ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 28 сентября 1992 г. № 179

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 ___________________________________________________________
 Утратил силу постановлением Министерства здравоохранения
 Республики Беларусь от 7 декабря 2007 г. № 147
 (зарегистрировано в Национальном реестре - № 8/17783 от
 26.12.2007 г.) <W20717783> _

 [Изменения и дополнения:
 Приказ Министерства здравоохранения от 7 октября 1996 г.
 N 190 (зарегистрирован в Национальном реестре - N 8/6737
 от 20.08.2001 г.) <W60106737>].

 В целях улучшения организационной работы аптечных учреждений
республики по оказанию лекарственной помощи населению и
лечебно-профилактическим учреждениям в условиях суверенитета
 1. Утверждаю:
 1.1. Типовое положение о хозрасчетной аптеке (общего типа,
больничной хозрасчетной, межбольничной) (приложение 1).
 1.2. Типовое положение о центральной районной аптеке
(приложение 2).
 1.3. Типовое положение об аптечном магазине (приложение 3).
 1.4. Утратил силу.
 ___________________________________________________________
 Пункт 1.4. утратил силу приказом Министерства
 здравоохранения от 7 октября 1996 г. N 190 (зарегистрирован
 в Национальном реестре - N 8/6737 от 20.08.2001 г.)

 1.4. Типовое положение об аптечном складе (базе)
 (приложение 4).
 ___________________________________________________________

 1.5. Типовое положение о контрольно-аналитической лаборатории
(приложение 5).
 2. Приказываю:
 2.1. Генеральным директорам республиканского и областных
объединений "Фармация" организовать работу подведомственных аптечных
учреждений республики в соответствии с положениями, утвержденными
настоящим приказом.
 2.2. Настоящие положения довести до сведения руководителей
аптечных складов, аптек и контрольно-аналитических лабораторий.
 2.3. Размножить приказ в необходимом количестве.
 2.4. Считать утратившими силу на территории Республики Беларусь
приказы Минздрава СССР от 5 июня 1986 г. № 784 "Об утверждении
Типового положения об аптечном складе (базе) аптечного управления",
от 18 августа 1972 г. № 689 "Об утверждении Положения об аптечных
учреждениях и фармацевтических должностях" (приложение 1, 2), от 30
декабря 1976 г. № 1255 "Об утверждении номенклатуры должностей
фармацевтических работников и положения об отдельных учреждениях и
должностях работников аптечных учреждений" (приложение 2), Положение
об аптечном магазине, утвержденное Минздравом СССР от 4 декабря 1953
г., Положение о контрольно-аналитической лаборатории, утвержденное
Минздравом СССР от 24 января 1979 г. № 84.

Заместитель Министра В.С.КАЗАКОВ

 Приложение 1

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о хозрасчетной аптеке (общего типа, больничной
 хозрасчетной или межбольничной)

 1. Общие положения

 1.1. Аптека является учреждением здравоохранения.
 1.2. Аптека не является юридическим лицом, находится на балансе
вышестоящей организации в порядке подчиненности, является ее
структурной единицей и осуществляет свою торговую и хозяйственную
деятельность на принципах хозрасчета.
 1.3. Аптека имеет штамп, печать с обозначением своего
наименования.
 1.4. Группа аптеки устанавливается вышестоящей организацией в
соответствии с действующим порядком отнесения аптечных учреждений к
группам по оплате труда, исходя из объема товарооборота и рецептуры.
Штат аптеки утверждается вышестоящей организацией.
 1.5. В аптеке вводится коллективная форма материальной
ответственности.
 Аптека первой группы может иметь два отдела
(рецептурно-производственный с запасами и отдел готовых
лекарственных форм).
 В аптеке с товарооборотом, превышающим товарооборот первой
группы в два и более раза, могут быть организованы дополнительные
отделы по согласованию с производственным объединением "Фармация".
 В аптеке второй-пятой группы самостоятельные отделы не
создаются.
 1.6. С целью приближения лекарственной помощи к населению
аптека может организовать при лечебно-профилактических учреждениях
аптечные пункты I-II категории по отпуску лекарственных средств или
аптечные киоски при других учреждениях здравоохранения и в местах
постоянного массового нахождения населения.
 1.7. Аптека I-II группы может быть базой для проведения
производственной практики учащихся фармацевтических училищ,
студентов фармацевтических институтов (факультетов) и слушателей
факультетов усовершенствования провизоров.
 1.8. На хозрасчетную аптеку общего типа могут быть возложены
функции Центральной районной аптеки.

 2. Задачи аптеки

 2.1. Основной задачей аптеки является обеспечение населения,
учреждений здравоохранения и других учреждений, предприятий и
организаций лекарственными средствами, разрешенными к медицинскому
применению в странах СНГ, изделиями медицинского назначения и
другими предметами аптечного ассортимента.
 2.2. В соответствии с основной задачей на аптеку возлагается:
 2.2.1. приготовление, контроль и отпуск лекарственных средств
населению и лечебно-профилактическим учреждениям по оформленным в
соответствии с установленными правилами рецептам и требованиям;
 2.2.2. реализация населению готовых лекарственных средств,
разрешенных к медицинскому применению на территории стран СНГ и
подлежащих отпуску по рецептам и без рецептов врача, а также изделий
медицинского назначения и других предметов аптечного ассортимента;
 2.2.3. обеспечение прикрепленных на медобеспечение
лечебно-профилактических и других учреждений, предприятий и
организаций по оформленным в соответствии с установленными правилами
требованиям лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения. Прикрепление к аптеке конкретных учреждений, предприятий
и организаций осуществляется вышестоящей организацией в порядке
подчиненности;
 2.2.4. организация заготовки лекарственного растительного
сырья;
 2.2.5. распространение среди населения санитарно-гигиенических
знаний и проведение санпросветработы;
 2.2.6. информация медицинских работников об имеющихся в аптеке
и временно отсутствующих лекарственных средствах, поступлении новых
лекарственных препаратов и способах их применения.

 3. Условия и порядок организации аптеки

 3.1. Аптека организуется производственным объединением
"Фармация" в соответствии с планом развития аптечной сети региона и
действующими нормативами в Республике Беларусь.
 3.2. Аптека в своей деятельности руководствуется действующим
законодательством, распоряжениями и указаниями вышестоящих
организаций, настоящим Положением, соблюдает законность и
государственную дисциплину.
 3.3. Аптека должна быть расположена в помещении,
соответствующем требованиям, предъявляемым к аптечным учреждениям и
обеспечивающим полную сохранность товарно-материальных ценностей и
денежных средств, строго выполнять требования
санитарно-гигиенического режима, фармацевтического порядка.
 3.4. Аптека должна иметь вывеску с указанием подчиненности,
режима работы, который устанавливается вышестоящей организацией,
сведений о месте нахождения ближайших аптек.
 3.5. Для выполнения возложенных на нее задач аптека должна быть
обеспечена:
 3.5.1. оборудованием и инвентарем по действующим нормам
технического и хозяйственного оснащения хозрасчетных аптек;
 3.5.2. лекарственными средствами, изделиями медицинского
назначения и другими предметами аптечного ассортимента;
 3.5.3. реактивами, необходимыми для контроля качества
лекарственных средств;
 3.5.4. справочно-информационной литературой, нормативными
документами, регламентирующими фармацевтическую деятельность,
правилами внутреннего трудового распорядка;
 3.5.5. средствами противопожарной безопасности согласно
указаниям службы пожарного надзора.
 Аптека должна принимать меры по оказанию в неотложных случаях
первой помощи населению.
 3.6. Лекарственные средства, в том числе ядовитые и
наркотические, изделия медицинского назначения и другие
предметы аптечного ассортимента должны храниться в аптеке в
соответствии с установленными правилами, гарантирующими их качество
и сохранность.
 3.7. Закрытие аптеки для проведения инвентаризации
товарно-материальных ценностей, ремонта и т.д. производится по
согласованию с вышестоящей организацией, для проведения санитарных
дней - дополнительно по согласованию или предписанию органов
государственного санитарного надзора.
 3.8. Допуск посторонних лиц в производственные и подсобные
помещения аптеки воспрещается. Лица, имеющие на это право,
допускаются по предъявлению соответствующего документа.

 4. Управление аптекой

 4.1. Аптеку возглавляет заведующий-провизор. Аптеку первой
группы и превышающей показатели первой группы в два и более раз -
провизор, имеющий квалификационную категорию.
 4.2. Заведующий аптекой, его заместитель назначаются и
освобождаются от занимаемой должности в установленном порядке
вышестоящей организацией.
 4.3. Деятельность заведующего аптекой определяется положением,
утвержденным нормативными документами, заместитель заведующего
выполняет работу по вопросам, отнесенным к его ведению.
 4.4. Заведующий отделом аптеки организует производственную
работу отдела и несет ответственность за выполнение задач отдела.
Заведующие отделами, не являющиеся заместителями заведующего
аптекой, назначаются и увольняются руководителем аптеки. Права и
обязанности заведующих отделами определяются
функционально-должностными инструкциями, утвержденными заведующим
аптекой по согласованию с профкомом.

 5. Планирование, учет, отчетность, контроль
 за деятельностью аптеки

 5.1. Основой производственной и финансово-хозяйственной
деятельности аптеки является план экономического и социального
развития аптечного коллектива.
 5.2. План экономического и социального развития аптеки
разрабатывается ее коллективом, корректируется и утверждается
вышестоящей организацией на год с разбивкой по кварталам и месяцам.
 5.3. Учет и отчетность аптека ведет по типовым формам в
соответствии с действующими нормативными документами.
 5.4. Контроль за деятельностью аптеки, проведение ревизий
осуществляются вышестоящей организацией и другими уполномоченными на
это органами.

 6. Ликвидация и реорганизация аптеки

 6.1. Прекращение деятельности аптеки осуществляется в связи с
ее реорганизацией или ликвидацией.
 6.2. Реорганизация или ликвидация аптеки производится только по
решению вышестоящей организации в установленном порядке на
основаниях, предусмотренных законодательными актами Республики
Беларусь.

 Приложение 2

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о центральной районной аптеке*

______________________________
 *Городского или сельского административного района, города
областного подчинения.

 1. Общие положения

 1.1. Центральная районная аптека (ЦРА) является учреждением
здравоохранения по лекарственному обслуживанию населения и
лечебно-профилактических учреждений в сельском или городском
административном районе и центром организационно-методического и
административного руководства всеми аптечными учреждениями района,
ответственным за организацию, поставку и качество лекарственного
обслуживания населения района.
 1.2. Центральная районная аптека осуществляет свою деятельность
в соответствии с Законом Республики Беларусь "О предприятиях в
Республике Беларусь", является юридическим лицом, находится на
самостоятельном балансе, осуществляет свою торговую и хозяйственную
деятельность на принципах хозрасчета.
 1.3. Центральная районная аптека при открытии наделяется
вышестоящей организацией основными и оборотными средствами.
 1.4. Центральная районная аптека объединяет в качестве
производственных структурных единиц: хозрасчетные аптеки,
хозрасчетные больничные и межбольничные аптеки, аптеки готовых
лекарств, аптечные магазины.
 1.5. Номенклатура административно-управленческого персонала ЦРА
в зависимости от объема работы утверждается вышестоящей
организацией.
 1.6. Центральная районная аптека имеет печать, штамп с
обозначением своего наименования.
 1.7. Центральная районная аптека не отвечает по обязательствам
вышестоящей организации.
 1.8. Центральная районная аптека по согласованию с вышестоящей
организацией может создавать в своем составе, а также осуществлять
реорганизацию или ликвидировать существующие аптечные учреждения в
установленном законом порядке.

 2. Задачи центральной районной аптеки

 Наряду с выполнением задач, возложенных на хозрасчетную аптеку,
центральная районная аптека обеспечивает:
 2.1. административное и организационно-методическое руководство
деятельностью всех аптечных учреждений района;
 2.2. организацию полного бесперебойного обеспечения населения и
лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и другими предметами аптечного
ассортимента в районе;
 2.3. снабжение подведомственных аптек полностью или по
ограниченной номенклатуре лекарственных средств (ядовитые
лекарственные средства, спирт, концентрированные растворы и т.д.);
 2.4. в случае необходимости производит перераспределение
лекарственных средств и изделий медицинского назначения между
аптеками района в установленном порядке;
 2.5. проведение информационной работы для аптечных и
медицинских работников по вопросам поступления лекарственных средств
и внедрения новых лекарственных препаратов;
 2.6. организацию заготовки дикорастущего лекарственного
растительного сырья;
 2.7. осуществление мероприятий по расширению аптечной сети
района в пределах установленных планов и нормативов, укрепление
материально-технической базы аптечных учреждений;
 2.8. контроль за выполнением требований нормативных документов,
регламентирующих фармацевтическую деятельность в подведомственной
сети. Разработку мероприятий по устранению выявленных проверками
недостатков и контроль за их выполнением;
 2.9. контроль за качеством лекарств в аптечных учреждениях
района и проведение в необходимых случаях анализов лекарственных
средств на местах или изъятие их для анализа в установленном
порядке;
 2.10. контроль за выполнением плана экономического и
социального развития аптечной сети района;
 2.11. перевод подведомственных аптек в соответствующую группу
по оплате труда руководящих работников в связи с изменением объема
реализации лекарственных средств и рецептуры;
 2.12. утверждение премий руководящим аптечным работникам
подведомственной сети в соответствии с действующим положением и
своего коллектива;
 2.13. проведение комплекса мероприятий по обеспечению
сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств в
подведомственных аптечных учреждениях;
 2.14. проведение фармацевтических обследований, контрольных
проверок, комплексных ревизий и внезапных инвентаризаций
товарно-материальных ценностей и денежных средств в подведомственных
учреждениях района;
 2.15. составление установленной бухгалтерской и статистической
отчетности;
 2.16. проведение работы по подбору, расстановке и повышению
профессиональных знаний аптечных работников в подведомственной сети;
 2.17. организацию своевременного рассмотрения жалоб, заявлений
трудящихся, проведение мероприятий, направленных на их устранение;
 2.18. проведение совещаний с руководителями подведомственных
аптечных учреждений по всем вопросам финансово-хозяйственной и
фармацевтической деятельности.

 3. Условия и порядок организации центральной
 районной аптеки

 3.1. Центральная районная аптека организуется ОПО (БелРПО)
"Фармация" в административном районе, имеющем не менее трех аптек,
на базе одной из аптек. По объему работы ЦРА должна быть не ниже III
группы, в исключительных случаях - IV, укомплектована
фармацевтическими кадрами и имеющая удовлетворительную
материально-техническую базу.
 3.2. Центральная районная аптека в своей деятельности
руководствуется Законом Республики Беларусь "О предприятиях
Республики Беларусь", другими законодательными актами Республики
Беларусь, распоряжениями и указаниями вышестоящих организаций,
настоящим Положением, соблюдает законность и государственную
дисциплину, обеспечивает строгое соблюдение прав подведомственных
аптечных учреждений и осуществляет контроль за выполнением
возложенных на них задач, функций и обязанностей.
 3.3. Центральная районная аптека должна быть производственной,
обеспечивать лекарственными средствами население и
лечебно-профилактические учреждения. Функции ЦРА не могут быть
возложены на больничную хозрасчетную или межбольничную аптеку.

 4. Управление центральной районной аптекой

 4.1. Центральную районную аптеку возглавляет
заведующий-провизор, без материальной ответственности, имеющий
квалификационную категорию.
 4.2. Заведующий аптекой, его заместители назначаются и
освобождаются от занимаемой должности в установленном порядке
вышестоящей организацией.
 4.3. Деятельность заведующего центральной районной аптекой
определяется настоящим Положением, утвержденными нормативными
документами; заместитель заведующего выполняет работу по вопросам,
отнесенным к его ведению.

 5. Планирование, учет, отчетность, контроль
 за деятельностью центральной районной аптеки

 5.1. Основой производственной и хозяйственно-финансовой
деятельности центральной районной аптеки является план
экономического и социального развития аптечного коллектива (аптечной
сети района).
 5.2. План экономического и социального развития центральной
районной аптеки разрабатывается ее коллективом, корректируется и
утверждается вышестоящей организацией на год с разбивкой по
кварталам и месяцам.
 5.3. Учет и отчетность центральная районная аптека ведет по
типовым формам для хозрасчетных аптек в соответствии с действующими
нормативными документами.
 5.4. Контроль за деятельностью центральной районной аптеки
осуществляется вышестоящей организацией и другими уполномоченными на
это органами.

 6. Ликвидация или реорганизация
 центральной районной аптеки

 6.1. Прекращение деятельности центральной районной аптеки
осуществляется путем ее реорганизации или ликвидации.
 6.2. Реорганизация или ликвидация центральной районной аптеки
производится в установленном законом порядке.

 Приложение 3

 ТИПОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 об аптечном магазине

 1. Общие положения

 1.1. Аптечный магазин является учреждением здравоохранения.
 1.2. Аптечный магазин открывается и является структурной
единицей центральной районной аптеки, осуществляет торговую и
хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета.
 1.3. Аптечный магазин имеет штамп и печать с обозначением
своего наименования.
 1.4. Аптечный магазин по своему характеру и объему работы может
быть смешанным и специализированным.
 1.5. Группа аптечного магазина устанавливается центральной
районной аптекой в соответствии с действующим порядком отнесения
аптечных учреждений к группам по оплате труда. Штат аптечного
магазина утверждается центральной районной аптекой.
 1.6. В аптечном магазине вводится коллективная форма
материальной ответственности.

 2. Задачи аптечного магазина

 2.1. Основной задачей аптечного магазина является обеспечение
населения разрешенными к применению на территории стран СНГ
лекарственными средствами, подлежащими отпуску без рецептов врача,
изделиями медицинского назначения и другими предметами аптечного
ассортимента.
 2.2. В соответствии с основной задачей на аптечный магазин
возлагается:
 2.2.1. реализация населению готовых лекарственных средств,
подлежащих отпуску без рецептов врача, а также изделий медицинского
назначения и других предметом аптечного ассортимента;
 2.2.2. распространение среди населения санитарно-гигиенических
знаний и проведение санпросветработы.

 3. Условия и порядок организации аптечного магазина

 3.1. Аптечный магазин организуется в соответствии с приказом
центральной районной аптеки.
 3.2. Аптечный магазин в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством, распоряжениями и указаниями
вышестоящих организаций и центральной районной аптеки, настоящим
Положением, соблюдает законность и государственную дисциплину.
 3.3. Аптечный магазин должен быть расположен в помещении,
соответствующем требованиям, предъявляемым к аптечным учреждениям и
обеспечивающим полную сохранность товарно-материальных ценностей и
денежных средств, строго выполнять требования
санитарно-гигиенического режима, фармацевтического порядка, а также
обеспечивать высокое качество и культуру лекарственного обслуживания
населения.
 3.4. Аптечный магазин должен иметь вывеску с указанием
подчиненности, режима работы, который устанавливается центральной
районной аптекой, и сведений о месте нахождения ближайших аптек.
 3.5. Для выполнения возложенных на него задач, аптечный магазин
должен быть обеспечен:
 3.5.1. оборудованием и инвентарем по действующим нормам
технического и хозяйственного оснащения хозрасчетных аптек;
 3.5.2. лекарственными средствами, изделиями медицинского
назначения и другими предметами аптечного ассортимента;
 3.5.3. справочно-информационной литературой, нормативными
документами, регламентирующими фармацевтическую деятельность,
правилами внутреннего трудового распорядка;
 3.5.4. средствами противопожарной безопасности согласно
указаниям службы пожарного надзора.
 3.6. Лекарственные средства, изделия медицинского назначения и
другие предметы аптечного ассортимента должны храниться в
соответствии с установленными правилами, гарантирующими их качество
и сохранность.
 3.7. Закрытие аптечного магазина для проведения инвентаризации
товарно-материальных ценностей, ремонта производится по согласованию
с вышестоящей организацией, для проведения санитарных дней - по
согласованию с органами госсаннадзора.
 3.8. Допуск посторонних лиц в производственные и подсобные
помещения аптечного магазина воспрещается. Лица, имеющие на это
право, допускаются по предъявлению соответствующего документа.

 4. Управление аптечным магазином

 4.1. Аптечный магазин возглавляет фармацевт.
 4.2. Заведующий аптечным магазином, его заместитель
назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном
порядке центральной районной аптекой.
 4.3. Деятельность заведующего аптечным магазином определяется
положением, утвержденным нормативными документами; заместитель
заведующего выполняет работу по вопросам, отнесенным к его ведению.

 5. Учет, отчетность, контроль
 за деятельностью аптечного магазина

 5.1. Основой производственной, хозяйственно-финансовой
деятельности аптечного магазина является план экономического и
социального развития его коллектива, утвержденный центральной
районной аптекой с разбивкой по кварталам и на год.
 5.2. Учет и отчетность аптечный магазин ведет по типовым формам
в соответствии с действующими нормативными документами.
 5.3. Контроль за деятельностью аптечного магазина, его ревизии
осуществляются центральной районной аптекой и другими
уполномоченными на то органами.

 6. Ликвидация и реорганизация аптечного магазина

 6.1. Прекращение деятельности аптечного магазина осуществляется
в связи с его реорганизацией или ликвидацией.
 6.2. Реорганизация или ликвидация производится по решению
вышестоящей организации в установленном порядке на основаниях,
предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
 ___________________________________________________________
 Приложение 4 утратило силу приказом Министерства
 здравоохранения от 7 октября 1996 г. N 190 (зарегистрирован
 в Национальном реестре - N 8/6737 от 20.08.2001 г.)

 Приложение 4

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 об аптечном складе (базе)

 1. Общие положения

 1.1. Аптечный склад (база) является учреждением
 здравоохранения.
 1.2. Аптечный склад (база) является юридическим лицом,
 наделяется основными и оборотными средствами, имеет
 самостоятельный баланс и счета в учреждениях банков,
 осуществляет свою хозяйственно-финансовую деятельность на
 условиях хозяйственного расчета.
 1.3. Аптечный склад (база) имеет печать с обозначением
 своего наименования и другие реквизиты.
 1.4. Группа аптечного склада (базы) устанавливается
 вышестоящей организацией в соответствии с действующим
 порядком отнесения аптечных учреждений к группам по оплате
 труда. Штат и структура аптечного склада (базы)
 устанавливаются индивидуально в соответствии с действующим
 законодательством. В отделах аптечного склада вводится
 коллективная форма материальной ответственности.

 2. Задачи аптечного склада (базы)

 2.1. Основной задачей аптечного склада (базы) является
 закупка от поставщиков лекарственных средств, изделий
 медицинского назначения и других товаров аптечного
 ассортимента, их прием и хранение, а также обеспечение ими
 аптечных, лечебно-профилактических и других учреждений и
 организаций, прикрепленных к складу на снабжение.
 2.2. В соответствии с основной задачей аптечный склад
 (база) обеспечивает:
 2.2.1. закупку и прием лекарственных средств, изделий
 медицинского назначения и других товаров от поставщиков по
 качеству, количеству и стоимости в соответствии с
 действующим законодательством;
 2.2.2. сохранность и качество лекарственных средств,
 изделий медицинского назначения и других товаров аптечного
 ассортимента с учетом их физико-химических свойств и
 требований нормативных документов;
 2.2.3. прием заказов от аптечных,
 лечебно-профилактических, других учреждений здравоохранения
 и потребителей, подработку и расфасовку, комплектование и
 своевременную доставку лекарственных средств и медицинских
 изделий в аптечную сеть и другим потребителям;
 2.2.4. осуществление контроля за сроками годности при
 приемке, хранении и отгрузке лекарственных средств и
 изделий медицинского назначения, за своевременной их
 реализацией с учетом сроков годности, а также соблюдением
 дисциплины цен при их формировании и расчетах с
 поставщиками и потребителями;
 2.2.5. заключение договоров с поставщиками и
 покупателями на поставку товаров;
 2.2.6. соблюдение требований охраны труда и техники
 безопасности;
 2.2.7. определение годовых и перспективных планов
 потребности в лекарственных средствах и изделиях
 медицинского назначения;
 2.2.8. ведение претензионной и исковой работы, взыскание
 штрафных санкций с поставщиков в случаях нарушений
 договорных обязательств; несет ответственность за ценности,
 принятые на ответственное хранение;
 2.2.9. составление и представление установленной
 бухгалтерской и статистического отчетности;
 2.2.10. проведение мероприятий по укреплению
 материально-технической базы;
 2.2.11. подбор, расстановку и повышение профессиональных
 знаний работников аптечного склада (базы).

 3. Условия и порядок организации
 аптечного склада (базы)

 3.1. Аптечный склад (база) организуется в соответствии с
 приказом вышестоящей организации.
 3.2. В своей деятельности аптечный склад (база)
 руководствуется Законом Республики Беларусь "О предприятии
 Республики Беларусь", другими законами, приказами и
 решениями Минздрава Республики Беларусь, вышестоящей
 организации, другими нормативными документами, настоящим
 Положением, соблюдает законность и государственную
 дисциплину.
 3.3. Вышестоящая организация не отвечает по
 обязательствам аптечного склада (базы). Аптечный склад
 (база) не отвечает по обязательствам вышестоящей
 организации.
 3.4. Аптечный склад (база) должен быть расположен в
 помещениях, соответствующих объему работы и обеспечивающих
 полную сохранность товарно-материальных ценностей, строго
 выполнять установленные требования санитарного режима и
 фармацевтического порядка.
 3.5. Аптечный склад (база) должен иметь вывеску с
 указанием подчиненности, режима работы, который
 устанавливается вышестоящей организацией.
 3.6. Для выполнения возложенных на него задач аптечный
 склад (база) должен быть обеспечен:
 3.6.1. необходимым оборудованием, инвентарем,
 автомобильным транспортом, средствами механизации
 погрузочно-разгрузочных и других трудоемких работ,
 пожаротушения, средствами по обеспечению охраны труда и
 техники безопасности;
 3.6.2. справочно-информационной литературой,
 нормативными документами, регламентирующими
 фармацевтическую деятельность, правилами внутреннего
 трудового распорядка.
 3.7. Закрытие аптечного склада (базы) для проведения
 инвентаризации товарно-материальных ценностей производится
 по согласованию с вышестоящей организацией.
 3.8. Допуск посторонних лиц в производственные и
 подсобные помещения аптечного склада (базы) воспрещается.
 Лица, имеющие на это право, допускаются по предъявлению
 соответствующего документа, с разрешения руководителя
 аптечного склада (базы). На складе должна быть налажена
 надлежаще организованная пропускная система.

 4. Управление аптечным складом (базой)

 4.1. Аптечный склад (базу) возглавляет
 заведующий-провизор.
 4.2. Заведующий аптечным складом (базой), его
 заместитель назначаются и освобождаются от занимаемой
 должности в установленном порядке вышестоящей организацией.
 4.3. Деятельность заведующего аптечным складом (базой)
 определяется положением, утвержденным нормативными
 документами. Заместитель заведующего выполняет работу по
 вопросам, отнесенным к его ведению.

 5. Планирование, учет, отчетность, контроль
 за деятельностью аптечного склада (базы)

 5.1. Основной производственной и финансово-хозяйственной
 деятельности аптечного склада (базы) является план
 экономического и социального развития коллектива.
 5.2. План экономического и социального развития
 аптечного склада (базы) разрабатывается его коллективом,
 корректируется и утверждается вышестоящей организацией на
 год с разбивкой по кварталам и месяцам.
 5.3. Учет и отчетность аптечный склад (база) ведет по
 типовым формам в соответствии с действующими нормативными
 документами.
 5.4. Контроль за деятельностью аптечного склада (базы)
 осуществляется вышестоящей организацией и другими
 уполномоченными на это органами.

 6. Ликвидация или реорганизация аптечного склада (базы)

 6.1. Прекращение деятельности аптечного склада (базы)
 осуществляется с его реорганизацией или ликвидацией.
 6.2. Реорганизация или ликвидация аптечного склада
 (базы) производится по решению вышестоящей организации в
 установленном порядке на основаниях, предусмотренных
 законодательством Республики Беларусь.
 ___________________________________________________________

 Приложение 5

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 о контрольно-аналитической лаборатории

 1. Общие положения

 1.1. Контрольно-аналитическая лаборатория является аптечным
учреждением.
 1.2. Контрольно-аналитическая лаборатория не является
юридическим лицом, находится на балансе вышестоящей организации и
является ее структурной единицей.
 1.3. Контрольно-аналитическая лаборатория имеет штамп, печать с
обозначением своего наименования.
 1.4. Группа контрольно-аналитической лаборатории
устанавливается вышестоящей организацией в соответствии с
действующим порядком отнесения аптечных учреждений к группам по
оплате труда, исходя из объема выполняемых работ. Штат лаборатории
утверждается вышестоящей организацией.

 2. Задачи контрольно-аналитической лаборатории

 2.1. Основной задачей контрольно-аналитической лаборатории
является контроль качества лекарственных средств, изготовляемых в
аптеке и поступающих от предприятий на аптечные склады (базы), а
также организационно-методическое руководство
контрольно-аналитической службой аптечных учреждений.
 2.2. В соответствии с основной задачей на
контрольно-аналитическую лабораторию возлагается:
 2.2.1. контроль качества лекарственных средств, изготовляемых в
аптеке и поступающих на аптечные склады (базы) от промышленных,
малых, совместных и других предприятий, ассоциаций;
 2.2.2. обеспечение реактивами и титрованными растворами
аптечных учреждений, контроль за их рациональным использованием и
хранением, возврат в Госфонд отходов драгоценных металлов;
 2.2.3. организация работы по переконтролю лекарственных средств
по истечении срока годности и продление их сроков годности;
 2.2.4. участие в целевых и комплексных проверках аптечных
учреждений и разработке мероприятий по улучшению фармацевтического
порядка, санитарного режима, внутриаптечного контроля;
 2.2.5. методическое руководство по вопросам качества
лекарственных средств, организаций внутриаптечного контроля,
технологии лекарств;
 2.2.7. подготовка предложений по пересмотру нормативных
документов (приказов, инструкций и т.д.) по вопросам, касающимся
деятельности контрольно-аналитической лаборатории и контроля
качества лекарств;
 2.2.8. проведение научно-исследовательской работы по
определению сроков хранения лекарственных средств, изготовляемых в
аптеке, разработке методик анализа многокомпанентных лекарственных
форм.

 3. Условия и порядок организации
 контрольно-аналитической лаборатории

 3.1. Контрольно-аналитическая лаборатория организуется в
соответствии с приказом вышестоящей организации.
 3.2. В своей деятельности контрольно-аналитическая лаборатория
руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь,
распоряжениями и указаниями вышестоящей организации, настоящим
Положением, соблюдет законность и государственную дисциплину.
 3.3. Контрольно-аналитическая лаборатория должна быть
расположена в помещении, обеспечивающем осуществление возложенных на
нее задач и безопасные условия труда.
 3.4. Контрольно-аналитическая лаборатория должна иметь вывеску
с указанием подчиненности, режима работы, который устанавливается
вышестоящей организацией.
 3.5. Для выполнения возложенных на нее задач
контрольно-аналитическая лаборатория должна быть обеспечена:
 3.5.1. необходимыми приборами, оборудованием, реактивами,
лабораторной посудой в соответствии с действующими примерными
нормами;
 3.5.2. нормативно-технической документацией и другими
нормативными документами, регламентирующими фармацевтическую
деятельность аптечных учреждений, справочно-информационной
литературой, правилами внутреннего трудового распорядка;
 3.5.3. средствами противопожарной безопасности согласно
указаниям службы пожарного надзора, техники безопасности.

 4. Управление контрольно-аналитической лабораторией

 4.1. Контрольно-аналитическую лабораторию возглавляет
заведующий-провизор.
 4.2. Заведующий контрольно-аналитической лабораторией и его
заместитель назначаются и освобождаются от занимаемой должности в
установленном порядке вышестоящей организацией.
 4.3. Деятельность заведующего контрольно-аналитической
лабораторией определяется положением, утвержденным нормативными
документами. Заместитель заведующего выполняет работу по вопросам,
отнесенным к его ведению.

 5. Учет, отчетность, контроль за деятельностью
 контрольно-аналитической лаборатории

 5.1. Учет и отчетность контрольно-аналитическая лаборатория
ведет по типовым формам в соответствии с действующими нормативными
документами.
 5.2. Контроль за деятельностью контрольно-аналитической
лаборатории осуществляется вышестоящей организацией и другими,
уполномоченными на это лицами.

 6. Ликвидация или реорганизация
 контрольно-аналитической лаборатории

 6.1. Прекращение деятельности контрольно-аналитической
лаборатории осуществляется в связи с ее реорганизацией или
ликвидацией.
 6.2. Реорганизация или ликвидация контрольно-аналитической
лаборатории производится по решению вышестоящей организации в
установленном порядке на основании предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь.
 ___________________________________________________________