ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЦЕН

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 Совета Министров Республики Беларусь
 от 1 февраля 1993 г. N 51
 (СП Республики Беларусь, 1993 г., N 4, ст. 43)

===
 ___________________________________________________________
 Утратило силу постановлением Совета Министров Республики
 Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 252 (Национальный реестр
 правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 57, 5/24810)
 <C20700252> _

 [Изменения и дополнения:
 Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от
 2 декабря 1994 г. N 221 (Собрание указов Президента и
 постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь,
 1994 г., N 13, ст.342) <M29400221>;
 Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от
 3 июня 1996 г. N 351 (Собрание указов Президента и
 постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь,
 1996 г., N 16, ст.398) <M29600351>;
 Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от
 16 августа 1996 г. N 547 (Собрание указов Президента и
 постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь,
 1996 г., N 23, ст.587) <M29600547>]


 В целях повышения ответственности за нарушение дисциплины цен
и в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики
Беларусь от 23 декабря 1992 г. "О порядке введения в действие Закона
Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Республики Беларусь по вопросам
налогообложения" Совет Министров Республики Беларусь постановляет:

 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле
за соблюдением дисциплины цен.

 2. Установить, что при неоднократном выявлении фактов
необоснованного завышения или занижения цен субъектами
хозяйствования независимо от форм собственности Министерство
экономики, отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома имеют
право вводить для них режим государственного регулирования цен, а
также входить в хозяйственный суд с представлением о возбуждении
дела о ликвидации предприятий негосударственных форм собственности и
о прекращении предпринимательской деятельности лицами, занимающимися
ею.
 ___________________________________________________________
 Пункт 2 - с изменениями, внесенными постановлением Кабинета
 Министров Республики Беларусь от 3 июня 1996 г. N 351

 2. Установить, что при неоднократном выявлении фактов
 необоснованного завышения цен субъектами хозяйствования
 независимо от форм собственности Департамент цен при
 Госэкономплане, отделы цен облисполкомов и Минского
 горисполкома имеют право вводить для них режим
 государственного регулирования цен, а также входить в
 хозяйственный суд с представлением о возбуждении дела о
 ликвидации предприятий негосударственных форм собственности
 и о прекращении предпринимательской деятельности лицами,
 занимающимися ею.
 ___________________________________________________________

 3. Выручка, необоснованно полученная в результате нарушения
дисциплины цен, и штраф в таком же размере подлежат изъятию в доход
соответствующего бюджета с предприятий, учреждений и организаций в
бесспорном порядке, а с предпринимателей, осуществляющих
деятельность без образования юридического лица, - в судебном
порядке.

 3.1. Установить, что при повторном нарушении дисциплины цен
штраф, предусмотренный пунктом 3 настоящего постановления,
взыскивается в двойном размере.
 При этом сумма экономической санкции, подлежащая взысканию в
бюджет с субъектов хозяйствования, допустивших нарушения порядка
установления и применения цен на продукцию, товары (работы, услуги),
не уменьшается на сумму налогов и платежей, внесенных ими в бюджет и
внебюджетные фонды.
 ___________________________________________________________
 Постановление дополнено пунктом 3-1 постановлением Кабинета
 Министров Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. N 221
 ___________________________________________________________

 4. Утратил силу.
 ___________________________________________________________
 Пункт 4 утратил силу постановлением Кабинета Министров
 Республики Беларусь от 16 августа 1996 г. N 547

 4. Разрешить Министерству экономики направлять до 4
 процентов сумм экономических санкций за нарушение
 дисциплины цен, взысканных в соответствии с пунктами 3 и
 3.1. настоящего постановления, на укрепление материальной
 базы и поощрение работников и специалистов Министерства и
 отделов цен облисполкомов и Минского горисполкома,
 поощрение привлекаемых к проверкам работников других
 центральных органов управления.
 ___________________________________________________________
 Пункт 4 - в редакции постановления Кабинета Министров
 Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. N 221

 4. Разрешить Департаменту цен при Госэкономплане,
 облисполкомам и Минскому горисполкому направлять до 4
 процентов суммы штрафов, взысканных в соответствии с
 пунктом 3 настоящего постановления, для укрепления
 собственной материальной базы и поощрения своих работников,
 а также привлекаемых к проверкам работников министерств и
 ведомств.
 ___________________________________________________________


 Председатель Совета Министров
 Республики Беларусь В.Кебич

 Управляющий Делами Совета
 Министров Республики Беларусь Н.Кавко



 УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Совета Министров
 Республики Беларусь от 1 февраля
 1993 г. N 51

 ПОЛОЖЕНИЕ
 о государственном контроле
 за соблюдением дисциплины цен

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. В настоящем Положении определяются основы государственного
контроля за установлением и применением цен на продукцию (товары,
услуги) предприятий, организаций и иных субъектов хозяйствования
независимо от форм собственности (в дальнейшем именуются субъекты
хозяйствования).
 В сфере действия свободных цен контролю подлежит также
соблюдение порядка включения в них экономически обоснованных затрат.

 Задачи, функции и права органов государственного
 контроля за соблюдением дисциплины цен

 2. В систему органов государственного контроля за соблюдением
дисциплины цен входят Департамент цен при Госэкономплане,* отделы
цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекторы по
контролю за ценами в городах, районах и районах городов. Работа их
проводится под организационным и методическим руководством
Департамента цен.

 ________________
 * В дальнейшем именуется Департамент цен.

 3. В своей деятельности органы государственного контроля за
соблюдением дисциплины цен** руководствуются законодательством
Республики Беларусь, другими нормативными документами по ценам.
 Основными задачами этих органов являются:
 социально-экономический анализ формирования цен, их динамики,
изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и
реализации продукции;
 проверка экономической обоснованности цен, правильности оценки
улучшения потребительских свойств продукции;
 проверка совместно с органами стандартизации соответствия
качества продукции ГОСТам, ОСТам и другой технической документации.

 ________________
 ** В дальнейшем именуются органы контроля.

 4. Органы контроля в соответствии с возложенными на них
задачами:
 проверяют правильность установления и применения субъектами
хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядка свободного
ценообразования, оказывают им методическую помощь в этих вопросах;
 вносят в соответствующие органы управления предложения о
государственном регулировании цен в случаях необоснованного и
чрезмерного их роста, снижения производства продукции в натуральных
показателях;
 дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения
указания об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий,
порождающих их;
 принимают решения о применении экономических санкций за
нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных
законодательством.

 5. Должностные лица органов контроля имеют право:
 получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйствования
материалы и документы, необходимые для установления, согласования и
применения цен, а также объяснения должностных лиц по этим вопросам;
 беспрепятственно посещать (при наличии служебных удостоверений)
министерства, ведомства, субъекты хозяйствования для осуществления
контроля за установлением и применением цен;
 привлекать к проверкам соблюдения дисциплины цен специалистов
министерств, ведомств, объединений, предприятий, организаций (с
согласия их руководителей);
 давать обязательные для всех субъектов хозяйствования указания
об устранении нарушений дисциплины цен и причин, порождающих их;
 вносить в министерства, ведомства, субъекты хозяйствования
предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении
государственной дисциплины цен;
 принимать решения о применении к министерствам, ведомствам,
субъектам хозяйствования экономических санкций за несоблюдение
порядка установления и применения цен согласно действующему
законодательству и вносить в соответствующие органы предложения по
этим вопросам;
 направлять при выявлении признаков уголовно наказуемых действий
материалы в правоохранительные органы.

 6. Директор Департамента цен и его заместители, начальник
отдела по контролю за соблюдением цен и тарифов этого Департамента,
начальники отделов цен облисполкомов, Минского горисполкома и их
заместители имеют право рассматривать дела о нарушениях дисциплины
цен и налагать взыскания, предусмотренные статьями 144-1 и 166-7
Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и
другими законодательными актами.

 7. Органы контроля должны строго соблюдать законодательство и
государственные интересы при использовании предоставленных им прав в
выполнении возложенных на них функций, пресекать любые проявления
ведомственного и местнического подхода к вопросам, связанным с
соблюдением государственной дисциплины цен.
 Министерства, ведомства, субъекты хозяйствования обязаны
оказывать должностным лицам этих органов содействие в выполнении их
обязанностей.

 Механизм, обеспечивающий государственный контроль
 за соблюдением дисциплины цен

 8. Субъекты хозяйствования при реализации продукции и товаров
обязаны указывать в товарно-сопроводительных, платежных документах
(товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, платежных
требованиях, поручениях и др.) свободную отпускную (оптовую) цену
предприятия-изготовителя, его наименование, наименование продукции
(товаров), ее количественные и качественные показатели.
 При поставке продукции и товаров через оптовые
(снабженческо-сбытовые) предприятия в товарно-сопроводительных,
платежных документах в обязательном порядке отражается размер
взимаемой надбавки (наценки).

 9. Должностные лица органов контроля при проверках соблюдения
дисциплины цен устанавливают соответствие цен (наценок, надбавок),
других показателей, указанных в товарно-сопроводительных, платежных
документах, ценам (наценкам, надбавкам) протоколов их согласования,
деклараций, прейскурантов, иных нормативных документов по вопросам
ценообразования.

 10. В случае неправильного указания или неуказания субъектами
хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что
может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе
наложить как на поставщика (продавца), так и на получателя
(покупателя) продукции (товаров) штраф в размере 10 процентов
стоимости продукции (товаров). Эти средства на основании решения
органов контроля взыскиваются финансовыми органами в доход
соответствующего бюджета с предприятий и организаций в бесспорном
порядке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без
образования юридического лица, - в судебном порядке.

 11. Взыскание с субъектов хозяйствования необоснованно
полученной выручки и штрафов за нарушение дисциплины цен не
освобождает их должностных лиц от ответственности, предусмотренной
законодательством.

 Порядок обжалования решений органов контроля

 12. Должностные лица органов контроля обязаны ознакомить с
материалами проверок руководителей министерств, ведомств, субъектов
хозяйствования. При несогласии с материалами руководители должны
изложить возражения и замечания в письменном виде.

 13. Жалобы на действия должностных лиц органов контроля
рассматриваются не позднее месячного срока со дня их поступления, а
жалобы, требующие дополнительного изучения и проверки, - до 45 дней.

 14. Жалобы на органы контроля могут быть направлены в
вышестоящий в порядке подчиненности орган, а при несогласии с его
решением -- в суд. Решение о наложении административного штрафа
обжалуется в порядке, определенном действующим законодательством.
Подача жалобы не приостанавливает выполнения этого решения.

 15. Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращаются
финансовыми органами на основании решений органов контроля, а также
других органов, имеющих право принимать соответствующие решения,
при условии, если с момента зачисления этих сумм в бюджет по день
вынесения решения не истек годичный срок.
 ___________________________________________________________