соответствии с постановлением Совета директоров Национального
банка  Республики  Беларусь  от   24.12.1997  N  52  направляем  для
руководства  в  работе  Временный  порядок  применения  в банковской
деятельности электронных документов.
     Временный порядок вводится в действие с 1 января 1998 г.


 Заместитель Председателя Правления                      П.В.Каллаур


 24 декабря 1997 г.  N 997

                                           УТВЕРЖДЕНО
                                           Постановление Совета
                                           директоров Национального
                                           банка Республики Беларусь
                                           24.12.1997 N 52.2


 ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
 ПРИМЕНЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

         ___________________________________________________________
         Порядок    утратил     силу    постановлением     Правления
         Национального   банка Республики Беларусь от 2 июня 2000 г.
         N 17.3     (Национальный     реестр     правовых     актов
         Республики Беларусь, 2000 г., N 61, 8/3619) <B20003619> 

 _   Временный   порядок   применения   в   банковской  деятельности
электронных  документов (далее  - "Порядок"),  разработанный в целях
создания нормативно-правовой основы реализации пункта 13 Положения о
безналичных  расчетах в  Республике  Беларусь  от 31.01.1997  N 849,
определяет   основные   требования,   предъявляемые   к  электронным
документам и их защите, а также права, обязанности и ответственность
участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных
документов.

     I.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.  Используемые в  настоящем Порядке  понятия имеют  следующее
значение:

     доступ - ознакомление с информацией, ее обработка, в частности,
копирование, модификация или уничтожение;

     защита электронных документов и  систем их обработки (создания,
фиксирования,   передачи,   приема)    и   хранения   -   реализация
соответствующих организационных, правовых, программных и технических
средств,  которыми  обеспечивается  охрана  электронных документов и
систем  их обработки  (создания, фиксирования,  передачи, приема)  и
хранения от несанкционированных доступа и процедур (действий);

     источник  электронного  документа;  лицо,  от  которого исходит
электронный  документ -  юридическое или  физическое лицо,  от имени
которого был создан электронный документ;

     лицо, создавшее электронный документ -

     1)  физическое лицо,  которое ввело  данные, составляющие общую
часть  электронного документа,  в электронную  вычислительную машину
(компьютер) и,  в соответствии с имеющимися  у него полномочиями, их
удостоверило,

     2) физическое лицо, которое хоть  и не вводило указанные данные
в электронную вычислительную машину  (компьютер), но, в соответствии
с имеющимися у него полномочиями, их удостоверило;

     личный ключ подписи - данные, используемые физическим лицом для
создания электронной цифровой подписи;

     машинный  носитель   -  устройство  (магнитная   лента,  гибкий
магнитный диск, магнитооптический диск,  оптический диск и т.д.), на
котором фиксируются электронные документы;

     открытый  ключ проверки  подписи  -  связанные с  личным ключом
подписи   данные,   с   помощью   которых   осуществляется  проверка
электронной цифровой подписи;

     правовое  средство  -   законодательный  или  нормативный  акт,
договор,   регулирующий   отношения,   направленные   на  достижение
определенного результата (цели);

     проверка  электронной  цифровой  подписи  - процесс определения
того:

     1)  что электронная  цифровая  подпись  была создана  с помощью
определенного личного ключа подписи, связанного с надлежащим образом
удостоверенным открытым ключом проверки подписи,

     2) что  электронная цифровая подпись  и электронный документ  в
целом не были изменены с момента их создания;

     удостоверение  общей  части  электронного  документа,  бумажной
копии  электронного  документа  -  процесс  подтверждения истинности
содержания  общей  части   электронного  документа,  бумажной  копии
электронного документа, завершающийся их подписанием.

     2.   Действие  настоящего   Порядка  регламентирует  применение
электронного   документа  при   осуществлении  безналичных  расчетов
банками на территории Республики Беларусь.

     3.  Отношения,   возникающие  в  сфере   обращения  электронных
документов, регулируются настоящим  Порядком, иным законодательством
Республики   Беларусь,  а   также  договорами,   заключаемыми  между
участниками этих отношений.

     II. ЭЛЕКТРОННЫЙ  ДОКУМЕНТ

     1.  Электронный  документ  -  официальный  документ на машинном
носителе, представляющий собой совокупность данных, которая:

     1)   обрабатывается    (создается,   фиксируется,   передается,
     принимается),  хранится  и  воспринимается  человеком с помощью
     программных и технических средств;

     2) будучи облеченной в форму внешнего представления понятна для
     человека.

     Если по  законодательству Республики Беларусь  требуется, чтобы
документ  был "письменным",  в "письменном  виде" или  в "письменной
форме"  или был  "представлен  на  письме", то  электронный документ
соответствует этим  требованиям, приравнивается к  документу и имеет
одинаковую с ним юридическую силу.

     2.  Электронный  документ  имеет  формы  внутреннего и внешнего
представления.
     Формой   внутреннего   представления   электронного   документа
является форма представления документа на машинном носителе.
     Формой  внешнего представления  электронного документа является
форма  представления  документа   на  экране  дисплея  (индикатора),
пригодная для визуального обозрения и восприятия человеком.

     3. Электронный  документ состоит из  трех неотъемлемых друг  от
друга частей: адресной, общей и особенной.

     Адресная  часть  электронного   документа  состоит  из  данных,
позволяющих  идентифицировать  документ.
     Общая   часть   электронного   документа   состоит  из  данных,
составляющих  содержание  документа.
     Особенная  часть  электронного  документа  состоит  из  данных,
составляющих одну или несколько электронных цифровых подписей.

     4.  Электронная  цифровая  подпись  -  это  часть  электронного
документа, предназначенная для:

     1) удостоверения данных,  составляющих общую часть электронного
документа;

     2) определения источника и целостности электронного документа;

     3) определения владельца личного ключа подписи.

     Электронная цифровая подпись создается  с помощью личного ключа
подписи и проверяется с помощью открытого ключа проверки подписи.

     5.  Оригиналом  (подлинником)  электронного  документа является
экземпляр электронного документа,  общая часть которого удостоверена
лицом, создавшим этот документ.
     Бумажной копией электронного документа является зафиксированная
на   бумажном  носителе,   облеченная  в   понятную,  доступную  для
визуального  обозрения и  пригодную для  восприятия человеком форму,
надлежащим образом удостоверенная  совокупность данных, составляющих
электронный документ.
     Бумажные копии электронных документов должны содержать указание
на то, что они являются копиями.
     Оригиналы (подлинники)  электронных документов и  их надлежащим
образом удостоверенные  бумажные копии имеют  одинаковую юридическую
силу.

     6. Бумажная копия  электронного документа удостоверяется личной
подписью уполномоченного на то лица.
     Порядок  удостоверения  бумажных  копий  электронных документов
определяется законодательством Республики Беларусь.
     Действия   по   удостоверению    бумажных   копий   электронных
документов,   совершенные  с   нарушением  установленного   порядка,
являются неправомочными.

     7.  Электронные  документы  и  системы  их обработки (создания,
фиксирования,  передачи, приема)  и хранения  должны быть обеспечены
защитой.
     Основными  целями  защиты  электронных  документов  и систем их
обработки  (создания,  фиксирования,  передачи,  приема)  и хранения
является предотвращение несанкционированных  действий по модификации
или   уничтожению   электронных   документов,   а  также  сохранение
возможности управления процессом  обработки (создания, фиксирования,
передачи, приема) и хранения электронных документов.

     8.  Электронные документы  должны храниться  лицами, от которых
они исходят.
     Электронные  документы  хранятся  в  специально создаваемых для
этого архивах.
     Порядок  и  сроки  хранения  электронных  документов,  а  также
порядок создания  и функционирования архивов  электронных документов
определяются законодательством Республики Беларусь.
     Лицо, от которого исходит  электронный документ, в период срока
хранения  у  него  электронного  документа,  обязано  за свой счет и
своими  силами по  требованию лиц,  имеющих на  то право, обеспечить
визуальный   просмотр   этого    электронного   документа,   а   при
необходимости,  сделать  его   бумажные  копии,  надлежащим  образом
заверенные.

     9.    Использование   электронных    документов   в    качестве
доказательств   допускается  при   условии,  что   они  могут   быть
преобразованы в форму внешнего представления и пригодны для хранения
в деле.

     10. Применяемые в банковской деятельности электронные документы
должны   соответствовать  требованиям   настоящего  Порядка,  других
нормативных актов Национального банка Республики Беларусь.


 Департамент платежной                                   Юридическое
 системы и информатизации                              управление  _