ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО АВИАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 19 апреля 1996 г. N 43

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
 ИНСПЕКТОРСКИХ ОРГАНАХ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
 АВИАКОМПАНИИ, АВИАПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу приказом Министерства транспорта и
 коммуникаций от 12 июля 2007 г. № 322-ц _

 В соответствии с Положением об Управлении Государственной
инспекции по безопасности полетов Государственного комитета по
авиации Республики Беларусь и Руководства для инспекторских органов
Государственного комитета по авиации по регулированию деятельности
авиации Республики Беларусь разработано Положение об инспекторских
органах по безопасности полетов авиакомпании, авиапредприятия
Республики Беларусь, приказываю:

 1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 1996 года Положение об
инспекторских органах по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия Республики Беларусь.

 2. Руководителям авиакомпаний, авиапредприятий:
 - изучить данное Положение с командно-руководящим составом,
работниками инспекторских органов по безопасности полетов и
использовать в практической работе;
 - с учетом данного Положения разработать и утвердить в
установленном порядке, в двухнедельный срок, должностные инструкции
лицам инспекторских органов.

 3. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника
Управления Государственной инспекции по безопасности полетов.

 Председатель комитета Г.К.ФЕДОРОВ

 ПОЛОЖЕНИЕ
 об инспекторских органах по безопасности полетов
 авиакомпании, авиапредприятия Республики Беларусь

 1. Общие положения

 1.1. Инспекторские органы по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия являются органом инспекторского контроля на местах,
осуществляющим деятельность, направленную на выполнение всеми
должностными лицами авиакомпании, авиапредприятия требований
руководящих документов по обеспечению безопасности полетов (БП).

 1.2. Инспекторские органы в своей деятельности руководствуются
законодательством Республики Беларусь, постановлениями Правительства
Республики Беларусь, приказами, распоряжениями и указаниями
Государственного комитета по авиации (Госкомавиации) Республики
Беларусь, Чикагской конвенции о международной организации
гражданской авиации, нормативными документами, действующими в
авиации Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

 1.3. Инспекторские органы по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия возглавляет начальник инспекции по БП, который
назначается и освобождается от должности руководителем авиакомпании,
авиапредприятия по согласованию с начальником Управления
Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики Беларусь.

 1.4. Начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия непосредственно подчиняется руководителю
авиакомпании, авиапредприятия, а в функциональном отношении -
начальнику Управления Государственной инспекции по БП Госкомавиации
Республики Беларусь.
 Штатное расписание инспекторских органов по безопасности
полетов утверждается руководителем авиакомпании, авиапредприятия и
согласовывается с начальником Управления Государственной инспекции
(Госинснекции) по БП Госкомавиации Республики Беларусь.

 1.5. Начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия является полномочным представителем Госинспекции по
БП Госкомавиации Республики Беларусь, осуществляющим контроль за
выполнением установленных требований безопасности полетов. Указания
начальника инспекции по безопасности полетов авиапредприятия,
авиакомпании могут быть отменены руководителем авиакомпании,
авиапредприятия или начальником Управления Госинспекции по БП
Госкомавиации Республики Беларусь.

 1.6. Работники инспекции по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия назначаются на должность приказом руководителя
авиакомпании, авиапредприятия по представлению начальника инспекции
по БП и согласованию с начальником Управления Госинспекции по БП
Госкомавиации Республики Беларусь.

 1.7. Работниками инспекции могут быть лица, имеющие высшее
специальное образование, квалификацию авиационного специалиста 1-го
класса, стаж руководящей (командной) работы не менее 2 лет.

 1.8. Инспекторское предписание для всех должностных лиц
авиакомпании, авиапредприятия является обязательным для исполнения.
Непринятие мер по инспекторским предписаниям должно рассматриваться
как опасная угроза безопасности полетов со всеми вытекающими из
этого последствиями.

 1.9. Инспекторские органы по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия осуществляют свою работу в соответствии с годовыми,
квартальными планами. Копии годовых планов представляются в
Управление Госинспекции по БП Госкомавиации Республики Беларусь до
10 января наступившего года.

 1.10. Инспекторские органы по безопасности полетов
авиакомпании, авиапредприятия осуществляют контроль за работой
подразделений, отделов и служб по вопросам, связанным с обеспечением
безопасности полетов, направляют их деятельность на оперативное
устранение недостатков в работе.

 1.11. На инспекторские органы по безопасности полетов
авиакомпании, авиапредприятия возлагается проведение разъяснительной
работы с работниками авиакомпаний, авиапредприятий по вопросам
безопасности полетов, оказание практической помощи
командно-руководящему составу в проведении профилактической работы
по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов.

 2. Основные задачи инспекторских органов по безопасности
 полетов авиакомпании, авиапредприятия

 2.1. Осуществление постоянного контроля за состоянием
безопасности полетов, техническим состоянием, использованием
воздушных судов и аэродромов, а также за разработкой и
осуществлением профилактических мероприятий по предупреждению
авиационных происшествий и инцидентов.

 2.2. Проверка сроков и качества выполнения требований
постановлений Правительства Республики Беларусь, приказов,
распоряжений и указаний Госкомавиации Республики Беларусь,
наставлений, инструкций и других документов, регламентирующих
организацию и обеспечение безопасности полетов в подразделениях,
отделах и службах.

 2.3. Инспектирование подразделений, отделов и служб по всем
вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов.

 2.4. Совершенствование методов и повышение качества
инспектирования на основе внедрения научной организации труда и
новых технических средств объективного контроля.

 2.5. Изучение и обобщение передового опыта работы по
обеспечению безопасности полетов и разработке предложений по
внедрению его в подразделениях, отделах и службах.

 3. Функции инспекторских органов по безопасности полетов
 авиакомпании, авиапредприятия

 3.1. Осуществление постоянного контроля за организацией и
обеспечением полетов, техническим состоянием и эксплуатацией
воздушных судов и аэродромов, а также за разработкой и выполнением
мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов.

 3.2. Инспектирование подразделений, отделов и служб по всем
вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов.

 Инспекторским проверкам подлежат:
 - состояние и качество эксплуатации авиационной техники,
уровень знаний и правил эксплуатации ее летным и
инженерно-техническим составом;
 - уровень подготовки и практические навыки командного, летного,
диспетчерского состава и других авиаспециалистов;
 - качество техники пилотирования, самолетовождения и работы в
полете членов экипажа;
 - использование средств объективной полетной и наземной
информации по контролю полетов;
 - организация и качество специальной подготовки
авиаспециалистов, работа которых связана с обеспечением безопасности
полетов, проведение методической работы, вопросы переучивания и
переподготовки авиаспециалистов;
 - состояние аэродромов, трасс, авиаплощадок, их оборудование
средствами обеспечения полетов, порядок движения по аэродромам
спецавтотранспорта и других средств механизации;
 - выполнение функциональных задач ЛШО, МКК, КРС подразделений,
отделов и служб по осуществлению мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности полетов.

 3.3. Постоянный контроль учета и анализа авиационных
происшествий, инцидентов, чрезвычайных происшествий, повреждений
воздушных судов на земле и других нарушений безопасности полетов в
подразделениях, отделах и службах.

 3.4. Ведение общего учета авиационных происшествий, инцидентов,
чрезвычайных происшествий и повреждений воздушных судов на земле по
авиакомпании, авиапредприятию.

 3.5. Разработка совместно с другими службами авиакомпании,
авиапредприятия мероприятий, рекомендаций и предложений по
обеспечению безопасности полетов, а также контроль за
профилактической работой по предотвращению авиационных происшествий
и инцидентов.

 3.6. Проводит анализ состояния безопасности полетов
авиакомпании, авиапредприятия и, в целях устранения и недопущения
повторения причин, угрожающих безопасности полетов, разрабатывает
профилактические мероприятия.
 Доводит анализ по безопасности полетов и профилактическим
мероприятиям подразделениям, отделам и службам, в установленные
сроки направляет анализ по безопасности полетов и план
профилактических мероприятий в Управление Государственной инспекции
по БП Госкомавиации Республики Беларусь.

 3.7. Работники инспекции по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия принимают участие:
 - в расследовании авиационных происшествий, инцидентов, других
нарушений и в оформлении материалов расследования. Состав комиссии
авиакомпании, авиапредприятия по расследованию авиационных
происшествий, инцидентов и кандидатура председателя согласовывается
с начальником инспекции по безопасности полетов авиакомпаний,
авиапредприятия;
 - в работе МКК, заседаниях ВЛЭК, конференциях и совещаниях,
проводимых по вопросам безопасности полетов;
 - в организации и выполнении технических полетов (рейсов) по
облету вновь открываемых внутренних и международных линий,
аэродромов и средств обеспечения полетов.

 3.8. Все приказы, указания и инструкции по авиакомпании,
авиапредприятию, связанные с обеспечением безопасности полетов,
переподготовкой авиаспециалистов, повышением в классе, в должности,
поощрением, премированием работников, а также по вопросам
освобождения и восстановления лиц на летной работе, по отстранению и
допуску к УВД должны согласовываться с инспекцией по безопасности
полетов авиакомпании, авиапредприятия.

 3.9. В случаях подписания документов без визы или несогласия
инспекции начальник инспекции авиакомпании, авиапредприятия обязан
доложить об этом начальнику Управления Государственной инспекции по
безопасности полетов Госкомавиации Республики Беларусь.

 3.10. Работники инспекторских органов по безопасности полетов
авиакомпании, авиапредприятия обязаны носить форменную одежду,
требовать соблюдения правил ношения форменной одежды от других,
являться примером исполнительности и высокой личной
дисциплинированности.

 4. Права должностных лиц инспекторских органов по безопасности
 полетов авиакомпании, авиапредприятия

 4.1. Начальник инспекции по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия имеет право:

 4.1.1. давать устные указания и инспекторские предписания
должностным лицам авиакомпании, авиапредприятия, их подразделений,
отделов и служб по вопросам безопасности полетов и контролировать их
выполнение;

 4.1.2. налагать в соответствии с действующим законодательством
штрафы на лиц, нарушающих требования нормативных документов,
действующих в авиации;

 4.1.3. запрещать прием и выпуск воздушных судов, эксплуатацию
аэродромов и наземного оборудования, если по условиям и их состоянию
не обеспечивается безопасность полетов, с последующим докладом
руководителю авиакомпании, авиапредприятия и начальнику Управления
Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики Беларусь;

 4.1.4. отстранять от выполнения полетов, руководства воздушным
движением, от работ по обслуживанию воздушных судов, наземного
оборудования и управления спецавтотранспортом лиц, не выполняющих
требования безопасности полетов, с докладом об этом их
непосредственным начальникам;

 4.1.5. гасить талоны нарушения из свидетельств авиаспециалистов
за допущенные грубые нарушения требований безопасности полетов с
докладом об этом их непосредственным начальникам;

 4.1.6. предупреждать или приостанавливать действия должностных
лиц, если они противоречат Воздушному кодексу Республики Беларусь,
другим нормативным актам и угрожают безопасности полетов;

 4.1.7. включаться в состав экипажа подразделений авиакомпании,
авиапредприятия для проверки техники пилотирования,
самолетовождения, работы экипажа в полете, а также для проверки
обеспечения полетов наземными службами;

 4.1.8. отменять указания и инспекторские предписания
должностных лиц своей инспекции, если они противоречат действующим
приказам и требованиям безопасности полетов, с последующим докладом
руководителю авиакомпании, авиапредприятия и начальнику Управления
Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики Беларусь;

 4.1.9. участвовать в проводимых авиакомпанией, авиапредприятием
мероприятиях, связанных с вопросами безопасности полетов;

 4.1.10. привлекать специалистов для расследования нарушений
безопасности полетов;

 4.1.11. пользоваться всеми средствами связи и служебным
транспортом предприятий, отделов и служб авиакомпании,
авиапредприятия для выполнения служебных обязанностей.

 4.2. Права инспекторов по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия.

 Работники инспекции имеют право:

 4.2.1. давать устные указания и инспекторские предписания
должностным липам авиакомпании, авиапредприятия, их подразделений,
отделов и служб по лично выявленным недостаткам, нарушениям
действующих документов, по вопросам безопасности полетов и
контролировать их выполнение;

 4.2.2. запрещать прием и выпуск воздушных судов, эксплуатацию
аэродромов и наземного оборудования для полетов, если по условиям и
их состоянию не обеспечивается безопасность полетов, с последующим
срочным докладом начальнику инспекции авиакомпании, авиапредприятия;

 4.2.3. отстранять от выполнения полетов руководства воздушным
движением, работ по обслуживанию воздушных судов, наземного
оборудования для полетов и управления спецавтотранспортом лиц, не
выполняющих требований безопасности полетов с последующим докладом
начальнику инспекции авиакомпании, авиапредприятия;

 4.2.4. гасить талоны нарушения из свидетельств авиаспециалистов
авиакомпании, авиапредприятия за допущенные грубые нарушения
требований безопасности полетов с последующим докладом начальнику
инспекции авиакомпании, авиапредприятия;

 4.2.5. включаться в состав экипажа подразделений авиакомпании,
авиапредприятия, исходя из имеющегося личного допуска к полетам на
освоенном типе воздушного судна для проверки техники пилотирования,
самолетовождения и работы экипажа в полете независимо от наличия
проверяющих на борту;

 4.2.6. в случаях экстренных вылетов инспекторам инспекции
разрешается вписываться в задание на полет (на странице особых
отметок), независимо от допуска, с размещением на дополнительных
служебных местах, в том числе в кабине экипажа;

 4.2.7. привлекать в установленном порядке к административной
ответственности лиц, допустивших нарушение требований нормативных
документов;

 4.2.8. требовать от всех должностных лиц авиакомпании,
авиапредприятия, их подразделений, отделов и служб выполнения
инспекторских предписаний.

 5. Ответственность должностных лиц инспекторских органов по
 безопасности полетов авиакомпании, авиапредприятия

 5.1. Начальник инспекции несет ответственность за:
 - организацию и руководство работой инспекторского органа
авиакомпании, авиапредприятия;
 - организацию и проведение качественного контроля по всем
вопросам безопасности полетов;
 - объективность и своевременность расследования авиационных
происшествий, инцидентов, других нарушений безопасности полетов, а
также качество оформления материалов расследований;
 - непринятие мер по устранению причин аварийности в
авиакомпании, авиапредприятии и недостатков в работе подразделений,
отделов и служб по вопросам безопасности полетов;
 - оперативность и качество выполнения указаний начальника
Управления Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики
Беларусь;
 - правильность инспекторских предписаний должностных лиц
инспекции, их объективность, законность, обоснованность;
 - состояние трудовой дисциплины и специальной подготовки
сотрудников инспекции;
 - упущения и недостатки в своей работе, повлиявшие па работу
инспекторского органа и состояние безопасности полетов;
 - обеспечение сбора добровольных донесений и разработку по
данному материалу рекомендаций, направленных на повышение уровня
безопасности полетов.

 5.2. Инспектора инспекторского органа авиакомпании,
авиапредприятия несут ответственность за:
 - объективность отданных указаний и инспекторских предписаний;
 - неудовлетворительный контроль выполнения подразделениями,
отделами и службами авиакомпании, авиапредприятия требований
безопасности полетов;
 - непринятие мер к нарушителям Воздушного кодекса Республики
Беларусь, приказов, распоряжений и указаний Государственного
комитета по авиации Республики Беларусь и других документов по
вопросам безопасности полетов;
 - объективность расследования авиационных происшествий и
инцидентов, других нарушений, связанных с безопасностью полетов, и
правильность оформления материалов, своевременность их представления
начальнику инспекции авиакомпании, авиапредприятия;
 - выполнение указаний начальника инспекции;
 - упущения и недостатки в своей работе, повлиявшие на состояние
безопасности полетов.

 5.3. Должностные лица инспекции по безопасности полетов
авиакомпании, авиапредприятия имеют удостоверения единого образца.

 5.4. Инспекция по безопасности полетов авиакомпании,
авиапредприятия имеет печать, бланки инспекторских предписаний
установленного образца.

 6. Организация работы старшего инженера-инспектора
 (инженера-инспектора) по безопасности полетов
 аэропорта, авиакомпании, авиапредприятия

 6.1. Старший инженер-инспектор (инженер-инспектор) по
безопасности полетов осуществляет свою работу в соответствии с
годовыми и квартальными планами, которые утверждаются руководителем
аэропорта, авиакомпании, авиапредприятия. Копии годовых планов
представляются в Управление Государственной инспекции по
безопасности полетов Госкомавиации Республики Беларусь до 10 января
наступившего года.

 6.2. Указания и инспекторские предписания старшего
инженера-инспектора (инженера-инспектора) обязательны к исполнению и
могут быть отменены руководителем аэропорта, авиакомпании,
авиапредприятия с последующим докладом начальнику Управления
Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики Беларусь.

 6.3. Старший инженер-инспектор (инженер-инспектор)
контролирует:
 - деятельность подразделений, отделов и служб аэропорта,
авиакомпании, авиапредприятия по выполнению ими требований
законодательных актов Республики Беларусь, постановлений
Правительства Республики Беларусь, приказов, распоряжений и указаний
Государственного комитета по авиации Республики Беларусь,
нормативных документов, действующих в авиации Республики Беларусь, а
также настоящего Положения;
 - организацию и проведение в подразделениях, отделах и службах
изучения приказов, распоряжений, указаний, информации и других
документов по обеспечению безопасности полетов;
 - соблюдение экипажами правил подготовки к выполнению полетов,
проведение разборов полетов в летных подразделениях и использование
средств объективного контроля;
 - прохождение медицинского контроля членами экипажей,
диспетчерским и водительским составом, соблюдение предполетного
отдыха летным, диспетчерским составом;
 - организацию правил движения воздушных судов,
спецавтотранспорта, перронной механизации и личного состава на
аэродромах;
 - исполнение требований нормативных документов по содержанию и
эксплуатации воздушных судов, аэродромов и их оборудования;
 - наличие и правильность ведения полетной документации
экипажами ВС;
 - ведение в подразделениях, отделах и службах необходимой
документации;
 - исполнение инспекторских предписаний;
 - проведение в подразделениях, отделах и службах анализов
состояния безопасности полетов с разработкой профилактических
мероприятий;
 - соблюдение правил ношения форменной одежды личным составом.

 6.4. Старший инженер-инспектор (инженер-инспектор) участвует:
 - в работе МКК, отборе кандидатов на командные должности и
переучивание летного состава на новые типы воздушных судов;
 - в решении вопросов о снятии с летной и восстановлении в
летной работе членов экипажей воздушных судов;
 - в работе комиссии по расследованию авиационных происшествий,
инцидентов и повреждений воздушных судов на земле, по указанию
руководителя аэропорта, авиакомпании, авиапредприятия или начальника
Управления Государственной инспекции по БП Госкомавиации Республики
Беларусь.
 ___________________________________________________________