ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ БЕЛОРУССКОЙ ССР

 26 декабря 1988 г. N 366, г.Минск.


 Об утверждении Положения об органах государственного
 арбитража в Белорусской ССР

            (СЗ Белорусской ССР, 1989 г., N 6, ст.61)
         ___________________________________________________________
         Утратило силу постановлением  Совета  Министров  Республики
         Беларусь  от 21 ноября 2007 г.  № 1576 (Национальный реестр
         правовых  актов  Республики  Беларусь,  2007  г.,  №   289,
         5/26252) <C20701576>  _

     Совет Министров Белорусской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить прилагаемое  Положение об органах государственного
арбитража в Белорусской ССР.

     2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров БССР
от 16 марта 1981 г. N 78 (СЗ БССР, 1981 г., N 9, ст.168).


 Председатель Совета Министров Белорусской ССР        М.КОВАЛЕВ

 Управляющий Делами Совета Министров Белорусской ССР  Л.МАКСИМОВ



                                      УТВЕРЖДЕНО
                            постановлением Совета Министров БССР
                                от 26 декабря 1988 г. N 366


                             ПОЛОЖЕНИЕ

      об органах государственного арбитража в Белорусской ССР


     1. В соответствии с Законом СССР "О государственном арбитраже в
СССР" в Белорусской ССР действует:
     Государственный арбитраж БССР;
     государственные арбитражи областей.
     Государственный  арбитраж БССР  является союзно-республиканским
органом   Белорусской  ССР,   осуществляет  свою   деятельность  под
руководством Верховного  Совета Белорусской ССР и  его Президиума, а
также  Государственного арбитража  СССР и  несет ответственность  за
организацию, состояние и совершенствование деятельности всех органов
государственного арбитража в Белорусской ССР.
     Государственные    арбитражи    областей    осуществляют   свою
деятельность под руководством областных Советов народных депутатов и
Государственного арбитража БССР.
     Работа органов государственного арбитража  в Белорусской ССР по
осуществлению  их  функций,  связанных  с  контролем  за соблюдением
договорной  дисциплины   в  народном  хозяйстве   и  предупреждением
нарушений   законности  в   хозяйственных  отношениях,   разработкой
предложений    по    совершенствованию    правового    регулирования
хозяйственной  деятельности, а  также с  контролем за  деятельностью
других    органов,   разрешающих    хозяйственные   споры,    и   их
инструктированием,  направляется  соответственно  Советом  Министров
Белорусской  ССР  и  исполнительными  комитетами  областных  Советов
народных депутатов.

     2. Главными задачами Государственного арбитража БССР являются:
     осуществление руководства органами государственного арбитража в
Белорусской ССР;
     обеспечение    единообразного    и    правильного    применения
законодательства  государственными  арбитражами  в  Белорусской ССР,
арбитражами  министерств, государственных  комитетов, ведомств БССР,
другими  органами  в  Белорусской  ССР  при разрешении хозяйственных
споров;
     обеспечение   защиты  прав   и  охраняемых   законом  интересов
предприятий,   учреждений  и   организаций  на   основе  неуклонного
проведения  в   жизнь  положений  Закона   СССР  "О  государственном
предприятии  (объединении)"   и  других  актов   законодательства  о
коренной перестройке руководства экономикой;
     активное  воздействие на  предприятия, учреждения, организации,
их  вышестоящие  органы   (министерства,  государственные  комитеты,
ведомства или  другие вышестоящие органы) и  должностных лиц в целях
обеспечения    соблюдения     ими    социалистической    законности,
государственной  дисциплины  в   народном   хозяйстве,  безусловного
выполнения плановых заданий и договорных обязательств;
     разработка  предложений  и  осуществление  мер, направленных на
совершенствование     правового      регулирования     хозяйственной
деятельности.

     3. Органы государственного арбитража в Белорусской ССР:
     всемерно  используют  правовые  средства  и  предоставленные им
полномочия в  целях усиления охраны  социалистической собственности,
укрепления  хозяйственного   расчета  и  повышения   роли  договора,
развития    принципов    самофинансирования    и    самоокупаемости,
рациональных    хозяйственных   связей    и   сотрудничества   между
предприятиями,   учреждениями  и   организациями,  усиления   режима
экономии,  борьбы с  потерями в  народном хозяйстве,  с проявлениями
местничества   и  ведомственности   в  хозяйственной   деятельности,
содействуя  динамичному,  планомерному   и  пропорциональному  росту
социалистической экономики, научно-техническому прогрессу, повышению
эффективности   общественного   производства   и   качества  работы,
осуществлению  курса  партии  на  ускорение социально-экономического
развития страны;
     обеспечивают  защиту   прав  и  охраняемых   законом  интересов
предприятий,  учреждений и  организаций, своевременное  рассмотрение
хозяйственных   споров,   единообразное   и   правильное  применение
законодательства    при    разрешении    этих    споров,   выявление
противоречащих   законодательству  нормативных   актов  министерств,
государственных  комитетов  и  ведомств  по  вопросам  заключения  и
выполнения  хозяйственных договоров,  всемерное содействие улучшению
договорной   и   претензионной    работы   в   народном   хозяйстве,
предупреждение  нарушений законности,  государственной дисциплины  и
недостатков  в  хозяйственной   деятельности,  добиваясь  устранения
причин и условий, способствующих правонарушениям в экономике;
     расширяют   связи   с   трудовыми   коллективами   предприятий,
учреждений  и организаций  в целях  усиления борьбы  с невыполнением
договорных   обязательств,  необоснованным   доведением  споров   до
арбитража,  повышения ответственности  должностных лиц  в этом деле,
возмещение  виновными  лицами   материального  ущерба,  причиненного
нарушениями законности в хозяйственной деятельности;
     выполняют другие задачи, предусмотренные законодательством.

     4. Органы государственного арбитража  в Белорусской ССР в своей
деятельности   руководствуются  Конституцией   СССР  и  Конституцией
Белорусской ССР,  законами СССР и  Белорусской ССР, иными  решениями
Верховного   Совета  СССР   и  его   Президиума,  Верховного  Совета
Белорусской ССР  и его Президиума,  постановлениями и распоряжениями
Совета   Министров  СССР   и  Совета   Министров  Белорусской   ССР,
постановлениями, приказами и инструкциями Государственного арбитража
СССР, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
     Государственные   арбитражи  областей   в  своей   деятельности
руководствуются,  кроме того,  решениями областных  Советов народных
депутатов  и их  исполнительных комитетов,  а также постановлениями,
приказами и инструкциями Государственного арбитража БССР.

     5. Органы государственного арбитража в Белорусской ССР:

     5.1. разрабатывают и осуществляют  в пределах своей компетенции
мероприятия по выполнению решений Партии и Правительства;

     5.2.  рассматривают   хозяйственные  споры  в   соответствии  с
установленной компетенцией;

     5.3.      рассматривают     в      порядке,     предусмотренном
законодательством,     заявления     государственных     предприятий
(объединений) и организацией о признании недействительными полностью
или частично затрагивающих права  и охраняемые законом интересы этих
предприятий  (объединений)   и  организаций  актов   их  вышестоящих
органов, не соответствующих компетенции этих органов либо изданных с
нарушением требований законодательства;

     5.4. осуществляют в установленном порядке надзор за законностью
решений государственных арбитражей в Белорусской ССР;

     5.5.  изучают и  обобщают практику  применения законодательства
при    разрешении    хозяйственных    споров,    их    доарбитражном
урегулировании,  а также  при ведении  договорной работы  и на  этой
основе разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения по
совершенствованию     правового      регулирования     хозяйственной
деятельности,   а   также   деятельности   органов  государственного
арбитража в Белорусской ССР, арбитражей министерств, государственных
комитетов   и   ведомств   БССР   и   других   органов,  разрешающих
хозяйственные споры;

     5.6. в  порядке, определяемом Государственным  арбитражем СССР,
проверяют работу арбитражей министерств, государственных комитетов и
ведомств  БССР, а  также других  органов, разрешающих  хозяйственные
споры,   инструктируют  их   по  вопросам   организации  и  практики
рассмотрения таких  споров, дают указания  по совершенствованию этой
работы,   а  также   обязательные  для   исполнения  предписания  об
устранении  выявленных  при  проверках  нарушений  законодательства,
допущенных при разрешении хозяйственных споров;

     5.7. ведут  работу по подбору,  расстановке и созданию  резерва
кадров, воспитанию  их в духе требовательности  и ответственности за
безупречное выполнение служебного долга, обеспечивают переподготовку
и повышение  квалификации  кадров,  создание  условий для наилучшего
использования их  знаний и опыта,  выдвижение на руководящую  работу
политически  зрелых  и  хорошо  зарекомендовавших себя специалистов,
способствуют созданию надлежащих условий труда и быта для работников
государственного арбитража;

     5.8.  ведут  арбитражную  статистику,  используя  ее данные для
выполнения задач, возложенных на органы государственного арбитража.

     6. Государственный арбитраж БССР:

     6.1.  издает  в  пределах  своей  компетенции  обязательные для
органов   арбитража,  а   также  для   министерств,  государственных
комитетов  и ведомств  БССР, предприятий,  учреждений и  организаций
инструктивные  указания  по   вопросам  применения  законодательства
Белорусской   ССР   при   разрешении   хозяйственных   споров  и  их
доарбитражном урегулировании, а также  при ведении договорной работы
на предприятиях, в учреждениях и организациях;

     6.2.   систематически    осуществляет   проверку   деятельности
государственных арбитражей областей, заслушивает их отчеты;

     6.3.  осуществляет  мероприятия  по  совершенствованию  стиля и
методов работы органов государственного арбитража в Белорусской ССР,
улучшению  их взаимодействия  с другими правоохранительными, а также
контролирующими   органами;  изучает,   обобщает  и   распространяет
положительный опыт  работы   органов  государственного  арбитража  в
Белорусской ССР;

     6.4.   проводит   мероприятия,   связанные   с   осуществлением
научно-исследовательских  работ по  правовым проблемам  деятельности
органов  государственного арбитража  в Белорусской  ССР, усиления их
влияния  на  повышение  эффективности  общественного  производства и
качества работы, обеспечивает внедрение  в практику результатов этих
научно-исследовательских работ.
     Органы государственного  арбитража в Белорусской  ССР выполняют
стоящие перед ними задачами, не допуская вмешательства в оперативную
деятельность министерств, государственных  комитетов, ведомств БССР,
предприятий, учреждений и организаций.

     7.   Органы  государственного   арбитража  в   Белорусской  ССР
осуществляют  контроль   за  соблюдением  договорной   дисциплины  в
народном   хозяйстве   и    правил   доарбитражного   урегулирования
хозяйственных споров.
     В  этих целях  органы государственного  арбитража в Белорусской
ССР в порядке, определяемом Государственным арбитражем СССР:
     проверяют  на   предприятиях,  в  учреждениях   и  организациях
соблюдение   требований  законодательства   по  вопросам  заключения
договоров, выполнения обязательств, применения имущественных санкций
за допущенные нарушения и  доарбитражного урегулирования споров, а в
министерствах,  государственных   комитетах  и  ведомствах   БССР  -
практику  организации  и  руководства   этой  работой;  получают  от
министерств, государственных комитетов,  ведомств БССР, предприятий,
учреждений  и  организаций  имеющиеся  у  них  данные  установленной
отчетности  по   заключению  и  исполнению   договоров;  заслушивают
сообщения  должностных лиц  министерств, государственных  комитетов,
ведомств  БССР, предприятий,  учреждений  и  организаций о  мерах по
устранению  нарушений   законодательства  в  работе   по  заключению
договоров и выполнению обязательств;
     дают  руководителям  и  другим  должностным  лицам предприятий,
учреждений и организаций обязательные  для исполнения предписания об
устранении нарушений законодательства о порядке заключения договоров
и доарбитражного  урегулирования  споров,  а  также  о  рассмотрении
вопросов  привлечения   в  установленном  порядке   виновных  лиц  к
материальной  ответственности  за  ущерб,   причиненный  в  связи  с
выявленными  государственными арбитражами  нарушениями законности  в
хозяйственной деятельности.

     8. Обязательные  предписания органов государственного арбитража
в  Белорусской  ССР,  предусмотренные  пунктами  5  и  7  настоящего
Положения,  подлежат  исполнению  в  10-дневный  срок с сообщением о
результатах соответствующему органу государственного арбитража.
     Государственный  арбитраж  БССР   вправе  по  своей  инициативе
отозвать предписание государственного арбитража области.

     9.  Государственный арбитраж  БССР совместно  с министерствами,
государственными  комитетами  и  ведомствами  БССР,  осуществляющими
функции межотраслевого  управления, разрабатывает и  издает указания
по   вопросам   организации   работы   по  заключению  хозяйственных
договоров.

     10.    В    целях    предупреждения    нарушений    законности,
государственной    дисциплины   и    недостатков   в   хозяйственной
деятельности органы государственного арбитража в Белорусской ССР:
     рассматривают хозяйственные споры,  имеющие важное общественное
значение,   непосредственно   на   предприятиях,   в  учреждениях  и
организациях и их вышестоящих органах;
     ведут пропаганду хозяйственного законодательства;
     разрабатывают   предложения  по   предупреждению  и  устранению
нарушений  законности,  государственной  дисциплины  и недостатков в
хозяйственной деятельности предприятий,  учреждений и организаций, а
также  по выявлению  и  устранению  причин нарушений  и недостатков,
вносят  в  установленном  порядке  эти  предложения  на рассмотрение
Совета  Министров  Белорусской   ССР,  министерств,  государственных
комитетов, ведомств БССР,  исполнительных комитетах Советов народных
депутатов;
     в  пределах  своей   компетенции  совместно  с  министерствами,
государственными  комитетами  и   ведомствами  БССР,  предприятиями,
учреждениями  и  организациями  рассматривают  вопросы,  связанные с
разработкой мер по предупреждению,  а также по устранению выявленных
государственными  арбитражами нарушений  законности и  недостатков в
хозяйственной деятельности;
     направляют  в установленном  порядке предприятиям, учреждениям,
организациям, их вышестоящим органам и должностным лицам сообщения о
выявленных  нарушениях  законности,   государственной  дисциплины  и
недостатках  в  хозяйственной  деятельности  с  предложениями  об их
устранении, а также о привлечении виновных лиц к ответственности и о
возмещении причиненного ими материального ущерба.
     Руководители   предприятий,   учреждений    и   организаций   и
вышестоящих по отношению к ним органов, получившие сообщения органов
государственного  арбитража,  обязаны  принять  меры  по  устранению
отмеченных  в  сообщениях  недостатков  и  поставить соответствующий
государственный арбитраж  в известность о принятых  мерах в месячный
срок после получения сообщения.
     В  необходимых   случаях  сообщения  о   выявленных  нарушениях
законности, государственной дисциплины и недостатках в хозяйственной
деятельности  направляются  для  рассмотрения  вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности  в органы прокуратуры, внутренних дел
и другие компетентные органы.
     О  наиболее  серьезных  нарушениях  законности, государственной
дисциплины и  недостатках в хозяйственной  деятельности, допускаемых
министерствами,   государственными  комитетами,   ведомствами  БССР,
предприятиями, учреждениями и организациями, органы государственного
арбитража  в  Белорусской   ССР  докладывают  соответственно  Совету
Министров   Белорусской  ССР,   исполнительным  комитетам  областных
Советов народных депутатов.
     Органы    государственного   арбитража    в   Белорусской   ССР
координируют   свою   деятельность   по   предупреждению   нарушений
законности   с   деятельностью    соответствующих   судов,   органов
прокуратуры,  юстиции, внутренних  дел, народного  контроля и других
государственных органов.

     11.  Государственный арбитраж  БССР в  случаях, предусмотренных
законодательством   Белорусской   ССР,   или   по  поручению  Совета
Министров БССР:
     рассматривает    представленные    на    согласование   проекты
нормативных  актов  по  вопросам  хозяйственной  деятельности,  дает
заключения министерствам, государственным комитетам, ведомствам БССР
по  проектам разрабатываемых  ими таких  нормативных актов,  а также
утверждает    нормативные     акты,    регулирующие    хозяйственную
деятельность;
     дает министерствам, государственным комитетам и ведомствам БССР
разъяснения по применению решений  Совета Министров Белорусской ССР,
регулирующих хозяйственную деятельность, по его поручению.

     При  выявлении не  соответствующих законодательству нормативных
актов вышестоящих органов предприятий, учреждений и организаций БССР
по   вопросам  заключения   и  выполнения   хозяйственных  договоров
Государственный  арбитраж  БССР  ставит  перед  органом, утвердившим
такой   акт,   вопрос   о    приведении   его   в   соответствие   с
законодательством.   Указанный   орган   обязан   в   месячный  срок
рассмотреть   поставленный   вопрос   и   сообщить  Государственному
арбитражу БССР о принятом решении.

     12. В необходимых случаях  Государственный арбитраж БССР издает
с министерствами,  государственными  комитетами  и  ведомствами БССР
совместные акты в пределах соответствующей компетенции.

     13.   Государственный  арбитраж   БССР  вправе   привлекать  по
согласованию   с    министерствами,   государственными   комитетами,
ведомствами  БССР  специалистов  и  научных  работников к подготовке
нормативных  актов  и  отдельных   вопросов,  связанных  с  правовым
регулированием хозяйственной деятельности.

     14.  Органы   государственного  арбитража  в   Белорусской  ССР
возглавляются соответственно Главным государственным арбитром БССР и
главными государственными арбитрами областей.
     Главный  государственный арбитр  БССР назначается  на должность
Верховным  Советом Белорусской  ССР сроком  на пять  лет, а в период
между  сессиями -  Президиумом Верховного  Совета Белорусской  ССР с
последующим утверждением Верховным Советом Белорусской ССР.
     Главный государственный арбитр области назначается на должность
областным  Советом  народных  депутатов  на  срок  его полномочий по
представлению Государственного арбитража БССР.
     Главные   государственные  арбитры   несут  ответственность  за
выполнение  задач,  возложенных  на  соответствующие государственные
арбитражи.
     Главный государственный  арбитр БССР и  главные государственные
арбитры областей имеют заместителей.
     Заместитель Главного государственного  арбитра БССР назначается
на  должность  Президиумом  Верховного  Совета  Белорусской  ССР  по
представлению  Главного государственного  арбитра БССР.  Заместитель
главного государственного  арбитра области назначается  на должность
областным    Советом    народных    депутатов    по    представлению
Государственного арбитража БССР.
     Государственные   арбитры   Государственного   арбитража   БССР
назначаются на  должность Президиумов Верховного  Совета Белорусской
ССР  по   представлению  Главного  государственного   арбитра  БССР.
Государственные   арбитры   областей    назначаются   на   должность
исполнительными комитетами  областных Советов народных  депутатов по
представлению   главного   государственного    арбитра   области   с
последующим утверждением областным Советом народных депутатов.
     Распределение  обязанностей  между  государственными  арбитрами
производится главным государственным арбитром.

     15.  Главный государственный  арбитр издает  на основании  и во
исполнение  законодательства  приказы,  инструкции  и постановления,
утверждает  положения о  структурных подразделениях государственного
арбитража,  в   установленном  порядке  назначает   на  должность  и
освобождает  от  должности  работников  аппарата, определяет степень
ответственности руководителей структурных подразделений за отдельные
области   деятельности  государственного   арбитража,  применяет   в
установленном  порядке  меры  поощрения  и  взыскания  к  работникам
государственного арбитража.
     Главный  государственный  арбитр  БССР  руководит деятельностью
органов  государственного  арбитража   в  БССР,  осуществляет  общее
руководство работой  по подбору, расстановке  и воспитанию кадров  в
системе  органов  государственного   арбитража  в  Белорусской  ССР,
применяет  в  установленном  порядке  меры  поощрения  и взыскания к
работникам этих органов.

     16. В соответствии с  Регламентом Верховного Совета Белорусской
ССР  Главный  государственный  арбитр  БССР  не  реже одного раза за
период полномочий представляет отчет о деятельности государственного
арбитража   Верховному   Совету   Белорусской   ССР,  систематически
докладывает о ней Президиуму Верховного  Совета Белорусской ССР и по
вопросам,  относящимся  к  компетенции  Правительства  республики, -
Совету Министров Белорусской ССР.
     Главный  государственный   арбитр  области  в   соответствии  с
законодательством представляет отчет о деятельности государственного
арбитража  областному  Совету   народных  депутатов,  систематически
докладывает  о   ней  исполнительному  комитету   областного  Совета
народных депутатов по вопросам, относящимся к его компетенции.

     17.  В  Государственном  арбитраже  БССР  образуется коллегия в
составе Главного  государственного арбитра БССР  (председатель), его
заместителя  по  должности,  а  также  других руководящих работников
органов государственного арбитража в Белорусской ССР.
     Персональный   состав коллегии  Государственного арбитража БССР
утверждается  Президиумом  Верховного   Совета  Белорусской  ССР  по
представлению Главного государственного арбитра БССР.
     В соответствии  с Законом СССР  "О государственном арбитраже  в
СССР"   областные   Советы   народных   депутатов  по  представлению
Государственного  арбитража  БССР   могут  образовывать  коллегии  в
государственных  арбитражах областей,  утверждая персональный состав
этих коллегий.
     Решения   коллегии  проводятся   в  жизнь   приказами  главного
государственного  арбитра.   В  случае  разногласий   между  главным
государственным арбитром и  коллегией главный государственный арбитр
проводит в  жизнь свое решение, докладывая  о возникших разногласиях
соответственно  Президиуму  Верховного  Совета  Белорусской  ССР или
областному  Совету  народных  депутатов.   Члены  коллегии,  в  свою
очередь, могут сообщать свое мнение этим органам.

     18.  Государственный  арбитраж  БССР  созывает  в установленном
порядке  совещания работников  органов государственного  арбитража в
Белорусской ССР, арбитражей  министерств, государственных комитетов,
ведомств  БССР, а  также других  органов, разрешающих  хозяйственные
споры, на которых заслушиваются доклады о мероприятиях по выполнению
решений Партии  и Правительства, рассматриваются  вопросы применения
действующего законодательства при  разрешении хозяйственных споров и
другие важные вопросы работы арбитражей.

     19. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам
организации  и  деятельности   органов  государственного  арбитража,
рассмотрения вопросов, связанных с разработкой мер по предупреждению
и устранению   выявленных  государственными   арбитражами  нарушений
законности, государственной дисциплины и недостатков в хозяйственной
деятельности,   при   Государственном   арбитраже   БССР   создается
научно-консультативный   совет    из   видных   ученых    и   других
высококвалифицированных    специалистов    (включая   представителей
министерств,   государственных   комитетов   и   ведомств).   Состав
научно-консультативного  совета  и   положение  о  нем  утверждаются
Главным государственным арбитром БССР.
     При    необходимости   научно-консультативные    советы   могут
создаваться   при   государственных   арбитражах   областей.  Состав
научно-консультативных   советов  и  положения  о  них  утверждаются
главными государственными арбитрами областей.

     20.  Структура и  численность работников  центрального аппарата
Государственного  арбитража  БССР   утверждаются  Советом  Министров
Белорусской  ССР,  а  штатное  расписание  - Главным государственным
арбитром БССР.
     Структура  и численность  работников государственных арбитражей
областей  утверждаются исполнительными  комитетами областных Советов
народных  депутатов  по  согласованию  с  Государственным арбитражем
БССР.   Штатное  расписание   государственных  арбитражей   областей
утверждается  исполнительными комитетами  областных Советов народных
депутатов.

     21. Государственный  арбитраж БССР и  государственные арбитражи
областей   имеют  печать   с  изображением   Государственного  герба
Белорусской ССР и со своим наименованием.
         ___________________________________________________________