РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 5 июля 2001 г. № Р-122/2001

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО
ЗАДЕРЖАННЫХ И АДМИНИСТРАТИВНО АРЕСТОВАННЫХ ЛИЦ

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - Председателя Конституционного Суда
Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей
Бойко Т.С., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко
А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., рассмотрев на
основании статьи 40, части первой статьи 116 и части четвертой
статьи 122 Конституции Республики Беларусь коллективное обращение
граждан относительно конституционности правового регулирования
вопросов содержания лиц в специальных приемниках при органах
внутренних дел, установил следующее.
 1. Организация и порядок деятельности специальных приемников
регламентируются Положением о специальных приемниках при органах
внутренних дел (в дальнейшем - Положение), утвержденным приказом
Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18 октября 1999
г. № 206 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2000 г., № 16, 8/1561).
 Специальные приемники при органах внутренних дел (в дальнейшем
- спецприемники) согласно пункту 1 Положения являются учреждениями,
предназначенными, в частности, для содержания лиц, административно
задержанных за совершение правонарушений, за которые судом может
быть применено взыскание в виде административного ареста, а также
лиц, подвергнутых административному аресту. При невозможности
создания спецприемника перечисленные лица могут содержаться в
изоляторах временного содержания органов внутренних дел в специально
выделенных для них камерах с распространением на них условий режима
содержания, предусмотренных для спецприемников (пункт 5 Положения).
 В соответствии с пунктом 15 Положения "с лиц, административно
задержанных за совершение правонарушений, за которые судом может
быть применено наказание в виде административного ареста, а также с
лиц, подвергнутых судом административному аресту и содержащихся в
специальном приемнике, в доход соответствующего бюджета в
установленном порядке взыскивается стоимость содержания и питания за
каждые сутки нахождения этих лиц в спецприемнике в размере, если
иное не предусмотрено законодательными актами, установленном
органами, принявшими решение о создании специального приемника.
Принудительное взыскание указанной суммы осуществляется по счетам
специального приемника (приложение 1) в сроки, не превышающие
исковую давность, установленные гражданским законодательством
Республики Беларусь".
 Пунктом 1.6 Правил содержания лиц, помещаемых в специальные
приемники при органах внутренних дел (приложение 5 к Положению),
предусмотрено, что с административно арестованных (задержанных) за
каждые сутки пребывания в специальном приемнике взыскивается в
бесспорном порядке стоимость содержания и питания в размере,
установленном местными исполнительными и распорядительными органами.
В случае наличия при них денежных средств необходимая сумма или
часть ее взыскивается в специальном приемнике с соответствующим
оформлением.
 Ведение учета лиц, которым после освобождения из спецприемника
выписываются счета на уплату сумм за содержание и питание, согласно
пункту 57 Положения возложено на бухгалтера (секретаря-бухгалтера)
спецприемника. Списание не взысканных за содержание и питание сумм с
несостоятельных должников осуществляется один раз в квартал по
заключению начальника спецприемника, согласованному с
соответствующим финансовым органом местного исполнительного
комитета, на основании акта судебного исполнителя о невозможности
взыскания задолженности (абзац второй пункта 15 Положения).
 Согласно абзацу первому пункта 9.4 Перечня документов, по
которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на
основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные
действия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики
Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646 (в редакции постановлений Совета
Министров Республики Беларусь от 27 января 2000 г. № 86 и от 11
октября 2000 г. № 1557), взыскание задолженности по требованиям
органов внутренних дел производится на основании документов,
устанавливающих задолженность по оплате за содержание и питание в
специальном приемнике и изоляторе временного содержания (в отношении
лиц, обязанных к такой уплате). Для получения исполнительной надписи
представляется копия счета на сумму, причитающуюся к оплате
должником, с его распиской в получении первого экземпляра этого
счета.
 Стоимость содержания и питания за каждые сутки нахождения лиц в
спецприемнике, поскольку иное не предусмотрено законодательными
актами, в настоящее время установлена, исходя из предписаний пунктов
1 и 15 Положения, Минским городским и соответствующими областными
исполнительными комитетами как органами, правомочными в
установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать
спецприемники. В частности, размер взыскания денежных средств за
сутки содержания и питания в объединенном специальном
приемнике-распределителе УВД Мингорисполкома с лиц, арестованных в
административном порядке, установлен решением Мингорисполкома от 7
сентября 1995 г. № 553. На практике установленный размер применяется
и к лицам, административно задержанным. Размеры платы, установленные
облисполкомами для спецприемников, находящихся на территориях
соответствующих областей, различаются.
 2. Проанализировав нормы Конституции, международно-правовых
актов, Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях, уголовно-исполнительного и иного законодательства,
а также практику их применения, Конституционный Суд пришел к
следующим выводам.
 Статьей 22 Основного Закона предусмотрено равенство всех перед
законом и право всех без всякой дискриминации на равную защиту прав
и законных интересов. Конституцией допускается ограничение прав и
свобод личности, но только в случаях, предусмотренных законом, если
этого требуют интересы национальной безопасности, общественного
порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод
других лиц (статья 23).
 Государство в силу требований Конституции обеспечивает свободу,
неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение
личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом
(часть первая статьи 25 Конституции). Пунктом 1 статьи 9
Международного пакта о гражданских и политических правах
предусмотрено, что никто не должен быть лишен свободы иначе, как на
таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые
установлены законом.
 В Кодексе Республики Беларусь об административных
правонарушениях (в дальнейшем - КоАП) содержатся нормы, определяющие
меры обеспечения производства по делам об административных
правонарушениях, включая административное задержание
(статьи 239-242), меры административного взыскания, которые могут
быть применены к лицу, совершившему административное правонарушение,
в том числе административный арест (статьи 23, 31), а также
производство по исполнению постановления об административном аресте
(статьи 304-306). Однако в части урегулирования конкретных вопросов,
касающихся условий содержания задержанных лиц, а также лиц,
отбывающих административный арест, КоАП содержит отсылочные нормы к
другим актам законодательства.
 Конституционный Суд отмечает, что в соответствии со статьей 102
Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, который введен
в действие с 1 января 2001 г., из заработной платы и иных доходов
осужденных к лишению свободы, за исключением осужденных, указанных в
части шестой статьи 94 данного Кодекса, производятся удержания для
возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг,
кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С
осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются
из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Стоимость питания,
одежды и коммунально-бытовых услуг возмещается ежемесячно в пределах
фактических затрат, произведенных в данном месяце. При этом
возмещение осужденными расходов по их содержанию должно
производиться после удержания алиментов, подоходного налога,
отчислений в Фонд социальной защиты населения при Министерстве
социальной защиты и при условии, что независимо от всех удержаний на
лицевой счет осужденных будет зачисляться оговоренная законом сумма
начисленной заработной платы или иных доходов (соответственно не
менее 25 и не более 50 процентов в зависимости от категорий
осужденных и вида исправительного учреждения). Аналогичный порядок
содержался и в ранее действовавшем Исправительно-трудовом кодексе
Республики Беларусь (статья 42).
 Таким образом, если в отношении осужденных за совершение
преступлений как общественно опасных деяний все вопросы, касающиеся
удержаний, оснований освобождения от удержаний, предельных сумм,
которые должны оставаться на личных счетах осужденных (независимо от
видов и размеров удержаний), урегулированы на уровне закона, то в
отношении административно задержанных за совершение правонарушений,
за которые судом может быть применено наказание в виде
административного ареста, лиц, подвергнутых административному аресту
(арестованных), вопросы удержаний за содержание и питание, зачета
сумм, заработанных арестованными при их трудоиспользовании,
принудительного взыскания стоимости питания и содержания решаются
только подзаконными актами, что не согласуется с положениями статей
22, 25, 26 и других Конституции, требованиями международных
стандартов в отношении лиц, подвергнутых ограничению свободы, и
режима их содержания, а также подходами, установленными в отношении
лиц, совершивших преступления.
 Конституционный Суд считает, что законодательному
урегулированию должны подлежать вопросы, касающиеся не только
оснований применения лишения или ограничения свободы, включая
административное задержание и административный арест, но и
определения основных условий содержания (режима содержания) лиц,
подвергнутых данным мерам.
 3. Пунктом 15 Положения предусмотрено взыскание стоимости
средств на содержание и питание как с лиц, подвергнутых судом
административному аресту, так и с лиц, административно задержанных
за совершение правонарушений, за которые судом может быть назначено
взыскание в виде административного ареста, то есть лиц, вина которых
еще не установлена вступившим в законную силу постановлением суда.
Поэтому на них должна распространяться презумпция невиновности,
вследствие чего режим содержания должен соответствовать их статусу
неосужденных лиц. Такой вывод Конституционный Суд делает,
основываясь на статье 26 Конституции, а также на нормах
международных актов. Так, Свод принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме,
принятый резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря
1988 г., четко разграничивает понятия "арест", "задержанное лицо",
"заключенное лицо", "задержание", "заключение". Принципом 8
указанного документа предусмотрено, что к задержанным лицам
применяется режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц.
 В соответствии со статьей 11 действующего в настоящее время
Положения о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в
совершении преступления, утвержденного Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 13 июля 1976 г., лицам, задержанным по подозрению в
совершении преступления, предоставляются бесплатно по установленным
нормам питание, спальное место и другие виды материально-бытового
обеспечения, а в необходимых случаях - одежда и обувь по сезону.
Согласно статье 11 Положения о предварительном заключении под стражу
в Белорусской ССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета
Белорусской ССР от 9 апреля 1970 г., лицам, заключенным под стражу,
предоставляются бесплатно по установленным нормам питание,
индивидуальное спальное место и другие виды материально-бытового
обеспечения. В необходимых случаях им выдаются одежда и обувь
установленного образца.
 В этой связи Конституционный Суд считает, что пункт 15
Положения в части удержания стоимости содержания и питания с лиц,
задержанных по факту совершения ими административного
правонарушения, вина которых судом еще не установлена, не
согласуется с абзацем первым пункта 9.4 Перечня документов, по
которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на
основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные
действия (в редакции постановлений Совета Министров от 27 января
2000 г. № 86 и от 11 октября 2000 г. № 1557). В соответствии с
указанным постановлением такое удержание производится только в
отношении лиц, подвергнутых административному аресту. Таким образом,
является неправомерным удержание стоимости питания и содержания с
лиц, административно задержанных, в том числе тех, в отношении
которых применены другие меры административных взысканий (штраф,
исправительные работы и др.).
 4. Анализ норм Положения, регулирующих привлечение
административно задержанных и арестованных к труду и порядок его
оплаты, а также сложившаяся практика применения Положения в этой
части свидетельствуют о необходимости упорядочения правового
регулирования отношений в этой области.
 Так, в соответствии со статьей 306 КоАП лица, подвергнутые
административному аресту за правонарушения, перечисленные в
указанной статье, используются на физических работах. Согласно
пунктам 36 и 37 Положения привлечение административно арестованных к
труду осуществляется с их согласия администрацией спецучреждения
через местные исполнительные и распорядительные органы, которые
определяют перечень предприятий, организаций, где арестованные могут
быть трудоиспользованы по заявкам их руководителей. Оплата труда
лиц, используемых на работах с привлечением к физическому труду,
производится согласно договору, заключенному с хозяйственными
организациями, за фактически выполненный объем работы по нормам и
расценкам, действующим в соответствующих отраслях хозяйства, или по
повременным часовым тарифным ставкам в соответствии с
законодательством. Конституционный Суд отмечает, в частности, что в
Положении не урегулированы вопросы, связанные с использованием
административно арестованных на бесплатных работах, хотя на практике
это имеет место.
 5. Конституционный Суд обращает внимание, что в настоящее время
в соответствии со статьей 305 КоАП срок административного задержания
засчитывается только в срок административного ареста. В то же время
закон не исключает возможности применения к административно
задержанному лицу иных мер административного взыскания - например,
исправительных работ, штрафа. Более того, санкции отдельных статей
КоАП, допускающих согласно части третьей статьи 242 КоАП
административное задержание фактически на срок до рассмотрения дела
об административном правонарушении (в частности, статья 148 КоАП
"Торговля в неустановленных местах"), не предусматривают
административный арест в качестве меры административного взыскания
за совершенное правонарушение.
 Уголовным законодательством Республики Беларусь
предусматриваются правила зачета времени предварительного заключения
в срок наказания (статья 75 Уголовного кодекса).
 По мнению Конституционного Суда, подобные подходы могли бы
иметь место и при регулировании вопросов назначения административных
взысканий.
 6. Конституционный Суд обращает внимание на необходимость
использования более корректных названий учреждений, предназначенных
для содержания административно задержанных и административно
арестованных. Использование термина "спецприемник" Конституционный
Суд считает неприемлемым.
 На основании изложенного и руководствуясь статьей 40, частью
первой статьи 116, частью четвертой статьи 122 Конституции, статьями
1, 7, 11, 36, 38, 40, 40-1 Закона "О Конституционном Суде Республики
Беларусь", Конституционный Суд решил:
 1. Признать допустимым взимание с лиц, совершивших
административные правонарушения, к которым применена мера
административного взыскания в виде административного ареста, средств
на их содержание и питание.
 2. Отметить, что предусмотренное пунктом 15 Положения о
специальных приемниках при органах внутренних дел, утвержденного
приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 18
октября 1999 г. № 206, удержание стоимости содержания и питания как
с лиц, подвергнутых административному аресту, так и с лиц,
задержанных за совершение правонарушений, за которые судом может
быть применено взыскание в виде административного ареста, не
согласуется с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь
от 27 ноября 1995 г. № 646 (в редакции постановлений Совета
Министров Республики Беларусь от 27 января 2000 г. № 86 и от 11
октября 2000 г. № 1557), допускающим принудительное удержание
стоимости содержания и питания только с лиц, подвергнутых
административному аресту.
 Предложить Совету Министров Республики Беларусь в срок до 1
января 2002 г. устранить существующие противоречия между названными
актами Министерства внутренних дел и Правительства, а также
рассмотреть вопрос о переименовании спецучреждений (спецприемников)
при органах внутренних дел в целях использования более корректного
названия, отвечающего современному уровню правовой культуры и
правосознания.
 3. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь
принять меры по дальнейшему совершенствованию законодательного
регулирования отношений, связанных с административным задержанием,
режимом содержания лиц в специальных приемниках при органах
внутренних дел (изоляторах временного содержания). При этом не
исключается возможность при определении правового положения
указанных лиц использования подходов, закрепленных в
уголовно-исполнительном законодательстве.
 4. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
 5. Опубликовать настоящее решение в соответствии с действующим
законодательством.

Председательствующий - Председатель
Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А.ВАСИЛЕВИЧ