ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 12 июля 2004 г. № 843

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
НА 2004-2006 ГОДЫ

 Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу защиты
интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004-2006
годы.
 2. Установить, что финансирование Государственной программы
защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на
2004-2006 годы осуществляется в пределах средств, предусмотренных в
республиканском бюджете на функционирование соответствующих
республиканских органов государственного управления, а также с
привлечением иных источников в порядке, установленном
законодательством.
 3. Государственному комитету по науке и технологиям довести
Государственную программу защиты интеллектуальной собственности в
Республике Беларусь на 2004-2006 годы до заинтересованных,
обеспечить координацию работ и контроль за ходом выполнения заданий
указанной программы с ежегодным информированием Совета Министров
Республики Беларусь до 25 марта следующего за отчетным года.

Первый заместитель Премьер-министра
Республики Беларусь В.Семашко

 УТВЕРЖДЕНО
 Постановление Совета Министров
 Республики Беларусь
 12.07.2004 № 843

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь
на 2004-2006 годы

 ГЛАВА 1
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1. В Республике Беларусь сформирована действенная система
охраны интеллектуальной собственности. Тем не менее, вопросы защиты
интеллектуальной собственности от различного рода нарушений, включая
противодействие обороту контрафактной продукции, на современном
этапе приобретают особую актуальность и требуют принятия эффективных
мер в данном направлении.
 2. Действие Государственной программы защиты интеллектуальной
собственности в Республике Беларусь на 2004-2006 годы (далее -
Программа) направлено на защиту объектов интеллектуальной
собственности:
 2.1. результатов интеллектуальной деятельности:
 произведения науки, литературы и искусства;
 исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания;
 изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
 селекционные достижения;
 топологии интегральных микросхем;
 нераскрытая информация, в том числе секреты производства
(ноу-хау);
 2.2. средств индивидуализации участников гражданского оборота,
товаров, работ или услуг:
 фирменные наименования;
 товарные знаки и знаки обслуживания;
 географические указания;
 2.3. других результатов интеллектуальной деятельности и средств
индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или
услуг в случаях, предусмотренных законодательными актами.
 3. Цель Программы - обеспечение эффективной защиты
интеллектуальной собственности.
 4. Достижение указанной цели предполагается осуществить путем:
 совершенствования нормативной правовой базы в сфере
интеллектуальной собственности;
 принятия мер, направленных на противодействие нарушениям в
сфере интеллектуальной собственности, в том числе на защиту рынка
республики от контрафактной продукции;
 совершенствования охраны и управления интеллектуальной
собственностью, а также контроля за оборотом результатов
интеллектуальной деятельности.

 ГЛАВА 2
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ

 5. Совершенствование нормативной правовой базы является основой
защиты интеллектуальной собственности. Действующая система
законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности сформирована с учетом норм международных договоров,
участником которых является Республика Беларусь, и способна
обеспечить достаточный уровень охраны прав на объекты
интеллектуальной собственности.
 6. В указанной области требуют дальнейшего развития отдельные
направления нормативного правового регулирования, включая вопросы
коллективного управления имущественными правами авторов и иных
обладателей авторского права и смежных прав (далее - коллективное
управление), порядка выплаты вознаграждений авторам и иным
правообладателям, совершенствования условий правовой охраны
некоторых объектов авторского права и смежных прав и другие.
 7. В целях совершенствования функционирования системы
коллективного управления предполагается определить
организационно-правовой статус и основные функции организаций по
коллективному управлению; порядок их создания и наделения
полномочиями со стороны авторов и правообладателей; механизмы
распределения направлений деятельности между такими организациями;
функции контроля за деятельностью организаций по коллективному
управлению со стороны государственных органов, а также права и
обязанности субъектов системы коллективного управления. Это будет
способствовать повышению уровня охраны объектов авторского права и
смежных прав, гарантирует сбор и выплату вознаграждения авторам и
иным правообладателям в случаях, когда их имущественные права трудно
осуществить в индивидуальном порядке.
 8. Требуют дальнейшего развития вопросы регулирования отношений
в области охраны прав исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и
иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или
народного творчества). Данный вопрос актуализировался в связи со
вступлением в силу для Республики Беларусь Договора Всемирной
организации интеллектуальной собственности по исполнениям и
фонограммам от 20 декабря 1996 года, Международной конвенции об
охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных
организаций от 26 октября 1961 года. Представляется целесообразным
установить минимальные ставки вознаграждения исполнителям за
некоторые виды использования исполнений, а также определить порядок
выплаты вознаграждения. Это поможет исполнителям и пользователям при
заключении договоров конкретизировать условия, касающиеся размеров и
порядка выплаты вознаграждений; создаст правовые основы для
регулирования отношений между исполнителями и организацией по
коллективному управлению.
 9. Предполагается установить порядок выплаты через организацию
по коллективному управлению вознаграждения авторам (иным
правообладателям), а также исполнителям и производителям фонограмм
(их правопреемникам), изготовителям и импортерам оборудования
(аудио- и видеомагнитофонов и иного оборудования) и материальных
носителей (пленок, кассет, лазерных дисков, компакт-дисков и иных
материальных носителей), обычно используемых для воспроизведения
произведений в личных целей.
 10. В целях усиления правовой охраны компьютерных программ и
баз данных предполагается законодательно урегулировать вопросы
предоставления возможности авторам или иным правообладателям по
своему желанию официально зарегистрировать указанные объекты.

 ГЛАВА 3
 О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НАРУШЕНИЯМ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
 СОБСТВЕННОСТИ

 11. Защита рынка республики от контрафактной продукции в
настоящее время приобрела особую актуальность. В силу развития
технологий копирования экземпляры фонограмм, аудиовизуальных
произведений, компьютерных программ являются категорией объектов,
наиболее подверженных незаконному воспроизведению и распространению
на различных видах носителей.
 12. Для обеспечения контроля за производством и обращением
аудиовизуальной продукции необходимо использовать имеющийся в
республике потенциал системы государственного надзора за соблюдением
технических регламентов, стандартов и иных нормативных документов по
стандартизации.
 Для реализации данного направления Программы необходимо
провести анализ действующих международных, региональных и
национальных стандартов, на основе которых разработать
государственный стандарт, содержащий технические требования к аудио-
и видеопродукции, а также ее реализации.
 13. В целях эффективного решения вопросов, связанных с защитой
интеллектуальной собственности, требует нормативного правового
регулирования определение целей, задач, принципов и основных
направлений взаимодействия республиканских органов государственного
управления, правоохранительных органов в области охраны
интеллектуальной собственности.
 14. Для ведения эффективной работы по противодействию
нарушениям в сфере интеллектуальной собственности в республике
должен быть выработан действенный механизм формирования баз данных
по объектам авторского права и смежных прав, наиболее подверженным
незаконному воспроизведению. Требуют решения вопросы эффективности
использования созданных баз данных, в том числе вопросы, связанные с
получением правоохранительными органами достоверной информации об
объектах авторского права и смежных прав и их правообладателях.
 15. Ввиду специфики отношений в сфере интеллектуальной
собственности при осуществлении правоохранительными органами
деятельности по противодействию обороту контрафактной продукции и
иным нарушениям прав в указанной сфере необходимо выработать четкие
подходы по методике и тактике расследования уголовных дел, связанных
с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности.

 ГЛАВА 4
 О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОХРАНЫ И УПРАВЛЕНИЯ
 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 16. Одной из актуальных задач, связанных с вопросами защиты
интеллектуальной собственности, является обеспечение создания
многоуровневой системы управления интеллектуальной собственностью,
дальнейшего совершенствования системы ее охраны, включая создание
необходимой инфраструктуры, подготовку специалистов по управлению
интеллектуальной собственностью.
 17. Необходимо оптимизировать сроки рассмотрения Национальным
центром интеллектуальной собственности заявок на выдачу охранных
документов (патентов, свидетельств), которыми удостоверяются
исключительные права на ряд объектов промышленной собственности
(изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки,
знаки обслуживания и другие), поскольку до момента получения
охранного документа возможности защиты исключительных прав на такие
объекты ограничены.
 Для этого Программой предусматривается выполнение ряда
организационно-технических мероприятий, направленных на оптимизацию
деятельности Национального центра интеллектуальной собственности и
включающих упорядочение финансирования деятельности указанного
центра, увеличение численности его работников, укрепление
материально-технической базы, в том числе посредством внедрения
современных систем автоматизации, оснащения существующих и вновь
создаваемых рабочих мест, организацию повышения квалификации
работников указанного центра, прохождения ими необходимой
переподготовки, стажировок, другие мероприятия.
 18. Эффективность защиты интеллектуальной собственности в
значительной степени зависит от наличия в республике специалистов,
обладающих достаточной квалификацией для ее осуществления.
 При этом одной из наиболее актуальных является задача по
обеспечению повышения квалификации и переподготовки специалистов,
занимающихся вопросами охраны интеллектуальной собственности,
включая получение ими специального образования и прохождение
стажировок.
 Результатом реализации Программы по данному направлению должна
стать организация подготовки в области управления интеллектуальной
собственностью руководящих работников и специалистов республиканских
органов государственного управления, иных организаций.

 ГЛАВА 5
 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ
 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 19. Создание механизмов, способствующих развитию науки и
технологий, необходимых для социально-экономического развития
государства и обеспечения национальной безопасности, является
гарантией его технологической независимости.
 Развитие приоритетных направлений науки и технологий, создание
и внедрение в производство перспективных научно-технических
разработок - непременные условия обеспечения устойчивости и
конкурентоспособности экономики.
 20. В настоящее время необходимо сформировать эффективную
систему контроля со стороны государства за оборотом результатов
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых
по приоритетным для республики направлениям.
 21. Требуется усовершенствовать порядок формирования и
реализации государственных научно-технических программ для
обеспечения создания актуальных, конкурентоспособных объектов
интеллектуальной собственности. При формировании и реализации
указанных программ целесообразно установить обязательность
проведения патентных исследований в соответствии с государственным
стандартом Республики Беларусь "Патентные исследования. Содержание и
порядок проведения". Данные исследования необходимы для определения
технического уровня создаваемого объекта, оценки тенденций его
развития, патентной чистоты, конкурентоспособности и должны стать
обязательной основой для принятия решения о создании, производстве,
реализации, совершенствовании того или иного объекта техники.
 22. Для обеспечения эффективности осуществления контроля над
процессами создания и использования объектов интеллектуальной
собственности необходимо усовершенствовать действующую в данной
области статистическую отчетность.

 ГЛАВА 6
 РЕАЛИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

 23. Реализация Программы будет осуществляться путем выполнения
мероприятий Программы, финансируемых в пределах средств
республиканского бюджета, выделяемых на финансирование
государственных органов, ответственных за исполнение соответствующих
мероприятий. Для финансирования мероприятий Программы могут быть
использованы иные источники в порядке, установленном
законодательством.
 24. Обеспечение координации работ и контроля за ходом
выполнения мероприятий Программы с ежегодным информированием Совета
Министров Республики Беларусь возлагается на Государственный комитет
по науке и технологиям.
 25. В случае необходимости в Программу в установленном порядке
могут вноситься изменения, касающиеся наименований мероприятий
Программы, сроков и формы исполнения, а также исполнителей.

 Приложение
 к Государственной программе
 защиты интеллектуальной
 собственности в
 Республике Беларусь
 на 2004-2006 годы

 Мероприятия Государственной программы защиты интеллектуальной
 собственности в Республике Беларусь на 2004-2006 годы

----------------------------------T----------------T----------------
 ¦ Сроки ¦
 Наименование мероприятий ¦ исполнения, ¦ Исполнители
 ¦ годы ¦
----------------------------------+----------------+----------------

1. Разработка проекта Закона 2004 ГКНТ,
Республики Беларусь "О внесении Минкультуры,
изменений и дополнений в Закон МВД, другие
Республики Беларусь "Об авторском заинтересованные
праве и смежных правах"

2. Разработка проекта Указа 2004 ГКНТ, МВД,
Президента Республики Беларусь, другие
определяющего цели, задачи, заинтересованные
принципы и основные направления
взаимодействия республиканских
органов государственного
управления, правоохранительных
органов в области охраны
интеллектуальной собственности

3. Разработка проекта После принятия ГКНТ,
постановления Совета Министров Закона Минкультуры,
Республики Беларусь "О минимальных Республики Минфин
ставках вознаграждения Беларусь "О
исполнителям за некоторые виды внесении
использования исполнений" изменений и
 дополнений в
 Закон Республики
 Беларусь "Об
 авторском праве
 и смежных
 правах"

4. Разработка проекта 2005 ГКНТ,
постановления Совета Министров Минкультуры,
Республики Беларусь, Минфин, другие
устанавливающего порядок выплаты заинтересованные
вознаграждения изготовителями и
импортерами оборудования и
материальных носителей, обычно
используемых для воспроизведения
произведений в личных целей

5. Разработка государственного 2005 Госстандарт,
стандарта, содержащего технические ГКНТ
требования к аудио- и
видеопродукции, а также ее
реализации

6. Подготовка предложений по 2004 ГКНТ
совершенствованию охраны и
управления интеллектуальной
собственностью

7. Подготовка предложений по 2005 ГКНТ, другие
совершенствованию государственной заинтересованные
системы контроля за оборотом
результатов интеллектуальной
деятельности

8. Подготовка нормативного 2004 ГКНТ,
правового акта по обеспечению НАН Беларуси,
обязательного проведения патентных другие
исследований при формировании и заинтересованные
реализации государственных
научно-технических программ

9. Совершенствование 2004 ГКНТ, Минстат,
статистической отчетности в другие
области создания и использования заинтересованные
объектов интеллектуальной
собственности

10. Подготовка предложений по 2005 ГКНТ, МВД,
обеспечению формирования и другие
использования баз данных по заинтересованные
некоторым объектам авторского
права и смежных прав

11. Проведение 2005 ГКНТ
организационно-технических
мероприятий по оптимизации сроков
рассмотрения заявок на выдачу
охранных документов на объекты
промышленной собственности

12. Разработка методики и тактики 2006 МВД,
расследования уголовных дел, Прокуратура,
связанных с нарушением прав на ГКНТ
объекты интеллектуальной
собственности

13. Организация подготовки 2005-2006 Минобразование,
специалистов в области управления ГКНТ
интеллектуальной собственностью,
подготовка и выпуск
соответствующих учебников и
учебных пособий

14. Организация обучения и Ежегодно ГКНТ,
стажировок в патентных ведомствах республиканские
и организациях, работающих в органы
области интеллектуальной государственного
собственности, специалистов управления,
республиканских органов другие
государственного управления, заинтересованные
Национального центра
интеллектуальной собственности и
других организаций