ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ
 РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 10 мая 1999 г. N 94-Ц

 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО СТАЖИРОВКЕ И ДОПУСКУ К
 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу постановлением Министерства транспорта и
 коммуникаций от 2 декабря 2002 г. № 42 (зарегистрировано в
 Национальном реестре - № 8/9055 от 30.01.2003 г.)
 <W20309055> 

 _ Для совершенствования профессиональных знаний водителей и
привития им устойчивых навыков безаварийного вождения
автотранспортных средств приказываю:

 1. Утвердить Инструкцию по стажировке и допуску к
самостоятельной работе водителей автотранспортных средств.

 2. Приказ Министерства транспорта БССР от 5 июля 1989 г. N 36-Ц
"О введении в действие Положения о стажировке и допуске к
самостоятельной работе водителей" считать утратившим силу.

 3. Настоящий приказ подлежит внесению в Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь и вступает в силу со дня его
официального опубликования.

 Первый заместитель Министра В.Е.ЧОЛОВСКИЙ

 УТВЕРЖДЕНО
 Приказ Министерства
 транспорта и коммуникаций
 Республики Беларусь
 10.05.1999 N 94-Ц

 ИНСТРУКЦИЯ
 по стажировке и допуску к самостоятельной работе
 водителей автотранспортных средств

 1. Общие положения

 Настоящая Инструкция разработана для совершенствования
профессиональных знаний и навыков водителей автотранспортных средств
в реальных условиях работы и устанавливает порядок, ответственность
и условия оплаты за проведение стажировки водителей автобусов,
легковых и грузовых автомобилей.
 Действие настоящей Инструкции распространяется на юридических
лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих перевозку пассажиров или грузов автомобильным
транспортом.

 2. Требования к продолжительности стажировки водителей

 2.1. Продолжительность стажировки водителей для работы на
автобусе в зависимости от их квалификации и опыта работы должна быть
в следующих объемах:

 2.1.1. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "D", но не работавших
водителем автотранспортного средства, - не менее 220 часов;

 2.1.2. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" (или "С", "D")
и стаж работы водителем автотранспортного средства до 5 лет, но не
работавших водителем автобуса, - не менее 80 часов;

 2.1.3. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "D" и стаж работы
водителем автотранспортного средства до 5 лет, но не работавших
водителем автобуса, - не менее 110 часов;

 2.1.4. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" и стаж работы
водителем автотранспортного средства от 5 до 8 лет, но не работавших
водителем автобуса, - не менее 60 часов;

 2.1.5. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" и стаж работы
водителем автотранспортного средства от 8 лет и более, но не
работавших водителем автобуса, - не менее 48 часов;

 2.1.6. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" или только "D",
работавших ранее водителем автобуса, но не управлявших ими более
одного года, - не менее 20 часов;

 2.1.7. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" или только "D",
работающих водителем автобуса, но не управлявших маркой автобуса, на
котором предстоит работать, более шести месяцев, - не менее 8 часов;

 2.1.8. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D" или только "D",
работающих водителем автобуса, но не обслуживающих городской или
пригородный маршрут, на котором предстоит работать, - не менее
одного рейса по маршруту.

 2.2. Продолжительность стажировки водителей для работы на
автомобилях-такси в зависимости от их квалификации и опыта работы
должна быть в следующих объемах:

 2.2.1. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В" или "В", "С" и не
работавших водителем автомобиля-такси, - не менее 60 часов;

 2.2.2. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D", "Е",
работавших ранее водителем автотранспортного средства, но не
работавших водителем автомобиля-такси, - не менее 30 часов;

 2.2.3. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D", "Е" и не
работавших водителем по категории "В" более одного года, - не менее
20 часов;

 2.2.4. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "D", "Е",
работавших ранее водителем автомобиля-такси, но не управлявших
маркой легкового автомобиля, на котором предстоит работать, - не
менее 4 часов.

 2.3. Продолжительность стажировки водителей для работы на
грузовых автомобилях в зависимости от их квалификации и опыта работы
должна быть в следующих объемах:

 2.3.1. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С" и не работавших
водителем грузового автомобиля, - не менее 40 часов;

 2.3.2. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С" и работавших
водителем автомобиля менее одного года, - не менее 30 часов;

 2.3.3. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами категории "В", "С", "Е" и работавших
водителем автомобиля, но не управлявших более одного года, - не
менее 20 часов;

 2.3.4. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами соответствующей категории и работавших
водителем грузового автомобиля, но не управлявших маркой грузового
автомобиля, на котором предстоит работать, - не менее 8 часов;

 2.3.5. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами соответствующей категории и
свидетельство о подготовке водителей транспортных средств,
перевозящих опасные грузы, но не осуществлявших ранее перевозку
опасных грузов, - не менее 120 часов;

 2.3.6. имеющих удостоверение на право управления
автотранспортными средствами соответствующей категории и
свидетельство о подготовке водителей транспортных средств,
перевозящих опасные грузы, работающих водителями грузового
автомобиля, перевозящего опасные грузы, но не осуществлявших
перевозку определенных классов опасных грузов, которые предстоит
перевозить, - не менее 40 часов.

 2.4. В случаях, не оговоренных в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3,
продолжительность стажировки водителей автомобилей (автобусов)
должна устанавливаться комиссией по проверке пригодности водителей к
самостоятельной работе, создаваемой в соответствии с пунктом 4.3
настоящей Инструкции.

 3. Требования к проведению стажировки водителей
 автотранспортных средств

 3.1. Стажировка водителей автобусов для обслуживания регулярных
маршрутов должна проводиться как в дневное, так и ночное (вечернее)
время по улицам и дорогам, по которым проходят регулярные маршруты,
а водителей автомобилей-такси и грузовых автомобилей - на участках
или объектах их работы в соответствии с графиком работы
водителя-наставника.

 3.2. Во время стажировки стажер должен постоянно находиться за
рулем автотранспортного средства. Наставник может отстранить стажера
от управления автотранспортным средством, сделав соответствующую
запись в карточке стажировки, при возникновении сложных условий для
движения (гололед, сильный снегопад, туман и т.д.), а также при
выполнении первого рейса по маршруту.

 3.3. Автотранспортное средство, используемое для стажировки
водителей, должно иметь место для сидения водителя-наставника,
обеспечивающее возможность его общения со стажером.

 3.4. На передней и задней части автотранспортного средства,
применяемого для стажировки, должны быть установлены опознавательные
знаки с надписью "За рулем стажер" (приложение 1).

 3.5. Водитель-стажер должен быть прикреплен к
водителю-наставнику на весь срок стажировки.

 3.6. Водитель-наставник должен вести учет и оценку работы
водителя-стажера в карточке стажировки (приложение 2).

 3.7. Стажировка должна осуществляться на автотранспортных
средствах того типа или марки, на которых водители будут работать
самостоятельно.

 4. Порядок проведения стажировки водителей автотранспортных
 средств

 4.1. Для стажировки водителей автотранспортных средств приказом
руководителя предприятия назначаются водители-наставники из числа
водителей, имеющих стаж работы свыше 3 лет и не допустивших за
последний год работы нарушений транспортной или трудовой дисциплины.

 4.2. Для проверки пригодности водителей автотранспортных
средств к самостоятельной работе приказом руководителя предприятия
создается комиссия.

 4.3. На основании результатов контрольной поездки,
собеседования и выводов водителя-наставника комиссией делается
заключение о возможности допуска к работе водителя, прошедшего
стажировку, с указанием марки (модели) автотранспортного средства
или маршрута, на котором ему разрешается работать.

 4.4. На основании положительного заключения комиссии издается
приказ руководителя предприятия о допуске водителя к работе.

 4.5. Если водитель, прошедший стажировку, не имеет достаточных
навыков в управлении автотранспортным средством или знаний по
профилю основной деятельности, то ему могут предложить пройти
дополнительную стажировку или отказать в работе по рассматриваемому
профилю работы.

 4.6. Предприятия, организации или индивидуальные
предприниматели, не имеющие возможности осуществлять стажировку в
соответствии с требованиями настоящего Положения, должны проходить
ее в предприятиях системы Министерства транспорта и коммуникаций на
договорной основе.

 5. Требования к использованию водителей после стажировки

 5.1. Водители автобусов, имеющие удостоверение на право
управления автотранспортными средствами категории "D" или "В", "С",
"D", после стажировки по пп.2.1.1-2.1.4 настоящей Инструкции должны
работать не менее чем два месяца на регулярном маршруте (группе
регулярных маршрутов), на котором (которых) они стажировались, не
привлекаться к работе с 0 до 5 часов утра и не иметь
продолжительность смены более 8 часов.
 Во время стажировки и в первые 10 дней самостоятельной работы
на регулярных городских и пригородных маршрутах к водителям
автобусов не должны применяться меры воздействия за допущенные
случаи опоздания прибытия на промежуточный или конечный пункты
маршрута.

 5.2. Водителям автомобилей-такси в течение первого месяца
работы после стажировки может быть доведено заниженное плановое
задание.

 6. Ответственность за стажировку водителей

 6.1. Ответственность за организацию стажировки возлагается на
руководителя предприятия в соответствии с действующим
законодательством.

 6.2. Ответственность за проведение стажировки водителей
возлагается на должностных лиц, возглавляющих службу безопасности
движения предприятия, в соответствии с действующим
законодательством.

 6.3. Водитель-наставник несет ответственность за качество и
полноту обучения водителя, прикрепленного к нему для стажировки, а
также за объективность заключения о пригодности водителя к
самостоятельной работе в соответствии с действующим
законодательством.

 6.4. Водитель-стажер несет ответственность за несоблюдение
порядка стажировки, за совершенные дорожно-транспортные происшествия
и нарушения Правил дорожного движения в соответствии с действующим
законодательством.

 7. Условия оплаты за стажировку водителей

 Водителям-стажерам оплата труда производится по выполняемой ими
работе, а водителям-наставникам за время работы со стажером
сохраняется среднемесячная заработная плата.
 Предприятие за счет прибыли, остающейся в его распоряжении,
имеет право производить водителю-наставнику доплату в размере до 50%
от его тарифной ставки.

 Приложение 1
 к п.3.4 Инструкции по стажировке
 и допуску к самостоятельной работе
 водителей автотранспортных средств
 10.05.1999 N 94-Ц

 Знак "За рулем стажер". Кайма красного цвета, на белом фоне
 буквами черного цвета написано: "За рулем стажер"

 ***** На бумажном носителе

 Размеры знака, мм

 ----------------------T--------T-----------T----------T------------
 Вид транспортного ¦ А ¦ Б ¦ В ¦ R
 средства ¦ ¦ ¦ ¦
 ----------------------+--------+-----------+----------+------------

 Грузовой автомобиль, 400 40 40 20
 автобус

 Легковой автомобиль 200 20 20 10

 Приложение 2
 к п.3.6 Инструкции по стажировке
 и допуску к самостоятельной работе
 водителей автотранспортных средств
 10.05.1999 N 94-Ц

 КАРТОЧКА
 стажировки водителя

 __________________________________________________ согласно приказу
 (фамилия, имя, отчество)
 по предприятию от "___" __________________ ________ г. N __________
 с "___" __________________ _____ г. направлен на стажировку
 в объеме _______ часов.

 Удостоверение водителя ______________ N ________
 (серия)
 Водитель-наставник ______________________________________________
 (фамилия, имя, отчество)
 ___________________________________________________________________

 Заключение водителя-наставника
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________

 "___" ______________ _____ г. ___________
 (подпись)
 Заключение комиссии
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________

 "___" ______________ _____ г.

 Члены комиссии: _____________________________
 (подпись)
 _____________________________
 _____________________________
 _____________________________
 _____________________________
 _____________________________
 _____________________________

 ------T--------T-------T--------T------T-------T---------T---------
 Число,¦Маршрут ¦Марка, ¦Время ¦Кол-во¦Замеча-¦Подпись ¦Подпись
 месяц ¦(объект ¦гос.N ¦работы ¦часов ¦ния по ¦водителя-¦диспетче-
 ¦работы) ¦автомо-¦с ___ ¦стажи-¦стажи- ¦наставни-¦ра
 ¦ ¦биля ¦до ___ ¦ровки ¦ровке ¦ка ¦
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+---------
 ------+--------+-------+--------+------+-------+---------+-------_