ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
                          БЕЛОРУССКОЙ ССР

                     от 25 января 1991 г. N 26

 Об утверждении Положения о Государственной инспекции
 по торговле и защите прав потребителей при Совете
 Министров БССР

         ___________________________________________________________
         Утратило силу  постановлением  Совета  Министров Республики
         Беларусь от 18 октября 2007 г. № 1366 (Национальный  реестр
         правовых актов   Республики   Беларусь,  2007  г.,  №  253,
         5/26012) <C20701366>  _

     В связи с преобразованием Государственной инспекции по качеству
товаров и торговле Белорусской ССР в  Государственную  инспекцию  по
торговле  и защите прав потребителей при Совете Министров БССР Совет
Министров Белорусской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной  инспекции
по торговле и защите прав потребителей при Совете Министров БССР.

     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров БССР
от 13 июня 1986 г.  N 174 "О Государственной инспекции  по  качеству
товаров  и торговле Белорусской ССР" (СЗ БССР,  1986 г.,  N 18,  ст.
247).


 Председатель Совета Министров
 Белорусской ССР                                         В.Кебич

 Управляющий Делами Совета
 Министров Белорусской ССР                               Н.Кавко


                               УТВЕРЖДЕНО
                               постановлением Совета Министров БССР
                               от 25 января 1991 г. N 26


 ПОЛОЖЕНИЕ

 о Государственной  инспекции  по  торговле  и защите прав
 потребителей при Совете Министров БССР

     1. Государственная  инспекция  по  торговле   и   защите   прав
потребителей  при  Совете  Министров  БССР  (Госторгинспекция  БССР)
состоит из  Главного  управления  и  подчиненных  ему  управлений  в
областях.

     2. Госторгинспекция  БССР подчиняется Совету Министров БССР и в
своей  деятельности  руководствуется  законодательством  Союза  ССР,
законами  Белорусской  ССР,  иными решениями Верховного Совета БССР,
постановлениями и  распоряжениями  Совета  Министров  БССР,  другими
нормативными актами, а также настоящим Положением.

     3. Основными задачами Госторгинспекции БССР являются:

     3.1. осуществление   контроля   за  соблюдением  предприятиями,
организациями  и  учреждениями,  независимо  от   их   ведомственной
подчиненности   и   форм   собственности,   а   также  советскими  и
иностранными гражданами законодательных и других  нормативных  актов
по  вопросам,  касающимся  правил  торговли  и бытового обслуживания
населения,  дисциплины цен при реализации товаров и  услуг,  порядка
совершения   товарообменных   операций   в  период  действия  Закона
Белорусской ССР "О временных мерах по защите потребительского  рынка
Белорусской ССР";

     3.2. реализация  мер  по  предотвращению  нарушений стандартов,
технических условий и другой нормативно-технической документации при
приемке, поставке и продаже товаров народного потребления и оказании
бытовых услуг населению предприятиями и организациями, независимо от
их ведомственной подчиненности и форм собственности;

     3.3. разработка  и  внесение  предложений по улучшению качества
товаров и  услуг,  организации  торгового  и  бытового  обслуживания
населения, защите прав потребителей.

     4. Госторгинспекция  БССР  в соответствии с возложенными на нее
задачами:

     4.1. осуществляет проверку  исполнения  актов  законодательства
Союза  ССР  и  Белорусской  ССР по вопросам,  касающимся организации
торговли   и   бытового    обслуживания    населения,    информирует
Правительство  БССР  о  положении  дел  и  при  необходимости вносит
конкретные предложения  по  улучшению  работы  и  решению  назревших
проблем;

      4.2. осуществляет    контроль   за   соблюдением   работниками
предприятий оптовой и  розничной  торговли,  общественного  питания,
бытового обслуживания населения правил приемки,  отгрузки, упаковки,
хранения и сроков реализации продукции;

     4.3. проверяет    состояние     контроля     за     соблюдением
законодательных  и  иных нормативных актов,  регулирующих торговлю и
сферу оказания услуг населению,  на предприятиях и  в  организациях,
независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, и
дает обязательные для них указания об устранении в определенный срок
выявленных нарушений;

     4.4. участвует в       работе        художественно-технических,
координационных советов,  аттестационных,  дегустационных комиссий и
других советов и комиссий при рассмотрении вопросов качества товаров
народного потребления,  вносит в органы стандартизации предложения о
доработке,     ограничении     сроков     действия     или    отмене
нормативно-технической документации,  устанавливающей  более  низкие
потребительские свойства товаров;

     4.5. при   наличии   фактов  изготовления  недоброкачественных,
нестандартных  и  некомплектных  товаров  проводит  на  промышленных
предприятиях    разовые    проверки    соблюдения    соответствующей
нормативно-технической документации,  при необходимости осуществляет
их   с   участием   представителей   Белорусского   республиканского
управления Госстандарта СССР;

     4.6. рассматривает поступившие письма и  заявления  граждан  по
вопросам,   относящимся   к  компетенции  Госторгинспекции  БССР,  и
принимает по ним необходимые меры;

     4.7. систематически анализирует и обобщает результаты проверок,
готовит для доклада Совету Министров БССР соответствующие материалы,
а также проекты решений Правительства БССР по повышению технического
уровня   и   качества  товаров  народного  потребления,  оказываемых
населению  услуг,  улучшению  организации   торгового   и   бытового
обслуживания, защите прав потребителей продукции и услуг.

     5. Госторгинспекции БССР предоставляется право:

     5.1. производить    на    государственных,    кооперативных   и
общественных   предприятиях,   в   объединениях,    учреждениях    и
организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях,
основанных  на  иных  формах   собственности,   включая   совместные
предприятия,   объединения,   организации  с  участием  советских  и
иностранных юридических лиц  и  граждан    (в  дальнейшем  именуются
предприятия,  учреждения,  организации),  проверки соблюдения правил
торговли  и  бытового   обслуживания   населения,  дисциплины   цен,
качества    изготавливаемых    и   реализуемых   товаров   народного
потребления,  соответствия  их  утвержденной  нормативно-технической
документации,   а   также  получать  необходимые  сведения,  отчеты,
справки, объяснения по вопросам, возникающим при проверках;

     5.2. давать в установленном порядке предписания, обязательные к
исполнению  руководителями и другими должностными лицами проверяемых
предприятий,  учреждений,  организаций,  а  также   гражданами,   об
устранении выявленных нарушений законодательства, подзаконных актов,
регулирующих   правила    торговли    и    бытового    обслуживания,
технологической   дисциплины,   а   также   о  прекращении  отгрузки
недоброкачественных  товаров  (продукции),  товаров  с   неправильно
обозначенными сортностью, ценами;

     5.3. запрещать  приемку  рыночными и внерыночными потребителями
товаров,  изготовленных с нарушением стандартов, технических условий
и  другой  нормативно-технической  документации,  а также утративших
свои свойства вследствие  ненадлежащего  их  хранения,  или  вводить
особый порядок их приемки;

      5.4. выносить   решения   о   запрещении  или  приостановлении
необоснованных,    неравноценных    товарообменных    операций     и
сверхплановой  отгрузки  за  пределы  республики  товаров  народного
потребления предприятиями,  организациями и  учреждениями  в  период
действия  Закона  Белорусской  ССР  "О  временных  мерах  по  защите
потребительского рынка Белорусской ССР";

     5.5. отбирать  в   установленном   порядке   образцы   товаров,
продукции   предприятий   общественного   питания  для  исследования
качества  их  в  научно-исследовательских  институтах,  лабораториях
Белорусского    республиканского   управления   Госстандарта   СССР,
промышленности,  торговли, бытового обслуживания и здравоохранения с
оплатой  стоимости  образцов  и  проводимых работ (анализов) за счет
проверяемых предприятий, учреждений, организаций и граждан;

     5.6. в необходимых случаях  выносить  в  установленном  порядке
решения  о  проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей
или денежных средств на  предприятиях  и  в  организациях  торговли,
общественного питания,  бытового обслуживания, в которых установлены
факты злоупотреблений  и  нарушений  правил  торговли,  обслуживания
населения, дисциплины цен при реализации товаров и услуг;

     5.7. запрещать   предприятиям,   организациям,   учреждениям  и
гражданам применять  неисправные,  не  имеющие  установленных  клейм
весовые и измерительные приборы,  изымать у них подлинные документы,
образцы недоброкачественных товаров,  изделий,  свидетельствующие  о
злоупотреблениях  и  нарушениях,  оформляя  такое  изъятие  в каждом
случае соответствующим актом;

     5.8. привлекать  к  проведению   проверок   соблюдения   правил
торговли  и  бытового обслуживания специалистов,  а также внештатных
инспекторов, рекомендуемых для этой работы коллективами предприятий,
учреждений и организаций;

     5.9. проводить   за  счет  предприятий  общественного  питания,
которые  проверяются,   контрольные   покупки   вырабатываемой   ими
продукции   для  определения  качества  и  правильности  расчетов  с
покупателями;

     5.10. выносить    решения,    обязательные     к     исполнению
предприятиями, учреждениями, организациями:
     об изъятии в доход государственного бюджета излишне  полученных
с  населения  сумм  с  сообщением об этом соответствующим финансовым
органам;
     о перечислении   в   доход  государственного  бюджета  прибыли,
полученной от реализации продукции,  выработанной с отступлениями от
нормативно-технической  документации,  а также утвержденных образцов
(эталонов),  и об исключении этой продукции  из  отчетных  данных  о
выполнении  планов  производства  и  прибыли  с  сообщением  об этом
финансовым  органам,  учреждениям  банка  и  Госкомстата  БССР   для
контроля и внесения соответствующих изменений в отчеты объединений и
предприятий о выполнении планов производства и реализации;

     5.11. направлять  в  необходимых   случаях   в   исполнительные
комитеты  местных  Советов  народных  депутатов,  правоохранительные
органы, в органы по рассмотрению хозяйственных споров, руководителям
министерств,   ведомств,   предприятий,   учреждений  и  организаций
материалы о выявленных злоупотреблениях, нарушениях правил торговли,
бытового    обслуживания,    фактах    изготовления   и   реализации
недоброкачественных товаров (продукции) для привлечения  виновных  к
ответственности в соответствии с действующим законодательством;

     5.12. принимать  обязательные для исполнения решения о закрытии
секций,  отделов или предприятий торговли и  общественного  питания,
складов  оптовых  и  розничных  предприятий  и организаций,  которые
систематически допускают реализацию  недоброкачественных  товаров  и
порчу  их  в  результате  нарушения  условий  и сроков хранения,  до
устранения выявленных недостатков;

     5.13. составлять протоколы об административных  правонарушениях
и    налагать    в   установленном   законом   порядке   штрафы   за
административные  правонарушения  по  вопросам,  отнесенным   к   ее
компетенции.

     6. Госторгинспекция  БССР  возглавляется  Начальником,  который
одновременно является и начальником Главного управления.
     Начальник Госторгинспекции  БССР  и его заместители назначаются
на должность и освобождаются от должности Советом Министров БССР.
     Все другие работники Госторгинспекции БССР,  включая работников
ее управлений в областях,  назначаются на должность и  освобождаются
от должности Начальником Госторгинспекции БССР.

     Технические работники  управлений   Госторгинспекции   БССР   в
областях   принимаются   на   работу   и   освобождаются  от  работы
начальниками этих управлений.

     7. Госторгинспекция БССР содержится  за  счет  республиканского
бюджета.

     Главное управление  Госторгинспекции  БССР  пользуется  правами
юридического   лица  и  находится  на  самостоятельном  балансе.  Ее
управления в областях находятся на  отдельном  балансе  и  открывают
текущие счета в учреждениях Госбанка СССР.

     8. Главное  управление  Госторгинспекции БССР,  ее управления в
областях  имеют  печать  с   изображением   Государственного   герба
Белорусской ССР и своим наименованием.

     9. Решения  должностных  лиц  Госторгинспекции  БССР могут быть
обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному
лицу    и    в   суд.   Решение   начальника   Главного   управления
Госторгинспекции БССР может быть обжаловано в установленном  порядке
в Совет Министров Белорусской ССР, а также в суд.
     Решения о наложении административного взыскания в  виде  штрафа
обжалуются в порядке, установленном действующим законодательством.
     Жалобы на решения по вопросу качества продовольственных товаров
подаются  в  течение  двух суток,  скоропортящихся товаров - в срок,
который не превышает половины установленного срока  реализации  этих
товаров с момента составления акта,  а непродовольственных товаров -
в течение пяти суток со дня получения акта Госторгинспекции БССР.
     Решения Госторгинспекции    БССР    об    изъятии   средств   в
государственный бюджет и применении экономических санкций могут быть
обжалованы в течение 10 дней со дня получения этих решений.
     Подача жалобы  не   приостанавливает   выполнения   обжалуемого
решения,  за  исключением  случаев  обжалования в установленный срок
решений об изъятии средств  в  государственный  бюджет.  Их  изъятие
приостанавливается до вынесения решения по жалобе.
         ___________________________________________________________