О соответствии Конституции Республики Беларусь
 статьи 5 Кодекса об административных правонарушениях

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 от 24 октября 1994 г. № З-5/94

===

 Конституционный Суд Республики Беларусь в составе
председательствующего - заместителя Председателя Конституционного
Суда Тихини В.Г., судей Василевича Г.А., Кеник К.И., Пастухова М.И.,
Середы Н.М., Тишкевича С.И., Фадеева В.А., Филипчик Р.И. при участии
в качестве стороны - Верховного Совета Республики Беларусь, интересы
которой представлял заведующий юридическим отделом Секретариата
Верховного Совета Республики Беларусь Борисенко В.А., экспертов:
доктора юридических наук, профессора Головко А.А., кандидата
юридических наук, доцента Кучинского В.А., специалиста - кандидата
юридических наук, доцента Сухарковой А.И. рассмотрел в открытом
заседании дело "О соответствии Конституции Республики Беларусь
статьи 5 Кодекса об административных правонарушениях".
 Производство по делу возбуждено 23 августа 1994 года по
усмотрению Конституционного Суда на основании части второй
статьи 127 Конституции, части второй статьи 5 Закона "О
Конституционном Суде Республики Беларусь". Проверке подлежали нормы
статьи 5 Кодекса об административных правонарушениях (СЗ БССР, 1984,
N 35, ст.505; Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992,
N 33, ст.526; 1994, N 13, ст.181).
 Согласно части первой статьи 5 Кодекса об административных
правонарушениях областные, Минский городской Советы депутатов могут
принимать решения, предусматривающие за их нарушения
административную ответственность по всем вопросам, если они не
урегулированы указанным Кодексом, а также по вопросам борьбы со
стихийными бедствиями и эпидемиями; увеличивать размеры штрафов,
предусмотренные статьями указанного Кодекса, за правонарушения в
области охраны здоровья населения, окружающей природной среды,
использования тепловой и электрической энергии, за нарушения
ветеринарно-санитарных и карантинных правил, за правонарушения на
транспорте /кроме железнодорожного, речного, воздушного
междугороднего и международного автомобильного транспорта/, в
области дорожного хозяйства и связи, жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства, торговли, а также по вопросам охраны
общественного порядка. Часть вторая указанной статьи
предусматривает, что в случае принятия областным, Минским городским
Советом депутатов решения об увеличении размеров штрафов за
перечисленные в абзаце третьем части первой этой статьи
правонарушения ответственность виновных лиц, за совершенные на
территории области, города Минска правонарушения наступает в
соответствии с решением областного, Минского городского Совета
депутатов. Санкции, установленные статьями Кодекса об
административных правонарушениях, применяются, если иное не
предусмотрено решением областного, Минского городского Совета
депутатов.

 Выслушав представителя стороны, экспертов, специалиста, изучив
материалы дела, проанализировав нормы Конституции, Конституционный
Суд пришел к выводу, что отдельные положения статьи 5 Кодекса об
административных правонарушениях не соответствуют Конституции исходя
из следующего.

 Согласно статье 79 Конституции Верховный Совет является
единственным законодательным органом. Поэтому нормы статьи 5 Кодекса
об административных правонарушениях в части делегирования местным
Советам депутатов полномочий по усилению административной
ответственности, установленной Верховным Советом, противоречат
названному конституционному положению. Местные Советы депутатов
превращаются по существу в законодательные органы, в некоторых
случаях они принимали решения "о внесении изменений в Кодекс об
административных правонарушениях".

 Статья 22 Конституции гарантирует равенство всех перед законом
и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных
интересов. Соблюдение этой конституционной нормы не может быть
обеспечено, поскольку за одни и те же правонарушения местные Советы
депутатов устанавливают различные размеры штрафов. Кроме того,
областные и Минский городской Советы депутатов получили
неограниченную возможность установления видов административных
правонарушений.

 В части третьей статьи 7 Конституции предусмотрено, что
нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся
до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. В
статье 34 Конституции закреплено, что гражданам Республики Беларусь
гарантируется право на получение, хранение и распространение полной,
достоверной и своевременной информации о деятельности
государственных органов. Вопреки этим требованиям применяемые в
настоящее время решения местных Советов, устанавливающие санкции за
правонарушения, публикуются лишь в местной печати и не доводятся до
сведения всех граждан, которые могут быть субъектами правонарушений.

 Согласно статье 1 Конституции Республика Беларусь - унитарное
государство. Установление различных видов правонарушений и взысканий
за их совершение в зависимости от административно-территориального
деления характерно для федеративных государств.

 По мнению экспертов Головко А.А., Кучинского В.А., специалиста
Сухарковой А.И. нормы статьи 5 Кодекса об административных
правонарушениях, предоставляющие местным Советам депутатов право
устанавливать административную ответственность по неограниченному
кругу вопросов, а также увеличивать предусмотренные Верховным
Советом размеры штрафов, не содействуют укреплению законности,
приводят к возникновению правовых коллизий.

 Конституционный Суд Республики Беларусь пришел к выводу, что
абзац третий части первой статьи 5 Кодекса об административных
правонарушениях не соответствует статьям 1 и 79 Конституции
Республики Беларусь. Указанная норма не способствует реализации
закрепленных в статьях 7, 22, 23, 34 Конституции прав граждан.
Решения местных Советов депутатов, предусматривающие за их нарушения
административную ответственность, должны касаться исключительных
обстоятельств с учетом местных условий и приниматься в соответствии
с требованиями статьи 23 Конституции.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 7, 127, 128,
129 Конституции Республики Беларусь, статьями 5, 36, 40, 43 Закона
"О Конституционном Суде Республики Беларусь", Конституционный Суд
Республики Беларусь

 РЕШИЛ:

 1. Признать не соответствующими Конституции Республики Беларусь
абзац третий части первой статьи 5 Кодекса об административных
правонарушениях и принятые на основании его решения местных Советов
депутатов в части усиления административной ответственности и
считать их утратившими силу с 1 декабря 1994 года.

 2. Органам представительной и исполнительной власти до 1 января
1995 года привести свои акты, принятые ранее на основании статьи 5
Кодекса об административных правонарушениях, в соответствие с
Конституцией Республики Беларусь.

 3. Предложить Верховному Совету Республики Беларусь внести
изменения в статью 5 Кодекса об административных правонарушениях,
которые бы предусматривали право местных Советов депутатов,
исполнительных и распорядительных органов устанавливать
административную ответственность лишь в исключительных случаях с
учетом местных условий и в пределах, установленных законодательством
Республики Беларусь.

 4. Опубликовать настоящее Заключение в десятидневный срок со
дня принятия в "Ведамасцях Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь",
"Народнай газеце", "Звяздзе", а также в тех изданиях, где были
опубликованы решения областных и Минского городского Советов
депутатов, принятые ранее согласно статье 5 Кодекса Республики
Беларусь об административных правонарушениях.

 5. Настоящее Заключение вступает в силу со дня принятия,
является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит.


 Председательствующий -
 заместитель Председателя
 Конституционного Суда
 Республики Беларусь В.Г.Тихиня