СОВЕТ МИНИСТРОВ БЕЛОРУССКОЙ ССР

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 15 сентября 1989 г.  N 255                                  г.Минск


 О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР "О
 КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И
 УПРАВЛЕНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ"
         ___________________________________________________________
         Утратило силу постановлением  Совета  Министров  Республики
         Беларусь  от 21 ноября 2007 г.  № 1576 (Национальный реестр
         правовых  актов  Республики  Беларусь,  2007  г.,  №   289,
         5/26252) <C20701576>  _

        [Изменения и дополнения:
            Постановление Совета  Министров БССР от 12  июня 1991 г.
         N 231 (СП БССР, 1991 г., N 18, ст.207) <C29100231>;
            Постановление Совета  Министров Республики  Беларусь  от
         10  июля 1992 г.  N 423 (СП  Республики  Беларусь, 1992 г.,
         N 20, ст.369) <C29200423>]


     В целях  улучшения  продовольственного  обеспечения   населения
республики   на  основе  повышения  эффективности  агропромышленного
производства,  ускорения  перехода  на  прогрессивные  экономические
отношения   и  дальнейшего  совершенствования  управления,  а  также
создания благоприятных условий  для  продуктивной  работы  колхозов,
совхозов,   перерабатывающих   и   других  предприятий,  организаций
арендаторов,  кооперативов  арендных  коллективов   и   крестьянских
хозяйств  и  во  исполнение  постановления  Совета Министров СССР от
5 апреля  1989  г.  N  289  "О  коренной  перестройке  экономических
отношений  и  управления  в агропромышленном комплексе страны" Совет
Министров Белорусской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Госплану    БССР,   Госагропрому   БССР,   облисполкомам   и
райисполкомам осуществить  перестройку  механизма  хозяйствования  и
управления   в  агропромышленном  комплексе,  исходя  из  принципов,
вытекающих из решений мартовского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС.

     2. Установить  следующий  порядок  формирования государственных
заказов по агропромышленному комплексу:

     2.1. в пятилетних планах экономического и социального  развития
республики  до  облисполкомов  доводится  государственный  заказ  на
поставку в общесоюзный и  республиканский  фонды  зерна,  картофеля,
плодоовощной   продукции,   мяса,   молока,   яиц   и  продуктов  их
переработки,  а  также   сахарной   свеклы,   льноволокна,   шерсти,
пушно-мехового и кожевенного сырья;

     2.2. облисполкомы  доводят  до заготовительных организаций,  на
которые  возложены  государственные   закупки   сельскохозяйственной
продукции  и  сырья,  объемы  поставок  продукции  в  общесоюзный  и
республиканский фонды и фонды местного потребления, до райисполкомов
-  объемы закупок сельскохозяйственной продукции с учетом поставок в
союзный и республиканский фонды, а также местного потребления;

     2.3. райисполкомы за год до начала пятилетки доводят  колхозам,
совхозам  и  другим сельскохозяйственным предприятиям объемы закупок
важнейших видов  сельскохозяйственной  продукции,  которые  отражают
общественные  потребности  в  них.  Одновременно  с  этим хозяйствам
сообщаются закупочные цены и условия  продажи  продукции,  нормативы
платежей в бюджет;
         ___________________________________________________________
         Пункт  2.3  утратил  силу  постановлением  Совета Министров
         Республики  Беларусь  от  10  июля  1992 г.  N 423  в части
         доведения до хозяйств закупочных цен
         ___________________________________________________________

     2.4. облисполкомы    через   подведомственные   заготовительные
организации,  на  которые  возложены  закупки   сельскохозяйственной
продукции  и  сырья,  организуют  работу  по заключению договоров на
поставку этой продукции  и  сырья  колхозами,  совхозами  и  другими
сельскохозяйственными   предприятиями,   организациями  арендаторов,
кооперативами  арендных  коллективов,   крестьянскими   хозяйствами,
личными подсобными хозяйствами граждан, исходя из доведенных до этих
заготовительных  организаций  объемов  их  поставок  в  общесоюзный,
республиканский фонды и фонды местного потребления.
     Обязательным требованием при заключении  договора  на  поставку
сельскохозяйственной продукции в общесоюзный и республиканский фонды
и  фонды  местного  потребления  являются  обязательства  сторон   о
взаимной   экономической   ответственности   за   нарушение  условий
договора.
     Облисполкомам выделять важнейшие централизованно распределяемые
ресурсы  для  стимулирования   производителей   сельскохозяйственной
продукции  и сырья при заключении хозяйственных договоров на продажу
продукции и на поставку ее в общесоюзный и республиканский  фонды  и
фонды местного потребления.

     3. Облисполкомам  и  райисполкомам  принять  меры  к увеличению
производства сельскохозяйственной продукции  и  пополнению  ресурсов
продовольствия за счет всемерного развития личных подсобных хозяйств
граждан,  способствовать тесной интеграции этих хозяйств с колхозами
и         совхозами,         перерабатывающими        предприятиями,
торгово-посредническими кооперативами.
     Рекомендовать облисполкомам   и   райисполкомам,   колхозам   и
совхозам принимать решения  по  вопросам,  связанным  с  увеличением
размеров  земельных  участков  личных подсобных хозяйств граждан,  с
учетом   возможностей   наращивания   ими   товарного   производства
сельскохозяйственной  продукции.  Оказывать  помощь  в  обустройстве
территории,   приобретении   скота,   кормов,   семян,   посадочного
материала.      Содействовать      гражданам      в     приобретении
сельскохозяйственной техники и  транспортных  средств,  строительных
материалов, реализации произведенной продукции.
         ___________________________________________________________
         Абзац  второй пункта  3 утратил  силу постановлением Совета
         Министров БССР  от 12 июня 1991  г. N 231 в  части принятия
         решений  по  вопросам,  связанным  с  увеличением  размеров
         земельных участков личных подсобных хозяйств граждан
         ___________________________________________________________

     4. Госплану   БССР,  Госагропрому  БССР  и  Госснабу  БССР  при
разработке  проектов   государственных   планов   экономического   и
социального   развития   предусматривать   выделение   облисполкомам
централизованно      распределяемых      материальных      ресурсов,
государственных  централизованных  капитальных  вложений на развитие
важнейших объектов агропромышленного комплекса.
     В связи    с    тем,    что    в    новых    условиях    работы
сельскохозяйственных,   промышленных   и   других   предприятий    и
организаций    агропромышленного   комплекса   республики   основным
источником инвестиционных ресурсов становятся их хозрасчетные доходы
и  бюджетные  средства  республики,  осуществлять  за  счет  средств
республиканского бюджета строительство важнейших новых предприятий и
объектов научно-исследовательских учреждений,  крупных водохранилищ,
гидроузлов и других гидромелиоративных  сооружений  республиканского
значения   по  перечню,  утверждаемому  в  установленном  порядке  в
государственных  планах  экономического   и   социального   развития
республики.  В финансировании строительства указанных объектов могут
принимать участие средствами соответствующих бюджетов исполнительные
комитеты местных Советов народных депутатов.
     В целях повышения отдачи от вкладываемых в мелиорацию средств и
ответственности  колхозов  и  совхозов  за эффективное использование
осушенных и орошаемых земель признать целесообразным начиная с  1990
года осуществлять за счет средств:
     бюджета республики -  строительство  мелиоративных  объектов  и
выполнение  работ  республиканского  и межобластного значения.  В их
финансировании  могут   принимать   долевое   участие   собственными
средствами колхозы, совхозы и другие предприятия;
     колхозов, совхозов,  других предприятий и  местных  бюджетов  -
проведение   в  соответствии  с  заключенными  договорами  работ  по
улучшению мелиорированных земель,  культуртехнических работ,  ввод в
действие новых осушенных и орошаемых участков.

     5. Госагропрому   БССР,   Министерству   хлебопродуктов   БССР,
Министерству  мелиорации  и  водного  хозяйства  БССР,  Министерству
лесного  хозяйства БССР,  Министерству  финансов БССР,  Белорусскому
республиканскому   банку   Агропромбанка   СССР,   облисполкомам   и
райисполкомам   в   трехмесячный  срок  разработать  мероприятия  по
оздоровлению  финансового  положения   предприятий   и   организаций
агропромышленного   комплекса   республики,   укреплению   экономики
низкорентабельных и убыточных колхозов, совхозов, перерабатывающих и
других   предприятий  и  улучшению  платежной  дисциплины,  добиться
безубыточной  их  работы.  В  случаях,  когда  принимаемые  меры  не
обеспечивают   рентабельной   работы  колхозов,  совхозов  и  других
предприятий,  решать в установленном порядке  вопросы  реорганизации
или  ликвидации  их с передачей земельных участков другим колхозам и
совхозам,  промышленным  предприятиям,   организациям   арендаторов,
кооперативам арендных коллективов, крестьянским хозяйствам.
     Перечень убыточных предприятий и организаций с указанием сроков
реализации  мер  по  обеспечению  выхода  их  на рентабельную работу
представить на утверждение в Совет Министров БССР.
     Белорусскому республиканскому    банку    Агропромбанка   СССР,
осуществляющему финансирование и  кредитование  сельскохозяйственных
предприятий   и   организаций,  по  истечении  установленных  сроков
реализации мер по ликвидации  убыточности  указанных  предприятий  и
организаций,  если они не дали результата, прекращать финансирование
и кредитование этих предприятий и организаций.

     6. Рекомендовать Белкоопсоюзу, областным потребительским союзам
принять   действенные   меры  к  развитию  сельских  потребительских
обществ, заготовительных и перерабатывающих предприятий, с тем чтобы
в  ближайшие  два-три  года  полностью  охватить все сельские районы
такой сетью и обеспечить на этой основе  максимальное  вовлечение  в
продовольственные  ресурсы  сельскохозяйственной  продукции и сырья,
производимых  крестьянскими   хозяйствами   и   личными   подсобными
хозяйствами граждан.

     7. Облисполкомам  после  утверждения  Государственной комиссией
Совета  Министров  СССР  по  продовольствию   и   закупкам   порядка
установления  рентных  платежей  в  бюджет для колхозов,  совхозов и
других  сельскохозяйственных  предприятий,   которые   находятся   в
относительно   лучших  природно-климатических  условиях,  определить
рентные  платежи   дифференцировано    для   каждого   хозяйства   в
фиксированном  размере  на  пятилетний  срок  в  расчете  на  гектар
сельскохозяйственных угодий с учетом оценки качества земли.

     8. Госагропрому  БССР,  облисполкомам и райисполкомам в связи с
дальнейшим совершенствованием экономических  отношений,  углублением
интеграционных    связей    сельскохозяйственного   производства   и
перерабатывающей промышленности, образованием новых агропромышленных
формирований   и   систем   последовательно   проводить   линию   на
установление   взаимоотношений    государственных    заготовительных
организаций  с  колхозами  и  совхозами,  исходя  из цен на конечную
продукцию. Издержки производства и платежи в бюджет перерабатывающим
предприятиям, выпускающим конечную продукцию из давальческого сырья,
возмещаются колхозами, совхозами и другими поставщиками этого сырья.
     Колхозы, совхозы и другие предприятия самостоятельно  реализуют
по оптовым ценам (с учетом установленных ставок дотаций или налога с
оборота) продукты переработки  сельскохозяйственного  сырья  (сахар,
масло  растительное,  льноволокно,  мясо  и  мясопродукты,  молоко и
молокопродукты,  а  также   другую   продукцию),   производимые   на
давальческих  началах  перерабатывающими  предприятиями,  а  также в
собственных цехах.

     9. Госплану БССР, Министерству финансов БССР, Госагропрому БССР
в  установленном  порядке разработать и ввести одновременно с новыми
закупочными  ценами  оптовые  цены  (ставки  дотаций  или  налога  с
оборота)  на  продукцию  перерабатывающих  отраслей  промышленности,
обеспечивающие  возмещение  экономически  обоснованных  расходов  на
оплату   сельскохозяйственного   сырья,   его  приемку,  хранение  и
переработку, а также получение нормативной прибыли.
     Предоставить облисполкомам   и   Минскому   горисполкому  право
устанавливать  предельные  розничные  цены  на  картофель,  столовый
виноград,  плодоовощную продукцию,  а также продукты их переработки,
включая консервы.  При закупках этой продукции по договорным  ценам,
превышающим  предельные  розничные  цены за вычетом торговой скидки,
разница в ценах возмещается торгово-заготовительным организациям  за
счет соответствующих бюджетов по месту реализации продукции.

     10. Принять к сведению, что Совет Министров СССР постановлением
от 5 апреля 1989 г. N 289 отменил выплату государственных дотаций на
стадии  заготовок  сельскохозяйственного  сырья  и  ввел  вместо них
возмещение разницы между оптовыми и централизованно устанавливаемыми
розничными ценами за вычетом скидок при реализации готовой продукции
перерабатывающими предприятиями за счет бюджетов  республик,  краев,
областей  и городов по месту потребления этой продукции.  Упразднена
применяемая система скидок и надбавок к оптовым ценам на реализуемую
мясную и молочную продукцию.

     11. В    целях    повышения   эффективности   агропромышленного
производства на основе развития хозрасчетных  отношений  в  сельском
хозяйстве  и  совершенствования  его  экономических связей с другими
отраслями в  условиях  расширения  самостоятельности  и  в  связи  с
переводом республики на принципы самоуправления и самофинансирования
и предоставлением ей прав в решении всех  проблем  агропромышленного
комплекса   признать   необходимым   сохранить  Госагропром  БССР  и
осуществить  перестройку  на   всех   уровнях   системы   управления
агропромышленным комплексом республики.
     Госагропрому БССР,   облисполкомам    и    райисполкомам    при
осуществлении  перестройки  на  всех  уровнях  системы    управления
агропромышленным комплексом обеспечить:

     по основному производственному звену

     управление основным  производственным  звеном   на   принципах,
вытекающих    из    необходимости    развития   многообразных   форм
хозяйствования и гибкого  сочетания  различных  форм  собственности.
Исходя из этого,  органы управления основным производственным звеном
формируются его работниками на строго добровольной основе  с  учетом
широкой демократизации производственных отношений и самоуправления;

     на уровне района

     широкое распространение      новых     организационных     форм
агропромышленной   интеграции   -   агропромышленных    объединений,
агрокомбинатов, агрофирм, производственных объединений, ассоциаций и
других формирований, создаваемых на добровольной основе.

     В целях      усиления      производственной      направленности
интеграционного  процесса,  повышения  эффективности  производства в
агропромышленном комплексе осуществить  там,  где  это  не  сделано,
перестройку  районных  агропромышленных  объединений,  с  тем  чтобы
обеспечить осуществление их деятельности на демократических  началах
и принципах полного хозяйственного расчета.  Установить,  что высшим
органом управления районного агропромышленного объединения  является
собрание  (конференция)  уполномоченных представителей предприятий и
организаций,  входящих в его состав,  на  котором  избирается  совет
объединения.
     Советами объединений  избираются  неосвобожденные  председатели
советов из числа руководителей предприятий и организаций, входящих в
совет.
     Для выполнения       функций,      делегированных      районным
агропромышленным объединениям предприятиями и организациями,  советы
назначают    председателей    указанных    объединений,   утверждают
численность и структуру рабочего аппарата.
     Председатели районных     агропромышленных     объединений    и
агропромышленных   комбинатов   являются    первыми    заместителями
председателей райисполкомов;

     на уровне области

     избрание на     собраниях     (конференциях)     уполномоченных
представителей  советов   районных   агропромышленных   объединений,
предприятий    и    организаций    областного   подчинения   советов
агропромышленных комитетов областей с определением их функций.

     Советами избираются освобожденные председатели советов, а также
определяются   функции,  численность,  структура  рабочего  аппарата
советов и расходы на его содержание.
     Председатели советов   агропромышленных   комитетов    областей
являются первыми заместителями председателей облисполкомов.
     Госагропрому БССР   с   участием  Госплана  БССР,  Министерства
финансов БССР,  Госснаба БССР,  Белорусского республиканского  банка
Агропромбанка  СССР,  других заинтересованных министерств и ведомств
республики   обеспечить   внесение   соответствующих   изменений   в
действующие    нормативные   акты,   регламентирующие   деятельность
Госагропрома БССР,  вытекающих из коренной перестройки экономических
отношений  и  управления  в  агропромышленном  комплексе  на  уровне
районов и областей.

     12. Сохранить  существующую  систему   материально-технического
снабжения и комплектации агропромышленного комплекса республики.
     Госснабу БССР и Госагропрому БССР по согласованию  с  Госпланом
БССР  определить  перечень  продукции  общего назначения,  снабжение
которой предприятий и организаций будет осуществляться через Госснаб
БССР.

     13. Госагропрому   БССР,   облисполкомам  и  райисполкомам  при
осуществлении  мероприятий   по   совершенствованию   управления   в
агропромышленном  комплексе  республики  обеспечить  трудоустройство
высвобождающихся работников и предоставление им льгот и компенсаций,
предусмотренных действующим законодательством.


 Председатель Совета Министров
 Белорусской ССР                                           М.Ковалев

 Управляющий Делами Совета
 Министров Белорусской ССР                                   Н.Кавко
         ___________________________________________________________