РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
                  22 сентября 2000 г. № Р-102/2000

 О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И СУММИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТПУСКОВ

     Конституционный    Суд    Республики    Беларусь    в   составе
председательствующего    -    Председателя   Конституционного   Суда
Василевича  Г.А.,  заместителя  Председателя  Марыскина А.В.,  судей
Кеник   К.И.,  Подгруши  В.В.,  Саркисовой  Э.А.,  Тиковенко   А.Г.,
Филипчик Р.И.,  Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., рассмотрев
на  основании  статьи  40  и  части  первой  статьи  116 Конституции
Республики Беларусь многочисленные обращения граждан и организаций о
порядке    предоставления    и    суммирования  трудовых   отпусков,
проанализировав  Конституцию  и  законодательство о труде, установил
следующее.
     1. В соответствии со статьей 43 Конституции Республики Беларусь
трудящиеся  имеют  право на отдых. Для работающих по найму это право
обеспечивается,  в частности, предоставлением ежегодных оплачиваемых
отпусков.
     В    Конституции    Республики   Беларусь  не   устанавливаются
минимальная  и  максимальная  продолжительность  ежегодного отпуска.
Детальная    регламентация  порядка,  продолжительности  и   условий
предоставления  отпусков осуществляется законодательством о труде. В
соответствии  с Конвенцией Международной организации труда № 132 "Об
оплачиваемых  отпусках"  отпуск ни в коем случае не может составлять
менее трех рабочих недель за один год работы.
     Трудовым  кодексом  Республики  Беларусь предусмотрено два вида
основных трудовых отпусков:
     -  основной  минимальный  отпуск продолжительностью не менее 21
календарного дня (статья 155);
     - основной удлиненный отпуск для отдельных категорий работников
в зависимости от возраста, состояния здоровья, характера и специфики
работы, трудовых функций и других обстоятельств дифференцированно от
28 до 56 календарных дней (статья 156).
     В Трудовом кодексе установлено также четыре вида дополнительных
отпусков:
     -  за работу с вредными условиями труда от 7 до 41 календарного
дня (статья 157);
     -  за  ненормированный  рабочий  день  до  14  календарных дней
(статья 158);
     -  за продолжительный стаж работы до 4 календарных дней (статья
159);
     - поощрительные отпуска (статья 160).
     2. Согласно статье 162 Трудового кодекса дополнительные отпуска
присоединяются  к  основному  минимальному  отпуску,  если  иное  не
предусмотрено  актами  законодательства  или коллективным договором,
соглашением.  В соответствии с Законом "О нормативных правовых актах
Республики  Беларусь"  к  актам законодательства относятся не только
законы, декреты, указы, но и постановления Правительства (статья 2).
Таким  образом,  Правительство  Республики  Беларусь исходя из своей
компетенции  вправе  принимать нормативный акт, которым определяется
порядок  суммирования  отпусков.  В  этом случае не могут нарушаться
положения    актов    законодательства,  обладающих  более   высокой
юридической силой.
     Согласно  постановлению Совета Министров Республики Беларусь от
27  июля  2000 г. № 1154, которым утвержден Порядок предоставления и
суммирования    трудовых    отпусков   (в  дальнейшем  -   Порядок),
дополнительные  отпуска  присоединяются  к  основному   минимальному
отпуску.  При  этом  продолжительность  трудового  отпуска  не может
превышать  35  календарных  дней. Дополнительный отпуск за работу во
вредных    условиях    труда    предоставляется    полностью.   Если
дополнительный  отпуск равен или превышает 14 календарных дней, то к
основному    минимальному  отпуску  присоединяется  отпуск   большей
продолжительности,  а  другие  поглощаются  им  (пункт  8  Порядка).
Конституционный Суд при этом отмечает противоречивость норм пункта 8
Порядка.
     3. Отдельные категории работников имеют право на дополнительный
отпуск  за  работу  во  вредных  условиях труда более 14 календарных
дней.
     Исходя  из  анализа  норм  Трудового кодекса (статьи 327, 329 и
330)    можно   сделать  вывод,  что  основной  трудовой  отпуск   и
дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда может быть
в  сумме  и  более  35  дней.  Такая  позиция  Конституционного Суда
обусловлена тем, что среди всех видов дополнительных отпусков отпуск
за  работу  во  вредных  условиях  труда  занимает особое место. Его
предоставление  направлено  на  реализацию  конституционного   права
граждан  не  только на отдых (статья 43 Конституции), но и на охрану
здоровья (статья 45 Конституции).
     4. В  соответствии с частью второй статьи 158 Трудового кодекса
перечни  работников  с  ненормированным  рабочим  днем  утверждаются
Правительством  Республики Беларусь или уполномоченным им органом. В
негосударственных  организациях  конкретная продолжительность такого
отпуска  для  работников  устанавливается  коллективным или трудовым
договором, нанимателем.
     Пункт    6    Порядка    содержит    нормы,  согласно   которым
ненормированный  рабочий  день  не  устанавливается и соответственно
дополнительный    отпуск    за   ненормированный  рабочий  день   не
предоставляется, в частности, работникам, занятым на работе неполное
рабочее время и работникам при сменном режиме работы. Установление в
Порядке запрета на предоставление отпуска за ненормированный рабочий
день  отдельным работникам не соответствует в полной мере, по мнению
Конституционного  Суда,  принципу  социальной справедливости, нормам
трудового законодательства.
     Согласно  статье  291  Трудового  кодекса  работа  на  условиях
неполного  рабочего  времени  не  влечет  для  работников каких-либо
ограничений    продолжительности    трудовых  отпусков,   исчисления
трудового стажа и других трудовых прав. Конституционный Суд считает,
что  если работнику установлена неполная рабочая неделя, но с полным
рабочим  днем,  то  при  наличии  необходимых  оснований  (должность
включена  в  перечень  работников  с  ненормированным рабочим днем и
работа  на этой должности вызывает необходимость выполнения ее сверх
установленной   нормы  рабочего  времени)  такому  работнику   может
устанавливаться   ненормированный  рабочий  день  и   соответственно
предоставляться  дополнительный  отпуск  за  ненормированный рабочий
день.  Законодательство  и  практика  прошлых лет шли по этому пути.
Конституционный  Суд  в этой связи полагает возможным предоставление
отпуска  за  ненормированный  рабочий  день  лицам,  работающим   на
условиях  неполного  рабочего  времени  (неполной  рабочей  недели),
пропорционально отработанному времени.
     Изучив  вопрос о запрете установления ненормированного рабочего
дня  работникам  при  сменном  режиме  работы,  Конституционный  Суд
отмечает следующее.
     В    Перечень    работников  с  ненормированным  рабочим   днем
объединений,    подчиненных    Правительству  Республики   Беларусь,
утвержденный  постановлением  Министерства труда Республики Беларусь
от  14  апреля  2000  г.  № 58,  включены  должности,  в  частности,
начальника  смены,  мастера  (всех  наименований),  инженеров  (всех
наименований    и    категорий).  Исходя  из  условий   непрерывного
технологического  процесса  многие  организации  работают в условиях
сменного  режима,  где  заняты указанные категории работников, о чем
свидетельствуют многочисленные обращения.
     Следует  иметь  в  виду,  что  ненормированный  рабочий  день и
соответствующий режим работы устанавливаются тем работникам, которые
в   силу  специфики  условий  труда  (должностных  обязанностей)   и
производства  вынуждены  в  отдельных случаях выполнять работу сверх
нормальной  продолжительности рабочего времени. Поэтому установление
ненормированного    рабочего  дня  не  всегда  может  находиться   в
зависимости  от  сменного режима работы. Однако, как уже отмечалось,
Правительство    согласно   статье  158  Трудового  кодекса   вправе
утверждать  перечни  работников  с  ненормированным  рабочим   днем.
Установление  запрета  на  введение  ненормированного  рабочего  дня
работникам  при  сменном  режиме  работы  может  влечь,  по   мнению
Конституционного  Суда,  иную  форму  компенсации  за  работу  сверх
нормальной  продолжительности  рабочего  времени  (когда  это  имеет
место),  например,  оплату  за  сверхурочную  работу,  что полностью
соответствовало бы положениям статьи 43 Конституции.
     5. В  соответствии с частью второй статьи 159 Трудового кодекса
Правительством  Республики  Беларусь  или  уполномоченным им органом
утверждаются  не  только  перечень  отраслей,  производств,   работ,
профессий    и    должностей,    но   и  условия  предоставления   и
продолжительность  отпуска  за  продолжительный  стаж работы. В этой
связи  Правительство  вправе  определять  особенности предоставления
дополнительного  отпуска  за продолжительный стаж работы. Однако это
не  исключает право на дополнительный отпуск за продолжительный стаж
работы,  установленный  другими  актами,  обладающими  более высокой
юридической    силой.    Согласно   Закону  "Об  основах  службы   в
государственном    аппарате"   служащим  государственного   аппарата
гарантируется  ежегодный  оплачиваемый  отпуск продолжительностью 30
календарных дней, при этом после 15 лет работы он увеличивается на 6
календарных    дней.  Аналогичный  подход  закреплен  и  в   Декрете
Президента  Республики  Беларусь  от  9  сентября  1997  г.  № 16 "О
некоторых    мерах  по  упорядочению  материального  и   социального
обеспечения  служащих государственного аппарата и приравненных к ним
лиц".  Таким  образом,  эта  категория работников при стаже работы в
качестве государственных служащих более 15 лет имеет право на отпуск
36 календарных дней.
     6. Проанализировав  нормы  законодательства  о   дополнительных
поощрительных  отпусках,  Конституционный Суд отмечает, что Декретом
Президента    Республики  Беларусь  от  26 июля  1999  г.  № 29   "О
дополнительных   мерах  по  совершенствованию  трудовых   отношений,
укреплению  трудовой  и исполнительской дисциплины" в качестве одной
из  дополнительных  мер  стимулирования труда работников, с которыми
заключены  контракты,  предусмотрено  предоставление дополнительного
отпуска  с сохранением заработной платы до 5 календарных дней. Право
на  данный  отпуск  и  его продолжительность, установленные Декретом
Президента  Республики  Беларусь,  не  могут  быть  ограничены актом
Правительства,    так  как  этот  вопрос  находится  в   компетенции
Президента Республики Беларусь.
     
     На  основании  изложенного  и руководствуясь статьей 40, частью
первой  статьи  116 Конституции Республики Беларусь, статьями 7, 36,
38,  40,  40-1 Закона  "О Конституционном Суде Республики Беларусь",
Конституционный Суд решил:
     1. Отметить,  что  положения  пункта 8 Порядка предоставления и
суммирования  трудовых отпусков, утвержденного постановлением Совета
Министров  Республики  Беларусь  от  27  июля  2000  г.  № 1154,  не
соответствуют Закону "Об основах службы в государственном аппарате",
Декрету  Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 г. № 16 и
Декрету  Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 и не
могут    в  этой  связи  ограничивать  суммарную   продолжительность
основного  отпуска  и дополнительных отпусков, которые предусмотрены
названными Законом и декретами Президента Республики Беларусь.
     В  силу  требований  статей  83,  85,  108  и  137  Конституции
Республики  Беларусь  соответствующие  положения  названных Закона и
декретов  Президента  Республики  Беларусь  обладают верховенством и
действуют непосредственно.
     2. Исходить  из  того,  что  дополнительный отпуск за работу во
вредных    условиях    труда    установленной      законодательством
продолжительности предоставляется полностью. При суммировании такого
отпуска  с  основным  отпуском их общая продолжительность в случаях,
предусмотренных  законодательными и иными нормативными актами, может
составлять и более 35 дней.
     3. Предложить  Совету Министров Республики Беларусь рассмотреть
вопрос  о  дополнении пункта 6 Порядка предоставления и суммирования
трудовых  отпусков,  утвержденного  постановлением  Совета Министров
Республики  Беларусь  от  27  июля  2000  г.  № 1154,  с  тем  чтобы
работники,  занятые  на  работе  неполную  рабочую неделю, но полный
рабочий  день  и  вынужденные  в  отдельных случаях выполнять работу
сверх  нормальной продолжительности рабочего времени, имели право на
дополнительный    отпуск    за    ненормированный    рабочий    день
пропорционально отработанному времени.
     4. Исключение    постановлением  Совета  Министров   Республики
Беларусь  от  27  июля  2000 г. № 1154 работников при сменном режиме
работы из круга лиц, пользующихся правом на дополнительный отпуск за
ненормированный  рабочий  день,  не  означает  лишение  их  права на
получение    других  видов  компенсации,  предусмотренных   трудовым
законодательством.  В  этой  связи  Конституционный  Суд  не находит
правовых    оснований    для  признания  Порядка  предоставления   и
суммирования    трудовых    отпусков,  утвержденного   вышеуказанным
постановлением,  в  этой  части  не  соответствующим законодательным
актам.
     5. Отметить    противоречивость  и  неоднозначность   отдельных
положений  Порядка  предоставления и суммирования трудовых отпусков,
утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
27  июля 2000 г. № 1154 (пункты 8, 10, 13 и др.), что вызывает споры
и жалобы граждан.
     6. Предложить  Совету  Министров  Республики  Беларусь привести
постановление  от  27 июля  2000  г. № 1154 в соответствие с актами,
обладающими  более  высокой  юридической силой, и настоящим решением
Конституционного  Суда  Республики  Беларусь. В случае необходимости
внести в установленном порядке на рассмотрение Палаты представителей
Национального    собрания    Республики    Беларусь    законопроект,
предусматривающий    совершенствование    действующего       порядка
предоставления и суммирования трудовых отпусков.
     7. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
     8. Опубликовать  настоящее решение в соответствии с действующим
законодательством.

 Председательствующий - Председатель
 Конституционного Суда Республики Беларусь             Г.А.ВАСИЛЕВИЧ