ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
                        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
         И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО
            ПРОМЫШЛЕННОСТИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫМ ПРОИЗВОДСТВАМ
                      14 января 1994 г. № 11/6

 О ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К САМОДЕЛЬНЫМ МАШИНАМ

     В целях стимулирования роста  научно-технических  и  прикладных
навыков   самодеятельных   конструкторов  и  обеспечения  безопасной
эксплуатации самодельной техники приказываем:
     Утвердить "Технические требования к конструкциям и эксплуатации
самодельных  тракторов,  малогабаритных  тракторов,   мотоблоков   и
транспортных   средств   к  ним"  и  "Методику  оценки  соответствия
техническим   требованиям   конструкций    самодельных    тракторов,
малогабаритных тракторов, мотоблоков и транспортных средств к ним".

 Министр                                   Председатель
 сельского хозяйства                       Государственного комитета
 и продовольствия                          Республики Беларусь по
 Республики Беларусь                       промышленности и
 Ф.В.МИРОЧИЦКИЙ                            межотраслевым
                                           производствам
                                           В.И.КУРЕНКОВ

 СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДЕНО
 Начальник Управления                Приказ Министерства сельского
 Государственной                     хозяйства и продовольствия
 автомобильной                       Республики Беларусь
 инспекции МВД                       и Государственного
 Республики Беларусь                 комитета Республики Беларусь
 Н.А.Артемьев                        по промышленности и
 29.12.1993                          межотраслевым производствам
                                     14.01.1994 № 11/6

 СОГЛАСОВАНО
 Директор
 Белорусской государственной
 сельскохозяйственной
 машиноиспытательной
 станции
 А.В.Короткевич
 30.12.1993

 СОГЛАСОВАНО
 Начальник
 Государственной инспекции
 труда Республики Беларусь
 И.И.Селедевский
 30.12.1993

                       ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
             к конструкциям и эксплуатации самодельных
          тракторов, малогабаритных тракторов, мотоблоков
                    и транспортных средств к ним

                              Введение

     Настоящие технические требования распространяются на  тракторы,
малогабаритные   тракторы   (мини-тракторы),  мотоблоки  (пешеходные
тракторы) и транспортные средства к  ним  (полуприцепы  и  прицепы),
сконструированные   и   изготовленные   в   индивидуальном  порядке,
регламентируют  их  конструктивные   и   эксплуатационно-технические
параметры.
     Мотоблок (пешеходный  трактор)  -  универсальное малогабаритное
мобильное  энергетическое  средство  на   базе   одноосного   шасси,
предназначенное  для  привода  сменных  навесных и прицепных машин и
орудий.
     Малогабаритный трактор    (мини-трактор)    -     универсальное
малогабаритное  мобильное энергетическое средство на базе двухосного
шасси или имеющего гусеничный движитель, предназначенное для привода
сменных  навесных  и  прицепных  сельскохозяйственных  рабочих машин
(орудий).  При  классификации  по  тяговым  классам   малогабаритный
трактор относится к тяговому классу 2 кН (0,2 т.с.).
     Самодельный трактор,   малогабаритный   трактор   должен  иметь
жесткую раму  или  остов  без  шарнирных  соединений  и  может  быть
выполнен  в виде тягача или самоходного шасси (с кузовом на раме для
перевозки грузов).
     Регистрация самодельных тракторов,  малогабаритных тракторов  и
транспортных  средств  к ним осуществляется органами гостехнадзора в
соответствии с "Правилами регистрации и учета тракторов,  прицепов и
полуприцепов к ним, самоходных мелиоративных, дорожно-строительных и
сельскохозяйственных машин, в том числе машин, изготовленных на базе
тракторов на территории Республики Беларусь",  утвержденных приказом
Минсельхозпрода Республики Беларусь 15 ноября 1993 г. № 165.
     Мотоблоки и   транспортные   средства   к  ним  регистрации  не
подлежат.

                        1. Общие требования

     1.1. К   эксплуатации   допускаются    самодельные    тракторы,
малогабаритные    тракторы    и   транспортные   средства   к   ним,
соответствующие     настоящим     техническим     требованиям      и
зарегистрированные в установленном порядке.
     1.2. Движение   зарегистрированных   в   установленном  порядке
тракторов и малогабаритных тракторов допускается по  дорогам  общего
пользования при наличии на машинах номерных знаков,  а у водителей -
удостоверений на право управления  данного  типа  машин  с  талонами
предупреждений и свидетельств о регистрации.
     1.3. Движение  мотоблоков с грузовыми полуприцепами допускается
только по дорогам местного назначения.
     1.4. Тракторы должны быть снабжены устройствами  для  крепления
средств пожаротушения,  аптечки первой медицинской помощи и  зеркала
заднего   вида.   Извлечение   медикаментов   и   первичных  средств
пожаротушения должно осуществляться без применения инструмента.

               2. Технические требования к мотоблокам

     2.1. Удельная мощность  на  100  кг  полной  (эксплуатационной)
массы должна быть не более:
     без прицепа - 3,7 кВт (5 л.с.);
     с прицепом - 1,6 кВт (2,2 л.с.).

     Примечание. Полная (эксплуатационная) масса с прицепом -  сумма
полных   масс   мотоблока,   прицепа   и  водителя.  Масса  водителя
принимается 70 кг.

     2.2. Габариты мотоблока не должны превышать:
     - по ширине - 1000 мм
     - по длине - 2000 мм
     - по высоте - 1200 мм.
     2.3. Максимальная  транспортная скорость не должна превышать 10
км/ч.
     2.4. Двигатель  мотоблока  должен  быть  оборудован устройством
экстренной  остановки.  Аварийные  органы  управления  двигателем  и
машиной  должны  быть  совмещены  с  рукоятками  удержания  машины в
рабочем положении.
     2.5. Конструкция мотоблока должна обеспечивать прямое положение
корпуса тела работающего или наклон его вперед не более чем на  15°,
обеспечивать  устойчивое  положение  и свободу движений работающего.
Между управляемой машиной и ногами  идущего  оператора  должна  быть
зона  свободного пространства не менее 600 мм по глубине,  800 мм по
высоте и 600 мм по ширине.
     2.6. Движущиеся, вращающиеся части (карданные, цепные, ременные
и зубчатые передачи) должны быть встроены в конструкцию или защищены
кожухами   или   ограждениями   и   не   создавать   опасность   для
обслуживающего персонала.
     2.7. Устойчивость и маневренность агрегата  на  базе  мотоблока
должна быть обеспечена,  независимо от степени наполнения топливного
бака, рабочих емкостей, навески приспособлений и других устройств.
     2.8. Рабочее место оператора мотоблока должно быть защищено  от
выброса грунта из-под колес и рабочих органов машины.
     2.9. Мотоблок  должен  жестко   соединяться   с   полуприцепом,
машинами и орудиями, с которыми агрегатируется.
     2.10. На  ось  мотоблока  недопустима  установка  шин   разного
диаметра и моделей.

             3. Технические требования к малогабаритным
                     тракторам (мини-тракторам)

     3.1. Удельная мощность  на  100  кг  полной  (эксплуатационной)
массы должна быть не более 1,9 кВт (2,5 л.с.).

     Примечание. Полная    (эксплуатационная)    масса    -    масса
снаряженного малогабаритного трактора с  водителем.  Масса  водителя
принимается 70 кг.

     3.2. Габариты не должны превышать:
     - по ширине - 1000 мм
     - по длине - 2500 мм
     - по высоте - 1200 мм.
     3.3. Максимальная скорость не должна превышать 20 км/ч.
     3.4. Угол поперечной статической устойчивости  должен  быть  не
менее 35°.
     3.5. Мини-трактор  должен  быть оборудован рабочим и стояночным
тормозом. Тормозная система должна обеспечивать остановку трактора с
прицепом  на сухом горизонтальном участке дороги с твердым покрытием
при торможении от начальной скорости 20 км/ч на пути 5 м.
     3.6. Тягово-сцепное  устройство  минитрактора  для   буксировки
прицепа  должно  соответствовать  требованиям ГОСТ 3481-79 "Тракторы
сельскохозяйственные.  Тягово-сцепные  устройства.  Типы,   основные
параметры и размеры".
     3.7. Малогабаритные тракторы с полной (эксплуатационной) массой
более 450 кг должны иметь передачу заднего хода.
     3.8. Мини-трактор должен быть оборудован приборами для контроля
температуры  охлаждающей  жидкости  и  давления  в  системе   смазки
двигателя.
     3.9. Мини-трактор должен быть оборудован устройством экстренной
остановки двигателя.
     3.10. Мини-трактор  должен  быть  оборудован внешними световыми
приборами:
     - двумя   рабочими   фарами   ближнего   света,  расположенными
симметрично по отношению к вертикальной оси трактора;
     - передними  фонарями,  имеющими габаритные огни белого цвета и
указатели поворота оранжевого цвета;
     - задними  фонарями,  имеющими  габаритные огни красного цвета,
указатели поворота оранжевого  цвета,  сигналы  торможения  красного
цвета;
     - фонарем освещения номерного знака белого цвета.
     Светоизлучающие и    светоотражающие    приборы   должны   быть
заводского изготовления.
     3.11. Движущиеся,  вращающиеся  части  (передаточные механизмы,
карданные,  цепные, ременные и зубчатые передачи и т.п.) должны быть
встроены  в  конструкцию или защищены кожухами или ограждениями и не
должны  создавать   опасность   для   обслуживающего   персонала   и
находящихся рядом людей.
     3.12. Система запуска двигателя должна исключать его запуск при
включенной передаче.
     3.13. Рабочее место водителя должно быть  защищено  от  выброса
грунта из-под колес и рабочих органов.
     3.14. Недопустима  установка  на одну ось шин разного размера и
моделей.
     3.15. Мини-трактор  с  двигателем  внутреннего  сгорания должен
быть   пожаробезопасным,   иметь    искрогаситель,    теплоизоляцию,
исключающую  контакт  с  нагретой  выше 70° поверхностью,  защиту от
подтекания топлива и масла.

               4. Технические требования к тракторам

     4.1. Номинальная   мощность   двигателя   трактора   не  должна
превышать 100 л.с. (75 кВт).
     4.2. Габариты не должны превышать:
     - по ширине - 2500 мм
     - по высоте - 2500 мм.
     4.3. Угол поперечной статической устойчивости  должен  быть  не
менее 35°.
     4.4. Наименьший радиус поворота должен быть не более 4,5 м.
     4.5. Транспортная  скорость  должна  быть  не более 30 км/ч для
колесных и 10 км/ч для гусеничных тракторов.
     4.6. Нагрузка  на  управляемые  колеса должна быть не менее 0,2
эксплуатационной массы трактора.
     4.7. Тормозная  система  должна обеспечивать:  тормозной путь с
начальной скорости 20 км/ч не более 6,4 м, с 10 км/ч не более 2,1 м,
непрямолинейность  движения  во  время  торможения - не более 0,5 м;
стояночный тормоз должен удерживать трактор на уклоне не менее 15%.
     4.8. Трактор должен иметь кабину или каркас безопасности.
     4.9. Компоновка  и  расположение  кабины  должны   обеспечивать
хорошую  обзорность  при  присоединении  машин,  а  также  по фронту
движения агрегата.
     4.10. Кабины   должны   быть   оборудованы   стеклоочистителями
передних и задних стекол,  зеркалом заднего вида с регулировкой  его
положения.
     4.11. Кабины тракторов должны иметь  не  менее  трех  аварийных
выходов, которыми могут служить двери, окна и люки. Аварийные выходы
должны быть расположены на различных сторонах (стенках) кабины,  при
этом  переднюю,  заднюю,  боковые  стенки  и  крышу считают станками
кабины.
     Размеры аварийных  выходов  должны  быть  такими,  чтобы  в  их
поперечное сечение вписывался эллипс с главными осями 640 и 440 мм.
     Аварийные выходы должны открываться без помощи инструмента.
     4.12. Двери  кабины   должны   быть   оборудованы   замками   и
стопориться автоматически в крайних положениях.
     4.13. Открываемые окна  кабины  должны  открываться  изнутри  и
иметь устройство для фиксации их в открытом положении.
     4.14. Потолок кабины должен иметь умягченную обивку.
     4.15. Кабина  должна  быть оборудована устройством,  защищающим
лицо водителя от солнечных лучей.
     4.16. Тракторы  должны  иметь  звуковой  сигнал с включением из
кабины и через штепсельный разъем для подсоединения проводки системы
сигнализации агрегатируемой машины или орудия.
     4.17. Рычаги   и   педали  управления  трактором  должны  легко
перемещаться и иметь надежные  фиксирующие  устройства,  исключающие
самопроизвольное  включение  и выключение передач и приводов рабочих
органов.
     4.18. Заправочные горловины топливных баков и систем охлаждения
двигателей должны находиться вне кабины.
     Расположение заправочных горловин должно быть таким,  чтобы при
заправке исключалось попадание топлива на части машин, способные его
воспламенять.
     4.19. Конструкция   капота   или   поднимаемых  ограждений  при
поднятом   их   положении   должна    исключать    возможность    их
самопроизвольного опускания.
     4.20. Управление  трактором  должно   обеспечивать   устойчивое
прямолинейное движение.
     4.21. Люфт рулевого колеса при работающем двигателе должен быть
не более 25°.
     4.22. Трактор  должен  быть   оборудован   внешними   световыми
приборами, по ГОСТ 878975:
     - двумя  рабочими   фарами   ближнего   света   белого   цвета,
расположенными симметрично по отношению к вертикальной оси трактора;
     - передними фонарями,  имеющими габаритные огни белого цвета  и
указатели поворота оранжевого цвета;
     - задними фонарями,  имеющими габаритные огни  красного  цвета,
указатели  поворота  оранжевого  цвета,  сигналы торможения красного
цвета;
     - фонарем освещения номерного знака белого цвета.
     Светоизлучающие и   световозвращающие   приборы   должны   быть
заводского изготовления.
     4.23. Движущиеся,  вращающиеся   части   или   части,   имеющие
температуру выше 70°, должны быть защищены ограждениями.
     4.24. Трактор должен быть оборудован блокировочным устройством,
предотвращающим запуск двигателя при включенной передаче.
     4.25. Применение  самодельных  деталей  и  узлов  в  механизмах
рулевого управления, тормозной системы не допускается.
     4.26. Трактор должен иметь передачу заднего хода.
     4.27. Выпускная   система   двигателя   должна   иметь  серийно
выпускаемый  глушитель  шума  выхлопа  и  искрогашения.   В   местах
соединений прорыв газов и искр не допускается.
     4.28. Шины  должны  соответствовать  допускаемой   максимальной
нагрузке  и скорости движения трактора.  Не допускается установка на
одну ось шин различного размера и модели.
     4.29. Окраска  трактора  должна быть контрастной по сравнению с
фоном окружающей среды.
     4.30. Колесные   тракторы  должны  быть  оборудованы  крыльями,
защищающими кабину  или  рабочее  место  водителя  от  забрызгивания
землей и грязью.

        5. Технические требования к транспортным средствам,
     агрегатируемым с мотоблоками, мини-тракторами и тракторами

     5.1. Полуприцепы  (грузовые  тележки)   к   мотоблокам   должны
оборудоваться светоотражателями.
     5.2. Тормозная   система   полуприцепа   к   мотоблоку   должна
обеспечивать  удержание  мотоблока  с груженым прицепом на уклоне не
менее 1.
     5.3. Полуприцеп к мотоблоку должен оборудоваться подрессоренным
стационарным или откидным сиденьем и подножными опорами.
     5.4. Конструкция  полуприцепа  к  мотоблоку не должна допускать
разгрузки колес мотоблока при любой степени заполнения кузова.
     5.5. Габарит   прицепа   или   полуприцепа   к   тракторам    и
мини-тракторам по ширине не должен превышать 2500 мм.
     5.6. Дорожный  просвет  прицепа  (полуприцепа)  к  трактору под
осями не должен быть менее 300 мм.
     5.7. Угол  поворота  дышла  двухосного  прицепа  не должен быть
менее 30°.
     5.8. Прицеп (полуприцеп) к трактору (мини-трактору) должен быть
оборудован   рабочим   тормозом  с  приводом,  управляемым  с  места
водителя. Рабочий тормоз должен обеспечивать тормозной путь на сухом
асфальто-бетонном  покрытии  при  скорости движения 20 км/ч не более
6,4 м.
     5.9. Прицепы  и полуприцепы к тракторам и мини-тракторам должны
иметь  стояночную  тормозную  систему   с   механическим   приводом,
удерживающую  их  с полным грузом в заторможенном состоянии на сухой
дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 12°.
     5.10. Прицеп  при  движении  по  прямой  по  дорогам  с твердым
покрытием  не  должен  "вилять"  в  каждую  сторону  более  4%   его
габаритной ширины.
     5.11. Сцепная   петля   прицепа,   полуприцепа  к  тракторам  и
минитракторам должна соответствовать ГОСТ 2349-75.
     5.12. Прицеп,  полуприцеп к тракторам и  мини-тракторам  должен
быть   оборудован   фонарем  освещения  номерного  знака,  сигналами
торможения,     указателями     поворотов,      световозвращателями,
устанавливаемыми согласно ГОСТ 8769-75.
     5.13. Длина  тракторного  поезда  с  одним  прицепом  не должна
превышать 12 м.

 СОГЛАСОВАНО                         УТВЕРЖДЕНО
 Директор                            Приказ Министерства сельского
 Белорусской государственной         хозяйства и продовольствия
 сельскохозяйственной                Республики Беларусь
 машиноиспытательной станции         и Государственного
 А.В.Короткевич                      комитета Республики Беларусь
 30.12.1993                          по промышленности и
                                     межотраслевым производствам
                                     14.01.1994 № 11/6

 СОГЛАСОВАНО
 Начальник
 Государственной инспекции труда
 Республики Беларусь
 И.И.Селедевский
 30.12.1993

 СОГЛАСОВАНО
 Заместитель
 Председателя Федерации
 профсоюзов Беларуси
 В.А.Булгак
 30.12.1993

                              МЕТОДИКА
            оценки соответствия техническим требованиям
  конструкций самодельных  тракторов,  малогабаритных  тракторов,
              мотоблоков и транспортных средств к ним

     Настоящая методика регламентирует порядок определения оценочных
показателей  согласно  "Техническим  требованиям  к  конструкциям  и
эксплуатации   самодельных   тракторов,   малогабаритных  тракторов,
мотоблоков и транспортных средств к ним", утвержденным Министерством
сельского   хозяйства   и   продовольствия   Республики  Беларусь  и
Государственным комитетом Республики Беларусь  по  промышленности  и
межотраслевым производствам от 14 января 1994 г. № 11/6.
     Оценка самодельных   тракторов,    малогабаритных    тракторов,
мотоблоков  и  транспортных  средств  к  ним производится экспертной
комиссией в составе:  председатель - работник  районной  (городской)
инспекции  гостехнадзора;  члены  -  специалист  по  охране  труда и
безопасности  дорожного  движения  райсельхозуправления  или  другой
организации    (предприятия),    инженерно-технические    работники,
занимающиеся ремонтом или обслуживанием машин данного типа.
     Результаты оценки  (технической  экспертизы)  оформляются актом
согласно приложению 1.
     В случае,    когда    конструкцию    самодельного     трактора,
малогабаритного трактора, мотоблока или транспортного средства к ним
невозможно оценить по настоящей методике,  то районные  и  городские
инспекции гостехнадзора выдают владельцам направление на Белорусскую
государственную  сельскохозяйственную  машиноиспытательную   станцию
(Белорусская   МИС)   для   проверки   соответствия  их  конструкции
требованиям безопасности,  предъявляемым  к  тракторам,  прицепам  и
другим машинам, агрегатируемым с тракторами согласно приложению 2.
     Заключение о соответствии конструкции трактора, малогабаритного
трактора   и   транспортного   средства   требованиям   безопасности
Белорусская МИС направляет в адрес инспекции гостехнадзора, выдавшей
направление.
     Оплата за    проверку   конструкции   производится   владельцем
энергетического или транспортного средства.
     Настоящий порядок распространяется и на случаи,  когда владелец
не  согласен с решением экспертной комиссии.  Заключение Белорусской
МИС является окончательным.

                             Мотоблоки

     П.2.1. Удельная мощность определяется по формулам
            Nдв х 100                   Nдв х 100
     N'уд = _________       и N''уд = ________________,
             G маш                    G маш + Gпр + 70

где  N'уд            - удельная мощность мотоблока без прицепа;
     N'' уд          - удельная мощность мотоблока с прицепом;
     Nдв             - номинальная мощность двигателя в л.с.
                       или кВт, указанная в заводской характеристике
                       двигателя;
     G маш           - масса снаряженного мотоблока в килограммах;
     G пр            - масса прицепа в килограммах.
     П.2.2. Габаритные   размеры   определяются  по  крайним  точкам
машины.
     П.2.2. Максимальная  транспортная  скорость (Vmax) определяется
для мотоблока с прицепом на контрольном участке ровной сухой  дороги
с  твердым  покрытием длиной не менее 100 м на высшей передаче после
достижения двигателем максимальных оборотов.
                                      L
                          Vmax = 3,6 ___,
                                      T

где  L               - длина контрольного участка дороги в метрах;
     T               - время пробега в секундах.
     П.п. 2.4,   2.5,  2.6,  2.7,  2.8,  2.9,  и  2.10  определяются
визуально с проверкой эффективности.

                      Малогабаритные тракторы

     П.3.1. Удельная мощность определяется по формуле:
                                Nдв х 100
                         Nуд =  __________,
                                G маш + 70
где  Nдв             - номинальная мощность двигателя в л.с.
                       или кВт, указанная в заводской характеристике
                       двигателя;
     G маш           - масса снаряженного малогабаритного трактора в
                       килограммах, замеренная на весах
                       соответствующего класса.
     П.3.2. Габаритные  размеры  определяются  по   крайним   точкам
машины.
     П.3.3. Максимальная  транспортная  скорость (Vmax) определяется
на контрольном участке  ровной  сухой  дороги  с  твердым  покрытием
(асфальт,  бетон)  длиной  не  менее  100 м на высшей передаче после
достижения двигателем максимальных оборотов.
                                      L
                          Vmax = 3,6 ___,
                                      T

где  L               - длина контрольного участка в метрах;
     T               - время пробега контрольного участка в
                       секундах.
     П.3.4. Статическая   устойчивость  проверяется  одним  из  двух
способов:
     а) путем замеров ширины колеи  мини-трактора  (значение  должно
быть  не менее 700 мм),  дорожного просвета (значение должно быть не
более 270  мм) и высоты мини-трактора (значение должно быть не более
1200 мм).  В этом случае  все  основные  агрегаты  (двигатель,  КПП,
мосты)    должны   располагаться   по   продольной   оси   симметрии
мини-трактора;
     б) проверяется на специальном стенде согласно  ГОСТ  122.002-81
"Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности".
     П.3.5. Тормозной путь замеряется на ровном сухом участке дороги
с  твердым  покрытием  (асфальт,  бетон)  согласно  п.4.7  настоящей
методики.
     П.п. 3.6,  3.7,  3.8,  3.9, 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14 и 3.15
проверяются визуально с проверкой эффективности.

                              Тракторы

     П.4.1. Номинальная    мощность    определяется    по     данным
предприятия-изготовителя двигателя.
     П.4.2. Габаритные размеры определяются по крайним точкам машин.
     П.4.3. Статическая   устойчивость  проверяется  одним  из  двух
способов:
     а) путем замеров ширины колеи трактора (значение должно быть не
менее 1250 мм по передним колесам  и  1400  мм  по  задним),  высоты
расположения  двигателя  (значение  должно  быть не более 1600 мм до
верхней  точки  головки  двигателя).  В  этом  случае  все  основные
агрегаты (двигатель,  КПП, мосты) должны располагаться по продольной
оси симметрии трактора;
     б) проверяется  на специальном стенде согласно ГОСТа 122.002-81
"Техника сельскохозяйственная. Методика оценки безопасности".
     П.4.4. Наименьший радиус поворота замеряется на ровной площадке
после разворота трактора на 180° в одну и другую стороны. Замеряются
диаметры описанных полуокружностей по центру следа наружного колеса.
     П.4.5. Максимальная транспортная скорость определяется согласно
п.3.3 настоящей методики.
     П.4.6. Определяется делением массы  трактора,  приходящейся  на
управляемые колеса,  на эксплуатационную массу всего трактора. Массы
определяются на весах.
     П.4.7. Тормозной путь замеряется на ровном сухом участке дороги
с твердым  покрытием  (асфальт,  бетон).  Значение  тормозного  пути
определяется  измерением  расстояния от контрольной точки машины Б в
момент нажатия на педаль тормоза до положения контрольной  точки  Б1
после   остановки   машины  параллельно  направлению  прямолинейного
движения до торможения.  А  -  значение  непрямолинейности  движения
машины.

     ***** РИСУНОК НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ: НЕВОЗМОЖНО ЕГО ПЕРЕНЕСТИ НА
           МАГНИТНЫЙ НОСИТЕЛЬ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ

     П.4.11. Размеры  аварийного  выхода  определяются  при   помощи
шаблона.
     П.4.21. Люфт рулевого колеса измеряют на  месте  при  положении
управляемых колес, соответствующем движению трактора по прямой.
     Если трактор имеет усилитель рулевого управления,  то измерение
производят с работающим усилителем. Измерение производят люфтомером.
     П.п. 4.8,  4.9, 4.10, 4.12, 4.13, 4.14, 4.15, 4.16, 4.17, 4.18,
4.19,  4.20,  4.22,  4.23, 4.24, 4.25, 4.26, 4.27, 4.28, 4.29 и 4.30
определяют непосредственным осмотром и проверкой эффективности.

        Транспортные средства, агрегатируемые с мотоблоками,
                    мини-тракторами и тракторами

     П.п.5.2 и  5.9.  Тракторный поезд устанавливают в заторможенном
состоянии при действии рабочих  и  стояночных  тормозов  на  участке
сухой    укатанной    грунтовой   дороги   с   продольным   уклоном,
регламентированным техническими требованиями.  После растормаживания
рабочих  тормозов  торможение  обеспечивают  стояночными  тормозами.
Испытания проводят в положениях, соответствующих подъему и спуску на
одном  и  том  же участке дороги.  Время испытания не менее 5 минут.
Начало отсчета времени испытания стояночных  тормозов  соответствует
моменту включения рабочего тормоза.
     П.п.5.5, 5.6 и 5.13. Размеры определяют по крайним точкам.
     П. 5.7. Замеры угла поворота дышла от продольной оси производят
при полном его повороте "вправо" и "влево".
     П. 5.8.  Тормозной  путь  замеряется  на  ровном  сухом участке
дороги с твердым покрытием (асфальт, бетон) согласно п.4.7 настоящей
методики.
     П.5.10. На  переднее  колесо  прицепа  наносится   окрашивающий
состав,   оставляющий   след   на  дороге.  Испытания  проводят  при
максимальной скорости тракторного  поезда.  Соответствие  требованию
пункта определяется делением величины максимального отклонения следа
от условной его середины на габаритную ширину.
     П.п. 5.1,  5.3,  5.4,  5.11  и 5.12 проверяются непосредственно
осмотром с проверкой эффективности.

                                                        Приложение 1
                                                        к Методике

                                АКТ

 от _________________               № _____________

 технической экспертизы ____________________________________________
                                  (наименование машины)
     Составлен экспертной комиссией
 Председатель комиссии _____________________________________________
                                (должность работника ГТН,
 ___________________________________________________________________
                      фамилия, имя, отчество)
 ___________________________________________________________________
 Члены комиссии: ___________________________________________________
 ___________________________________________________________________
                (должность, фамилия, имя, отчество)
 в присутствии: ____________________________________________________
                       (фамилия, имя, отчество владельца)
     Комиссия, руководствуясь Техническими требованиями
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 и Методикой _______________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 произвела техническую экспертизу __________________________________
                                        (наименование машин)
 ___________________________________________________________________
 изготовленного (ой) _______________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество конструктора или
 ___________________________________________________________________
                     наименование предприятия)
 ___________________________________________________________________

     Установлено:
      ______________________________________________________________
               (описание конструкции машины и соответствие
 ___________________________________________________________________
   номерных деталей и агрегатов указанным в заявлении владельца)

 ---T--------------------------T-----T----------------T-------------
  № ¦                          ¦Ед.  ¦   Требован.    ¦
 п/п¦   Оценочные показатели   ¦изме-¦   согласно     ¦  Фактически
    ¦                          ¦рения¦техн. требований¦
    ¦                          ¦     ¦  или методики  ¦
 ---+--------------------------+-----+----------------+-------------
  1 ¦            2             ¦  3  ¦       4        ¦      5
 ---+--------------------------+-----+----------------+-------------

     Заключение комиссии ___________________________________________
 ___________________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 Председатель экспертной         _________  ________________________
 комиссии                                      (И.О.Фамилия)

 Члены комиссии                  _________  ________________________
                                               (И.О.Фамилия)

                                 _________  ________________________
                                               (И.О.Фамилия)

 М.П.                            _________  ________________________
 инспекции Гостехнадзора                       (И.О.Фамилия)

 Владелец или                    _________  ________________________
 доверенное лицо                               (И.О.Фамилия)

     Примечание. В  состав  экспертной  комиссии,  при  их согласии,
                 включаются Государственные инспекторы труда
                 зональных инспекций  Госинспекции  труда Республики
                 Беларусь и представители органов ГАИ

                              Приложение 2
                              к Методике
                              Белорусская государственная
                              сельскохозяйственная
                              машиноиспытательная станция
                              223062, Минский район, пос. Привольный

                            НАПРАВЛЕНИЕ

         № ____________ от "____"_______________ 199 __ г.

     В соответствии с Положением о Гостехнадзоре ___________________
 ___________________________________________________________________
               (наименование инспекции гостехнадзора)
 направляет ________________________________________________________
              (наименование трактора, прицепа, сельскохозяйственной
 ___________________________________________________________________
           мелиоративной или дорожно-строительной машины)
 принадлежащего ____________________________________________________
                               (реквизиты владельца)
 для проверки соответствия его конструкции требованиям безопасности.
     Заключение о соответствии конструкции требованиям  безопасности
прошу направить по адресу: _________________________________________

 Начальник _________________________
           (инспекция гостехнадзора)

 _________                           _____________
 (подпись)                           (И.О.Фамилия)

 М.П.

 Телефон для справок на Белорусской МИС: 90-42-89, 90-42-88