ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОМИТЕТА ПО МАТЕРИАЛЬНЫМ РЕЗЕРВАМ
 ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 28 декабря 2004 г. № 26

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ) ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПУНКТОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ ТОВАРОВ И МАТЕРИАЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО РЕЗЕРВА
 ___________________________________________________________
 Утратило силу постановлением Министерства по чрезвычайным
 ситуациям от 14 июня 2007 г. № 52 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/16737 от 28.06.2007 г.)
 <W20716737> _

 На основании Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября
1999 г. № 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации
деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка
применения ими экономических санкций" (в редакции Указа Президента
Республики Беларусь от 6 декабря 2001 г. № 722), Положения о
Комитете по материальным резервам при Совете Министров Республики
Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1579, Комитет по материальным
резервам при Совете Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и
проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности
пунктов ответственного хранения товаров и материалов
государственного материального резерва.
 2. Не применять приказ Организации п/я А-1442 от 30 марта 1984
г. № И-76 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения
контрольно-инспекторской работы территориальными управлениями
Организации п/я А-1442 на пунктах ответственного хранения
министерств и ведомств".
 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Заместитель Председателя С.В.Кузнецов

СОГЛАСОВАНО
Министр финансов
Республики Беларусь
 Н.П.Корбут
28.12.2004

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Комитета
 по материальным резервам
 при Совете Министров
 Республики Беларусь
 28.12.2004 № 26

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации и проведения проверок (ревизий)
финансово-хозяйственной деятельности пунктов ответственного
хранения товаров и материалов государственного
материального резерва

 ГЛАВА 1
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. Инструкция о порядке организации и проведения проверок
(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности пунктов
ответственного хранения товаров и материалов государственного
материального резерва (далее - Инструкция) предназначена для
должностных лиц Комитета по материальным резервам при Совете
Министров Республики Беларусь (далее - Комрезерв), осуществляющих
контроль финансово-хозяйственной деятельности, связанной с товарами
и материалами государственного материального резерва (далее -
товары), на пунктах ответственного хранения.
 Для проведения проверок (ревизий) могут привлекаться
специалисты подчиненных Комрезерву организаций.
 2. Основными задачами проверки (ревизии)
финансово-хозяйственной деятельности пунктов ответственного хранения
(далее - проверка) являются:
 осуществление постоянного контроля за закладкой и отгрузкой
товаров, за соответствием их действующим техническим нормативным
правовым актам и утвержденной номенклатуре, за количественной и
качественной сохранностью товаров, за соблюдением установленных
правил хранения и освежения, учета и отчетности, за своевременным и
качественным проведением их инвентаризации;
 своевременное выявление, предотвращение и устранение
недостатков и нарушений, связанных с работой с товарами на пунктах
ответственного хранения, приведение работы с товарами в полное
соответствие с требованиями нормативных правовых актов.
 3. Проверка включает следующие этапы:
 изучение и анализ финансово-хозяйственной деятельности пунктов
ответственного хранения;
 контроль за выполнением предложений по устранению выявленных
предыдущей проверкой недостатков и нарушений;
 анализ отчетных документов, поступающих от пунктов
ответственного хранения;
 обобщение и доведение результатов проверки и анализа отчетных
документов до руководителей пунктов ответственного хранения с
конкретными предложениями по улучшению работы и обеспечению
сохранности товаров.
 4. Уровень контрольной работы и степень ее влияния на состояние
дел на пунктах ответственного хранения зависят от качества
проведения проверок, организации контроля за выполнением предложений
проверяющих по устранению выявленных недостатков и нарушений, а
также своевременного использования всех форм и методов воздействия
на руководство пунктов ответственного хранения, проведения
мероприятий, направленных на предупреждение нарушений и организацию
работы с товарами в полном соответствии с установленными
требованиями.
 5. Для обеспечения высокого качества проведения проверок
проверяющие обязаны знать и строго руководствоваться требованиями
действующих актов законодательства.

 ГЛАВА 2
 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (РЕВИЗИЙ)

 6. Проверки проводятся на основе годового плана, составленного
начальником соответствующего отраслевого отдела и утвержденного
Председателем (заместителем Председателя) Комрезерва.
 В плане предусматриваются сроки проведения проверок,
ответственные исполнители, участвующие в проведении проверок.
 7. Проверки проводятся на основании предписания, подписанного
Председателем Комрезерва или его заместителем. В предписании
указываются название организации, в отношении которой проводится
проверка, фамилия и инициалы проверяющего, его должность, тема
проверки и срок ее проведения.
 8. Проверки проводятся по вопросам, указанным в задании на
проверку с учетом специфики деятельности данного пункта
ответственного хранения. Задание не должно содержать секретные
сведения.
 9. Проверяющие допускаются к самостоятельному проведению
проверок после предварительного изучения ими действующих актов
законодательства, собеседования по ним и проведения нескольких
проверок пунктов ответственного хранения под руководством опытных
специалистов.
 10. Перед проведением проверки проверяющий должен изучить:
 акт предыдущей проверки пункта ответственного хранения и отчет
о выполнении предложений по устранению недостатков, отмеченных в
этом акте;
 отчет пункта ответственного хранения о наличии материалов;
 документы по закладке, освежению и отпуску товаров на данном
пункте ответственного хранения за период после предыдущей проверки;
 документы о проведении инвентаризации товаров.
 Перед проверкой повторно изучается и уточняется количество,
вид, ассортимент, сорт, дата выработки хранящихся товаров и наличие
приемных актов (сохранных обязательств) на их закладку.
 11. Для проведения проверки проверяющий должен иметь при себе
паспорт, предписание на право проведения проверки, задание на
проверку и командировочное удостоверение.
 12. Перед выездом на проверку начальник структурного
подразделения Комрезерва, от которого направляется проверяющий,
производит тщательный инструктаж проверяющего и выясняет его
подготовленность к проведению проверки.

 ГЛАВА 3
 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

 13. Перед началом проведения проверки работник, проводящий
проверку, обязан предъявить руководителю проверяемой организации, а
при его отсутствии - исполняющему его обязанности заместителю
служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также
внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).
 Проверяющий знакомит руководителя (заместителя руководителя) с
заданием на проверку и совместно с ним определяют должностных лиц,
которые должны принять непосредственное участие в проверке.
 В случае отказа руководителя проверяемой организации
представить книгу учета проверок (ревизий) в акте проверки (ревизии)
делается соответствующая запись.
 14. Проверка начинается с ознакомления с документацией по
организации работы с товарами, учету, отчетности и взаиморасчетам
между пунктом ответственного хранения и Комрезервом.
 Обязательной проверке подвергаются:
 наличие на пункте ответственного хранения приказа о назначении
ответственных лиц за ведение документации, учет и отчетность,
количественную и качественную сохранность товаров;
 наличие действующих инструкций о порядке приемки, хранения и
отпуска материалов и других нормативных правовых актов, знание их
должностными лицами пункта ответственного хранения;
 папка документации по товарам (срок хранения папки - 2 года
после полного отпуска товаров) и наличие в ней записей почтовых,
банковских реквизитов, телефонов Комрезерва, копий актов предыдущих
проверок, отчетов, актов об освежении, приемных актов (сохранных
обязательств), материалов об инвентаризации, отгрузочных документов,
переписки с Комрезервом в хронологическом порядке;
 правильность оформления, достоверность и своевременность
отправки соответствующим адресатам отчетов, документов об
инвентаризации, об освежении, приемных актов (сохранных
обязательств) и актов на исполнение нарядов на отпуск или
перемещение товаров за период от предыдущей проверки;
 соответствие данных о наличии и движении товаров данным
Комрезерва;
 бухгалтерские проводки операций закладки товаров, их освежения
и отпуска;
 произведение расчетов с соответствующими организациями по актам
об освежении, приемным актам, отгрузкам;
 правильность ведения учета товаров (отдельно от учета
эксплуатационных ресурсов) исходя из данных баланса основной
деятельности пункта ответственного хранения;
 ведение бухгалтерского учета, соответствие данных
бухгалтерского учета данным складского учета по ежедневным остаткам
товаров эксплуатационных ресурсов за проверяемый период. Выявляются
"красные" остатки - превышение расхода товаров эксплуатационных
ресурсов, одноименных с находящимися в государственном материальном
резерве, над приходом, которые могут свидетельствовать о самовольном
расходовании товаров и материалов государственного материального
резерва. При обнаружении "красных" остатков необходимо дополнительно
провести проверку наличия товаров эксплуатационных ресурсов и
потребовать объяснения должностных лиц. Указанные сведения заносятся
в акт проверки в соответствии с пунктом 23 настоящей Инструкции;
 обеспеченность пункта ответственного хранения бланками учета и
отчетности по установленной форме;
 выполнение пунктом ответственного хранения предложений по
устранению недостатков в учете, отчетности, ведении документации,
отмеченных в акте предыдущей проверки (ревизии); своевременность и
достоверность извещения Комрезерва о выполнении предложений по акту
предыдущей проверки;
 наличие плана мероприятий (графика) по приведению условий
хранения товаров в соответствие с требованиями технических
нормативных правовых актов и ход их выполнения.
 15. После проверки документального оформления проверяющий
совместно с материально ответственным лицом пункта ответственного
хранения в присутствии работника, отвечающего за учет и отчетность,
продолжает проверку непосредственно на месте хранения товаров. В
этом случае проверяются:
 ведение складского учета товаров и материалов государственного
материального резерва, правильность отражения в нем операций по
закладке, освежению и отпуску;
 техническое состояние складских емкостей, резервуаров, условия
хранения товаров;
 установленным для каждого вида товаров порядком (подсчетом,
обмером и др.) наличие товаров, их ассортимент и качественные
показатели;
 соответствие хранимых товаров государственного материального
резерва требованиям технических нормативных правовых актов по
органолептическим данным, правильность ведения журналов по качеству
за весь проверяемый период;
 правильность складирования товаров, соблюдение раздельного
хранения товаров по маркам и сортам от товаров эксплуатационных
ресурсов и т.д.;
 наличие товаров государственного материального резерва с
истекшим сроком хранения и не отвечающих требованиям технических
нормативных правовых актов;
 наличие сертификатов, подтверждающих качество товара;
 наличие паспортов и замерных калибровочных таблиц, утверждены
ли замерные калибровочные таблицы;
 наличие проходов для осмотра и подработки товаров;
 наличие штабельных ярлыков, правильность их заполнения
(количество товаров, дата выработки, наименование, сорт, схема
обмера или подсчета товаров в штабеле), соответствие учетным данным;
 оборудование складских помещений и резервуарных парков
инвентарем;
 организация контроля за соблюдением температурно-влажностного
режима;
 организация контроля со стороны работников пункта
ответственного хранения за количественной и качественной
сохранностью товаров, своевременностью их освежения;
 санитарное состояние внутри склада и прилегающей территории;
 противопожарное состояние склада и резервуарных парков и
выполнение противопожарных мероприятий;
 организация охраны склада;
 устранение недостатков, отмеченных в акте предыдущей проверки
(ревизии);
 выполнение пунктом ответственного хранения письменных
распоряжений (указаний) Комрезерва.
 16. Одновременно принимаются необходимые меры по устранению
выявленных в ходе проводимой проверки недостатков и нарушений в
учете и организации сохранности товаров.
 17. При необходимости внесения изменений в приемный акт
(сохранное обязательство) в ходе проведения проверки в случае
изменения состава должностных лиц, ранее подписавших приемный акт
(сохранное обязательство), вышеуказанный документ переоформляется и
подписывается действующими должностными лицами. Кроме того,
переоформлению, датой проверки, подлежат обнаруженные неправильно
составленные акты об освежении и другие документы.

 ГЛАВА 4
 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

 18. Результаты проверки, в ходе которой выявлены нарушения
актов законодательства, регулирующих финансово-экономические
отношения, оформляются актом. Результаты проверки, в ходе которой не
выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой.
Акты и справки подписываются проверяющим, руководителем, а при его
отсутствии - исполняющим обязанности руководителя, главным
бухгалтером проверяемой организации и материально ответственным
лицом. К акту прилагаются объяснительные работников пункта
ответственного хранения и письменный доклад проверяющего в адрес
Комрезерва.
 Акт, справка проверки составляется в 3 экземплярах: первый -
для Комрезерва, второй - для соответствующих органов
государственного управления, которым подчинен пункт ответственного
хранения, и третий - для пункта ответственного хранения.
 19. В справке (акте) проверки указываются:
 основания назначения проверки, дата и номер предписания на ее
проведение, должность, фамилия и инициалы лица, проводившего
проверку;
 дата начала и завершения проверки (в случае перерывов
указывается их период), а также место составления акта проверки;
 должность, фамилия и инициалы работников проверяемого пункта
ответственного хранения, обязанных подписать справку (акт) проверки,
с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях,
а также лиц, привлекаемых к проверке;
 наименование, местонахождение и подчиненность проверяемой
организации, ее учетный номер плательщика, реквизиты расчетного
счета;
 наличие книги учета проверок, а также информация о
произведенной в ней записи о данной проверке;
 какие приняты меры по выявленным предыдущими проверками фактам
нарушения актов законодательства.
 В справке (акте) подробно отражается состояние работы с
товарами и материалами государственного материального резерва на
данном пункте в следующем порядке:
 общие сведения;
 количественная сохранность;
 условия хранения;
 качественное состояние;
 учет и отчетность;
 выводы;
 предложения.
 20. В выводах дается общая оценка состояния работы с товарами и
материалами государственного материального резерва, принимаемых
пунктом ответственного хранения мер по дальнейшему улучшению условий
хранения. По обнаруженным недостаткам, которые невозможно устранить
в ходе проверки, выносятся продуманные деловые предложения, срок их
исполнения согласовывается с руководством пункта ответственного
хранения.
 21. В акте проверки указываются документы и другие
доказательства, подтверждающие факты нарушений количественной и
качественной сохранности товаров и виновность должностных лиц. В
акте в обязательном порядке отражается, кем и когда отдано
распоряжение о самовольном изъятии и расходовании товаров,
наименование и количество самовольно изъятого товара, кем подписаны
документы и фамилия материально ответственного лица, отпустившего
товар.
 22. При выявлении фактов нарушения законодательства в части
расходования государственных финансовых и материальных ресурсов,
невыполнения обязательств перед бюджетом, других нарушений
финансовой дисциплины проверяющими должны быть установлены размер
причиненного вреда, причины нарушений и лица, действия (бездействие)
которых повлекли нарушение пунктом ответственного хранения
законодательства, регулирующего экономические отношения.
 При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие
имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в делах
проверяемого пункта ответственного хранения оставляются копии или
описи изъятых документов, заверенные подписями работника
контролирующего органа и главного бухгалтера (другого должностного
лица) проверяемого пункта ответственного хранения.
 23. В заключительной части акта проверки необходимо указывать,
что невыполнение пунктом ответственного хранения требований
Комрезерва об устранении выявленных и отмеченных в акте нарушений
порядка хранения товаров причиняет вред государственным интересам, а
также не обеспечивает количественной и качественной сохранности
данных товаров, чем создается обстановка, осложняющая осуществление
основных функций деятельности Комрезерва по обеспечению сохранности
товаров и материалов государственного материального резерва. В связи
с изложенным Комрезерв предупреждает, что при невыполнении в
указанный в акте срок требований по наведению установленного порядка
хранения товаров и материалов государственного материального резерва
необходимая информация по данному факту будет направлена в
соответствующие государственные органы для принятия мер.
 24. Проверяющие несут персональную ответственность за качество
проведения проверки и достоверность указанных в акте результатов
проверки. Они имеют право с учетом полномочий давать руководителям
пунктов ответственного хранения обязательные для исполнения
предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений в
установленные законодательством сроки. Контроль за устранением
выявленных нарушений и возмещением вреда и уплатой штрафных санкций
осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности
Комрезерва.
 25. По завершении проверки с ответственными работниками пункта
ответственного хранения проводится инструкторско-методическое
занятие по организации учета и отчетности, организации сохранности,
порядку расчетов за товары и материалы государственного
материального резерва, другим вопросам, возникшим во время проверки.
 ___________________________________________________________