ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                       2 апреля 1997 г. № 66

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Руководствуясь статьей  6   Закона   Республики   Беларусь   "О
санитарно-эпидемическом   благополучии   населения",  Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993 г.  № 247  "О
создании   национальной   системы  мониторинга  окружающей  среды  в
Республике  Беларусь  (НСМОС)",  Постановлением  Кабинета  Министров
Республики   Беларусь  от  20  июня  1995  г.  №  311  "О  программе
Национальной  системы  мониторинга  окружающей  среды  в  Республике
Беларусь",  и  в  целях организации системы социально-гигиенического
мониторинга в Республике Беларусь утверждаю:
     1. Временное  положение  о  социально-гигиеническом мониторинге
(приложение 1).
     2. Состав  системы социально-гигиенического мониторинга I этапа
(приложение 2).
     Приказываю:
     1. Определить головными учреждениями по вопросам:
     - организации,  обеспечения  и  ведения республиканской системы
социально-гигиенического мониторинга - Республиканский центр гигиены
и эпидемиологии;
     - научно-методического     обеспечения     и      сопровождения
социально-гигиенического  мониторинга по вопросам гигиены окружающей
среды - Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический
институт;
     - по вопросам изучения и анализа состояния здоровья населения -
Белорусский центр медицинских технологий.
     2. Главному    врачу    Республиканского    центра  гигиены   и
эпидемиологии  Жуковскому В.Г. создать в своей структуре лабораторию
социально-гигиенического  мониторинга. Представить проекты Положения
о  лаборатории  социально-гигиенического  мониторинга  и  ее штатное
расписание на согласование в Минздрав к 30 апреля 1997 г.
     3. Директорам       Белорусского      научно-исследовательского
санитарно-гигиенического  института  Стельмаху  В.А.,   Белорусского
центра  медицинских технологий Пилипцевичу Н.Н.  совместно с главным
врачом Республиканского центра  гигиены  и  эпидемиологии  Жуковским
В.Г. до 1 сентября 1997 г. подготовить проекты социальных заказов по
разработке методических рекомендаций и нормативной базы  по  ведению
социально-гигиенического  мониторинга  в  республике и представить в
Минздрав.
     4. Определить  базовыми  территориями  по апробации и внедрению
системы  социально-гигиенического  мониторинга  Гомельскую  область,
гг.Минск и Могилев.
     5. Главному  управлению   медицинской   помощи   (Цыбин   А.К.)
совместно   с   Республиканским   центром  гигиены  и  эпидемиологии
(Жуковский В.Г.) до 1 октября 1997 г.  определить  перечень  базовых
лечебно-профилактических  учреждений  в городах-исполнителях системы
социально-гигиенического    мониторинга,    пересмотреть     функции
оргметодкабинетов   базовых  лечебно-профилактических  учреждений  с
целью создания в них автоматизированных баз данных по заболеваемости
населения с учетом цели и задач социально-гигиенического мониторинга
на основании первичной статистической отчетности.
     6. Начальнику  Главного  управления  гигиены,  эпидемиологии  и
профилактики Германовичу Ф.А.:
     6.1. до 1 мая 1997 г. внести предложения в комиссию по закупкам
Минздрава по обеспечению сети  социально-гигиенического  мониторинга
компьютерными комплексами для создания автоматизированных баз данных
и информационно-аналитических систем;
     6.2. организовать   во   II   квартале  1997  года  в  г.Гомеле
семинар-совещание    по    проблемам    организации    и     ведения
социально-гигиенического мониторинга.
     7. Поручить    директору    Белорусского   центра   медицинских
технологий    Пилипцевичу    Н.Н.    совместно   с  главным   врачом
Республиканского  центра  гигиены  и  эпидемиологии Жуковским В.Г. и
главным врачом Гомельского областного центра гигиены и эпидемиологии
Ключеновичем    В.И.    осуществлять    программное  обеспечение   и
сопровождение социально-гигиенического мониторинга.
     9. Начальникам     областных    и    городских       управлений
здравоохранения,    председателю    Комитета    по   здравоохранению
Мингорисполкома,  главным  врачам  областных  и  городских   центров
гигиены        и    эпидемиологии    на    территориях       системы
социально-гигиенического  мониторинга  предусмотреть   осуществление
информационного   и  инженерно-технического  обеспечения  работ   по
ведению  социально-гигиенического  мониторинга  за  счет   бюджетных
средств,  выделяемых на выполнение основной деятельности, а также за
счет  иных источников, не противоречащих законодательству Республики
Беларусь.
     10. Главным врачам  областных  и  г.Минска  центров  гигиены  и
эпидемиологии   создать   в   территориальных   центрах   гигиены  и
эпидемиологии системы социально-гигиенического  мониторинга  первого
этапа     соответствующие     отделения     социально-гигиенического
мониторинга,  представить проекты положения  и  штатного  расписания
этих  отделений  для  согласования в Республиканский центр гигиены и
эпидемиологии   до   30   апреля   1997   г.,   укомплектовать    их
квалифицированными кадрами.
     11. Ректору    Белорусского    государственного       института
усовершенствования  врачей  Руцкому А.В. в течение III квартала 1997
года  разработать    программу   курсов  усовершенствования   врачей
гигиенического  и  эпидемиологического  профиля  по вопросам ведения
социально-гигиенического    мониторинга   в  республике  на   основе
современных методов эпидемиологии окружающей среды.
     12. Главному управлению гигиены,  эпидемиологии и профилактики,
Главному  управлению  медицинской  помощи,  Республиканскому  центру
гигиены  и  эпидемиологии,  Белорусскому   научно-исследовательскому
санитарно-гигиеническому институту и Белорусскому центру медицинских
технологий до 1 сентября 1997 г.  подготовить  технико-экономическое
обоснование обеспечения системы социально-гигиенического мониторинга
в Республике Беларусь.
     13. Начальнику  отдела  науки  и  внедрения Главного управления
кадров  Доста  Н.И.  обеспечить  приоритетное финансирование научных
проектов  социально-гигиенического  мониторинга в силу их социальной
значимости.
     14. Контроль   за  выполнением  данного  приказа  возлагаю   на
заместителя Министра Филонова В.П.

Министр                                               И.Б.ЗЕЛЕНКЕВИЧ

                                                        Приложение 1

                                        УТВЕРЖДЕНО
                                        Приказ
                                        Министерства здравоохранения
                                        Республики Беларусь
                                        02.04.1997 № 66

                        ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
               о социально-гигиеническом мониторинге

                         1. Общие положения

     1. Социально-гигиенический    мониторинг    является   системой
организационных,    санитарно-эпидемиологических,       медицинских,
социальных, научно-технических, методологических и иных мероприятий,
направленных    на    организацию    наблюдения    за     состоянием
санитарно-эпидемического   благополучия  населения,  его  оценку   и
прогнозирование    изменений    для  установления,   предупреждения,
устранения  или  уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека.
     2. Социально-гигиенический    мониторинг    осуществляется   на
республиканском,        региональном      и    местном       уровнях
санитарно-эпидемиологическими учреждениями на основе разработанных и
утвержденных    в   установленном  порядке  законодательных   актов,
нормативных и методических документов, санитарных норм и правил.
     3. Основной целью социально-гигиенического мониторинга является
выявление на основе систем наблюдения за состоянием здоровья и среды
обитания       уровней    риска    для    здоровья    и       оценка
санитарно-эпидемического  благополучия  населения  для обоснования и
разработки  мероприятий,  направленных  на  уменьшение, устранение и
предупреждение  вредного  воздействия  факторов  окружающей среды на
здоровье человека.
     4. Для  достижения  поставленной  цели  при обеспечении ведения
социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:
     - организация  наблюдения,  получение достоверной и объективной
информации  об  обеспечении  санитарно-эпидемического   благополучия
населения, состояния среды обитания человека и его здоровья;
     - системный анализ и оценка получаемой информации;
     - определение  уровней  риска  вредных воздействий для здоровья
населения;
     - программное      и      инженерно-техническое     обеспечение
социально-гигиенического мониторинга на основе  современных  научных
решений и эффективных электронно-вычислительных комплексов;
     - обеспечение органов здравоохранения,  предприятий, учреждений
и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, а
также   граждан   информацией,    полученной    при    осуществлении
социально-гигиенического мониторинга;
     - подготовка    предложений     по     вопросам     обеспечения
санитарно-эпидемического   благополучия  населения,  устранения  или
уменьшения факторов вредного влияния среды обитания человека на  его
здоровье, для принятия решений органами государственной власти.
     5. При    проведении    социально-гигиенического    мониторинга
обеспечиваются:
     - организация     наблюдения     за     санитарно-эпидемическим
благополучием населения;
     - идентификация  и  оценка  риска  воздействия  факторов  среды
обитания  на  здоровье  человека  при осуществлении государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора   и   выполнении    целевых,
научно-технических  и  региональных программ по вопросам обеспечения
санитарно-эпидемического благополучия и охраны  здоровья  населения,
профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека;
     - получение и обработка информации государственных и отраслевых
систем  наблюдения,  оценка  и  прогнозирование  изменения состояния
здоровья    населения,  окружающей  природной,  производственной   и
социальной  среды, социально-экономического развития, а также данных
государственной статистики;
     - сбор, хранение и обработка данных наблюдения;
     - выявление  причинно-следственных  связей   между   состоянием
здоровья  и  средой  обитания  человека,  причин и условий изменения
санитарно-эпидемического благополучия населения;
     - подготовка    предложений    по    организации   мероприятий,
направленных на предупреждение,  устранение или уменьшение  факторов
вредного влияния среды обитания на здоровье человека;
     - разработка прогнозов изменения состояния здоровья населения в
связи с изменением среды обитания человека;
     - создание информационных и информационно-аналитических систем,
сетей,  программных материалов и баз данных социально-гигиенического
мониторинга;
     - передача  информации  пользователям  социально-гигиенического
мониторинга и ее  распространение  среди  заинтересованных  органов,
предприятий, учреждений и организаций, а также граждан;
     - использование   унифицированных    нормативных    документов,
методических  материалов,  санитарных  норм и правил,  гигиенических
нормативов для оценки влияния среды обитания на здоровье человека.

 2. Организационная структура социально-гигиенического мониторинга

     6. Организацию,  обеспечение  и ведение республиканской системы
социально-гигиенического  мониторинга  осуществляет  Республиканский
центр гигиены и эпидемиологии.
     Научно-методическое        обеспечение    и       сопровождение
социально-гигиенического   мониторинга  в  республике   осуществляет
Белорусский    научно-исследовательский      санитарно-гигиенический
институт.
     7. Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга в
регионах       осуществляется    территориальными       учреждениями
санитарно-эпидемиологической        службы        с         участием
лечебно-профилактических    учреждений  с  привлечением  органов   и
учреждений заинтересованных министерств и ведомств.
     8. Санитарно-эпидемиологические    учреждения    в  районах   и
городах:
     - обеспечивают сбор,  хранение,  первичную обработку  и  оценку
информации,    характеризующую    уровень   санитарно-эпидемического
благополучия и состояния здоровья населения, передают ее в областные
и   Республиканский   центры   гигиены  и  эпидемиологии,  формируют
первичные базы данных;
     - подготавливают    предложения    по    вопросам   обеспечения
санитарно-эпидемического благополучия населения районов  и  городов,
предупреждения,  устранения  и  уменьшения факторов вредного влияния
среды обитания на здоровье человека для  принятия  решений  органами
местной исполнительной власти.
     9. Областные    и    Минский    городской   центры  гигиены   и
эпидемиологии:
     - ведут соответствующие базы данных;
     - осуществляют  анализ  полученных  данных,  выявляют на основе
имеющихся научных и  методологических  данных  причинно-следственные
связи    между    изменением    состояния   санитарно-эпидемического
благополучия населения,  показателями здоровья  населения  и  средой
обитания человека,  составляют прогнозы динамики наблюдаемых явлений
на региональном уровне;
     - подготавливают    предложения    по    вопросам   обеспечения
санитарно-эпидемического  благополучия  населения,   предупреждения,
устранения  или  уменьшения факторов вредного влияния среды обитания
на здоровье человека для принятия решений  органами  государственной
власти на региональном уровне;
     - передают  информацию  в  Республиканский  центр   гигиены   и
эпидемиологии.
     10. Республиканский центр гигиены и эпидемиологии:
     - организует  и  обеспечивает  ведение социально-гигиенического
мониторинга в республике;
     - ведет соответствующие базы данных;
     - анализирует   полученную   информацию,   составляет   прогноз
обеспечения    санитарно-эпидемического    благополучия    населения
республики,  изменения  состояния  здоровья  населения  в  связи   с
влиянием окружающей среды;
     - составляет  информационные  бюллетени  динамики  и  тенденций
изменения  состояния  здоровья  населения  и  загрязнения окружающей
среды;
     - передает    необходимую    информацию    в   Минздрав   и   в
координационный орган по ведению  Национальной  системы  мониторинга
окружающей среды.

    3. Информационный фонд социально-гигиенического мониторинга

     11. Информационный  фонд  социально-гигиенического  мониторинга
представляет   собой  систематизированные  в  определенном   порядке
многолетние    данные  наблюдения,  а  также   нормативно-справочные
материалы,  сведенные  в  статистические  регистры  и  базы  данных,
обеспеченные  комплексом  программно-технологических  и  технических
средств      для    выявления    характера    связей       изменения
санитарно-эпидемического благополучия населения, здоровья человека и
окружающей природной среды.
     12. Информационный  фонд  социально-гигиенического  мониторинга
состоит из блоков данных, характеризующих:
     - здоровье населения;
     - состояние окружающей природной среды;
     - показатели   социально-экономического   развития  республики,
районов и городов.
     13. Информационными  источниками  для  социально-гигиенического
мониторинга являются:
     - базы  данных  наблюдения за состоянием здоровья и физического
развития населения;
     - базы       данных       наблюдения       за      обеспечением
санитарно-эпидемического   благополучия   населения   и   окружающей
природной   среды,   ведение  которого  осуществляется  учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы;
     - базы  данных наблюдения за природно-климатическими факторами,
источниками  антропогенного  воздействия  на  окружающую   природную
среду,  радиационной  безопасностью,  а также качеством атмосферного
воздуха,  поверхностных и подземных  вод,  почвы,  ведение  которого
осуществляется  в рамках Национальной системы мониторинга окружающей
среды,  организациями  и  учреждениями   различных   министерств   и
ведомств;
     - базы      данных       наблюдения       за       показателями
социально-экономического  развития в республике,  районах и городах,
ведение которого осуществляется  в  рамках  государственной  системы
учета и статистики;
     - базы  данных  органов  исполнительной  власти,  учреждений  и
организаций, а также международных организаций.
     14. Базы    данных    социально-гигиенического      мониторинга
поддерживаются  комплексом  программно-технологических и технических
средств,  функционирующих  на республиканском, областном, районном и
городском уровнях.
     15. Программно-технологическое  обеспечение предусматривает при
сохранении   имеющихся  функциональных  возможностей   формирование,
использование,  обновление,  актуализацию и представление всех видов
показателей,  включенных  в  базы  данных   социально-гигиенического
мониторинга.
     16. Обмен        данными        информационного           фонда
социально-гигиенического  мониторинга между органами, учреждениями и
организациями,  уполномоченными  на  ведение  данного   мониторинга,
осуществляется бесплатно по установленным каналам связи, а с другими
пользователями - на договорной основе.
     17. Пользователями      данных      информационного       фонда
социально-гигиенического     мониторинга     могут    быть    органы
государственной  власти  республики  и   на   местах,   предприятия,
учреждения  и  организации  независимо  от  их  подчиненности и форм
собственности, общественные объединения, а также граждане.
     18. Пользователям  запрещается  передача данных информационного
фонда    социально-гигиенического   мониторинга  третьим  лицам   на
коммерческой основе.

                                                        Приложение 2

                                        УТВЕРЖДЕНО
                                        Приказ
                                        Министерства здравоохранения
                                        Республики Беларусь
                                        02.04.1997 № 66

    Состав системы социально-гигиенического мониторинга I этапа
                            (по городам)

1. Брест
2. Витебск
3. Гомель
4. Гродно
5. Минск
6. Могилев
7. Новополоцк
8. Полоцк
9. Орша

     Республиканский  центр  гигиены  и  эпидемиологии  Министерства
здравоохранения  Республики  Беларусь  осуществляет сбор и обработку
информации на республиканском уровне.